Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.
рабочая программа (8 класс) на тему

Ивахненко Ольга Александровна

Программа  разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adyg.lit_._8_kl.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

                         УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО "МАЙКОПСКИЙ РАЙОН"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

"Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы"

Протокол №1

От "27" августа 2015г.

Руководитель  ШМО:

__________Ивахненко О.А.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР

___________Светлакова Г.Д.

"__" __________2015г.

"Утверждаю"

Директор школы

___________________

Чернышова О.Е.

Пр. №_____

"___"_________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"

                                                        ступень: основная

                                                                             класс: 8

                                                                             уровень: базовый

                                                                             количество часов: 70

                                                                             учитель: Ивахненко О.А.

Программа  разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

2015- 2016 учебный год

               Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Учебно-методический комплекс.

Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. 
Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

Содержание материалов программы нацелено на: 
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее; 
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре; 
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей. 

Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Данная программа рассчитана на 68 часов ( 2 час в неделю)

Из них  на развитие речи -10 часов

Сочинение – 6 часов

 Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.


- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

Задачи: 

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей; 
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста 
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы: 
1. Тематика чтения. 
2. Развитие устной и письменной речи. 
3. Элементы литературоведческого анализа текста. 

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

 Программа состоит из следующих разделов: 
I. Произведения устного народного творчества .
II. Адыгейская литература . 
Основные линии программы: 

1.         Развитие творческой деятельности.

2.         Развитие восприятия произведения; 

3.         Развитие литературоведческих понятий; 

4.         Развитие речевых умений; 

 Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее: 

 1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. 

 2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся. 

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова. 

Концептуальные положения курса: 

 1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры; 

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности; 

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. 

Основные требования к уровню подготовки учащегося 

Важнейшими умениями являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;


осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);


выразительное чтение произведений или отрывков наизусть; осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);


умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;


умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;


умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;


умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;


умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;


умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;


умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;


умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


ТЕМА УРОКА

К-во час.

Содержание

Требования к уровню подготовки

учащихся

Виды контроля

Дата план

Дата факт

1-3

Произведения УНТ

Сказание «Что Петерез сделал для нартов».

2. Сказка «Трудовые деньги». Решение нравственных проблем.

3. Сказка «Петух-хвастун». Обличение хвастовства и мораль сказки

3

Герои сказания, их облик, поступки   Сила и отвага богатырей в борьбе со злом. Насрен и Прометей. Сравнения. Перекличка темы в адыгейском фольклоре и греческой мифологии. Средство создания характера героя . Мораль сказки

- показать богатство отражения мира в произведениях фольклора;

- раскрыть жанровое разнообразие фольклорных произведений адыгейского  народа;

- постижение народного нравственного идеала.

Умение различать фольклорные жанры по их признакам;

- находить художественные средства;

- понимать различие народных сказок от литературных

- анализировать фольклорные жанры;

- сочинять сказки;

- сопоставлять русские сказки с адыгейскими.

4

Р.Р Сочиняем современные сказки

1

Сочинение №1

5-6

Ахмед Джанхотович Хатков. Стихотворения «Старость», «Живи, человек». Лирический герой. Мир его чувств. Воспевание новой жизни. Продление жизни своим трудом, творчеством

2. Развитие речи. Развернутый ответ на вопрос: «Почему старость не смогла победить поэта?» («Может ли старость быть в радость?»)

2

 Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России;

- раскрыть особенности художественного творчества адыгейских писателей;

- познакомить с жизнью и деятельностью адыгейских писателей, с их творческой манерой, художественным своеобразием их произведений.

анализировать художественные тексты;

- владеть терминами;

- выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев;

- выделять средства выразительности.

Лирический герой, мир его чувств Сравнение двух миров и воспевание новой жизни

- сравнивать характеры героев;

- выявлять особенности языка и стиля призведений;

- владеть письменной речью;

- определять функции средств художественной выразительности в тексте.

7-11

Тембот Магометович Керашев. «Абрек». 1.Жизнь и творчество писателя. Историческая основа. Быт и нравы народа.

2. Герой повести и его судьба. Лирическая линия в повести.

3 .Образ Зары – готовность к самопожертвованию.

4.Психологизм произведения. Природа Кавказа в произведении. Тема дружбы (Каймет и Василь).

5.Лирические отступления в повести и их роль в понимании характеров героев.

5

Историческая основа повести. Быт и нравы  адыгского народа.

 Герой повести и его судьба. Лирическая линия в повести.

анализировать художественные тексты;

 владеть терминами;

 выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев;

-выделять средства выразительности.

Быт и нравы города. Герой повести и его судьба Образ Зары Составление плана для устного сообщения

сравнивать характеры героев; выявлять особенности языка и стиля произведений;

 владеть письменной речью; определять функции средств художественной выразительности в тексте.Творческая письменная работа (отзыв, сравнительная характеристика).

12-15

Ибрагим Салехович Цей. «Одинокий». Тяжелый исторический путь адыгейского народа, заполненный предательством, угнетением и жуткими преступлениями.

2.Беззащитность и одиночество. Основной конфликт произведения.

3.Герои повести. Композиция, сюжетные линии повести.

4.Р.р. Сочинени-рассуждение. № 2Какова роль семьи в жизни человека?

4

Тяжелый исторический путь адыгейского народа, заполненный предательством, угнетением и жуткими преступлениями.

Герои повести. Композиция, сюжетные линии повести.

анализировать художественные тексты;

 владеть терминами;

 выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев;

выделять средства выразительности.

сравнивать характеры героев;

- выявлять особенности языка и стиля произведений;

- владеть письменной речью;

- определять функции средств художественной выразительности в тексте.

16-18

М,С.Паранук Стихотворение « Дерево Тлимафа

2.Сюжет и герой стихотворения.

3. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

3

 Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

Чтение и обсуждение стихотворения Речи и поступки как средство характеристики героя Сюжет и герой стихотворения Автор и герой Благородство как нравственная категория

19-20

1..Басня «начальник Лев и хитрая Лиса»  

2. Развитие речи. Сочинение-рассуждение.  № 3. Как я понимаю смысл басни.

2

Басня как жанр. Композиция, аллегория, мораль Роль басни в обогащении афоризмами и пословицами. Образ рассказчика

владеть терминами;

 выявлять художественные детали, раскрывающие характер героев;

 выделять средства выразительности.

сравнивать характеры героев;

 выявлять особенности языка и стиля произведений;- владеть письменной речью;

21-25

1..А.К.Евтых , рассказ «Священная река». Усвоение содержания.

2. Историческая основа и сюжет. Система образов.

3. Образ Русской Земли.

4. Образ аксакала-старца.

5.Устный рассказ об Александре Невском.

5

Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли. Мысль о дружбе адыгейского народа с русским народом. Образ Александра Невского. Образ аксакала-старца.

Формировать умении е пересказывать прочитанное,  строить план , выделять главное, характеризовать героев, развитие монологической речи

Пересказ, ответы на вопросы, характеристика героев, монологическая речь

26-30

1..Д.Г.Костанов , рассказ «Буран»

Композиция, сюжет, конфликт.

2.Система художественных образов в рассказе. Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

3.Сравнительная характеристика героев.

4. Анализ эпизода спасения агронома.

5. Р.Р. Сочинение –рассуждение № 4 по рассказу «Буран»

5

Система художественных образов в рассказе. Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность

 Знать композицию повести, уметь определять сюжетную линию, определять конфликт, характеризовать героев , выявлять мотивацию их поступков

Пересказ, беседа, работа в парах, развитие письменной речи

Сочинение №4

31-33

С.М Яхутль  Стихотворения

2. Создание поэтического образа  

3. Роль пейзажа в создании образа города.

3

Роль пейзажа в создании образа города.

. Приёмы создания поэтического образ а Символ

Уметь анализировать поэтический текст

Анализ стихотворения Заучивание наизусть  Приёмы создания поэтического образа  Символ

34

Р.Р. Сочинение  № 5 о своём селе или городе

1

Развитие письменной речи

Сочинение №5 Создание собственного оригинально текста

35-38

А.М. Гадагатль, баллада «Подвиг» .Знакомство с текстом.

2.Тема, идея, героический характер баллады

3.Автор и герой баллады

4 .Развитие речи. Отзыв о прочитанном (творческая работа). Проект «Герои Адыгеи».

4

Баллада как жанр Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады. Тема Великой Отечественной Войны. Героический характер в балладе. Тема подвига. Автор и герой в балладе.

Знать отличительные особенности баллады, уметь определять тему, идею, героев

Выразительное чтение, анализ баллады, создание  проектной работы

39-40

И.Машбаш Стихотворение « Суровая Память»

2. Сопоставительный анализ стихотворения И.Ш. Машбаша «Суровая память» и стихотворения А.Т. Твардовского «Суровая память».

2

Тема Великой Отечественной войны в лирике поэта. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Анализ стихотворения.

Умение анализировать поэтический

Текст

Умение сопоставлять стихотворения

Анализ стихотворения

Сопоставление произведений

41-45

Х.А Ашинов, рассказ «Деревья на ветру». Знакомство с текстом

2. Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир.

3. Обычаи и традиции народа в воспитании человека.

4.Образ женщины

5. Сравнительная характеристика героев

5

Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Образ женщины.

Уметь  создавать сравнительную характеристику героев, выделять главное в прочитанном. Отвечать на поставленные вопросы

Анализ рассказа, поступков героев

46-50

Г.К. Схаплок , драма «Даут». Жизнь и творчество драматурга.

2. Тема Великой Отечественной войны в драме.

3.Человек на войне

4. Творческая работа. Рассказ о воине-герое.

5. Создание сценария

5

. Драма как род литературы, её особенности. Драма «Даут». Тема Великой Отечественной войны в драме. Правда о человеке на войне. Описания событий войны по живым воспоминаниям воинов.

 Знать отличие драмы от других жанров, особенности драмы как жанра, уметь анализировать героев, выявлять мотивацию их поступков

Создание сценария Чтение в лицах, беседа, словесное рисование

51-54

С.Я Панеш «Шеваёковы и Накачу» О писателе.

2. Герои сказочной повести и сказки. Системы образов. Сравнительная характеристика героев

3.Особенности сказочной повести.

4. Отзыв о прочитанном

4

О писателе. Повесть-сказка как жанр литературы. Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Герои сказочной повести и сказки. Системы образов.

У меть анализировать текст, характеризовать героев по их поступкам, уметь писать отзыв о прочитанном

Анализ текста, беседа, характеристика героев, написание отзыва

55-60-

Н.Ю Куёк «Мать абадзехов» Сюжет, тема, идея  рассказа

2. Образ матери

3.Творческая работа. Женщина –мать  в годы Великой Отечественной войны  ( на местном материале)

4. Образ сыновей

5. Художественные особенности рассказа

6

Героическое прошлое народа – борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.

Уметь анализировать прозаическое произведение, знать композицию рассказа, характеризовать героев . мотивацию их поступков

Пересказ, монологическая речь, анализ рассказа

61

Р.Р Сочинение  Борьба и чувство долга в литературном произведении

1

Создание собственного оригинального произведения

Сочинение

62-65

Ю.Г.Чуяко «Шихаф» Отрывок из повести «Чужая боль».

2. Анализ отрывка

3.  Характеристика Шеуая (анализ образа)

4.  Обычаи народа в воспитании человеческих качеств.

4

Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая.

Уметь анализировать отрывок, образ , уметь выделить главное в прочитанном, размышлять , отвечать на поставленные вопросы

Анализ отрывка, анализ образа

66

 Р Р Отзыв о самостоятельно прочитанной повести

1

План отзыва

Умение писать отзыв о прочитанном произведении

 Написание отзыва

67-68

Резервные уроки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса

Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для  3 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 7 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 7 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса...