Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Речь и культура общения»
рабочая программа (6 класс)

Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isaeva_e.s._rech_i_kultura_obshcheniya_1.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №______

от «31» августа 2022 г.

и. о. директора Центра:

________________

Т.В. Гагарина

СОГЛАСОВАНО:

Педагог-организатор

_____________

 Л.В. Рыбакова

ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

РАССМОТРЕНО:

 на МО классных руководителей

Протокол № 1

от «31» августа 2022 г.

руководитель МО:

__________  Л.В. Рыбакова

Рабочая программа внеурочной деятельности по

духовно-нравственному направлению

«Речь и культура общения»

для обучающихся с легкой (с ТНМР) умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)   (II вариант)

6а, 6б, 7а класса (классов)

на 2022 – 2023 учебный год

Программу составила:

Исаева Е. С.

учитель русского языка

высшей квалификационной категории

Смоленск 2022

Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС).
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г (для ФГОС).
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080.

Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (I вариант) и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения АООП.

Программа адресована обучающимся 6 Б класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Занятия проводятся 1 раз в неделю: 35 часов в год.

Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.

Задачи:

1. Совершенствование основных видов речевой деятельности: говорении, слушании, письма, чтения.

2. Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

3. Развитие способности проводить элементарный комплексный анализ текста.

4. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

5. Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Речь  и культура общения»

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности 

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

  • осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • проявление интереса к письму, к письменной форме общения;
  • -    воспитание культуры поведения в различных учреждениях;
  • -развитие доброжелательности, контактности.

Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления:

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
  • Формирование учебного поведения:
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
  • Формирование умения выполнять задание:
  • в течение определенного периода времени;
  • от начала до конца;
  • с заданными качественными параметрами.
  • Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

Содержание рабочей программы

Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

РАЗДЕЛ I: Речь и речевое общение.

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты.

Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог.

Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты.

РАЗДЕЛ II. Функциональные разновидности языка. Стилистика.

Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая. Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового).

Практическая работа № 3. Создание письменных высказываний разных стилей.

РАЗДЕЛ III. Виды речевой деятельности.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет.

Практическая работа № 4. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.

Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно.

Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление).

Практическая работа № 6. Учимся писать сжатое изложение.

РАЗДЕЛ IV. Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. План как вид информационной переработки текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Практическая работа № 7. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно – речевых умений .

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Речь и культура общения»

на 2022/2023 учебный год  

6а, 6б, 7а классы

Количество часов:

34

на первое полугодие всего:                          16 ч., в неделю 1 ч

на второе полугодие всего:

18 ч., в неделю 1 ч.

                        Содержание (раздел, тема

Кол.   часов

Дата

план

факт

1-я четверть. 9 часов.

1.

 Введение.

1

02.09

2. .

 Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека.

1

09.09

3.

 Речевая ситуация.

1

16.09

4. .

 Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи.

1

23.09

5.

 Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога.

1

30.10

6.

Практикум. Учимся строить диалог и монолог.

1

07.10

7.

 Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность.

1

14.10

8.

 Речевые ошибки и недочёты.

2

21.10

9.

28.10

2-я четверть. 7 часов.

10.

 Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты

1

11.11

11.

 Стилистика. Разговорная и книжная речь

1

18.11

12.

 Виды книжной речи: художественная и научно-деловая

1

25.11

13

 Практикум. Создание письменных высказываний разных стилей

1

02.12

14.

 Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо

1

09.12

15.

 Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?

1

16.12

16.

 Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое

1

23.12

Январь

13.01

3-я четверть. 10часов.

17.

 Работа с информацией. Источники информации: учебник, энциклопедии, словари, СМИ, Интернет-ресурсы

1

13.01

18.

 Практикум. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

1

20.01

19.

 Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый

1

27.01

20.

 Практикум. Учимся пересказывать текст подробно

1

03.02

21.

 Письмо как вид речевой деятельности

1

10.02

22.

 Практикум. Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение)

1

17.02

23.

 Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста

1

03.03

24.

 Что значит говорить и писать на тему? Главное в тексте - идея, основная мысль.

1

10.03

25.

 Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста.

1

17.13

26.

 План как вид информационной переработки текста

1

24.03

4-я четверть. 8 часов.

27.

 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

1

07.04

28.

 Описание как тип речи. Виды описаний

1

14.04

29.

 Повествование. Повествовать – значит рассказывать

1

21.04

30.

 Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать

1

28.04

31.

 Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи

2

05.05

32.

12.05

33.

Итоговый контроль.

1

19.05

34.

Повторительно – обобщающее занятие.

1

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению  «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я в мире, мир во мне" для обучающихся с ОВЗ 2-3 классов

Программа  воспитательной  работы  по  духовно-нравственному направлению "Я  в  мире, мир  во  мне" для  обучающихся  с  ОВЗ 2-3  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Будущее в настоящем»

         Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной си...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному воспитанию. 1-4 классы. Апробирована. Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, ко...