Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса
рабочая программа (6 класс) по теме
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_adygeyskoy_literature_6_klass.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №11 села Красногвардейского
«УТВЕРЖДАЮ»: Директор МОУ СОШ №11 __________Г.А.Труженникова «_____»__________2011год |
Рабочая программа по адыгейской литературе
для 6 класса
на 2011-2012 учебный год
Составила
Коблева Сусана Байзетовна,
учитель адыгейского языка и литературы
МОУ СОШ№11 села Красногвардейского
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 6 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Программа для шестого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
4. Развитие устной и письменной речи.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа состоит из следующих разделов:
I. Мифология и эпос «Нарты» .
II. Литературные сказки .
III. Адыгейская литература .
Основные линии программы:
1. Развитие творческой деятельности.
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Основные требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны:
знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга чтения;
различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры художественной литературы (сказка, рассказ, поэма, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты ;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему ,
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
-работать со справочной литературой.
Шестой класс (68 часов)
I. Мифология и эпос «Нарты» (6 ч.)
Понятие о мифе. Мифы разных времен и народов. Нартский эпос - один из жанров устного народного творчества. Найти признаки мифологии в нартском эпосе. Особенности языка произведений нартского эпоса. Используемые приемы в создании образов нартского эпоса. Саусырыко - центральный герой нартского эпоса.
Сказания. Что такое сказание? Сказание как форма рассказа.
Сказание «Рождение Саусырыко».
Образ Саусырыко. Творческое задание. Нарисовать героев сказания. Творческая мастерская. Сочиняем сказания.
Сказание «Как Саусырыко добыл огонь».
Героический характер. Художественные особенности сказания, выражение общенародного идеала.
Храбрость и мужество Саусырыко в борьбе с великанами. Роль ума, смекалки и выносливости Саусырыко в поединке с великаном. Преданность Саусырыко нартам, его мужество и подвиг ради них.
Творческое задание.
Сравните образы героев-мифов разных народов: Прометея и Саусырыко.
Сказание «Как погиб Саусырыко».
Художественные особенности сказания: фантастический сюжет, необычность героев, необычность языка.
Саусырыко - воплощение на{юдного идеала. Противостояние Саусырыко высшим кругам нартов.
Творческая мастерская.
Устное словесное рисование: Каким я представляю себе Саусырыко?
Сказание «Легенда о трех камнях».
Нравственные ценности в сказании.Сравнительная характеристика героев.
Творческий практикум.
Мое первое сказание.
Сказание «Светлорукая Адыиф».
Сюжет сказания и реальная жизнь. Обсуждение событий и оценка героев.
Творческое задание.
Словесное рисование: Какой я представляю себе Адыиф?
Сказание «Серп Тлепша».
Народная мудрость и мораль в адыгских сказаниях. Великий мастер Тлепш. Главная идея сказания о создании орудий труда в помощь человеку. Почему нарты просят совета у женщин? Уважение к образу женщины-труженицы, женщины-матери.
Творческий практикум.
Сопоставить (найти общность и различие) героя нартского эпоса и современного героя литературы.
II. Литературные сказки (6 ч.)
Литературная сказка как авторское произведение. Литературная и фольклорная сказки. Сказочные традиции в русской и адыгейской литературе.
Исхак Шумафович Машбаш
«Сказание об огромном быке, о чабане-великане, о женщине-горянке и о её маленьком сыне».
Художественные особенности сказаний в адыгейской литературе. Жанр«бессмыслиц» и поэтические приемы создания фантастического мира. Теория литературы. Гипербола.
Творческая мастерская. Тайны поэтической речи.
Мурат Салихович Паранук
Сказка «Как лисица обед себе добыла».
Народная мудрость и мораль в сказке «Как лисица обед себе добыла». Отличие и сходство литературной и народной сказок (на примере прочитанных сказок). Сказка в стихах. Поэтическая речь писателя. Фольклорная основа сказки.
Творческая мастерская.
Сочиняем сказку.
III. Адыгейская литература (52 ч.) Тембот Магометович Керашев
«Хатке Мхамет и Анчок». Отрывок из повести «Дочь шапсугов».
Художественные особенности повести в адыгейской литературе. Мотивы поступков героев. Средства создания характеров.
Адыгский всадник: атрибуты костюма, портрет коня. Анчок и медведь. Адыгское гостеприимство. Образ Моса.
Межпредметная связь.
История Адыгеи. Дружба между русскими и адыгами с давних времен.
Творческий практикум.
Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.
«Песня птиц». Отрывок из повести «Месть табунщика».
Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести. Поэтические приемы. Богатство и красота родной природы. Птицы, лес.
Творческое задание.
Чтение и обсуждение отрывка из повести.
Мурат Салихович Паранук Стихотворение «Слышится топот коня».
Охрана государственной границы. Патриотическое воспитание — основная тема стихотворения.
Творческое задание.
Чтение и анализ стихотворения.
Дмитрий Григорьевич Костанов
«Сын двух матерей». Рассказ в сокращении.
Великая Отечественная война в судьбах героев рассказа^ милосердие и дружба людей разных национальностей.
Творческая мастерская.
Проба пера. Написать небольшой рассказ, в котором употребляются пословицы и поговорки о мире и дружбе.
Сафер Махмудович Яхутль
Стихотворение «Если горы тебя зовут...»
Родная природа в стихотворениях русских и адыгских поэтов XX века. Создание художественного образа, языковые особенности. Творческое задание. Анализ стихотворения.
Киримизе Хаджимусович Жанэ
Стихотворение «Камбулет».
Сад Камбулета. Хороший человек оставляет после себя добрый след. Теория литературы.
Сюжет и герой. Поступки героев и их характер. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения. Рассказ «Тайна старого дуба».
Тема защиты окружающей природы в литературе XX века. Дуб не только красивое, но и очень полезное дерево.
Сюжет и герой рассказа. Нравственные ценности в рассказе.
Творческая мастерская.
Тайны рассказа. Самостоятельный анализ рассказа.
Аскер Магамудович Гадагатль
Поэма «Бегущий огонек».
Время, события, образы в поэме. Урок мужества Алия: призыв к защите Родины.
Теория литературы.
Что такое поэма? Отличие поэмы от лирического стихотворения.
Творческая мастерская.
Секреты поэтического мастерства. Выразительное чтение самостоятельно выбранного отрывка.
Исхак Шумафович Машбаш
Стихотворение «О языке земли моей родной».
О чем повествуется в стихотворении? Почему поэт считает, что вода в реке, птицы, горные вершины говорят на языке адыгов?
Основная идея стихотворения и его мысли.
Творческое задание.
Подобрать к содержанию стихотворения пословицы и поговорки.
«Партизаны бдительны». Отрывок из романа «Метельные годы».
Образы партизан, их мужество и героизм. Характеристика предателей Родины.
Теория литературы.
Описание.
Творческое задание.
Найти в тексте моменты описания. Чтение и обсуждение отрывка «Партизаны бдительны».
Хамид Яхьевич Беретарь
Стихотворение «Камень не плачет».
Великая Отечественная война в стихотворениях русских и адыгских поэтов. Ритм. Особенности поэтической речи.
Творческая мастерская.
Секреты поэтического мастерства. Выразительное чтение данного стихотворения.
Пшимаф Карбечевич Кошубаев
«Появление невестки в доме Былымготовых». Отрывок из рассказа «Старый петух Былымготовых».
Художественные особенности рассказа в адыгейской литературе. Средство создания характеров.
Адыгские обряды и традиции. Насколько сегодня современны мысли, тревожащие старого Бачыра?
Творческий практикум.
Мой первый рассказ.
Кадырбеч Хизирович Кумпилов
Стихотворения «Покинув отчие предгорья», «Сердце, сердце мое».
Особенности поэтической речи. Мысли, волнующие поэта: как оправдать доверие своего народа. Творческое задание. Выразительное чтение, анализ стихотворений.
Нальбий Юнусович Куек
Стихотворение «Победители войны».
Тема Великой Отечественной войны в стихотворении. Память о героях войны жива в сердцах людей. Особенности поэтической речи.
Творческое задание.
Чтение и обсуждение стихотворения. Выучить наизусть отрывок из стихотворения (по выбору учителя).
Стихотворение «Живу твоей любовью».
Приемы создания поэтического образа. Символ. Тема любви к родной земле.
Творческое задание.
Анализ стихотворения.
Руслан Махмудович Нехай
Стихотворение «Мой адыгский язык».
Приемы создания поэтического образа. Символ. Язык и мать неотделимы друг от друга.
Творческое задание.
Чтение и обсуждение стихотворения.
Мулиат Ибрагимовна Емиж
Стихотворение «В деревне».
Образы и настроения пейзажной лирики поэтессы. Музыкальность и поэтическая глубина изображения. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.
IV. Развитие речи (4 ч.)
Беседа.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских и адыгских поэтов. Ритм. Особенности поэтической речи. (К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной», Д.С. Самойлов «Сороковые», Н.Ю. Куек «Победители войны», Х.Я. Беретарь «Камень не плачет», М.С. Паранук «Слышится топот коня», A.M. Гадагатль «Бегущий огонек».)
Сочинение-миниатюра.
О родной земле, о родном доме, о любимом уголке природы.
Внеклассное чтение.
Рассказы о животных.
Сочинение.
О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений Т.М. Керашева или К.Х. Жанэ.
Шестой класс
(2 ч. в неделю. Всего 68 ч. в учебном году.)
№ урока | Тема урока | Д/З | Дата |
I четверть I. Мифология и эпос «Нарты» (6 ч.) | |||
1. | Мифология и эпос « Нарты». | ||
2. | Нартский эпос – один из жанров устного народного творчества. | ||
3. | Сказания о Саусырыко. | ||
4. | Нартские сказания. | ||
5. | Народная мудрость и мораль в адыгейских сказаниях. | ||
II. Литературные сказки (6 ч.) | |||
6. | Литературная сказка как авторское произведение. | ||
7. | И.Машбаш. Сказка. Сказание об огромном быке… | ||
8. | Художественные особенности сказаний в адыгейской литературе. | ||
9. | Жанр «бессмыслиц» и поэтические приемы создания фантастического мира. | ||
10. | М.Паранук. Сказка.Как лисица обед добыла. | ||
11. | Обобщающий урок. Литературные сказки | ||
III. Адыгейская литература (52 ч.) | |||
12. | Т.М. Керашев. Отрывок из повести «Дочь шапсугов» | ||
13. | Художественные особенности повести в адыгейской литературе. | ||
14. | Мотивы поступков героев. | ||
15. | Адыгский всадник. Атрибуты костюма. | ||
16. | Портрет коня. | ||
17. | Т.М. Керашев«Песня птиц». Отрывок из повести «Месть табунщика». | ||
18. | Сочинение. О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений Т.М. Керашева. | ||
II четверть | |||
19. | Жизненный и творческий путь М.С.Паранука. | ||
20. | М.Паранук .Стихотворение.Слышится топот коня. | ||
21. | Патриотическое воспитание — основная тема стихотворения. | ||
22. | Д.Г.Костанов .Рассказ.Сын двух матерей. | ||
23. | Великая Отечественная война в судьбах героев рассказа. | ||
24. | Р/Р. Рассказ о дружбе людей разных национальностей. | ||
25. | С. М. Яхутль Стихотворение .Если горы тебя зовут... | ||
26. | Родная природа в стихотворениях русских и адыгских поэтов XX века. | ||
27. | К. Х. Жанэ. Стихотворение .Камбулет. | ||
28. | Поступки героев и их характер. | ||
29. | К.Х.Жанэ. Рассказ .Тайна старого дуба. | ||
30. | Сюжет и герой рассказа. | ||
31. | Нравственные ценности в рассказе. | ||
32. | Дискуссия . Тема защиты окружающей природы в литературе XX века. | ||
III четверть | |||
33. | А.М.Гадагатль. Поэма «Бегущий огонек». | ||
34. | Урок мужества Алия: призыв к защите Родины. | ||
35. | Отличие поэмы от лирического стихотворения. | ||
36. | И.Ш.Машбаш.Стихотворение. О языке земли моей родной. | ||
37. | Основная идея стихотворения и его мысли. | ||
38. | И.Ш.Машбаш. «Партизаны бдительны». Отрывок из романа «Метельные годы». | ||
39. | Образы партизан, их мужество и героизм. Характеристика предателей Родины. | ||
40. | Х.Я.Беретарь. Стихотворение. Камень не плачет. | ||
41. | Р\Р. Великая Отечественная война в стихотворениях русских и адыгских поэтов. | ||
42. | Особенности поэтической речи. | ||
43. | Творческий путь П.К.Кошубаева. | ||
44. | П.К.Кошубаев. «Появление невестки в доме Былымготовых». Отрывок из рассказа «Старый петух Былымготовых». | ||
45. | Художественные особенности рассказа в адыгейской литературе. | ||
46. | Средство создания характеров. | ||
47. | Адыгские обряды и традиции в рассказе. | ||
48. | Образ Бачыра. | ||
49. | Творческий практикум. Мой первый рассказ. | ||
50. | Особенности языка художественной литературы. | ||
51. | Поэты Адыгеи. Повторение. | ||
52. | Писатели Адыгеи. Повторение. | ||
IYчетверть. | |||
53. | К.Х.Кумпилов. Стихотворение. Покинув отчие предгорья. | ||
54. | К.Х.Кумпилов. Стихотворение. Сердце, сердце мое. | ||
55. | Н.Ю.Куек. Стихотворение.Победители войны. | ||
56. | Тема Великой Отечественной войны в стихотворении. | ||
57. | Патриотические мотивы в поэзии Н.Ю.Куека. | ||
58. | Н.Ю.Куек. Стихотворение. Живу твоей любовью. | ||
59. | Приемы создания поэтического образа. | ||
60. | Тема любви к родной земле. | ||
61. | Р.М.Нехай. Стихотворение. Мой адыгский язык. | ||
62. | М.И.Емиж. Стихотворение. В деревне. | ||
63. | Образы и настроения пейзажной лирики поэтессы. | ||
64. | Мифология и эпос « Нарты». Повторение. | ||
65. | Литературные сказки. Повторение. | ||
66. | Писатели Адыгеи о ВОВ. Повторение. | ||
67. | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение. | ||
68. | Контрольное тестирование. |
Ресурсное обеспечение :
http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование"
http://www.russianculture.ru - Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru - федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена
http://www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование детей"
http://www.law.edu.ru - федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
http://en.edu.ru – Естественнонаучный образовательный портал
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.metodika.ru - сайт, посвященный новой методике обучения детей
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://newseducation.ru - Большая перемена: Сайт информационной поддержки ФЦПРО
http://www.informatika.ru - Российский общеобразовательный портал
http://www.uroki.ru - Образовательный портал Учеба
http://www.ug.ru - Информационный сайт "Учительская газета"
http://www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования»
http://www.gov.spb.ru - Официальный портал администрация Санкт-Петербурга.
http://www.k-obr.spb.ru – Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
http://www.viborgsky.ru/administration – Сайт администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
http://www.pravdd.ru – Сайт по правилам дорожного движения.
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно"
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов Интернет
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
http://www.ucheba.com – Образовательный портал “УЧЕБА”.
http://www.alledu.ru – "Всё образование в интернет". Образовательный информационный портал. Каталог ссылок, новости, детская общественная приёмная, информация о лидерах образования, анонсы, объявления о работе.
http://www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное образование»
http://college.ru – первый в России образовательный Internet-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.
Сетевые сообщества учителей:
http://pedsovet.org – Всероссийский Интернет-педсовет
http://www.intergu.ru – Интернет-государство учителей. Основная цель создания такого государства заключается в оказание поддержки профессиональной деятельности учителя, в предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, в создании и поддержке новых образовательных инициатив.
http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Энциклопедии, словари:
http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
http://www.vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
http://www.slovari.yandex.ru - Яндекс.Словари
http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Список литературы
для учителя:
1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.
2. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.
3. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.
4. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.
5. М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.
6. Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.
7. А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.
8. Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.
9. Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.
10. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
11. Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.
12. Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». - М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.
13. Материалы для проведения в течение календарного года праздничных мероприятий, посвящен. госуд. языкам Респ. Адыгея и языкам народов, проживающ. компактно в ней. Под редакц. Р. Ю. Намитоковой. - М., 2004.
14. К.И. Хут. Влияние русского языка на словоупотребление в адыгейском языке. Под ред. З.У. Блягоз. - М., Ад. респ. кн. изд, 1994.
15. А.А. Схаляхо, Х.А. Хот. Адыгейская литература. Хрестоматия для 10 классов. М., Ад. респ. кн. изд,2000.
16. З.И. Керашева. Избранные произведения. 1, 2 том. М.,
17. Л.П. Терчукова. М.А. Гунчокова. Тесты по адыгейскому языку. М., АРИПК, 2005.
18. А.Х. Зафесов. Адыго-русско-турецкий энциклопедический словарь. М., ОАО «Полиграфиздат» «Адыгея», 2007.
19. Б.М. Карданов. Кабардино-русский словарь фразеологизмов. Нальчик. Кн. изд. «Эльбрус», 1968.
20. А.О. Шогенцуков, Х.У. Эльбердов. Русско-кабардинско-черкесский словарь. Государственное изд. иностранных и нац. слов. М.: 1955.
21. М.А. Кумахов, Очерки общего и кавказского языкознания. Нальчик. Изд. «Эльбрус», 1994.
22. А.К. Шагиров. Этимологический словарь адыгских (черкесских)я зыков. М. Изд. Наука, 1977.
23. М.Г. Аутлев, А.М. Гадагатль и др. Русско-адыгейский словарь. М., Госуд. изд. иностранных и нац. слов, 1960.
24. Р.Ю. Намитокова. В мире имен собственных. М., Ад. кн. изд., 1993.
25. А.Б. Чуяко. Адыгские народные сказки и произведения из нартского эпоса. Адыгские подвижные игры. - М., 1997.
26. Р.Б. Унарокова. Фольклор адыгов Турции. - М., 2004.
27. А.В. Краснопольский, Н.Х. Джаримов, А.Х. Шеуджен. Труженики науки Адыгеи. - М., Ад. респ. кн. изд, 2001.
28. С.Р. Агержанокова. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX- нач. XX.вв. - М., 2003.
29. К.И. Бузаров. Комплексный подход к организации уроков чтения для 3 класса. - М., Ад. респ. кн. изд, 2005.
30. В.К. Чич. Адыгейский этикет. Учебное пособие для учителей I-VIII классов общеобразовательных учреждений. - М., 2002.
31. Комплексный этико-культурологический словарь русского языка. - М., 2001.
32. Вопросы истории адыгейской советской литературы. В 2 кн. Адыг. НИИ, 1979.
33. С. Ю. Жане. Методическое руководство к книге для чтения по литер. В 5 кл. М., Адыг. респ. кн. изд., 1994.
34. М. Ш. Кунижев. Истоки нашей литературы. Литературно-критические статьи. М., отд. кн. изд., 1978.
35. Р. Г. Мамий. Пути адыгейского романа. На адыг.яз. Отд. кн. изд., 1977.
36. У. М. Панеш. Традиции и новаторство. Лит-крит. ст. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1984.
37. А. А. Схаляхо. Идейно-худож. становление адыг. литер. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.
38. А. А. Схаляхо. Правда жизни – мера творчества. Лит-крит.ст. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1990.
39. А. А. Схаляхо. Рождение строк. М., отд. кн. изд., 1981.
40. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., 1991.
41. А. А. Схаляхо. Немеркнущие звезды. Историко-героические песни-плачи и рассказы. М., Ад. отд. кн. изд., 1994.
42. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
43. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
44. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
45. З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.
46. Адыгейский фольклор. В 2 кн. М., Адыг. НИИ, 1980.
47. А.М. Гадагатль. Героический эпос «Нарты». М., адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1987.
48. А.М. Гадагатль, М.А. Джандар, М.Н. Хачемизова. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., «Адыгея», 1990.
49. М.М. Савченко, К.Г. Шаззо, А.А. Схаляхо. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.
50. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.1,2,3,4. М., отд. кн.изд., 1979 - 84.
51. Писатели Адыгеи. Биографический справочник. М., отд. кн. изд., 1978.
52. К.И. Бузаров, С. Ю. Берзегова. Тембот Керашев в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом для учителей и учащихся. М., адыг. кн. изд., 1980
53. К.И. Бузаров, С. Ю. Берзегова. Исхак Машбаш в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом для учителей и учащихся. М., адыг. кн. изд., 1984.
54. К.И. Бузаров, С. Ю. Берзегова. Юсуф Тлюстен в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом для учителей и учащихся. М., адыг. кн. изд., 1983.
для учащихся:
1. Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 5-6.Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений 5-6 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
2. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
3. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
4. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
5. З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...
Рабочая программа по адыгейской литературе 8 класс
Рабочая программа по адыгейскому языку для 8 класса...
Комментарии
Рабочая программа по
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса