Рабочая программа по адыгейской литературе для 10 класса
рабочая программа (10 класс) на тему
Рабочая программа по адыгейской литературе для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_adygeyskoy_literature_dlya_10_klassa_-.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №11 села Красногвардейского
«УТВЕРЖДАЮ»: Директор МОУ СОШ №11 __________Г.А.Труженникова «_____»__________2011год |
Рабочая программа по адыгейской литературе
для 10 класса
на 2011-2012 учебный год
Составила
Коблева Сусана Байзетовна,
учитель адыгейского языка и литературы
МОУ СОШ№11 села Красногвардейского
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 10 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Учебно-методический комплекс.
Учебник- хрестоматия для учащихся 10- 11 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.
Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между учениками разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Основные линии программы:
1. Развитие творческой деятельности.
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Концептуальные положения курса:
1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
Основные требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения ;
- использования навыков анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.
Десятый класс (68 часов)
I. Художественный мир адыгейской литературы Художественный мир Цуга Алиевича Теучежа
Жизненный и творческий путь ашуга.
Поэма «Восстание бжедугов».
В основе поэмы лежат исторические события. Социальное неравенство жителей в адыгейском ауле. Князь и орки - представители старого мира. Быт и нравы. Образ князя - жестокость, лицемерие, месть и произвол.
Народные заступники. Ханахуко Кимчери. Содружество тфокотлей. Любовь к свободе. Мамук и Прина. Классовая борьба в Бжедугии за свободу и равенство. Мастерство психологического анализа.
Творческий практикум.
Семинар, сочинение-размышление, реферат, ролевая дискуссия.
Художественный мир Хусена Борежевича Андрухаева
Жизненный и творческий путь поэта.
Стихотворения «Песня молодости», «Провожают нас в Красную Армию».
Патриотизм лирики Андрухаева. Художественный мир лирического героя
Творческий практикум.
Сочинение-эссе, самостоятельная подборка стихотворений
Х.Б. Андрухаева.
Художественный мир Юсуфа Ибрагимовича Тлюстена
Жизненный и творческий путь писателя.
«Народное добро». Отрывок из романа «Немеркнущий свет».
Тема Великой Отечественной войны в адыгейской литературе. Адыгейский аул под оккупацией гитлеровских захватчиков - основная тема романа Ю. Тлюстена.
Образы стариков в произведении. Героический поступок Хасана и его гибель. Истоки победы нашего народа над фашизмом.
Реализм в изображении военного быта.
Разнообразие характеров героев.
Творческий практикум.
Теоретический семинар, реферат.
«В аул приходит новая жизнь...». Отрывок из романа «Девичьи зори».
Послеоктябрьский период жизни адыгейского аула. Образ Хачмафа Псеунокова - поэта, певца, музыканта, распорядителя на свадьбах.
Социальные противоречия и классовая борьба в ауле. Темнота и невежество Хаджи - эфенди и его сторонников.
Система художественных образов романа. Способы создания характеров, идейно-художественные функции, детали. Особое место образа Даута - учителя, представителя нового поколения.
Творческий практикум.
Семинар, мини-сочинение, план и тезисы сочинения, реферат.
Художественный мир Аскера Кадырбечевича Евтыха
Жизненный и творческий путь писателя.
«Встреча». Отрывок из романа «Баржа».
Россия и Кавказ в начале XX века. Распространение большевистских идей и подготовка к революции.
Дмитрий Марьян - как представитель народа и защитник свободолюбивых идей. Женские образы в романе. Княгиня Айшет.
Русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей романа.
Творческий практикум.
Творческая работа «Мое постижение героя (романа)».
Художественный мир Дмитрия Григорьевича Костанова
Слово о писателе.
«Великий садовод». Отрывок из романа «Слияние рек».
Знаменитые черкесские сады в основе колхозного сада в адыгейском ауле
Молчун — адыгейский Мичурин. Укрепление и обогащение коллективных хозяйств, построение гидроэлектростанции силами двух соседних хозяйств, русского и адыгейского колхозов. Система художественных образов.
Творческий практикум.
Ролевая дискуссия, реферат.
Художественный мир Сафера Махмудовича Яхутля
Слово о поэте.
Поэма «Хусен Андрухаев».
Тема Великой Отечественной войны в лирике поэта. Временная оккупация врагом огромной территории страны и священная война против захватчиков. Мастерство психологического анализа.
Образ Хусена Андрухаева в поэме и в жизни.
Творческий практикум.
Самостоятельное исследование, составление поэтической антологии.
Стихотворение «Другу».
Тема Великой Отечественной войны. Особенности поэтической речи.
Образ Меретукова, партизана-разведчика, погибшего от рук гитлеровцев в стихотворении «Другу».
Творческий практикум.
Доклад реферативного типа.
Художественный мир Киримиза Хаджимусовича Жанэ
Жизненный и творческий путь поэта.
Стихотворения «Адыгея моя», «У адыгов обычай такой», «Моя звезда», «Спор».
Разнообразие тематики в лирике поэта: любовь к Родине, к Отчизне; любовь к своему народу, обычаям и традициям; любовь к женщине, матери, сестре, невесте... Своеобразие поэтического видения мира и его воплощение.
Творческий практикум.
Поэтический семинар.
Художественный мир Аскера Магамудовича Гадагатля
Жизненный и творческий путь поэта.
«Дочь адыга». Повесть в стихах.
Смысл названия. Своеобразие образного строя, языка, ритмики. Тема далекого прошлого из жизни адыгов - разбой грабителей - турок, увозивших «живой товар» за кусок материи или безделушку.
Сюжет повести, развитие трагических событий. Противопоставление образа Бэча - как народного героя и Батко-орка. Нравственная проблематика повести
Мастерство психологического анализа. Трагическое звучание темы любви.
Система художественных образов.
Творческий практикум.
Семинар, дискуссия, доклад-исследование, реферат.
II. Развитие речи (3 ч.)
1. Сочинение-исследование в разных жанрах.
2. Итоговая творческая работа по произведениям Ю. И. Тлюстена.
3. Итоговая читательская конференция.
Десятый класс
(Всего 34 ч. в учебном году.)
№ урока | Тема урока | Д/З | Дата |
I полугодие | |||
1. | Художественный мир адыгейской литературы. | ||
2. | Художественный мир Цуга Алиевича Теучежа. | ||
3. | Ц.А.Теучеж. Поэма. Восстание бжедугов. | ||
4. | Образ князя - жестокость, лицемерие, месть и произвол. | ||
5. | Классовая борьба в Бжедугии за свободу и равенство. | ||
6. | Жизненный и творческий путь поэта Х.Б. Андрухаева. | ||
7. | Х.Б. Андрухаев. Стихотворение.Песня молодости. | ||
8. | Х.Б. Андрухаев. Стихотворение. Провожают нас в Красную Армию. | ||
9. | Отрывок из романа Ю.И.Тлюстена «Немеркнущий свет». | ||
10. | Реализм в изображении военного быта. | ||
11. | Отрывок из романа Ю.И.Тлюстена «Девичьи зори». | ||
12. | Отрывок из романа А.К.Евтыха «Баржа». | ||
13. | Женские образы в романе. Княгиня Айшет. | ||
14. | Россия и Кавказ в начале XX века. | ||
15. | Отрывок из романа Д.Г.Костанова «Слияние рек». | ||
16. | Дискуссия. Русский национальный характер в изображении адыгейских писателей. | ||
17. | Контрольное тестирование за 1 полугодие. | ||
II полугодие | |||
18. | Образ Хусена Андрухаева в поэме Сафера Махмудовича Яхутля. | ||
19. | Образ Меретукова, партизана-разведчика, погибшего от рук гитлеровцев в стихотворении С. М. Яхутля«Другу». | ||
20. | Тема Великой Отечественной войны в лирике поэта С.М. Яхутля | ||
21. | Разнообразие тематики в лирике поэта Киримизе Хаджимусовича Жанэ. | ||
22. | К.Х.Жанэ.Стихотворение. Адыгея моя. | ||
23. | К.Х.Жанэ.Стихотворение. У адыгов обычай такой. | ||
24. | К.Х.Жанэ.Стихотворение. Моя звезда. | ||
25. | К.Х.Жанэ.Стихотворение. Спор. | ||
26. | Поэтический семинар. | ||
27. | А.М. Гадагатль. Повесть в стихах. Дочь адыга. | ||
28. | Сюжет повести, развитие трагических событий. | ||
29. | Нравственная проблематика повести. | ||
30. | Общее и особенное в стихах молодых поэтов. | ||
31. | Сочинение-размышление по произведениям К.Х.Жанэ. | ||
32. | Классная дискуссия. Адыгейский национальный характер в изображении адыгских писателей. | ||
33. | Итоговая читательская конференция. | ||
34. | Итоговое контрольное тестирование: « Произведения адыгейских поэтов и писателей». |
Ресурсное обеспечение :
http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование"
http://www.russianculture.ru - Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru - федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена
http://www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование детей"
http://www.law.edu.ru - федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
http://en.edu.ru – Естественнонаучный образовательный портал
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.metodika.ru - сайт, посвященный новой методике обучения детей
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://newseducation.ru - Большая перемена: Сайт информационной поддержки ФЦПРО
http://www.informatika.ru - Российский общеобразовательный портал
http://www.uroki.ru - Образовательный портал Учеба
http://www.ug.ru - Информационный сайт "Учительская газета"
http://www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования»
http://www.gov.spb.ru - Официальный портал администрация Санкт-Петербурга.
http://www.k-obr.spb.ru – Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
http://www.viborgsky.ru/administration – Сайт администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
http://www.pravdd.ru – Сайт по правилам дорожного движения.
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно"
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов Интернет
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
http://www.ucheba.com – Образовательный портал “УЧЕБА”.
http://www.alledu.ru – "Всё образование в интернет". Образовательный информационный портал. Каталог ссылок, новости, детская общественная приёмная, информация о лидерах образования, анонсы, объявления о работе.
http://www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное образование»
http://college.ru – первый в России образовательный Internet-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.
Сетевые сообщества учителей:
http://pedsovet.org – Всероссийский Интернет-педсовет
http://www.intergu.ru – Интернет-государство учителей. Основная цель создания такого государства заключается в оказание поддержки профессиональной деятельности учителя, в предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, в создании и поддержке новых образовательных инициатив.
http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Энциклопедии, словари:
http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
http://www.vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
http://www.slovari.yandex.ru - Яндекс.Словари
http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Список литературы
для учителя:
1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.
2. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.
3. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.
4. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.
5. М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.
6. Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.
7. А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.
8. Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.
9. Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.
10. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
11. Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.
12. Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». - М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.
для учащихся:
1. Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 10-11.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 10-11 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
2. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
3. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
4. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...
Комментарии
Рабочая программа по
Рабочая программа по адыгейской литературе для 10 класса