Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
материал на тему
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции речевого поведения позволит в определенной степени облегчить процесс социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 56 КБ |
prezentatsiya_-_seminar.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» », «Этика речевого общения»
(учитель русского языка Фидикова С.В.)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции речевого поведения позволит в определенной степени облегчить процесс социализации.
У воспитанников нашей школы слабо сформированы коммуникативные умения и навыки. Отмечается низкая культура речевого общения. Дети затрудняются соблюдать этические нормы, не умеют употреблять этикетные формулы в разных жизненных ситуациях. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует адаптации в обществе.
Слайд 1
Для решения этих задач в школе-интернате для обучающихся 5-6 классов с 2009 года… проводятся факультативные занятия по разработанной мною программе «Речь и культура общения», рецензированной в ИПКРО в 2009 году.
Программа курса занятий рассчитана на 34 часа (1раз в неделю) в каждом классе. Основная цель занятий - учить детей эффективному общению.
Задачи:
1. Способствовать совершенствованию речи обучающихся, повышению ее культуры, умения общаться.
2. Формировать умения выбирать языковые средства в конкретной речевой ситуации
3. Обогащать словарный запас, активизировать его
4. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Обучение и развитие на занятиях ведется последовательно по трем разделам: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».
Слайд 2
Речь и ее значение в жизни
Воспитанникам в доступной форме раскрываются основные функции речи:
- Речь - как средство общения, средство обмена чувствами и мыслями между людьми;
- речь является средством передачи и усвоения определенной информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;
- речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной);
- речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
С такими сложными речеведческими понятиями дети знакомятся, осмысливая свою речевую практику и окружающую их действительность. Так, с функцией планирования и организации деятельности обучающиеся знакомятся на примере таких типичных для их возраста ситуаций, как распределение ролей в игре, обязанностей дежурных по классу и т.п. Осваивая функцию воздействия речи на поступки людей, ученики также рассматривают конкретные ситуации, которые помогают им понять, как те или иные языковые средства, особенности устной речи дают возможность повлиять на человека: похвалить, ободрить или осудить, удержать от нежелательного поступка и т.п.
Таким образом, дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать определенными умениями, помогающими им пользоваться речью во всех ее функциях.
Слайд 3
Текст
Речевые понятия в программе даются в определенной системе. Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в школе - научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.
К осознанию понятия текста обучающиеся подводятся на протяжении всего периода обучения. В начале обучения на первый план выдвигаются такие признаки текста, как тематическое единство, целенаправленность (подчинение основной мысли). На этой базе дается понятие о структурной целостности текста (о наличии в нем зачина, средней части и концовки и о средствах связи между самостоятельными предложениями). Далее дети получают представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, а также их жанровых разновидностях.
В программу введены также понятия о речевых произведениях, так называемых малых форм: считалке, скороговорке, загадке.
Обучающиеся знакомятся с данными типами текстов для того, чтобы научиться самостоятельно создавать подобного рода речевые произведения, которые помогут им в определенных жизненных ситуациях чувствовать себя уверенно.
Слайд 4
Культура общения
Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть общей работы по развитию речи обучающихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т.д. Введение в речь школьников формул речевого этикета не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации. Ребенок должен понимать, что, например, приветствуя товарища, можно сказать: «Здравствуй! Привет!», а при встрече с учителем: «Здравствуйте, Александра Михайловна!»
На занятиях факультатива большая часть времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Дети учатся слушать, говорить, сочинять в силу своих возможностей, способностей и уровня развития.
Слайд 5
Начинается занятие с речевой разминки, куда входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Слайд 6
Гимнастику проводит как учитель, так и сами дети.
Упражнение на дыхание «Пушинка»
Слайд 7
Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Цоканье копыт», «Грустно – весело» и др.
Слайд 8
В комплекс речевых разминок входят индивидуальные задания по рекомендации логопеда.
Слайд 9
А также упражнения по работе над логическим ударением, дикцией
У елки иголки колки.
У елки иголки колки.
У елки иголки колки.
Слайд 10
В зависимости от темы занятия обучающиеся работают с отрывками текстов, анализируя их; решают вопросы и задачи проблемного характера; используют забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых вводятся в определенную речевую ситуацию.
Слайд 11
Большая часть времени отводится инсценировкам сказок, где отрабатываются свойства речи (тон, темп, тембр), манеры поведения.
Слайд 12-13
Разыгрывая речевые ситуации, обучающиеся учатся находить нужные этикетные формулы в зависимости от ситуации, которые необходимы в повседневном общении между людьми (будь то класс, группа, общественные места).
Слайд 14
На занятиях много творчества, так как общение в своей основе – творчество. Дети рисуют, сочиняют загадки, считалки, стихи, сказки. Все свое творчество оформляют в книжки-малышки.
Слайд 15
Мониторинг речевого развития проводится с использованием диагностических методик, методов наблюдения, анализа письменных работ детей. Часть диагностического материала разработана мною. Все параметры оцениваются по 3-х балльной системе:
0 баллов – невыполнение задания
1 балл –низкий уровень
2 балла – средний
3 балла – высокий
Диагностика проводится 3 раза в год. На каждого обучающегося заполняется индивидуальная карта речевого развития, разработанная мною.(показать)
Затем оформляется сводная таблица.
Анализируя диагностические данные, наблюдая за детьми, пришла к выводу, что дети если и знают этикетные формулы, то применяют их в общении друг с другом, со взрослыми в недостаточной степени. Поэтому мною была разработана программа факультатива «Этика речевого общения» для 5-6 классов. Учебно-методическая разработка рецензирована в июне 2013 года в ИПКРО. В этом учебном году в 5 классе был введен 1 час занятий факультатива.
Слайд 16
Основная цель программы «Этика речевого общения» - овладение обучающимися основами культуры речевого общения; усвоение правил, регулирующих речевое поведение.
Задачи:
1.Познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
2.Формировать навыки общения и речевого поведения;
3.Формировать умения выбирать языковые средства в конкретной речевой ситуации;
4.Формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
В программе рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной части культуры речевого общения, что является одним из условий успешной социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа имеет практическую направленность. Поэтому особое значение приобретают именно практические формы воспитания у обучающихся потребности в овладении этики речевого общения. В связи с этим большое значение придается созданию на занятиях обстановки диалогового общения, и ее основой становится реальная ситуация из повседневной жизни ребенка или ситуация, участником которой он может стать. Обучающиеся предлагают различные варианты ее разрешения, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знание не получается ими извне, а вырабатывается в результате коллективного взаимодействия.
Слайд 17
Начинается занятие с речевой разминки, куда входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.
В методической копилке сформированы комплекты речевых разминок для каждого занятия.
Слайд 18
Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание
Слайд 19
Использование таких методических приемов, как инсценирование, драматизация, ролевая игра в условиях, приближенных к реальной коммуникации.
Слайд 20
Свой опыт по накоплению сведений о речевом этикете обучающиеся оформляют в самодельных книжках-малышках, словаре вежливых слов, что вызывает интерес и повышает мотивацию.
Слайд 21
Для выявления уровня развития навыков общения и речевого поведения мною разработан диагностический материал. Диагностика проводится 3 раза в год. На каждого обучающегося заполняется индивидуальная карта речевого развития, разработанная мною.(показать)
Анализ результатов диагностики показывает успешность обучения воспитанников по данному курсу,
так как по всем параметрам наблюдается положительная динамика.
5 класс 2013 – 2014 уч.г.
Параметры | Начало года | Середина года | Динамика за полугодие | Конец года | Динамика за год |
Устная речь (словарь и грамматический строй речи) | 1.3 | 2 | +0,7 | 2,5 | +1,2 |
Свойства устной речи | 1,4 | 1,8 | +0,4 | 2,7 | +1,3 |
Неязыковые средства общения | 1,5 | 1,8 | +0,3 | 3 | +1,5 |
Речевой этикет | 1,3 | 1,7 | +0,4 | 2,4 | +1,1 |
1,3 | 1,8 | +0,5 | 2,7 | +1,4 |
В результате проведения данных факультативных занятий воспитанники знают, что такое речевой этикет и культура общения. Дети умеют вступать в социальные коммуникации, адекватно формулировать свои мысли в различных ситуациях для решения коммуникативных задач
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь и ее значение в жизни речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми; речь является средством передачи и усвоения определенной информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира; речь является средством организации и планирования деятельности людей (в том числе коллективной); речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
Текст Конечная цель работы по развитию речи в школе - научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.
Культура общения
Речевая разминка: Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика
Инсценировки
Разыгрывание речевых ситуаций
Культура общения
Наше творчество
Мониторинг Параметры Начало года Середина года Динамика за полугодие Конец года Динамика за год Устная речь (словарь и грамматический строй речи) 1.3 2 +0,7 2,5 +1,2 Свойства устной речи 1,6 1,8 +0,2 2,7 +1,1 Неязыковые средства общения 2 2,5 +0,5 3 +1 Речевой этикет 1,3 1,7 +0,4 2,6 +1,3
Факультатив «Этика речевого общения»
Речевая разминка
Моделирование и разыгрывание речевых ситуаций
Инсценировки
Наше творчество
Мониторинг Параметры Начало года Середина года Динамика за полугодие Конец года Динамика за год Устная речь (словарь и грамматический строй речи) 1,1 1,4 +0,3 2,3 +1,2 Свойства устной речи 1,3 1,8 +0,5 2,7 +1,4 Неязыковые средства общения 1,5 2,5 +1 2,5 +1 Речевой этикет 1.2 2,1 +0,9 2,5 +1,3 Средний балл 1,3 1,9 +0,6 2,5 +1,2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...
Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"
Материал, представленный в программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...
Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях спец...
Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходи...
Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения
Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...
Презентация к педсовету Формирование коммуникативных умений и навыков у детей и подростков
Нарушения в сфере общения и недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией»...
Специфика работы социального педагога по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся общеобразовательных школ в социальных структурах
Выступление социального педагога Добряк Л.А. МБОУ "Школа-лицей" № 3 г. Симферополя на семнаре социальных педагогов школ г. Симферополя на тему "Работа социального педагога по фрор...