Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса
рабочая программа (11 класс) по теме
Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_adygeyskoy_literature_dlya_11_klassa.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №11 села Красногвардейского
«УТВЕРЖДАЮ»: Директор МОУ СОШ №11 __________Г.А.Труженникова «_____»__________2011год |
Рабочая программа по адыгейской литературе
для 11 класса
на 2011-2012 учебный год
Составила
Коблева Сусана Байзетовна,
учитель адыгейского языка и литературы
МОУ СОШ№11 села Красногвардейского
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 11 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Учебно-методический комплекс.
Учебник- хрестоматия для учащихся 10- 11 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.
Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между учениками разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Концептуальные положения курса:
1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
Основные требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны создавать устное и письменное речевое высказывание:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения ;
- использования навыков анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
Одиннадцатый класс (68 часов)
I. Художественный мир адыгейской литературы Художественный мир Исхака Шумафовича Машбаша
Жизненный и творческий путь писателя и поэта.
Стихотворения: «Адыги», «Земля», «Мосты», «О языке земли моей родной». Поэзия как выражение красоты и идеала. Поэт воспевает свой народ, свой край, свою землю, свой язык.
Приемы создания поэтического образа.
Творческий практикум.
Анализ стихотворений.
«Сражение возле речушки Бзиюк». Отрывок из романа «Раскаты далекого грома».
В основе романа лежит историческая правда. Бзиюкская битва-восстание шапсугских тфокотлей с бжедугскими князьями и орками в XVIII веке - трагедия народа. Классовая борьба в романе.
Сочувствие и военная поддержка со стороны императрицы Екатерины князьям и оркам Бжедугии. Героизм, мужество и стойкость тфокотлей Шапсугии, Темиргойи, Абадзехии, Убыхии, Бесленеи, Махошии в борьбе против произвола, жестокости и несправедливости.
Братская помощь крестьян из Турции оружием. Образы героев, погибших в неравном бою. Братья Хагуры. Образ матери Ляшина. Идеи дружбы, взаимопонимания, согласия и равноправия народа в романе.
Творческий практикум.
Семинар, сочинение-размышление, реферат, ролевая дискуссия.
«Близоклокоть, да не достанешь его...». Отрывок из романа «Жернова».
Страшные жернова истории для адыгского народа в романе
И. Машбаша «Жернова» — это Россия и Турция. Адрианопольский мирный договор 1829 года между Турцией и Россией и передача лучших черкесских земель России без ведома адыгов.
Тема объединения всех адыгских племен в единое государство - Черкесию -основная тема романа Машбаша. Сафербий Зан и Хан-Гирей - патриоты своего народа. Идеи объединения всех адыгских племен в единое государство со своим государственным строем и знаменем.
Творческий практикум.
Семинар, сочинение-размышление, реферат, ролевая дискуссия.
Художественный мир Хязрета Ахметовича Ашинова
Слово о поэте и писателе. Стихотворение «Мои товарищи».
Тема войны в лирике и прозе Ашинова. Человек в трагических условиях. Дружба и ее функции в стихотворении.
Творческий практикум.
Поэтический семинар. :
«Воспоминания». Отрывок из повести «Последняя неделя августа».
Система образов произведения. Сравнительный анализ образов отца Заура и Хаджимета.
Творческий практикум.
Читательская конференция. Художественное произведение и его читатели.
Художественный мир Хамида Яхьевича Беретаря
Слово о поэте.
«Сонеты». Особенности сонета как жанра и его отличие от других
поэтических произведений. Тема добра, красоты, солнца, весны, любви в сонетах
Беретаря.
Творческий практикум.
Сочинение-рассуждение.
«Повесть об ауле».
Трагедия адыгейского аула, оказавшегося на дне Кубанского
водохранилища с целью поднятия уровня экономического благополучия региона -
основной мотив драматически наполненного поэтического произведения
Беретаря. Трагический пафос.
Творческий практикум.
Литературно-критическое эссе.
Художественный мир Гиссы Кагировича Схаплок
Слово о драматурге.
Драма «Танец смерти». Отрывок из героико-романтической трагедии
«Танец смерти».
Драма как род литературы, ее особенности. Драматическая напряженность
внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. Трагическая история
любви и ее авторская оценка. Символические образы.
Творческий практикум.
Рецензия на спектакль
Художественный мир Пшимафа Карбечевича Кошубаева
Жизненный и творческий путь писателя.
«Семь дождливых дней». Повесть в сокращении.
Тема нравственного возрождения человека в повести. Великая
Отечественная война и ее отголоски.
Композиция повести - образ дождя.
Глубина нравственной проблематики и психологизма повести.
Творческий практикум.
Дискуссия на одну из предложенных тем.
Художественный мир Джафара Базруковича Чуяко
Жизненный и творческий путь поэта и писателя.
«Подвиг», «Там, где горели камни». Отрывок из поэмы.
Военная лирика Д. Чуяко, посвящение произведений ветеранам-
фронтовикам и героям, не вернувшимся с войны. Мастерство в создании
характеров героев.
Творческий практикум.
Поэтический семинар.
Художественный мир Бреджиба Адшесовича Мамия
Жизненный и творческий путь драматурга. «Берегись, любовь!». Отрывок из пьесы.
Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии, реалистические черты характеров.
Творческий практикум.
Рецензия на пьесу.
Художественный мир Сафера Ильясовича Панеша
Жизненный и творческий путь писателя.
«Молодые патриоты». Отрывок из повести «Любовь и уголь».
Трагические события военных лет в произведениях Панеша. Тема
предательства, нравственного падения человека, ранее пользовавшегося
уважением окружающих и горячо пропагандировавшего существующую власть и
ее порядки.
Влияние на судьбы детей ошибок, совершенных родителями. Мир
и человек в прозе Панеша. Трагическое звучание темы любви.
Творческий практикум.
Литературно-критическое эссе.
Творческий практикум. Дискуссия на одну из предложенных тем. Поэма «Отец».
Тема Великой Отечественной войны. Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции, детали. Творческий практикум. Семинар, дискуссия, рецензия на поэму.
Художественный мир Каплана Гайсовича Кесебежева
Слово о поэте.
Стихотворения: «Треугольные письма», «Там, где аульские курганы».
Военная лирика Кесебежева. Воспоминания автора, надежда на мир и светлое будущее. Призыв помнить погибших воинов. Приемы изображения действительности в стихах. Особенности стихосложения.
Творческий практикум.
Сочинение-исследование в разных жанрах.
Художественный мир Хусена Хаджимосовича Хурумова
О поэте.
«Колодец Хапака», «Я двери запер на засов», «Солнце у моих дверей», «Я хо-хо-чу».
Основные темы и мотивы лирики X. Хурумова. Своеобразие и функции художественных средств. Новаторские поиски в области языка, словотворчество.
Творческий практикум.
Ролевая дискуссия, реферат.
II. Современная адыгейская поэзия молодых поэтов (4 ч.)
Художественный мир Мугдина Исмаиловича Тлехаса
О поэте.
Стихотворения: «Легенда о Мафэхабле», «Черкесские сады», «Черкешенка», «Добро и зло», «Мечта», «Страшно».
Выражение боли, страдания за уничтожение природы. Воспевание рождения нового аула, красоты черкешенки. Призыв к людям планеты сохранить живую природу.
Совершенство стихотворной формы. Символы природных стихий. Музыкальные принципы поэтической речи и их реализация в творчестве поэта.
Творческий практикум.
Рецензия на стихи.
Художественный мир Санят Арамбиевны Гутовой
Жизненный и творческий путь поэтессы.
Стихотворения: «Разрывается барабан с ярым треском...», «Бери и ешь».
Поэтический мир С. Гутовой. Отличие данной поэзии от традиционной лирики. Писательское мастерство. Творческий практикум. Классная дискуссия.
Художественный мир Сайды Ахмедовны Хунаговой
Жизненный и творческий путь С. Хунаговой.
Стихотворения: «Мой народ, ты в поклоне застыл», «Для тебя слишком седа моя голова», «Говорю», «Рваная тишина», «Хаос».
Проблема национальных истоков. Воспитание молодёжи и её будущее -основная тема лирики Хунаговой. Осуждение падения нравственных ценностей.
Традиции и новаторство в современной прозе. Нравственно-философская проблематика. Образы-типы. Писательское мастерство.
Творческий практикум.
Читательская конференция. Современная адыгейская поэзия.
Художественный мир Шихамбия Исмагиловича Куева
Жизненный и творческий путь поэта.
Стихотворения:«Мое слово», «Руки матери — с чем их сравнить?»,
«В ожидании любви», «С любовью не прощаются».
Раздумья о нравственных ориентирах, настоящей правде человеческих
отношений - основная тема лирики Куева. Патриотические мотивы и лирические
чувства в стихах. Особенности стихосложения.
Творческий практикум.
Теоретический семинар, реферат.
Художественный мир Заремы Индрисовны Хакуновой-Хуаз
Жизненный и творческий путь поэтессы.
Стихотворения: «Жизнь меня крутит и расщепляет», «Чудо из чудес».
Глубокий смысл и лиричность стихов Хакуновой-Хуаз. Поэтическое
мастерство.
Творческий практикум.
Поэтический семинар или дискуссия «Существует ли женская поэзия?»
Художественный мир Тимура Исмаиловича Дербе
Жизненный и творческий путь поэта.
Стихотворения: «С рожденья слышу я скорбные песни плача», «Год за годом, как серые облака...», «Люблю я свой народ. Благую ношу», «Дождь весенний все льет и льет».
Основные темы и мотивы лирики Дербе. Поэтический мир.
Творческий практикум.
Итоговая читательская конференция. Общее и особенное в стихах молодых поэтов.
III. Развитие речи (6 ч.)
Творческий практикум. Поэтический мир адыгейских поэтов. Классная дискуссия.
Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей. Реферат.
Русский национальный характер в изображении адыгских писателей. Сочинение-размышление по произведениям И. Ш. Машбаша. Сочинение-рассуждение по произведениям А. М. Гадагатля. Итоговая читательская конференция. Адыгские писатели и поэты XIX и XX веков.
IV. Адыгейская литературная наука на современном этапе (5 ч.)
Жизненный и творческий путь литературоведов и критиков адыгейской литературной науки на современном этапе: Магомета Шамсудиновича Кунижева, Абубачира Адышесовича Схаляхо, Казбека Гиссовича Шаззо, Руслана Галимовича Мамия, Туркубия Нуховича Чамокова, Учужука Масхудовича Панеша, Аслана Китовича Тхакушинова, Хамеда Гиссовича Тлепцерше.
Чтение и изучение литературно-критических статей критиков-современников.
Творческий практикум.
Презентация самостоятельно прочитанной критической статьи.
11 класс
(Всего 34 ч. в учебном году.)
№ урока | Тема урока | Д/З | Дата |
I полугодие | |||
1. | Художественный мир адыгейской литературы | ||
2. | Жизненный и творческий путь писателя и поэта И.Ш.Машбаша. Стихотворения: «Адыги», «Земля», «Мосты», «О языке земли моей родной». | ||
3. | «Сражение возле речушки Бзиюк». Отрывок из романа И.Ш.Машбаша «Раскаты далекого грома». | ||
4. | Отрывок из романа И.Ш.Машбаша «Жернова». | ||
5. | Тема войны в лирике и прозе Х.А.Ашинова. | ||
6. | Отрывок из повести Х.А.Ашинова «Последняя неделя августа». | ||
7. | Тема добра, красоты, солнца, весны, любви в сонетах Х.Я.Беретаря. | ||
8. | Отрывок из героико-романтической трагедии Г.К.Схаплока «Танец смерти». | ||
9. | Повесть П.К.Кошубаева «Семь дождливых дней». | ||
10. | Военная лирика Д. Б. Чуяко. | ||
11. | Сатирическая направленность комедии Е.А.Мамия «Берегись, любовь!». | ||
12. | Отрывок из повести С.И.Панеша «Любовь и уголь». | ||
13. | Трагические события военных лет в произведениях С.И. Панеша | ||
14. | Чувство гордости, любви к Родине в лирике К.Х.Кумпилова. | ||
15. | Н.Ю.Куек. Поэма .Ашуг. | ||
16. | Творческий практикум. Дискуссия. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей. | ||
17. | Контрольное тестирование за 1 полугодие: « Писатели и поэты Адыгеи» | ||
II полугодие | |||
18. | Ю.Г.Чуяко.Роман.Сказание о Железном волке. | ||
19. | Тема добра, любви в творчестве Р.М.Нехая. | ||
20. | Основные темы и мотивы лирики Н.Н.Багова, Ачмиз Р.У.,Панеша Х.М. | ||
21. | Махош Р.И.Стихотворение.Последнее мгновение. | ||
22. | Художественный мир Р.М.Паранук. | ||
23. | Военная лирика К.Г.Кесебежева. | ||
24. | Основные темы и мотивы лирики X. Х. Хурумова. | ||
25. | Выражение боли, страдания за уничтожение природы в стихотворениях М.И.Тлехаса. | ||
26. | Отличие поэзии С.А.Гутовой от традиционной лирики. Писательское мастерство. | ||
27. | Воспитание молодёжи и её будущее -основная тема лирики С.А. Хунаговой. | ||
28. | Патриотические мотивы в стихотворениях Ш.И.Куева. | ||
29. | Глубокий смысл и лиричность стихов З.И. Хакуновой-Хуаз. | ||
30. | Общее и особенное в стихах молодых поэтов. | ||
31. | Классная дискуссия. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей. | ||
32. | Итоговая читательская конференция. | ||
33. | Писатели и поэты Адыгеи.Повторение. | ||
34. | Контрольное тестирование за год « Произведения адыгейских писателей и поэтов» |
Ресурсное обеспечение :
http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование"
http://www.russianculture.ru - Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru - федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена
http://www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование детей"
http://www.law.edu.ru - федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
http://en.edu.ru – Естественнонаучный образовательный портал
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.metodika.ru - сайт, посвященный новой методике обучения детей
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://newseducation.ru - Большая перемена: Сайт информационной поддержки ФЦПРО
http://www.informatika.ru - Российский общеобразовательный портал
http://www.uroki.ru - Образовательный портал Учеба
http://www.ug.ru - Информационный сайт "Учительская газета"
http://www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования»
http://www.gov.spb.ru - Официальный портал администрация Санкт-Петербурга.
http://www.k-obr.spb.ru – Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
http://www.viborgsky.ru/administration – Сайт администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
http://www.pravdd.ru – Сайт по правилам дорожного движения.
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно"
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов Интернет
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
http://www.ucheba.com – Образовательный портал “УЧЕБА”.
http://www.alledu.ru – "Всё образование в интернет". Образовательный информационный портал. Каталог ссылок, новости, детская общественная приёмная, информация о лидерах образования, анонсы, объявления о работе.
http://www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное образование»
http://college.ru – первый в России образовательный Internet-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.
Сетевые сообщества учителей:
http://pedsovet.org – Всероссийский Интернет-педсовет
http://www.intergu.ru – Интернет-государство учителей. Основная цель создания такого государства заключается в оказание поддержки профессиональной деятельности учителя, в предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, в создании и поддержке новых образовательных инициатив.
http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Энциклопедии, словари:
http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
http://www.vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
http://www.slovari.yandex.ru - Яндекс.Словари
http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Список литературы
для учителя:
1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.
2. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.
3. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.
4. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.
5. М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.
6. Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.
7. А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.
8. Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.
9. Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.
10. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
11. Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.
12. Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». - М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.
для учащихся:
1. Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 10-11.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 10-11 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
2. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
3. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
4. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...
Рабочая программа по адыгейской литературе 8 класс
Рабочая программа по адыгейскому языку для 8 класса...
Комментарии
Рабочая программа по
Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса
Рабочая программа по
Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса