Методическая разработка урока русского языка в коррекционной школе VIII вида на тему: Частица не с глаголами
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами.
Задачи:
1. Коррекционно –образовательные:
- формировать представление о частице НЕ и ее употребление с глаголами;
- формировать умение писать частицу НЕ с глаголами раздельно;
- формировать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами»;
- закреплять навыки и умения в определении грамматических признаков глаголов (время, число);
- упражнять обучающихся в согласовании глаголов с другими частями речи;
- закреплять навыки правописания родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
2. Коррекционно-развивающие.
- развивать все стороны речи обучающихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую);
- развивать словесную систему мышления;
- развивать память, наблюдательность, внимание;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- развивать навыки формулирования полных, доказательных ответов.
3.Коррекционно-воспитательные.
- воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир любовь к родному языку, интерес к предмету;
- воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими обучающимися класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_glagolom.docx | 106.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Тема урока: Частица НЕ с глаголами.
Цель: формирование представлений о частице НЕ и ее употреблении с глаголами.
Задачи:
- Коррекционно –образовательные:
- формировать представление о частице НЕ и ее употребление с глаголами;
- формировать умение писать частицу НЕ с глаголами раздельно;
- формировать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами»;
- закреплять навыки и умения в определении грамматических признаков глаголов (время, число);
- упражнять обучающихся в согласовании глаголов с другими частями речи;
- закреплять навыки правописания родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
2. Коррекционно-развивающие.
- развивать все стороны речи обучающихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую);
- развивать словесную систему мышления;
- развивать память, наблюдательность, внимание;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- развивать навыки формулирования полных, доказательных ответов.
3.Коррекционно-воспитательные.
- воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир любовь к родному языку, интерес к предмету;
- воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими обучающимися класса.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
-Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся вы узнаете если отгадаете загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - все в действие придет:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
-О какой части речи говорится в этом стихотворении?
-Верно, это глагол. И мы отправляемся в путешествие по морю знаний на удивительный остров Глагол.
Кто окажется впереди всех? Кто быстрее и лучше всех сумеет справиться с заданиями? Кого ждет главное сокровище острова и что это за сокровище? Это мы узнает в конце урока.
-Но прежде, чем отправиться в путь за знаниями, проверим, готовы ли вы к путешествию – проверяем домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
- Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились.
-Молодцы! Вы готовы к уроку.
-Итак, в путь, к новым знаниям.
III. Постановка цели и задач урока.
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит…
Быть может, там таинственных
Ошибок мир лежит?
А может мы с веселыми
Там встретимся глаголами?
Там за бортом, направо
Уже видна земля.
И до земли остался
Лишь поворот руля.
А остров охраняют
Огромный мудрый кит.
-Чтобы мы могли высадиться на остров, нужно назвать признаки глагола.
1.Какая часть речи называется глаголом?
2.Какие вы знаете грамматические признаки глагола? (время, число, род в прошедшем времени).
3.Каким членом предложения является глагол?
4. Как пишется частица НЕ с глаголами?
Сегодня на уроке мы будем закреплять правила правописания частицы НЕ с глаголами, поупражняемся в определении грамматических признаков глаголов, правописании орфограмм в этой части речи.
Эта тема для вас не новая и трудностей, я думаю, у вас не вызовет.
IY. Актуализация знаний обучающихся.
-Наше путешествие продолжается. На заколдованном острове глаголов долгие годы царит глубокая ночь.
- Давайте разбудим глаголы и для этого выполним следующее задание.
-Ваша задача – вставить пропущенные буквы и подчеркнуть глаголы со значением отрицания.
КОЛДОВСКАЯ НОЧЬ.
Эта ноч_ была полна великой тайны. Ни один звук не нарушал молчания.
Не шелестели на деревьях лист_я. Замерли ветры, и даже осина не трепетала.
М_рские волны не ударялись о пр_брежные скалы, а песок не хрустел под н_гами путников.
Природа замерла, чтобы не нарушать торжествен_ого покоя колдовской ночи.
-Проверим, правильно ли выполнили задание.
-Чем похожи эти глаголы? (они все с частицей не).
- Какая частица придала глаголам значение отрицания?
- Как она пишется?
- Назовите время и число глаголов.
Y.Физкультпауза.
-Отдохнули?
YI. Задание «Заморочки из бочки».
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
Давайте посмотрим, что принесла нам бочка. «Заморочки из бочки».
ЗАДАНИЕ.
Открываем учебник
Прочитайте пословицы и поговорки. Некоторые из них потеряли частицу НЕ и стали несуразными. Отыщи и исправь недочеты- где нужно, ставьте частицу НЕ перед глаголами. (по очереди, объясняя смыл пословиц). Для удобства можете смотреть на доску.
- Богатому спится: богатый вора боится.
- Языком косить – поясница заболит.
- Суши сено, пока солнышко светит.
- С ложью правда дружит.
- Кто в море бывал, тот лужи боится.
- Первая вина прощается.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Дружбу за деньги покупают.
- Когда играют, тогда и пляши.
- Печальному шутка на ум идет.
- Яйца курицу учат
- На удочку кита поймаешь.
Назовем еще раз пословицы с частицей не. Проверим.
- Откроем тетради. Какое сегодня число? Проговорим его орфографически правильно. Запишем в тетради число, кл. работа, упражнение № 198. Выпишите любые три пословицы с частицей не на выбор. При письме сидим правильно.
Релаксация
-Наше путешествие продолжается и пока глаголы готовят нам следующее задание мы с вами немного отдохнем и поиграем . Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание моря и попадете в «Волшебный сон».
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, ... засыпают...
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
И в вашем единстве – ваша сила.
На счет «три» откройте глаза.
Один! Два! Три! Встать!
YII. Глаголы подготовили нам новое задание. «Кто самый смекалистый?».
-Проверим, кто из вас лучше умеет отгадывать загадки.
-Выполнять это задание будет каждый самостоятельно.
-Проведем выборочный диктант.
- Я буду читать вам загадки, а вы должны отгадать их и выписать глаголы с частицей НЕ (дети выполняют задание в тетрадях).
ЗАГАДКИ.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
-Летит стрела огневая, никто ее не поймает.
-Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит, не выбежит.
-Маленький, кругленький, за хвостик не поднять.
- И в огне не горит, и в воде не тонет.
(проверка выполнения задания).
СКОРОГОВОРКА
-А теперь посмотрите на доску.
Не р…би др…ва на тр…ве дв…ра.
-Нужно вставить пропущенные буквы (один ученик к доске)
- Проверим правильно ли выполнили.
- Что у нас получилось? Почему так называется? Произнесем ее. (про себя, вслух).
YIII. Домашнее задание.
IX. Итог урока.
Итак, ребята!
Над чем мы сегодня работали?
Что мы выяснили?
- Как пишется частица НЕ с глаголами?
-Какое значение придает глаголам частица НЕ?
-Какие задания помогли вам закрепить умения:
- писать НЕ с глаголами?
-определять грамматические признаки глаголов?
-правильно писать орфограммы в глаголах.
- Какие задания были наиболее трудными и почему?
-Какие задания вам показались наиболее интересными и почему?
X. Выставление оценок.
- Большое спасибо за хорошую работу я говорю… и ставлю им «5».
- Молодцы… Они получают «4».
- Старались сегодня…Но нужно подтянутся «3».
XI. Рефлексия.
Я считаю, что мы сегодня хорошо поработали на уроке.
-Посмотрите. Глаголы, так же как и я, рады вашим успехам на уроке.
-И что же за сокровище мы приобрели на острове в конце нашего путешествия?
- Я считаю, что главные сокровища, которые мы приобрели на уроке- это знания. Согласны?
-Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"
Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....
«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...
«Использование информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида»
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятел...
Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»
В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, отсюда развивается познавательный интерес к русскому языку...
Система работы по учёту ошибок, их предупреждению и преодолению на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.
Дана система работы над ошибками....
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида
Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Комментарии
спасибо
спасибо