Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)
методическая разработка (6 класс) по теме

Предмет

Речь и культура общения

Класс

6

Тип урока

комбинированный

Тема урока

Использование топов в письменной и устной речи.

Цель урока

Обобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обучающихся по этой теме, развивать коммуникативные качества личности при работе в группах.

Основное содержание темы, термины, понятия

Свойства, противопоставление, сравнение, определение, части, целое, основная мысль, функциональные стили речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_riko_progamma_d.i.arharovoy6_klass.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)

Предмет

Речь и культура общения

Класс

6

Тип урока

комбинированный

Тема урока

Использование топов в письменной и устной речи.

Цель урока

Обобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обучающихся по этой теме, развивать коммуникативные качества личности при работе в группах.

Основное содержание темы, термины, понятия

Свойства, противопоставление, сравнение, определение, части, целое, основная мысль, функциональные стили речи

Планируемый результат.

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Положительно относится к учению

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом  и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания текста

Умеет действовать по плану

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Построение текста по предложенной цепочке, удержание темы  

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Умение точно выражать свои мысли

Этапы урока.

1 этап «Организационный»

цель

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Создать позитивный настрой

у  учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Слушают учителя

Настроились позитивно на работу

1. Вступительное слово учителя. Стадия вызова.

Сформировать тему и задачи урока

Мы с вами познакомились со всеми смысловыми моделями. А сегодня нам необходимо понять, как на работу с топом влияет сфера обобщения, выбранная тема, основная мысль и отношение автора к описываемому предмету.

Проявить интерес к поставленной цели.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

Личностные :умение сотрудничать с учителем и учащимися.

Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию.

Коммуникативные: умение управлять своим поведением.

Чтобы перейти к основной части урока, вспомним необходимый для дальнейшей работы материал, изученный на прошлых уроках и подготовленный в качестве домашнего задания. Опрос проведем приемом “верных - неверных суждений”.

  1. Топы в тексте необязательны (нет)
  2. Классическое построение определений требует, чтобы сначала было родовое понятие, а затем видовое.(да)
  3. Определения бывают только точные, прямые.(нет)
  4. Автор может построить описание, выделив в предмете описания только одну, две детали(да)
  5. Топ «Свойства» ничем не отличается от топа «Целое-части»(нет)
  6. В топе «Сопоставление» можно выделить три вида(нет).

О тексте, о теме текста, о основной мысли

3 этап «Актуализация знаний»

цель

.

Деятельность ученика

Планируемый результат

Повторение того, что неоходимо к изучению нового материала: знание текста

Давайте проверим домашнее задание, которое вы делали в группах( составить описание с использованием топа «Сопоставление»: осень-весна, лес-пустыня, урок-перемена, Змей Горыныч-Баба Яга)

Выступления групп

Знать функциональные стили речи.

Молодцы, а скажите, пожалуйста, к какому стилю относятся все ваши тексты?

Вспомните текст о грибах, к какому он стилю относится?

Мы можем утверждать, что описание может относиться к разным функциональным стилям?

А как выбрать правильный?

  Художественный

научный

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Отработка навыков создания определений

Поработаем с топом «Определение»

Упр.60.

Какие цели ставил перед собой каждый из авторов?

Где уместны эти тексты?

Итак, где используется метафорическое определение, в каких стилях?

Работа в парах: составьте прямое определение слову «гаджет», «интернет», «планшетник», «сим-карта», «мобидьный телефон», «флеш-карта»(каждая пара получает свое слово, которое записано на доске).

Подумайте и объясните, почему так часто используется топ «Определение» в научно-популярном описании.

В художественном, публицистическом и разговорном

Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, отвечать на вопросы, строить «тематическую цепочку»

Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

5 этап «Первичная проверка понимания»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Формировать умение классифицировать смысловые модели

Работа над текстами из упр.62

Определите стиль каждого текста.

Скажите, какой топ использован в предложенных описаниях?

В каких текстах ведущим является топ «свойства»? каков тон описания, темп развития темы?

Как авторы относятся к описываемому?

«Целое-части», «свойства»

Отступления от темы нарушают целостность текста

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе).

коммуникативные:

уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.

познавательные: находить и выделять необходимую информацию

6 этап «Первичное закрепление»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

Творческое задание. На основе текста о льве(стр.48, упр.48) составьте свое описание льва, изменив стиль.

Определите основную мысль, которую вы хотите донести до слушателей, части и свойства, которые помогут вам раскрыть основную мысль.

Выполнение задания.

Познавательные

  1. Умение структурировать знание;
  2. Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно;
  3. Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
  4. Чтение;

7 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

цель

Деятельность ученика

Планируемый результат

Объяснить обучающимся домашнее задание.

Опишите внешность друга

Записывают дом.задание

Понимание домашнего задания

9 этап «Рефлексия»

цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Что вам показалось сложным?

Какие вопросы вы бы хотели мне задать?

Что нового узнали

      

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.

Личностные :нравственно-этическая ориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка (адаптационная). Программа "Речь и культура общения"

  Данная программа направлена на формирование навыков культуры общения, выработки  у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общени...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения"

           Проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения" для учащихся начальных классов школы-интерната. Данная программа реализует коммуникативно-де...

Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»

Данный курс  призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету речь и культура общения

Уровень обучения (класс)      10- 11 среднее  общее образованиеКоличество часов   68   Уровень базовыйУчитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая...