Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
рабочая программа на тему
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3_klass.docx | 55.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на м/о учителей начальных классов «____»____________2011года Руководитель м/о начальных классов __________Р.Г.Гнатюк | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор МОУ СОШ №11 __________Г.А.Труженникова «_____»__________2011год |
Рабочая программа по адыгейской литературе
для 3 класса
на 2013-2014 учебный год
Составила
Коблева Сусана Байзетовна,
учитель адыгейского языка и литературы
МОУ СОШ№11 села Красногвардейского
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 3 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение младших школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской детской литературы о природе, истории России и Адыгеи, о судьбах людей, осмыслить этические представления о таких понятиях, как «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнется формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств младшего школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- формирование техники чтения и приёмов понимания текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Программа для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста.
5. Развитие устной и письменной речи.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа для каждого класса состоит из следующих разделов:
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана –повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА,
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ
ПРОЧИТАННОГО
Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.
Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:
– портрет;
– детали биографии (что известно о его жизни);
– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;
– речь героя как средство его характеристики;
– отношение автора к герою;
– собственное отношение к герою, его обоснование.
Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.
Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.Стихотворение. Расширение и углубление понятия о стихотворении.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Третий класс
(2 ч. в неделю. Всего 68 ч. в учебном году.)
Авторы учебника « Родные просторы»:С.С.Ситимова, А.Б.Чуяко.
№ урока | Тема урока | Тип урока | |
I.Наша Республика Адыгея (9 ч.) | |||
1. | Республика Адыгея. | Урок изучения нового материала | |
2. | Майкоп- столица Адыгеи. | КУ | |
3. | Чуяко Дж. Стихотворение. Моя Адыгея | УИНМ | |
4. | Жанэ К. Стихотворение.У адыгов обычай такой | УИНМ | |
5. | Беретарь Х. Стихотворение. О, как она, земля моя, щедра… | УИНМ | |
6. | Беретарь Х. Стихотворение. Псекупс. | УИНМ | |
7. | Тлехас М. Стихотворение.Родной язык. | УИНМ | |
8. | Тлехас М. Стихотворение.Моя земля. | УИНМ | |
9. | Дербе Т. «Люблю я свой народ». Крючков Ю. «Адыгея» | УИНМ | |
II. Адыгейское народное творчество и национальные игры (15 ч.) | |||
10. | Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы | КУ | |
11. | Пословицы и поговорки о мудрости, разуме, мужестве, труде, честности, дружбе, добре, зле , семейных традициях. | УИНМ | |
12. | Сказки и сказания о добре и зле, храбрости и трусости, добрых поступках, дружбе, честности. | УИНМ | |
13. | Адыгейские сказки о животных и бытовые сказки: «Не рой другому яму», «Воробей и волк», | УИНМ | |
14. | Сказки:«Овца и коза», «Трудовые деньги». | УИНМ | |
15. | Произведения из адыгейского нартского эпоса Сказание.. «Как Саусырыко вернул огонь нартам». | УИНМ | |
16. | Сказание.Золотое яблоко нартов | КУ | |
17. | Сказание.Сэтэнэй-цветок. | УИНМ | |
18. | Сказание.Шэбатныко — сын Орзэмэджа. | УИНМ | |
19. | Сказание.Освобождение нарта Нэсрена. | УИНМ | |
20. | Национальные игры. | УИНМ | |
21. | Игра.Скачки. | УИНМ | |
22. | Игра .Жмурки. | УИНМ | |
23. | Игра. Лебеди и просо. Игра Журавли-журавушки. | УИНМ | |
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (44ч.) | |||
24. | Машбаш И. Сказка о грозном льве, повелителе зверей, и о старом дровосеке. | УИНМ | |
25. | Яхутль С.Стихотворение. Родина. | КУ | |
26. | Жанэ К. Стихотворение. Ах, эта козочка! | УИНМ | |
27. | Х.Андрухаев. Стихотворение. Река. Весна и лентяй. | УИНМ | |
28. | Жанэ К. Стихотворение. Зерно. Дождик. | УИНМ | |
29. | Е.Салов. Стихотворение. Дольмен. | УИНМ | |
30. | Жанэ К. Стихотворение. Новоселье. | КУ | |
31. | Чуяко Дж. Стихотворение. Пусть приходит сам. | КУ | |
32. | Машбаш И.Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе. | УИНМ | |
33. | Паранук М. Стихотворение. Зима. | УИНМ | |
34. | Куек Н. Стихотворение. Снежинка. | УИНМ | |
35. | Кошубаев П. Рассказ.Дедушка. | УИНМ | |
36. | Жанэ К. Стихотворение. Гармонистка.Сад. | УИНМ | |
37. | Куек Н. Стихотворение. Считалка. | УИНМ | |
38. | Гадагатль А. Стихотворение. Петух-хвастун. | УИНМ | |
39. | Куек Н. Стихотворение. Кто же лужи уберет? | УИНМ | |
40. | Жанэ К. Стихотворение. Я славлю руки человека. | УИНМ | |
41. | Беретарь Х. Стихотворение. Нана. | УИНМ | |
42. | Тлехас М. Стихотворение. Наши матери. | УИНМ | |
43. | Чуяко Дж. Стихотворение. Маяк | УИНМ | |
44. | Жанэ К.Давно отгремела война.Долг. | УИНМ | |
45. | Чуяко Дж. Стихотворения: « Волшебник», «Кто лучше считает?» | УИНМ | |
46. | Шипулин А. Стихотворение. Про зайчонка. | УИНМ | |
47. | Жанэ К. Стихотворения: « Старость», «Пословица» | УИНМ | |
48. | Нехай Р. Стихотворение. Ты кто? | УИНМ | |
49. | Куек Н. Стихотворения: «Осень», «Зазнайка». | УИНМ | |
50. | Дербе Т. Стихотворение. Среди деревьев бродит человек. | УИНМ | |
51. | Панеш Х.Почему плакал Рашид? | УИНМ | |
52. | Машбаш И. Стихотворение. Песня веселой бабочки. | УИНМ | |
53. | Чуяко Ю.Лиса и Орземес(отрывок из повести « Чужая боль» | УИНМ | |
54. | Тлехас М.Песня о Майкопе. | УИНМ | |
55. | Кошубаев П.Один день войны(из рассказа «Дедушка» | УИНМ | |
56. | Гадагатль А. Стихотворение. Да будет так! | УИНМ | |
57. | Крючков Ю. Стихотворение. Память. | УИНМ | |
58. | Багов Н. Стихотворение. Печаль. | УИНМ | |
59. | Хурумов Х. Стихотворения: Колодец Хапака. | УИНМ | |
60. | Салов Е. Стихотворение. Даховская мозаика. Князь леса. | УИНМ | |
61. | Чуяко Дж. Стихотворения: Если был бы я врачом.Новый дом. | УИНМ | |
62. | Салов Е. Стихотворения: « Золотой ручей», «За рекой Кишой». | УИНМ | |
63. | Панеш Х.Пусть попробует другой.Калитка Мирзабеча. | УИНМ | |
64. | Чуяко Дж. Стихотворения: « Плавание на спине», « На пасеке». | УИНМ | |
65. | Наша Республика Адыгея .Повторение. | Урок закрепления ЗУН | |
66. | Адыгейское народное творчество и национальные игры. Повторение. | Урок закрепления ЗУН | |
67. | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение. | Урок закрепления ЗУН | |
68. | Загадки, пословицы, сказки народов Республики Адыгея | Урок закрепления ЗУН | И в шутку и в серьёз |
Список литературы
для учителя:
- Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.
- Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.
- Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.
- Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.
- М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.
- Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.
- А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.
- Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.
- Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.
- Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
- Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.
- Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». - М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.
- Материалы для проведения в течение календарного года праздничных мероприятий, посвящен. госуд. языкам Респ. Адыгея и языкам народов, проживающ. компактно в ней. Под редакц. Р. Ю. Намитоковой. - М., 2004.
- К.И. Хут. Влияние русского языка на словоупотребление в адыгейском языке. Под ред. З.У. Блягоз. - М., Ад. респ. кн. изд, 1994.
- А.А. Схаляхо, Х.А. Хот. Адыгейская литература. Хрестоматия для 10 классов. М., Ад. респ. кн. изд,2000.
- З.И. Керашева. Избранные произведения. 1, 2 том. М.,
- Л.П. Терчукова. М.А. Гунчокова. Тесты по адыгейскому языку. М., АРИПК, 2005.
- А.Х. Зафесов. Адыго-русско-турецкий энциклопедический словарь. М., ОАО «Полиграфиздат» «Адыгея», 2007.
- Б.М. Карданов. Кабардино-русский словарь фразеологизмов. Нальчик. Кн. изд. «Эльбрус», 1968.
- А.О. Шогенцуков, Х.У. Эльбердов. Русско-кабардинско-черкесский словарь. Государственное изд. иностранных и нац. слов. М.: 1955.
- М.А. Кумахов, Очерки общего и кавказского языкознания. Нальчик. Изд. «Эльбрус», 1994.
- А.К. Шагиров. Этимологический словарь адыгских (черкесских)я зыков. М. Изд. Наука, 1977.
- М.Г. Аутлев, А.М. Гадагатль и др. Русско-адыгейский словарь. М., Госуд. изд. иностранных и нац. слов, 1960.
- Р.Ю. Намитокова. В мире имен собственных. М., Ад. кн. изд., 1993.
- А.Б. Чуяко. Адыгские народные сказки и произведения из нартского эпоса. Адыгские подвижные игры. - М., 1997.
- Р.Б. Унарокова. Фольклор адыгов Турции. - М., 2004.
- А.В. Краснопольский, Н.Х. Джаримов, А.Х. Шеуджен. Труженики науки Адыгеи. - М., Ад. респ. кн. изд, 2001.
- С.Р. Агержанокова. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX- нач. XX.вв. - М., 2003.
- К.И. Бузаров. Комплексный подход к организации уроков чтения для 3 класса. - М., Ад. респ. кн. изд, 2005.
- В.К. Чич. Адыгейский этикет. Учебное пособие для учителей I-VIII классов общеобразовательных учреждений. - М., 2002.
- Комплексный этико-культурологический словарь русского языка. - М., 2001.
- Вопросы истории адыгейской советской литературы. В 2 кн. Адыг. НИИ, 1979.
- С. Ю. Жане. Методическое руководство к книге для чтения по литер. В 5 кл. М., Адыг. респ. кн. изд., 1994.
- М. Ш. Кунижев. Истоки нашей литературы. Литературно-критические статьи. М., отд. кн. изд., 1978.
- Р. Г. Мамий. Пути адыгейского романа. На адыг.яз. Отд. кн. изд., 1977.
- У. М. Панеш. Традиции и новаторство. Лит-крит. ст. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1984.
- А. А. Схаляхо. Идейно-худож. становление адыг. литер. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.
- А. А. Схаляхо. Правда жизни – мера творчества. Лит-крит.ст. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1990.
- А. А. Схаляхо. Рождение строк. М., отд. кн. изд., 1981.
- Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., 1991.
- А. А. Схаляхо. Немеркнущие звезды. Историко-героические песни-плачи и рассказы. М., Ад. отд. кн. изд., 1994.
- Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
- Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
- Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
- З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.
- Адыгейский фольклор. В 2 кн. М., Адыг. НИИ, 1980.
- А.М. Гадагатль. Героический эпос «Нарты». М., адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1987.
- А.М. Гадагатль, М.А. Джандар, М.Н. Хачемизова. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., «Адыгея», 1990.
- М.М. Савченко, К.Г. Шаззо, А.А. Схаляхо. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.
- Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.1,2,3,4. М., отд. кн.изд., 1979 - 84.
- Писатели Адыгеи. Биографический справочник. М., отд. кн. изд., 1978.
- К.И. Бузаров, С. Ю. Берзегова. Тембот Керашев в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом для учителей и учащихся. М., адыг. кн. изд., 1980
- К.И. Бузаров, С. Ю. Берзегова. Исхак Машбаш в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом для учителей и учащихся. М., адыг. кн. изд., 1984.
- К.И. Бузаров, С. Ю. Берзегова. Юсуф Тлюстен в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом для учителей и учащихся. М., адыг. кн. изд., 1983.
- У. М. Панеш. Ветви одного корня. О типологических связях и формировании адыгских литератур. М., адыг. кн. изд., 1995.
- Н.Ш. Чеучев, Н.П. Шибинская, Т.Д. Чеучева. Жане Киримизе в портретах, иллюстрациях, документах. Пособие-альбом по адыг.лит. для учителей и учащихся. М., Адыг. респ. кн. изд., 1995
- Д.М. Тамбиева и др. Читаю на адыгейском языке. Букварь для русскоязычных учащихся. - М., Ад. респ. кн. изд, 2005.
- А.Б.Чуяко, С.С.Ситимова, В.Н.Карпова «Программно-методические указания. Адыгейская литература для I-IV классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения», Майкоп, 2006 г
- А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 1,2,3, 4 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
для учащихся:
- А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения.3 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
- Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
- Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
- Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
- З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...
Рабочая программа по адыгейской литературе 8 класс
Рабочая программа по адыгейскому языку для 8 класса...
Комментарии
Рабочая программа по
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса