Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_adygeyskoy_literature_8_klass.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №11 села Красногвардейского
«УТВЕРЖДАЮ»: Директор МОУ СОШ №11 __________Г.А.Труженникова «_____»__________2011год |
Программа по адыгейской литературе
для 8класса
на 2011-2012 учебный год
Составила
Коблева Сусана Байзетовна,
учитель адыгейского языка и литературы
МОУ СОШ№11 села Красногвардейского
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Учебно-методический комплекс.
Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.
Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа состоит из следующих разделов:
I. Произведения устного народного творчества .
II. Адыгейская литература .
Основные линии программы:
1. Развитие творческой деятельности.
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Концептуальные положения курса:
1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
Основные требования к уровню подготовки учащегося
Важнейшими умениями являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Восьмой класс (68 часов)
I. Произведения устного народного творчества (3 ч.)
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое
разнообразие фольклорных произведений. Отражение в фольклоре взглядов,
пристрастий, вкусов и поверий народа.
Сказание «Что Петерез сделал для нартов».
Герои сказания, их облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со
злом. Насрен и Прометей. Сравнение. Перекликание темы в адыгейском фольклоре и греческой мифологии.
Творческая мастерская.
Изображение человека в фольклоре и литературе.
Сказка «Трудовые деньги».
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Современный подход к знакомым сюжетам. Решение нравственных проблем. Теория. Фольклорная и литературная сказки.
Творческая мастерская.
Средство создания характера в сказке.
Сказка «Петух-хвастун».
Обличение хвастовства и мораль сказки.
Творческий практикум.
Сочиняем современные сказки.
II. Адыгейская литература (61 ч.)
Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. Особенности языка художественной литературы.
Ахмед Джанхотович Хатков
Стихотворения «Старость», «Живи, человек».
Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.
Продление жизни своим трудом, творчеством.
Творческая мастерская.
Лирический герой. Мир его чувств. Развёрнутый ответ на вопрос: Почему
старость не смогла победить поэта?
Тембот Магометович Керашев
«Абрек». Повесть в сокращении.
Быт и нравы народа. Герой повести и его судьба. Образ Зары - готовность к самопожертвованию. Психологизм произведения. Творческое задание.
Составление плана для подготовки устного сообщения.
Ибрагим Салехович Цсй
«Одинокий». Повесть в сокращении.
Тяжелый исторический путь адыгейского народа, заполненный
предательством, угнетением и жуткими преступлениями. Беззащитность и
одиночество.
Композиция. Сюжетные линии повести. Основной конфликт произведения.
Герои повести.
Творческая мастерская.
Композиция и сюжет художественного произведения.
Мурат-Салихович Паранук
Стихотворение «Дерево Тлимафа».
Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.
Творческое задание.
Чтение и обсуждение стихотворения.
Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса».
Басня как эпический жанр. Образ рассказчика. Особенности интонации. Композиция. Аллегория. Мораль.
Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.
Творческая мастерская.
Инсценирование басни.
Аскер Кадырбечевич Евтых
Рассказ «Священная река».
Рассказ о прошлом. Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли.
Выражение мыслей и чаяний маленького адыгейского народа о дружбе с великим русским народом устами старца. Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.
Творческий практикум.
Исследовательский литературоведческий поиск.
Дмитрий Григорьевич Костанов
Рассказ «Буран».
Система художественных образов в рассказе.
Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.
Творческий практикум.
Образ героя в фольклоре и литературе
Сафер Махмудович Яхутль
Стихотворение «Белая».
Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор.
Творческое задание.
Анализ стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть (по желанию учащихся).
Стихотворение «Город мой».
Поэт воспевает свой город. Приемы создания поэтического образа. Символ.
Творческое задание.
Сочинение-миниатюра о своем городе (селе, деревне).
Аскер Магамудович Гадагатль
Баллада «Подвиг».
Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя.
Теория литературы.
Баллада.
Творческий практикум.
Создание балладного сюжета.
Исхак Шумафович Машбаш
Стихотворение «Суровая память».
Тема Великой Отечественной войны в лирике Машбаша. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.
Хазрет Ахметович Ашинов
Рассказ «Деревья на ветру».
Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Творческое задание. Самостоятельный анализ рассказа.
Гисса Кагирович Схаплок
О драматурге. Драма «Даут».
Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».Правда о человеке на
войне.
Специфика драматических произведений.
Теория литературы. Драма как род литературы, ее особенности. Описание событий войны по живым следам воинов. Творческая мастерская. Как создается сценарий?
Сафер Ильясович Панеш
О писателе.
«Шеваёковы и Накачу». Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы». Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Герои сказочной повести и сказки. Творческая мастерская. Герои и события сказочной повести.
Нальбий Юнусович Куек
Рассказ «Мать абадзехов».
Героическое прошлое народа — борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.
Творческий практикум.
Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».
Юнус Гарунович Чуяко
О писателе.
«Шихаф». Отрывок из повести «Чужая боль».
Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая. Теория литературы. Стиль писателя. Творческий практикум. Сюжет для повести.
III. Развитие речи (4 ч.)
Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.
Сочинение-рассуждение по рассказу Д. Г. Костанова «Буран».
Итоговая читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература».
Сочинение в лирическом жанре.
Восьмой класс
(2 ч. в неделю. Всего 68 ч. в учебном году.)
№ урока | Тема урока | Д/З | Дата |
I четверть I. Произведения устного народного творчества | |||
1. | Жанровое разнообразие фольклорных произведений. | ||
2. | Нартский эпос. | ||
3. | Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки. | ||
II. Адыгейская литература (61 ч.) | |||
4. | Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. | ||
5. | Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. | ||
6. | Особенности языка художественной литературы. | ||
7. | А.Д. Хатков. Стихотворение.Старость. | ||
8. | А.Д. Хатков. Стихотворение. Живи, человек. | ||
9. | Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни. | ||
10. | Творческий путь Т.М.Керашева. | ||
11. | Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(1 часть) | ||
12. | Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(2 часть) | ||
13. | Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(3 часть) | ||
14. | Быт и нравы народа. | ||
15. | Психологизм произведения. | ||
16. | Образ Зары - готовность к самопожертвованию. | ||
17. | Творческое задание.Составление плана для подготовки устного сообщения. | ||
18. | Творческий путь И.С.Цея. | ||
2 четверть | |||
19. | И.С.Цей. Повесть. Одинокий. | ||
20. | Сюжетные линии повести. | ||
21. | М.С.Паранук. Стихотворение .Дерево Тлимафа. | ||
22. | Автор и герой. Благородство как нравственная категория. | ||
23. | М.С.Паранук. Басня.Начальник Лев и хитрая Лиса. | ||
24. | Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами. | ||
25. | Творческая мастерская. Инсценирование басни. | ||
26. | А.К.Евтых. Рассказ. Священная река. | ||
27. | Историческая основа и сюжет. | ||
28. | Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского. | ||
29. | Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск. | ||
30. | Д.Г. Костанов. Рассказ. Буран | ||
31. | Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев. | ||
32. | Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе. | ||
3 четверть | |||
33. | Творческий путь С.Ф.Яхутля. | ||
34. | С.Ф.Яхутль. Стихотворение.Белая. | ||
35. | Искусство изображения картин природы в различных жанрах. | ||
36. | С.Ф.Яхутль. Стихотворение. Город мой. | ||
37. | Сочинение-миниатюра о своем селе. | ||
38. | А. М.Гадагатль. Баллада. Подвиг. | ||
39. | Литературная баллада как лироэпический жанр. | ||
40. | И.Ш.Машбаш. Стихотворение. Суровая память. | ||
41. | Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша. | ||
42. | Образ погибшего солдата. | ||
43. | Х.А. Ашинов. Рассказ.Деревья на ветру. | ||
44. | Сюжет и герои рассказа. | ||
45. | Обычаи и традиции народа в воспитании человека. | ||
46. | Г. К.Схаплок. Драма. Даут. | ||
47. | Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут». | ||
48. | Специфика драматических произведений. | ||
49. | Драма как род литературы, ее особенности. | ||
50. | Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ. | ||
51. | Обобщающий урок. Рассказы о ВОВ. | ||
52. | Поэты и писатели Адыгеи. Повторение. | ||
4 четверть | |||
53. | Творческий путьС.И.Панеша. | ||
54. | С.И.Панеш. Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы». | ||
55. | Герои и события сказочной повести. | ||
56. | Н. Ю. Куек. Рассказ.Мать абадзехов. | ||
57. | Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. | ||
58-59. | Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении». | ||
60. | Ю. Г. Чуяко . Отрывок из повести «Чужая боль». | ||
61. | Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. | ||
62. | Осуждение народом поведения Шэуая. | ||
63. | Отзыв о самостоятельно прочитанной повести. | ||
64. | Поэты Адыгеи. Повторение. | ||
65. | Писатели Адыгеи. Повторение. | ||
66. | Читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература». | ||
67. | Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение. | ||
68. | Контрольное тестирование. |
Ресурсное обеспечение :
http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование"
http://www.russianculture.ru - Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru - федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена
http://www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование детей"
http://www.law.edu.ru - федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
http://en.edu.ru – Естественнонаучный образовательный портал
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.metodika.ru - сайт, посвященный новой методике обучения детей
http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://newseducation.ru - Большая перемена: Сайт информационной поддержки ФЦПРО
http://www.informatika.ru - Российский общеобразовательный портал
http://www.uroki.ru - Образовательный портал Учеба
http://www.ug.ru - Информационный сайт "Учительская газета"
http://www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования»
http://www.gov.spb.ru - Официальный портал администрация Санкт-Петербурга.
http://www.k-obr.spb.ru – Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
http://www.viborgsky.ru/administration – Сайт администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
http://www.pravdd.ru – Сайт по правилам дорожного движения.
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно"
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов Интернет
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
http://www.ucheba.com – Образовательный портал “УЧЕБА”.
http://www.alledu.ru – "Всё образование в интернет". Образовательный информационный портал. Каталог ссылок, новости, детская общественная приёмная, информация о лидерах образования, анонсы, объявления о работе.
http://www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное образование»
http://college.ru – первый в России образовательный Internet-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.
Сетевые сообщества учителей:
http://pedsovet.org – Всероссийский Интернет-педсовет
http://www.intergu.ru – Интернет-государство учителей. Основная цель создания такого государства заключается в оказание поддержки профессиональной деятельности учителя, в предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, в создании и поддержке новых образовательных инициатив.
http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Энциклопедии, словари:
http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
http://www.vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
http://www.slovari.yandex.ru - Яндекс.Словари
http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»
Список литературы
для учителя:
1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.
2. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.
3. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.
4. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.
5. М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.
6. Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.
7. А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.
8. Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.
9. Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.
10. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.
11. Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.
12. Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». - М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.
для учащихся:
1. Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 7-9.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7-9 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.
2. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
3. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
4. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...
Комментарии
Рабочая программа по
Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса
Рабочая программа по
Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса