Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.
рабочая программа (8 класс) на тему
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adyg.lit_._8_kl.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО "МАЙКОПСКИЙ РАЙОН"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
"Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы" Протокол №1 От "27" августа 2015г. Руководитель ШМО: __________Ивахненко О.А. | "Согласовано" Заместитель директора по УВР ___________Светлакова Г.Д. "__" __________2015г. | "Утверждаю" Директор школы ___________________ Чернышова О.Е. Пр. №_____ "___"_________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"
ступень: основная
класс: 8
уровень: базовый
количество часов: 70
учитель: Ивахненко О.А.
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Учебно-методический комплекс.
Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.
Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Данная программа рассчитана на 68 часов ( 2 час в неделю)
Из них на развитие речи -10 часов
Сочинение – 6 часов
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа состоит из следующих разделов:
I. Произведения устного народного творчества .
II. Адыгейская литература .
Основные линии программы:
1. Развитие творческой деятельности.
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Концептуальные положения курса:
1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
Основные требования к уровню подготовки учащегося
Важнейшими умениями являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть; осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
№ | ТЕМА УРОКА | К-во час. | Содержание | Требования к уровню подготовкиучащихся | Виды контроля | Дата план | Дата факт |
1-3 | Произведения УНТСказание «Что Петерез сделал для нартов». 2. Сказка «Трудовые деньги». Решение нравственных проблем. 3. Сказка «Петух-хвастун». Обличение хвастовства и мораль сказки | 3 | Герои сказания, их облик, поступки Сила и отвага богатырей в борьбе со злом. Насрен и Прометей. Сравнения. Перекличка темы в адыгейском фольклоре и греческой мифологии. Средство создания характера героя . Мораль сказки | - показать богатство отражения мира в произведениях фольклора; - раскрыть жанровое разнообразие фольклорных произведений адыгейского народа; - постижение народного нравственного идеала. | Умение различать фольклорные жанры по их признакам; - находить художественные средства; - понимать различие народных сказок от литературных - анализировать фольклорные жанры; - сочинять сказки; - сопоставлять русские сказки с адыгейскими. | ||
4 | Р.Р Сочиняем современные сказки | 1 | Сочинение №1 | ||||
5-6 | Ахмед Джанхотович Хатков. Стихотворения «Старость», «Живи, человек». Лирический герой. Мир его чувств. Воспевание новой жизни. Продление жизни своим трудом, творчеством 2. Развитие речи. Развернутый ответ на вопрос: «Почему старость не смогла победить поэта?» («Может ли старость быть в радость?») | 2 | Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России; - раскрыть особенности художественного творчества адыгейских писателей; - познакомить с жизнью и деятельностью адыгейских писателей, с их творческой манерой, художественным своеобразием их произведений. | анализировать художественные тексты; - владеть терминами; - выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев; - выделять средства выразительности. | Лирический герой, мир его чувств Сравнение двух миров и воспевание новой жизни - сравнивать характеры героев; - выявлять особенности языка и стиля призведений; - владеть письменной речью; - определять функции средств художественной выразительности в тексте. | ||
7-11 | Тембот Магометович Керашев. «Абрек». 1.Жизнь и творчество писателя. Историческая основа. Быт и нравы народа. 2. Герой повести и его судьба. Лирическая линия в повести. 3 .Образ Зары – готовность к самопожертвованию. 4.Психологизм произведения. Природа Кавказа в произведении. Тема дружбы (Каймет и Василь). 5.Лирические отступления в повести и их роль в понимании характеров героев. | 5 | Историческая основа повести. Быт и нравы адыгского народа. Герой повести и его судьба. Лирическая линия в повести. | анализировать художественные тексты; владеть терминами; выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев; -выделять средства выразительности. | Быт и нравы города. Герой повести и его судьба Образ Зары Составление плана для устного сообщения сравнивать характеры героев; выявлять особенности языка и стиля произведений; владеть письменной речью; определять функции средств художественной выразительности в тексте.Творческая письменная работа (отзыв, сравнительная характеристика). | ||
12-15 | Ибрагим Салехович Цей. «Одинокий». Тяжелый исторический путь адыгейского народа, заполненный предательством, угнетением и жуткими преступлениями. 2.Беззащитность и одиночество. Основной конфликт произведения. 3.Герои повести. Композиция, сюжетные линии повести. 4.Р.р. Сочинени-рассуждение. № 2Какова роль семьи в жизни человека? | 4 | Тяжелый исторический путь адыгейского народа, заполненный предательством, угнетением и жуткими преступлениями. Герои повести. Композиция, сюжетные линии повести. | анализировать художественные тексты; владеть терминами; выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев; выделять средства выразительности. | сравнивать характеры героев; - выявлять особенности языка и стиля произведений; - владеть письменной речью; - определять функции средств художественной выразительности в тексте. | ||
16-18 | М,С.Паранук Стихотворение « Дерево Тлимафа 2.Сюжет и герой стихотворения. 3. Автор и герой. Благородство как нравственная категория. | 3 | Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория. | Чтение и обсуждение стихотворения Речи и поступки как средство характеристики героя Сюжет и герой стихотворения Автор и герой Благородство как нравственная категория | |||
19-20 | 1..Басня «начальник Лев и хитрая Лиса» 2. Развитие речи. Сочинение-рассуждение. № 3. Как я понимаю смысл басни. | 2 | Басня как жанр. Композиция, аллегория, мораль Роль басни в обогащении афоризмами и пословицами. Образ рассказчика | владеть терминами; выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев; выделять средства выразительности. | сравнивать характеры героев; выявлять особенности языка и стиля произведений;- владеть письменной речью; | ||
21-25 | 1..А.К.Евтых , рассказ «Священная река». Усвоение содержания. 2. Историческая основа и сюжет. Система образов. 3. Образ Русской Земли. 4. Образ аксакала-старца. 5.Устный рассказ об Александре Невском. | 5 | Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли. Мысль о дружбе адыгейского народа с русским народом. Образ Александра Невского. Образ аксакала-старца. | Формировать умении е пересказывать прочитанное, строить план , выделять главное, характеризовать героев, развитие монологической речи | Пересказ, ответы на вопросы, характеристика героев, монологическая речь | ||
26-30 | 1..Д.Г.Костанов , рассказ «Буран» Композиция, сюжет, конфликт. 2.Система художественных образов в рассказе. Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев. 3.Сравнительная характеристика героев. 4. Анализ эпизода спасения агронома. 5. Р.Р. Сочинение –рассуждение № 4 по рассказу «Буран» | 5 | Система художественных образов в рассказе. Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность | Знать композицию повести, уметь определять сюжетную линию, определять конфликт, характеризовать героев , выявлять мотивацию их поступков | Пересказ, беседа, работа в парах, развитие письменной речи Сочинение №4 | ||
31-33 | С.М Яхутль Стихотворения 2. Создание поэтического образа 3. Роль пейзажа в создании образа города. | 3 | Роль пейзажа в создании образа города. . Приёмы создания поэтического образ а Символ | Уметь анализировать поэтический текст | Анализ стихотворения Заучивание наизусть Приёмы создания поэтического образа Символ | ||
34 | Р.Р. Сочинение № 5 о своём селе или городе | 1 | Развитие письменной речи | Сочинение №5 Создание собственного оригинально текста | |||
35-38 | А.М. Гадагатль, баллада «Подвиг» .Знакомство с текстом. 2.Тема, идея, героический характер баллады 3.Автор и герой баллады 4 .Развитие речи. Отзыв о прочитанном (творческая работа). Проект «Герои Адыгеи». | 4 | Баллада как жанр Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады. Тема Великой Отечественной Войны. Героический характер в балладе. Тема подвига. Автор и герой в балладе. | Знать отличительные особенности баллады, уметь определять тему, идею, героев | Выразительное чтение, анализ баллады, создание проектной работы | ||
39-40 | И.Машбаш Стихотворение « Суровая Память» 2. Сопоставительный анализ стихотворения И.Ш. Машбаша «Суровая память» и стихотворения А.Т. Твардовского «Суровая память». | 2 | Тема Великой Отечественной войны в лирике поэта. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Анализ стихотворения. | Умение анализировать поэтический Текст Умение сопоставлять стихотворения | Анализ стихотворения Сопоставление произведений | ||
41-45 | Х.А Ашинов, рассказ «Деревья на ветру». Знакомство с текстом 2. Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. 3. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. 4.Образ женщины 5. Сравнительная характеристика героев | 5 | Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Образ женщины. | Уметь создавать сравнительную характеристику героев, выделять главное в прочитанном. Отвечать на поставленные вопросы | Анализ рассказа, поступков героев | ||
46-50 | Г.К. Схаплок , драма «Даут». Жизнь и творчество драматурга. 2. Тема Великой Отечественной войны в драме. 3.Человек на войне 4. Творческая работа. Рассказ о воине-герое. 5. Создание сценария | 5 | . Драма как род литературы, её особенности. Драма «Даут». Тема Великой Отечественной войны в драме. Правда о человеке на войне. Описания событий войны по живым воспоминаниям воинов. | Знать отличие драмы от других жанров, особенности драмы как жанра, уметь анализировать героев, выявлять мотивацию их поступков | Создание сценария Чтение в лицах, беседа, словесное рисование | ||
51-54 | С.Я Панеш «Шеваёковы и Накачу» О писателе. 2. Герои сказочной повести и сказки. Системы образов. Сравнительная характеристика героев 3.Особенности сказочной повести. 4. Отзыв о прочитанном | 4 | О писателе. Повесть-сказка как жанр литературы. Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Герои сказочной повести и сказки. Системы образов. | У меть анализировать текст, характеризовать героев по их поступкам, уметь писать отзыв о прочитанном | Анализ текста, беседа, характеристика героев, написание отзыва | ||
55-60- | Н.Ю Куёк «Мать абадзехов» Сюжет, тема, идея рассказа 2. Образ матери 3.Творческая работа. Женщина –мать в годы Великой Отечественной войны ( на местном материале) 4. Образ сыновей 5. Художественные особенности рассказа | 6 | Героическое прошлое народа – борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя. | Уметь анализировать прозаическое произведение, знать композицию рассказа, характеризовать героев . мотивацию их поступков | Пересказ, монологическая речь, анализ рассказа | ||
61 | Р.Р Сочинение Борьба и чувство долга в литературном произведении | 1 | Создание собственного оригинального произведения | Сочинение | |||
62-65 | Ю.Г.Чуяко «Шихаф» Отрывок из повести «Чужая боль». 2. Анализ отрывка 3. Характеристика Шеуая (анализ образа) 4. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. | 4 | Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая. | Уметь анализировать отрывок, образ , уметь выделить главное в прочитанном, размышлять , отвечать на поставленные вопросы | Анализ отрывка, анализ образа | ||
66 | Р Р Отзыв о самостоятельно прочитанной повести | 1 | План отзыва | Умение писать отзыв о прочитанном произведении | Написание отзыва | ||
67-68 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 7 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 7 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса...