Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса
рабочая программа (8 класс) по теме

Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_adygeyskoy_literature_8_klass.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное образовательное учреждение -средняя общеобразовательная школа №11 села Красногвардейского


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МОУ СОШ №11

__________Г.А.Труженникова

«_____»__________2011год

Программа по адыгейской литературе

для 8класса

на 2011-2012 учебный год

Составила

Коблева  Сусана  Байзетовна,

 учитель адыгейского языка и литературы

МОУ СОШ№11 села Красногвардейского

Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

     Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Учебно-методический комплекс.

Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.

Авторы – составители: Н.И.Кесебежева,  Н.А.Киярова.

  Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
   

     Изучение малой Родины  имеет большое значение в воспитании патриотических чувств   школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

-  активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств  школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой  деятельности.

Задачи:  

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение
элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа состоит из следующих разделов: 
I. Произведения устного народного творчества .
 II. Адыгейская литература . 
  Основные линии программы:

1.         Развитие творческой деятельности.

2.         Развитие восприятия произведения;

3.         Развитие литературоведческих понятий;

4.         Развитие речевых умений;

 

Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:

 

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

 2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Концептуальные положения курса:

 

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

 

Важнейшими умениями являются следующие:

  1. умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  2. выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
  3. осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  4. умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  5. умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  6. умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  7. умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
  8. умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  9. умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  10. умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  11. умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Восьмой класс (68 часов)

 I. Произведения устного народного творчества (3 ч.)

Богатство   отражения   мира   в   произведениях   фольклора.   Жанровое
            разнообразие фольклорных произведений. Отражение  в фольклоре  взглядов,

пристрастий, вкусов и поверий народа.

            Сказание «Что Петерез сделал для нартов».

            Герои сказания, их облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со

злом.   Насрен   и  Прометей.   Сравнение.   Перекликание   темы   в   адыгейском фольклоре и греческой мифологии.

Творческая мастерская.

Изображение человека в фольклоре и литературе.

Сказка «Трудовые деньги».

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Современный подход к знакомым сюжетам. Решение нравственных проблем. Теория. Фольклорная и литературная сказки.

Творческая мастерская.

Средство создания характера в сказке.

Сказка «Петух-хвастун».

Обличение хвастовства и мораль сказки.

Творческий практикум.

Сочиняем современные сказки.

II. Адыгейская литература (61 ч.)

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. Особенности языка художественной литературы.

Ахмед Джанхотович Хатков

Стихотворения «Старость», «Живи, человек».

Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.
            Продление жизни своим трудом, творчеством.

Творческая мастерская.

            Лирический герой. Мир его чувств. Развёрнутый ответ на вопрос: Почему

старость не смогла победить поэта?

Тембот Магометович Керашев

«Абрек». Повесть в сокращении.

Быт и нравы народа. Герой повести и его судьба. Образ Зары - готовность к самопожертвованию. Психологизм произведения. Творческое задание.

Составление плана для подготовки устного сообщения.

Ибрагим Салехович Цсй

«Одинокий». Повесть в сокращении.

Тяжелый     исторический     путь     адыгейского     народа,     заполненный
предательством,   угнетением   и   жуткими   преступлениями.   Беззащитность   и
            одиночество.

            Композиция. Сюжетные линии повести. Основной конфликт произведения.

            Герои повести.

Творческая мастерская.

Композиция и сюжет художественного произведения.

Мурат-Салихович Паранук

Стихотворение «Дерево Тлимафа».

Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

Творческое задание.

Чтение и обсуждение стихотворения.

Басня «Начальник Лев и хитрая Лиса».

Басня как эпический жанр. Образ рассказчика. Особенности интонации. Композиция. Аллегория. Мораль.

Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

Творческая мастерская.

Инсценирование басни.

Аскер Кадырбечевич Евтых

Рассказ «Священная река».

Рассказ о прошлом. Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли.

Выражение мыслей и чаяний маленького адыгейского народа о дружбе с великим русским народом устами старца. Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Творческий практикум.

Исследовательский литературоведческий поиск.

Дмитрий Григорьевич Костанов

Рассказ «Буран».

Система художественных образов в рассказе.

Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

Творческий практикум.

Образ героя в фольклоре и литературе

 

Сафер Махмудович Яхутль

Стихотворение «Белая».

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор.

Творческое задание.

Анализ стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть (по желанию учащихся).

Стихотворение «Город мой».

Поэт воспевает свой город. Приемы создания поэтического образа. Символ.

Творческое задание.

Сочинение-миниатюра о своем городе (селе, деревне).

Аскер Магамудович Гадагатль

Баллада «Подвиг».

Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя.

Теория литературы.

Баллада.

Творческий практикум.

Создание балладного сюжета.

Исхак Шумафович Машбаш

Стихотворение «Суровая память».

Тема Великой Отечественной войны в лирике Машбаша. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.

Хазрет Ахметович Ашинов

Рассказ «Деревья на ветру».

Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Творческое задание. Самостоятельный анализ рассказа.

Гисса Кагирович Схаплок

О драматурге. Драма «Даут».

Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».Правда о человеке на

войне.

Специфика драматических произведений.

Теория литературы. Драма как род литературы, ее особенности. Описание событий войны по живым следам воинов. Творческая мастерская. Как создается сценарий?

Сафер Ильясович Панеш

О писателе.

«Шеваёковы и Накачу». Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы». Особенности   сказочной  повести.   Характер   художественного   вымысла. Герои сказочной повести и сказки. Творческая мастерская. Герои и события сказочной повести.

Нальбий Юнусович Куек

Рассказ «Мать абадзехов».

Героическое прошлое народа — борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.

Творческий практикум.

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

Юнус Гарунович Чуяко

О писателе.

«Шихаф». Отрывок из повести «Чужая боль».

Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая. Теория литературы. Стиль писателя. Творческий практикум. Сюжет для повести.

III. Развитие речи (4 ч.)

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Сочинение-рассуждение по рассказу Д. Г. Костанова «Буран».

Итоговая читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература».

Сочинение в лирическом жанре.

 

                                                                                Восьмой класс

(2 ч.  в неделю. Всего 68 ч. в  учебном году.)

№ урока

Тема урока

Д/З

Дата

I четверть

 I. Произведения устного народного творчества

1.

Жанровое разнообразие фольклорных произведений.

2.

Нартский эпос.

3.


Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки.


II. Адыгейская литература (61 ч.)

4.

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа.

5.

Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России.

6.

Особенности языка художественной литературы.

7.

А.Д. Хатков. Стихотворение.Старость.

8.

А.Д. Хатков. Стихотворение. Живи, человек.

9.

Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.

10.

Творческий путь Т.М.Керашева.

11.

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(1 часть)

12.

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(2 часть)

13.

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(3 часть)

14.

Быт и нравы народа.

15.

Психологизм произведения.

16.

Образ Зары - готовность к самопожертвованию.

17.

Творческое задание.Составление плана для подготовки устного сообщения.

18.

Творческий путь И.С.Цея.

2 четверть

19.

И.С.Цей. Повесть. Одинокий.

20.

Сюжетные линии повести.

21.

М.С.Паранук. Стихотворение .Дерево Тлимафа.

22.

Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

23.

М.С.Паранук. Басня.Начальник Лев и хитрая Лиса.

24.

Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

25.

Творческая мастерская. Инсценирование басни.


26.

А.К.Евтых. Рассказ. Священная река.

27.

Историческая основа и сюжет.

28.

Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

29.

Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск.


30.

Д.Г. Костанов. Рассказ. Буран

31.

Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

32.

Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе.


3 четверть

33.

Творческий путь С.Ф.Яхутля.

34.

С.Ф.Яхутль. Стихотворение.Белая.

35.

Искусство изображения картин природы в различных жанрах.

36.

С.Ф.Яхутль. Стихотворение. Город мой.

37.

Сочинение-миниатюра о своем селе.

38.

А. М.Гадагатль. Баллада. Подвиг.

39.

Литературная баллада как лироэпический жанр.

40.

И.Ш.Машбаш. Стихотворение. Суровая память.

41.

Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш.Машбаша.

42.

Образ погибшего солдата.

43.

Х.А. Ашинов. Рассказ.Деревья на ветру.

44.

Сюжет и герои рассказа.

45.

Обычаи и традиции народа в воспитании человека.

46.

Г. К.Схаплок. Драма. Даут.

47.

Показ Великой Отечественной войны в драме «Даут».

48.

Специфика драматических произведений.

49.

Драма как род литературы, ее особенности.

50.

Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ.

51.

Обобщающий урок.  Рассказы о ВОВ.

52.

Поэты и писатели Адыгеи. Повторение.

4 четверть

53.

Творческий путьС.И.Панеша.

54.

С.И.Панеш. Отрывок из повести-сказки «Братья Шеваёковы».

55.

Герои и события сказочной повести.

56.

Н. Ю. Куек. Рассказ.Мать абадзехов.

57.

Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей.

58-59.

Сочинение-рассуждение «Борьба чувства и долга в литературном произведении».

60.

Ю. Г. Чуяко . Отрывок из повести «Чужая боль».

61.

Обычаи народа в воспитании человеческих качеств.

62.

Осуждение народом поведения Шэуая.

63.

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

64.

Поэты Адыгеи. Повторение.

65.

Писатели Адыгеи. Повторение.

66.

Читательская конференция «Миф. Фольклор. Литература».

67.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.

68.

Контрольное тестирование.

Ресурсное  обеспечение :


http://www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru - федеральный портал "Российское образование"
http://www.russianculture.ru - Официальный сайт министерства культуры Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru - федеральный портал "ЕГЭ" Информационная поддержка Единого государственного экзамена
http://www.vidod.edu.ru - федеральный портал "Дополнительное образование детей"
http://www.law.edu.ru - федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
http://en.edu.ru – Естественнонаучный образовательный портал
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.metodika.ru - сайт, посвященный новой методике обучения детей

http://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://newseducation.ru - Большая перемена: Сайт информационной поддержки ФЦПРО
http://www.informatika.ru - Российский общеобразовательный портал
http://www.uroki.ru - Образовательный портал Учеба
http://www.ug.ru - Информационный сайт "Учительская газета"
http://www.vestnik.edu.ru - Журнал «Вестник образования»
http://www.gov.spb.ru - Официальный портал администрация Санкт-Петербурга.
http://www.k-obr.spb.ru – Комитет по образованию Санкт-Петербурга.
http://www.viborgsky.ru/administration – Сайт администрации Выборгского района Санкт-Петербурга.
http://www.pravdd.ru – Сайт по правилам дорожного движения.
http://window.edu.ru - информационная система "Единое окно"
http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал
http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов Интернет
http://www.gramota.ru – Cправочно-информационый портал “Грамота.ru”
http://www.ucheba.com – Образовательный портал “УЧЕБА”.
http://www.alledu.ru – "Всё образование в интернет". Образовательный информационный портал. Каталог ссылок, новости, детская общественная приёмная, информация о лидерах образования, анонсы, объявления о работе.
http://www.distance-learning.ru – Информационный портал «Дистанционное образование»
http://college.ru – первый в России образовательный Internet-портал, включающий обучение школьников (математика, физика, астрономия, химия, биология и другие предметы) и курсы для профессионального образования.

Сетевые сообщества учителей: 
http://pedsovet.org – Всероссийский Интернет-педсовет
http://www.intergu.ru – Интернет-государство учителей. Основная цель создания такого государства заключается в оказание поддержки профессиональной деятельности учителя, в предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, в создании и поддержке новых образовательных инициатив.
http://www.it-n.ru – Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Энциклопедии, словари:
http://www.edu-all.ru - Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании http://www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»
http://www.vidahl.agava.ru - Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
http://www.slovari.yandex.ru - Яндекс.Словари
http://www.megabook.ru - Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»

Список литературы

для учителя: 

1.     Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.

2.     Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка.  - М., 1979.

3.     Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь.  - М., 1991.

4.     Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

       

5.     М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.

6.     Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.

7.     А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.

8.     Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.

9.     Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.

10.                       Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

11.                       Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.

12.                       Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». -  М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.

для учащихся:

1.      Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература  7-9.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7-9 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.

2.     Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

3.     Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

4.     Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса

Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для  3 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса...

Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.

Программа  разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком ...


 

Комментарии

Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса