Рабочая учебная программа по эрзянскому языку для 5 класса
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая учебная программа факультативного курса "Эрзянский язык" для 5 класса с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl.mord_.yaz_.docx | 62.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
г.о.Саранск Республика Мордовия
«Утверждено» Решение педсовета от 30. 08. 2012 г. Протокол № 1 Приказ № 100 От 30.08.2013г. Директор школы __________ /О.В. Падерова/ | «Утверждено» Заседание Методсовета Протокол № 1 От 29. 08. 2013 г. Зам. директора по НМР _________ /Н.А. Мосевнина / | «Согласовано» на заседании МО Протокол № 1 от 28. 08. 2013 г. __________ рук. МО Маланкина Н.Ф./ |
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
по эрзянскому языку
для 5А, 5Б,5В, 5К классов
на 2013-1214 учебный год
Составитель:
Косынкина Лариса Михайловна,
учитель мордовского (эрзя) языка
2013 г
Пояснительная записка.
Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки.
Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.
Рабочая программа по эрзянскому языку для 2-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов из расчета 2 ч в неделю.
Реализацию программы обеспечивают нормативные документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03.17.12.2010г. №1897)
- Основная образовательная (общеобразовательная) программа основного общего образования;
- Образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ №25» (приказ №97а от 1.09.2012г);
- Программа развития МОУ «СОШ №25» «Оптимизация образовательного
- процесса посредством создания «пространства выбора» от 10.01.2011г.
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
- Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на
2013/2014 учебный год;
- Программа по изучению эрзянского языка в классах с русскоязычными учащимися, 5 класс: четвертый год обучения. /О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина .- Саранск , 2010
Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия с полиэтническим контингентом учащихся является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Изучение эрзянского языка в 5 классе (четвертый год обучения) направлено на достижение цели
развития коммуникативной компетенции
в совокупности ее составляющих:
- речевой,
- языковой
- социокультурной
- компенсаторной
-учебно-познавательной.
Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для среднего школьного возраста; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках.
Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям мордовского народа.
Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Характеристика учебного курса.
Обучение диалогической речи.
Диалогическая речь занимает и на этом этапе обучения ведущее место в процессе учебного общения, выступая как одно из важнейших средств и как одно из основных целевых умений. В форме беседы предъявляется и закрепляется новый учебный материал, активизируется его употребление. В форме беседы проверяется понимание прочитанного или прослушанного текста. Формирование у учащихся умения вести беседу обеспечивается всей организацией педагогического процесса на данном этапе.
Как и ранее, весьма распространенным типом диалога является диалог-расспрос, направленный на односторонний запрос информации. Наряду с этим в большей мере используется диалог, предполагающий ответную реплику: согласие/несогласие и др.
К овладению данными типами диалога учащиеся идут двумя путями: с помощью так называемого управляемого диалога и на основе диалогов-образцов. В первом случае учитель использует в виде подсказки побудительные реплики типа, с которыми он попеременно может обращаться к каждому партнеру индивидуально (т. е. к одной паре учащихся У1 — У2) или к коллективному партнеру, когда для организации одновременной фронтальной беседы все учащиеся разбиваются на партнеров А и В (например, по рядам) и работа ведется вполголоса в парах.
Во втором случае учащиеся идут к овладению диалогом от диалога-образца: как правило, от его воспроизведения к порождению диалога по аналогии. Чтобы облегчить составление диалога по аналогии, учащиеся учатся заменять (варьировать) реплики дилога-образца, используя сначала готовые предложения, а затем составленные самостоятельно.
Обучение монологической речи
Во 2-4 классах учащиеся овладели главным образом умением описывать лица и предметы и делать связное сообщение о себе, о своём друге, погоде, т.е. осваивали умения пользоваться двумя речевыми формами (коммуникативными типами речи): описанием и сообщением (в настоящем времени). В 5-м классе работа над этими речевыми формами продолжается, но охватывает большее количество лексических единиц и грамматического материала, т. е. формируемые в этом русле навыки и умения усложняются. Так, учащиеся должны овладеть умениями описывать внешность человека, одежду, погоду, например погоду сегодня в сравнении с погодой вчера, используя степени сравнения прилагательных, и т. д. Они должны овладеть умениями делать краткие сообщения о действиях в прошлом, настоящем и будущем. Кроме того, объектом целенаправленного формирования становятся пересказ как специфическая речевая форма, направленная на передачу полученной информации, а также рассказ о действиях и событиях в настоящем, прошлом.
Таким образом, на данном этапе обучения предполагается значительное качественное развитие монологической речи учащихся и увеличение количества используемых ими речевых форм (коммуникативных типов речи), а также лексического и грамматического материала. Текущий контроль диалогической и монологической речи осуществляется при прослушивании высказываний учащихся, но целенаправленным он становится на уроках повторения и контроля.
Обучение аудированию
Аудированиезанимает в 5классе весьма значительное место. Оно служит важным средством обучения, так как в процессе аудирования учащиеся часто знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом, тренируются в узнавании и припоминании уже известного, готовятся к ведению беседы по прослушанному и в связи с ним.
Обучение аудированию является также одной из основных целей обучения. В 6 классе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения этого вида речевой деятельности. В каждом параграфе имеется специальный блок работы над аудированием. Тексты несколько усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала, а также за счет некоторого увеличения длительности их звучания1. Кроме того, в большинство текстов для аудирования включены специальные языковые явления для развития языковой догадки (заимствования из русского языка, сложные и производные слова от знакомых корней). Помимо текстов, содержащих только знакомый материал или явления, о значении которых можно догадаться, ученикам предлагаются тексты, содержащие незнакомые слова. Обучение аудированию строится как реализация определенной программы действий с воспринимаемым на слух текстом.
Задание к каждому упражнению дано в учебнике, чтобы лучше ориентировать учащихся в последовательности действий, которые необходимо осуществлять в процессе прослушивания и после него, и чтобы таким образом заранее нацелить на предполагаемые формы контроля понимания. Это позволяет сделать процесс восприятия на слух более целенаправленным и управляемым.
Подготовка к этой работе обеспечивается выполнением многочисленных упражнений на слух. Упражнения направлены на восприятие материала, на отработку произношения, на расширение объема кратковременной памяти, на развитие механизма прогнозирования и т. д. Длительность звучания текста, как правило, до 1 минуты.
Контроль понимания осуществляется двумя путями: невербально (с помощью тестов на множественный выбор, сигнальных карт: зеленая — понял(а), красная — не понял(а) и вербально (ответы на вопросы по содержанию прослушанного и т. п.).
Обучение чтению
В 5 классе продолжается обучение технике чтения как вслух, так и про себя. При чтении вслух имеет большое значение умение быстро узнавать и правильно озвучивать известный материал или материал, который может быть узнан, бегло (без лишних пауз и в нормальном темпе) его читать и понимать на уровне значений и смысла. При чтении про себя также обращается внимание на темп чтения и адекватность понимания. Скорость чтения вслух и про себя определяется обычно в 250—300 печатных знаков в минуту. Большое значение имеет чтение с опорой на догадку. В связи с этим тексты для чтения включают, как и в предыдущих классах, интернационализмы, производные слова от знакомых корней, сложные слова, прилагательные в атрибутивной форме, понимание значения которых требует активной мыслительной деятельности: установления ассоциативных связей, переноса, осмысления.
В некоторых текстах имеются также отдельные незнакомые слова и реалии, значение которых раскрывается с помощью комментария, а также перевода, синонимов и других объяснений, данных на плашках.
Целенаправленно ведется работа по обучению чтению со словарем.
Наряду с учебными текстами в учебнике даются и облегченные оригинальные тексты: несколько мордовских народных сказок, несколько статей из журнала «Чилисема», стихи мордовских поэтов и др.
В целом, в 5 классе осуществляется дальнейшее развитие чтения с полным пониманием текстов, построенных на полностью знакомом материале или с предварительно снятыми трудностями, и текстов, включающих незнакомый, поддающийся самостоятельному осмыслению материал, а также материал, для понимания которого требуется обращение к словарю.
Кроме того, ведется работа над чтением с пониманием основного содержания, которое в дальнейшем должно стать ведущим.
Часто школьникам предлагается чтение разных текстов на выбор. В этом случае при проверке понимания содержания желательно так посадить учащихся в классе, чтобы один прочитал другому незнакомый для последнего текст либо кратко изложил его содержание, либо ответил на вопросы партнера по его содержанию и т. д. По сути, речь идет об использовании технологии «обучение в сотрудничестве».
Обучение письму
Обучение письму нацелено в 5 классе на поддержание навыков письма путем списывания и выполнения других письменных упражнений. Их количество увеличено. С другой стороны, в учебнике имеется некоторое количество творческих письменных заданий, например написание письма, заполнение анкеты, составление подписей к рисункам и т. п. Они выполняются частично по опорам, частично по аналогии, а потому посильны для учащихся.
Контроль навыков письма осуществляется на предварительно отработанном материале. Для этого используются упражнения с пропусками букв или небольшие диктанты.
Эти упражнения используются для фронтальной, самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.
Система упражнений для данного года обучения складывается, как и раньше, из упражнений по обучению: а) диалогической речи,б) монологической речи; в) аудированию; г) чтению; д) письму.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в к и обучающихся в 5 классе
В результате изучения языка ученик должен
знать/понимать:
– основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
– особенности структуры предложений изучаемого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
– признаки изученных ( существительных, прилагательных, глаголов, послелогов)
– основные нормы речевого этикета
– роль владения языками в современном мире; особенности
образа жизни, быта, культуры мордовского народа.
уметь:
говорение
– начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях
общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая,
уточняя;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое
мнение, просьбу, отвечать на предложение согласием/отказом, опираясь на
изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
– рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на
будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе,
– делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных
тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или
услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать оценку
аудирование
– понимать основное содержание кратких, несложных текстов
и выделять значимую информацию;
– понимать основное содержание небольших текстов, относящихся
к разным коммуникативным типам речи (сообщение, описание, рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные.
чтение
– ориентироваться в тексте; прогнозировать его содержание по названию;
– читать небольшие тексты разных жанров с пониманием основного
содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
– читать несложные тексты разных стилей с точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста
(языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную
информацию, выражать свое мнение;
– читать текст с выборочным пониманием нужной информации;
письменная речь
– писать поздравления, личные письма с опорой на образец – расспрашивать
адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу.
Учащиеся в результате изучения эрзянского языка ( начиная со 2 класса в начальной школе) должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями эрзянского языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
– создания целостной картины поликультурного мира, осознания
места и роли родного языка и изучаемого языка в этом мире;
– приобщения к ценностям культуры другого народа.
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форморганизации учебной деятельности учащихся. При этом акцент делается на парнуюи групповую формы организации занятий.
Предполагается выполнение проектныхзанятий в конце работы над темой, а также выполнение мини-проектов.
Место в учебном базисном плане – 68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Учебник.
Эрзянский язык.
5 класс: четвертый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010
Применяемые технологии:
- Игровые
- Проблемного обучения
- Проектные технологии
- Технология коллективных творческих дел
- Сказкотерапия
- Технология встречных усилий
- «Диалог культур»
- ИКТ – технологии
Формы организации образовательного процесса:
- творческая деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- практическая деятельность (выполнение упражнений).
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- разноуровневые тесты,
- комплекты заданий;
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
- тетради для контрольных работ;
- раздаточный материал для контрольных работ,
- тематические тесты;
- таблицы;
Календарно-тематическое планирование
уроков эрзянского языка в 5 А классе
Учебник. Эрзянский язык.
5 класс: четвертый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся/О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшкина.- Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2010
№ | Тема | Вид занятия | Вид самостоятельной работы | Кол-во часов | Дата планир. | Дата фактич. |
1 | Летние каникулы | Повторение | 2 | 6.09 7.09 | ||
2 | Времена года. Наступила осень. | Повторение. | Составляем рассказ по опорным словам | 1 | 13.09 | |
3 | Дары осени. Имя существительное. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к упражнению | 1 | 14.09 | |
4 | Школьные принадлежности. Одушевленные и неодушевленные существительные. | Работа с новыми синт.конструкциями | Чтение и перевод текста, составление кроссворда | 2 | 20.09 21.09 | |
5 | Путешествие, виды транспорта. | Ввод нового лексического материала | Работа с текстом, грамматическое задание | 2 | 27.09 28.09 | |
6 | Словари и разговорники эрзянского языка. Собственные и нарицательные существительные. | Объяснение нового материала | Работа со словарями, упражнения с грамматическими заданиями. | 1 | 4.10 | |
7 | Словари и разговорники эрзянского языка. Единственное и множественное число существительных. | Повторение. | 1 | 5.10 | ||
7 | Семейные традиции. День рождения. Склонения существительных. | Повторение. Объяснение нового материала. | Чтение и перевод, работа с текстом. | 2 | 11.10 12.10 | |
8 | Мой город, мое село. Падежи. | Объяснение нового материала. | Составляем предложения по образцу. | 2 | 18.10 19.10 | |
9 | Писатели и поэты Мордовии. | Презентация | 1 | 25.10 | ||
10 | Повторение. | Повторение и обобщение теоретического материала. | Ответы на вопросы. | 1 | 26.10 | |
11 | Повторение | Тестовая работа. | 1 | 1.11 | ||
12 | Мой друг. | Объяснение нового материала | Чтение и перевод | 1 | 15.11 | |
13 | Мой друг. | Практическое занятие | Выполнение упражнений с грамматическими заданиями. | 1 | 16.11 | |
14 | В журнале «Чилисема» | Урок чтения | Чтение и перевод | 1 | 22.11 | |
15 | Профессии в нашей семье. | Объяснение нового материала. | Работа с фольклорными текстами. | 1 | 23.11 | |
16 | Мне нравится эта профессия. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и пересказ. | 1 | 29.11 | |
17 | Мой класс. | Повторение | Составляем диалог. | 1 | 30.11 | |
18 | Мой класс. | Предъявление новой лексики | Составляем рассказ по опорным словам. | 1 | 6.12 | |
19 | Времена года. Приметы зимы. | Повторение. | Рассказ по картинке. | 1 | 7.12 | |
20 | Зимние забавы. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 13.12 | |
21 | Зимние забавы. | Практическое занятие. | Тестовая работа. | 1 | 14.12 | |
22 | Мордовский национальный костюм ( женский) | Презентация. | 1 | 20.12 | ||
23 | Мордовский национальный костюм (мужской) | Презентация. | Проект | 1 | 21.12 | |
24 | Повторение пройденного материала | Контроль ЗУН | Проверочная работа. | 1 | 27.12 | |
25 | Зимние праздники. | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 28.12 | |
26 | Празднование Нового года и Рождества. | Объяснение нового материала. | Упражнение с грамматическим заданием. | 1 | 17.01 | |
27 | Празднование Нового года и Рождества. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по плану. | 1 | 18.01 | |
28 | Колядки. | Презентация. | Работа с фольклорными текстами. | 2 | 24.01 25.01 | |
29 | 23 февраля - День защитника Отечества. | Предъявление нового лексического материала. | Составляем текст поздравления. | 1 | 31.01 | |
30 | Распорядок дня. | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 1.02 | |
31 | Распорядок дня. | Объяснение нового материала. | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 7.02 | |
32 | 8 Марта – международный женский день | Активизация речевых умений и навыков | Составляем диалог, текст поздравления. | 2 | 8.02 14.02 | |
33 | Приметы весны. | Повторение. | Ответы на вопросы к тексту. | 1 | 15.02 | |
34 | Приметы весны. | Практическое занятие. | Кроссворд. | 1 | 21.02 | |
35 | Птицы. | Предъявление нового лексического материала. | Чтение и перевод текста. | 1 | 22.02 | |
36 | Повадки птиц. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 28.02 | |
37 | Мордовская национальная кухня | Презентация | Проекты. | 2 | 1.03 7.03 | |
38 | Мой воскресный день. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 14.03 | |
39 | Мой воскресный день. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по плану. | 1 | 15.03 | |
40 | Мордовская народная сказка «Куйгорож» | Урок чтения | Чтение и пересказ | 1 | 21.03 | |
41 | Мордовские народные сказки | Инсценирование | 1 | 22.03 | ||
42 | Повторение пройденного материала. | Контроль ЗУН. | Тестовая работа | 1 | 4.04 | |
43 | Весенние праздники. Вербное воскресенье. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и перевод | 2 | 5.04 11.04 | |
44 | Журнал «Сятко» | Урок чтения. | Чтение и пересказ. | 2 | 12.04 18.04 | |
45 | Одежда и обувь. | Объяснение нового материала | Ответы на вопросы. | 1 | 19.04 | |
46 | Одежда и обувь | Практическое занятие. | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 25.04 | |
47 | Экскурсия по родному городу | Презентация | Проекты | 1 | 26.04 | |
48 | Экскурсия по родному городу | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ | 1 | 3.05 | |
49 | Мордовские народные игры | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по заданному началу | 1 | 10.05 | |
50 | Мордовские народные игры | Игра | 1 | 16.05 | ||
51 | Здоровье. Гигиена. Части тела | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 17.05 | |
52 | Здоровье. Гигиена. Части тела | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 23.05 | |
53 | Как я проведу летние каникулы? | Повторение. | Работа с текстом | 1 | 24.05 | |
54 | Летние каникулы. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем диалог, связный текст по теме «Летние каникулы» | 1 | 30.05 | |
55 | Повторение пройденного материала | Активизация речевых умений и навыков | 1 | 31.05 | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
уроков эрзянского языка в 5 Б классе
№ | Тема | Вид занятия | Вид самостоятельной работы | Кол-во часов | Дата планир. | Дата фактич. |
1 | Летние каникулы | Повторение | 2 | 6.09 7.09 | ||
2 | Времена года. Наступила осень. | Повторение. | Составляем рассказ по опорным словам | 1 | 13.09 | |
3 | Дары осени. Имя существительное. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к упражнению | 1 | 14.09 | |
4 | Школьные принадлежности. Одушевленные и неодушевленные существительные. | Работа с новыми синт.конструкциями | Чтение и перевод текста, составление кроссворда | 2 | 20.09 21.09 | |
5 | Путешествие, виды транспорта. | Ввод нового лексического материала | Работа с текстом, грамматическое задание | 2 | 27.09 28.09 | |
6 | Словари и разговорники эрзянского языка. Собственные и нарицательные существительные. | Объяснение нового материала | Работа со словарями, упражнения с грамматическими заданиями. | 1 | 4.10 | |
7 | Словари и разговорники эрзянского языка. Единственное и множественное число существительных. | Повторение. | 1 | 5.10 | ||
7 | Семейные традиции. День рождения. Склонения существительных. | Повторение. Объяснение нового материала. | Чтение и перевод, работа с текстом. | 2 | 11.10 12.10 | |
8 | Мой город, мое село. Падежи. | Объяснение нового материала. | Составляем предложения по образцу. | 2 | 18.10 19.10 | |
9 | Писатели и поэты Мордовии. | Презентация | 1 | 25.10 | ||
10 | Повторение. | Повторение и обобщение теоретического материала. | Ответы на вопросы. | 1 | 26.10 | |
11 | Повторение | Тестовая работа. | 1 | 1.11 | ||
12 | Мой друг. | Объяснение нового материала | Чтение и перевод | 1 | 15.11 | |
13 | Мой друг. | Практическое занятие | Выполнение упражнений с грамматическими заданиями. | 1 | 16.11 | |
14 | В журнале «Чилисема» | Урок чтения | Чтение и перевод | 1 | 22.11 | |
15 | Профессии в нашей семье. | Объяснение нового материала. | Работа с фольклорными текстами. | 1 | 23.11 | |
16 | Мне нравится эта профессия. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и пересказ. | 1 | 29.11 | |
17 | Мой класс. | Повторение | Составляем диалог. | 1 | 30.11 | |
18 | Мой класс. | Предъявление новой лексики | Составляем рассказ по опорным словам. | 1 | 6.12 | |
19 | Времена года. Приметы зимы. | Повторение. | Рассказ по картинке. | 1 | 7.12 | |
20 | Зимние забавы. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 13.12 | |
21 | Зимние забавы. | Практическое занятие. | Тестовая работа. | 1 | 14.12 | |
22 | Мордовский национальный костюм ( женский) | Презентация. | 1 | 20.12 | ||
23 | Мордовский национальный костюм (мужской) | Презентация. | Проект | 1 | 21.12 | |
24 | Повторение пройденного материала | Контроль ЗУН | Проверочная работа. | 1 | 27.12 | |
25 | Зимние праздники. | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 28.12 | |
26 | Празднование Нового года и Рождества. | Объяснение нового материала. | Упражнение с грамматическим заданием. | 1 | 17.01 | |
27 | Празднование Нового года и Рождества. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по плану. | 1 | 18.01 | |
28 | Колядки. | Презентация. | Работа с фольклорными текстами. | 2 | 24.01 25.01 | |
29 | 23 февраля - День защитника Отечества. | Предъявление нового лексического материала. | Составляем текст поздравления. | 1 | 31.01 | |
30 | Распорядок дня. | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 1.02 | |
31 | Распорядок дня. | Объяснение нового материала. | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 7.02 | |
32 | 8 Марта – международный женский день | Активизация речевых умений и навыков | Составляем диалог, текст поздравления. | 2 | 8.02 14.02 | |
33 | Приметы весны. | Повторение. | Ответы на вопросы к тексту. | 1 | 15.02 | |
34 | Приметы весны. | Практическое занятие. | Кроссворд. | 1 | 21.02 | |
35 | Птицы. | Предъявление нового лексического материала. | Чтение и перевод текста. | 1 | 22.02 | |
36 | Повадки птиц. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 28.02 | |
37 | Мордовская национальная кухня | Презентация | Проекты. | 2 | 1.03 7.03 | |
38 | Мой воскресный день. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 14.03 | |
39 | Мой воскресный день. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по плану. | 1 | 15.03 | |
40 | Мордовская народная сказка «Куйгорож» | Урок чтения | Чтение и пересказ | 1 | 21.03 | |
41 | Мордовские народные сказки | Инсценирование | 1 | 22.03 | ||
42 | Повторение пройденного материала. | Контроль ЗУН. | Тестовая работа | 1 | 4.04 | |
43 | Весенние праздники. Вербное воскресенье. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и перевод | 2 | 5.04 11.04 | |
44 | Журнал «Сятко» | Урок чтения. | Чтение и пересказ. | 2 | 12.04 18.04 | |
45 | Одежда и обувь. | Объяснение нового материала | Ответы на вопросы. | 1 | 19.04 | |
46 | Одежда и обувь | Практическое занятие. | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 25.04 | |
47 | Экскурсия по родному городу | Презентация | Проекты | 1 | 26.04 | |
48 | Экскурсия по родному городу | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ | 1 | 3.05 | |
49 | Мордовские народные игры | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по заданному началу | 1 | 10.05 | |
50 | Мордовские народные игры | Игра | 1 | 16.05 | ||
51 | Здоровье. Гигиена. Части тела | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 17.05 | |
52 | Здоровье. Гигиена. Части тела | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 23.05 | |
53 | Как я проведу летние каникулы? | Повторение. | Работа с текстом | 1 | 24.05 | |
54 | Летние каникулы. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем диалог, связный текст по теме «Летние каникулы» | 1 | 30.05 | |
55 | Повторение пройденного материала | Активизация речевых умений и навыков | 1 | 31.05 | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
уроков эрзянского языка в 5 В классе
№ | Тема | Вид занятия | Вид самостоятельной работы | Кол-во часов | Дата планир. | Дата фактич. |
1 | Летние каникулы | Повторение | 2 | 6.09 7.09 | ||
2 | Времена года. Наступила осень. | Повторение. | Составляем рассказ по опорным словам | 1 | 13.09 | |
3 | Дары осени. Имя существительное. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к упражнению | 1 | 14.09 | |
4 | Школьные принадлежности. Одушевленные и неодушевленные существительные. | Работа с новыми синт.конструкциями | Чтение и перевод текста, составление кроссворда | 2 | 20.09 21.09 | |
5 | Путешествие, виды транспорта. | Ввод нового лексического материала | Работа с текстом, грамматическое задание | 2 | 27.09 28.09 | |
6 | Словари и разговорники эрзянского языка. Собственные и нарицательные существительные. | Объяснение нового материала | Работа со словарями, упражнения с грамматическими заданиями. | 1 | 4.10 | |
7 | Словари и разговорники эрзянского языка. Единственное и множественное число существительных. | Повторение. | 1 | 5.10 | ||
7 | Семейные традиции. День рождения. Склонения существительных. | Повторение. Объяснение нового материала. | Чтение и перевод, работа с текстом. | 2 | 11.10 12.10 | |
8 | Мой город, мое село. Падежи. | Объяснение нового материала. | Составляем предложения по образцу. | 2 | 18.10 19.10 | |
9 | Писатели и поэты Мордовии. | Презентация | 1 | 25.10 | ||
10 | Повторение. | Повторение и обобщение теоретического материала. | Ответы на вопросы. | 1 | 26.10 | |
11 | Повторение | Тестовая работа. | 1 | 1.11 | ||
12 | Мой друг. | Объяснение нового материала | Чтение и перевод | 1 | 15.11 | |
13 | Мой друг. | Практическое занятие | Выполнение упражнений с грамматическими заданиями. | 1 | 16.11 | |
14 | В журнале «Чилисема» | Урок чтения | Чтение и перевод | 1 | 22.11 | |
15 | Профессии в нашей семье. | Объяснение нового материала. | Работа с фольклорными текстами. | 1 | 23.11 | |
16 | Мне нравится эта профессия. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и пересказ. | 1 | 29.11 | |
17 | Мой класс. | Повторение | Составляем диалог. | 1 | 30.11 | |
18 | Мой класс. | Предъявление новой лексики | Составляем рассказ по опорным словам. | 1 | 6.12 | |
19 | Времена года. Приметы зимы. | Повторение. | Рассказ по картинке. | 1 | 7.12 | |
20 | Зимние забавы. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 13.12 | |
21 | Зимние забавы. | Практическое занятие. | Тестовая работа. | 1 | 14.12 | |
22 | Мордовский национальный костюм ( женский) | Презентация. | 1 | 20.12 | ||
23 | Мордовский национальный костюм (мужской) | Презентация. | Проект | 1 | 21.12 | |
24 | Повторение пройденного материала | Контроль ЗУН | Проверочная работа. | 1 | 27.12 | |
25 | Зимние праздники. | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 28.12 | |
26 | Празднование Нового года и Рождества. | Объяснение нового материала. | Упражнение с грамматическим заданием. | 1 | 17.01 | |
27 | Празднование Нового года и Рождества. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по плану. | 1 | 18.01 | |
28 | Колядки. | Презентация. | Работа с фольклорными текстами. | 2 | 24.01 25.01 | |
29 | 23 февраля - День защитника Отечества. | Предъявление нового лексического материала. | Составляем текст поздравления. | 1 | 31.01 | |
30 | Распорядок дня. | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 1.02 | |
31 | Распорядок дня. | Объяснение нового материала. | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 7.02 | |
32 | 8 Марта – международный женский день | Активизация речевых умений и навыков | Составляем диалог, текст поздравления. | 2 | 8.02 14.02 | |
33 | Приметы весны. | Повторение. | Ответы на вопросы к тексту. | 1 | 15.02 | |
34 | Приметы весны. | Практическое занятие. | Кроссворд. | 1 | 21.02 | |
35 | Птицы. | Предъявление нового лексического материала. | Чтение и перевод текста. | 1 | 22.02 | |
36 | Повадки птиц. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 28.02 | |
37 | Мордовская национальная кухня | Презентация | Проекты. | 2 | 1.03 7.03 | |
38 | Мой воскресный день. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 14.03 | |
39 | Мой воскресный день. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по плану. | 1 | 15.03 | |
40 | Мордовская народная сказка «Куйгорож» | Урок чтения | Чтение и пересказ | 1 | 21.03 | |
41 | Мордовские народные сказки | Инсценирование | 1 | 22.03 | ||
42 | Повторение пройденного материала. | Контроль ЗУН. | Тестовая работа | 1 | 4.04 | |
43 | Весенние праздники. Вербное воскресенье. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и перевод | 2 | 5.04 11.04 | |
44 | Журнал «Сятко» | Урок чтения. | Чтение и пересказ. | 2 | 12.04 18.04 | |
45 | Одежда и обувь. | Объяснение нового материала | Ответы на вопросы. | 1 | 19.04 | |
46 | Одежда и обувь | Практическое занятие. | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 25.04 | |
47 | Экскурсия по родному городу | Презентация | Проекты | 1 | 26.04 | |
48 | Экскурсия по родному городу | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ | 1 | 3.05 | |
49 | Мордовские народные игры | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по заданному началу | 1 | 10.05 | |
50 | Мордовские народные игры | Игра | 1 | 16.05 | ||
51 | Здоровье. Гигиена. Части тела | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 17.05 | |
52 | Здоровье. Гигиена. Части тела | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 23.05 | |
53 | Как я проведу летние каникулы? | Повторение. | Работа с текстом | 1 | 24.05 | |
54 | Летние каникулы. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем диалог, связный текст по теме «Летние каникулы» | 1 | 30.05 | |
55 | Повторение пройденного материала | Активизация речевых умений и навыков | 1 | 31.05 | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
уроков эрзянского языка в 5 К классе
№ | Тема | Вид занятия | Вид самостоятельной работы | Кол-во часов | Дата планир. | Дата фактич. |
1 | Летние каникулы | Повторение | 2 | 6.09 7.09 | ||
2 | Времена года. Наступила осень. | Повторение. | Составляем рассказ по опорным словам | 1 | 13.09 | |
3 | Дары осени. Имя существительное. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к упражнению | 1 | 14.09 | |
4 | Школьные принадлежности. Одушевленные и неодушевленные существительные. | Работа с новыми синт.конструкциями | Чтение и перевод текста, составление кроссворда | 2 | 20.09 21.09 | |
5 | Путешествие, виды транспорта. | Ввод нового лексического материала | Работа с текстом, грамматическое задание | 2 | 27.09 28.09 | |
6 | Словари и разговорники эрзянского языка. Собственные и нарицательные существительные. | Объяснение нового материала | Работа со словарями, упражнения с грамматическими заданиями. | 1 | 4.10 | |
7 | Словари и разговорники эрзянского языка. Единственное и множественное число существительных. | Повторение. | 1 | 5.10 | ||
7 | Семейные традиции. День рождения. Склонения существительных. | Повторение. Объяснение нового материала. | Чтение и перевод, работа с текстом. | 2 | 11.10 12.10 | |
8 | Мой город, мое село. Падежи. | Объяснение нового материала. | Составляем предложения по образцу. | 2 | 18.10 19.10 | |
9 | Писатели и поэты Мордовии. | Презентация | 1 | 25.10 | ||
10 | Повторение. | Повторение и обобщение теоретического материала. | Ответы на вопросы. | 1 | 26.10 | |
11 | Повторение | Тестовая работа. | 1 | 1.11 | ||
12 | Мой друг. | Объяснение нового материала | Чтение и перевод | 1 | 15.11 | |
13 | Мой друг. | Практическое занятие | Выполнение упражнений с грамматическими заданиями. | 1 | 16.11 | |
14 | В журнале «Чилисема» | Урок чтения | Чтение и перевод | 1 | 22.11 | |
15 | Профессии в нашей семье. | Объяснение нового материала. | Работа с фольклорными текстами. | 1 | 23.11 | |
16 | Мне нравится эта профессия. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и пересказ. | 1 | 29.11 | |
17 | Мой класс. | Повторение | Составляем диалог. | 1 | 30.11 | |
18 | Мой класс. | Предъявление новой лексики | Составляем рассказ по опорным словам. | 1 | 6.12 | |
19 | Времена года. Приметы зимы. | Повторение. | Рассказ по картинке. | 1 | 7.12 | |
20 | Зимние забавы. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 13.12 | |
21 | Зимние забавы. | Практическое занятие. | Тестовая работа. | 1 | 14.12 | |
22 | Мордовский национальный костюм ( женский) | Презентация. | 1 | 20.12 | ||
23 | Мордовский национальный костюм (мужской) | Презентация. | Проект | 1 | 21.12 | |
24 | Повторение пройденного материала | Контроль ЗУН | Проверочная работа. | 1 | 27.12 | |
25 | Зимние праздники. | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 28.12 | |
26 | Празднование Нового года и Рождества. | Объяснение нового материала. | Упражнение с грамматическим заданием. | 1 | 17.01 | |
27 | Празднование Нового года и Рождества. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по плану. | 1 | 18.01 | |
28 | Колядки. | Презентация. | Работа с фольклорными текстами. | 2 | 24.01 25.01 | |
29 | 23 февраля - День защитника Отечества. | Предъявление нового лексического материала. | Составляем текст поздравления. | 1 | 31.01 | |
30 | Распорядок дня. | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 1.02 | |
31 | Распорядок дня. | Объяснение нового материала. | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 7.02 | |
32 | 8 Марта – международный женский день | Активизация речевых умений и навыков | Составляем диалог, текст поздравления. | 2 | 8.02 14.02 | |
33 | Приметы весны. | Повторение. | Ответы на вопросы к тексту. | 1 | 15.02 | |
34 | Приметы весны. | Практическое занятие. | Кроссворд. | 1 | 21.02 | |
35 | Птицы. | Предъявление нового лексического материала. | Чтение и перевод текста. | 1 | 22.02 | |
36 | Повадки птиц. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 28.02 | |
37 | Мордовская национальная кухня | Презентация | Проекты. | 2 | 1.03 7.03 | |
38 | Мой воскресный день. | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 14.03 | |
39 | Мой воскресный день. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по плану. | 1 | 15.03 | |
40 | Мордовская народная сказка «Куйгорож» | Урок чтения | Чтение и пересказ | 1 | 21.03 | |
41 | Мордовские народные сказки | Инсценирование | 1 | 22.03 | ||
42 | Повторение пройденного материала. | Контроль ЗУН. | Тестовая работа | 1 | 4.04 | |
43 | Весенние праздники. Вербное воскресенье. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и перевод | 2 | 5.04 11.04 | |
44 | Журнал «Сятко» | Урок чтения. | Чтение и пересказ. | 2 | 12.04 18.04 | |
45 | Одежда и обувь. | Объяснение нового материала | Ответы на вопросы. | 1 | 19.04 | |
46 | Одежда и обувь | Практическое занятие. | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 25.04 | |
47 | Экскурсия по родному городу | Презентация | Проекты | 1 | 26.04 | |
48 | Экскурсия по родному городу | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ | 1 | 3.05 | |
49 | Мордовские народные игры | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по заданному началу | 1 | 10.05 | |
50 | Мордовские народные игры | Игра | 1 | 16.05 | ||
51 | Здоровье. Гигиена. Части тела | Повторение. | Чтение и перевод текста. | 1 | 17.05 | |
52 | Здоровье. Гигиена. Части тела | Объяснение нового материала | Грамматическое задание к тексту. | 1 | 23.05 | |
53 | Как я проведу летние каникулы? | Повторение. | Работа с текстом | 1 | 24.05 | |
54 | Летние каникулы. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем диалог, связный текст по теме «Летние каникулы» | 1 | 30.05 | |
55 | Повторение пройденного материала | Активизация речевых умений и навыков | 1 | 31.05 | ||
Итого | 68 |
Содержание программы
Летние каникулы. Повторение.( 2часа)
Наступила осень.( 2 часа)
Знать: лексику по теме; имя существительное.
Уметь: использовать в речи данное грамматическое явление.
Школьные принадлежности.( 2 часа)
Знать: лексику по теме; имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Уметь: различать имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Путешествие. Виды транспорта. (2 часа)
Знать: лексику по теме.
Уметь: использовать в речи имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Словари и разговорники эрзянского языка.( 2часа)
Знать: существительные собственные и нарицательные.
Уметь: работать со словарем, использовать в речи существительные собственные и нарицательные.
Семейные традиции. Празднование дня рождения. (2 часа)
Знать: лексику по теме, категорию числа существительных, склонение существительных.
Уметь: образовывать форму множественного числа существительных,
употреблять существительные в основном, указательном, притяжательном склонениях.
Мой город, мое село. (2 часа)
Знать: лексику по теме, систему падежей.
Уметь: склонять имена существительные.
Писатели и поэты Мордовии. (1 час)
Знать: имена писателей и поэтов Мордовии, иметь представление об их творчестве.
Уметь: по опорной записи определять падежи имен существительных.
Повторение и обобщение темы «Существительное».
Мой друг (моя подруга) (2 часа)
Знать: лексику по теме, дательный и отложительный падежи.
Уметь: употреблять существительные в дательном и отложительном падежах, составлять текст по теме «Мой друг (моя подруга)».
Встреча с журналом «Чилисема». Работа с журналом «Чилисема». (2 часа)
Знать: местный и исходный падежи.
Уметь: определять форму изученных падежей, составлять текст письма.
Профессии в нашей семье. Мне нравится эта профессия. (2 часа)
Знать: лексику по теме, направительный и вносительный падежи.
Уметь : употреблять существительные в направительном и вносительном падежах, составлять диалог по теме.
Мой класс. (2 часа)
Знать: лексику по теме, переместительный и превратительный падежи.Уметь : употреблять существительные впереместительном и превратительном падежах, составлять связный текст по теме.
Приметы зимы. Зимние забавы. (3 часа)
Знать: лексику по теме, сравнительный и изъятельный падежи.
Уметь: составлять связный текст по теме, употребляя существительные в формах разных падежей.
Мордовская национальная одежда. (2 часа)
Знать : лексику по теме, суффиксы субъективной оценки.
Уметь: понимать текст-описание, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Повторение и обобщение темы «Имя существительное». (1 час)
Зимние праздники. Новый год и Рождество. (6 часов)
Знать: о традициях и обычаях мордвы, имя прилагательное и его признаки.
Уметь: составить текст-описание, употреблять в речи прилагательные, различать качественные и относительные прилагательные.
Распорядок дня. (2 часа)
Знать: лексику по теме.
Уметь: составлять диалог, связный текст по заданной теме.
8 Марта – Международный женский день. (2 часа)
Знать: лексику по теме, способы образования прилагательных.
Уметь: составлять текст поздравления.
Птицы. Повадки птиц. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Послелоги и их значения.
Уметь: понимать текст по теме, отвечать на вопросы, писать послелоги со словами.
Национальные еда и напитки. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Глагол и его признаки.
Уметь: составлять рассказ по плану, употреблять глаголы в речи.
Мой воскресный день. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Глагол, его времена.
Уметь: составлять текст-описание действия.
Знакомство с мордовскими народными сказками. (2 часа)
Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное». (1 час)
Весенние праздники. Вербное воскресенье. Пасха. (2 часа)
Знать: о традициях и обычаях мордвы. Времена глагола.
Уметь: строить высказывания о событиях в прошедшем, настоящем, будущем времени.
Знакомство с журналом «Сятко». (2 часа).
Знакомство с произведениями современных мордовских писателей
Одежда и обувь.( 2 часа)
Знать: лексику по теме. Глагол, его времена.
Уметь: употреблять глаголы в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.
Экскурсии по родному городу. (2 часа)
Мордовские народные игры. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Типы предложений по цели высказывания.
Уметь: составлять диалог, участвовать в диалоге.
Здоровье. Гигиена. Части тела. (2 часа)
Знать: лексику по теме. Типы предложений по интонации.
Уметь: составлять рассказ по теме, употребляя в речи разные по цели высказывания и по эмоционально окраске предложения.
Повторение и обобщение темы «Глагол».( 1 час)
Повторение и обобщение пройденного материала за весь год.( 2часа)
Материально-техническое обеспечение
- Компьютер.
- Проектор, экран.
- Мультимедийное электронное издание «Живи, родной язык!»
- Магнитофон.
- Диски с народными сказками
- Таблицы
- Диски с фильмами.
Литература
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по эрзянскому языку 5 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку для 5 класса русскоязычных школ...
Рабочая программа по эрзянскому языку 6 класс
Данной рабочей программой предусматриваются преимущественно практические занятия в форме групповой, парной или индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся....
Рабочая программа учебного курса "Эрзянский язык" (6 класс)
Рабочая программа соответствует учебному пособию « Эрзянский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений \О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин....
Рабочая программа учебного курса "Эрзянский язык" (5 класс)
Рабочая программа соответствует учебному пособию « Эрзянский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений. О.В.Кочеваткина, Н.И.Ивлюшки...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по эрзянскому языку. 4 класс
Рабочая программа...