проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения"
рабочая программа на тему
Проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения" для учащихся начальных классов школы-интерната. Данная программа реализует коммуникативно-деятельностный подход к речевому развитию детей и является основой для проведения уроков по данному курсу как компонента образовательного учреждения, для проведения уроков развития речи в рамках курса "Русский язык", для организации внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь во всем ее видовом многообразии является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании. Ее актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека.
Новое время выдвигает новые задачи: воспитание коммуникативно развитого человека с активной жизненной позицией.
Привить интерес к слову, правильно научить ученика слушать, говорить, читать и писать – ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ХХ1века.
Развитие речи учащихся с ЗПР – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением, корригированием различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у детей с ЗПР познавательные способности, совершенствуем психические функции.
От того, насколько будет сформирована речь учащихся с ЗПР, зависит успешность усвоения ими учебного материала по всем предметам, степень общего развития.
Ни для кого неново то, что язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. А для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, т.е. обладать речевой культурой. Владение словом – это основа интеллекта ребенка. Мышление не будет развиваться без языкового материала. Поэтому начальная школа – наиболее важная ступень в овладении речи.
Данный курс может являться ядром, но не единственным элементом системы речевого развития младших школьников с ЗПР. Поставленные задачи реализуются также и на уроках русского языка, литературного чтения, в процессе внеурочной деятельности и др.
Обучение по данному курсу носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей, их слушания и чтения, говорения и письма.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
Главная цель занятий – РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМАЯ НА БАЗЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ РЕЧЕВЕДЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Задачи учебного курса состоят в следующем:
- учиться общаться;
- уметь слушать и говорить;
- оценивать свою и чужую речь;
- уметь импровизировать;
- учиться передавать информацию;
- умение поддерживать беседу;
- устанавливать контакт с окружающими людьми;
- уметь найти способ ухода от ссоры во время спора;
- уметь сочинить письмо, поздравление, скороговорку;
- формировать вежливую речь;
- воспитывать познавательный интерес к родному языку;
- развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных речевых задач;
- формировать навыки самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер;
- воспитывать у детей с ЗПР эмоционально-эстетическую отзывчивость, духовно-нравственные ценности в связи с развитием у них коммуникативно-речевых умений.
Основными КОРРЕКЦИОННЫМИ ЗАДАЧАМИ уроков развития речи и культуры общения для детей с ЗПР, являющимися основными ориентирами при подготовке к урокам являются следующие:
- коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся с ЗПР;
- уточнение, расширение и систематизация круга представлений об отдельных предметах и явлениях окружающей действительности;
- развитие наблюдательности на основе систематических заданий;
- активизация интеллектуальной деятельности и речи учащихся с ЗПР;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой активности детей во всех видах деятельности;
- обогащение пассивного и активного словаря;
- формирование и совершенствование уже сформировавшиеся функции и формы речи (в частности, диалогической речи);
- развитие мелкой моторики;
- формирование интонационной выразительности;
- учить детей действию планирования в рассказывании (работать над фразой с использованием сюжетных картинок).
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ
В КУРСЕ
1. Основные идеи курса заключаются в осуществлении коммуникативно-деятельностного подхода к речевому развитию младших школьников с ЗПР, что предполагает реализацию основной функции языка – быть средством общения. Важнейшим условием работы по развитию речи, определяющим во многом ее эффективность, является внутренняя и внешняя речевая активность самого ребенка в процессе не только создания, но и восприятия речевых высказываний.
В соответствии с коммуникативно-деятельностным подходом работа по развитию речи учащихся с ЗПР строятся в форме деятельности по решению речевых задач.
Реализация данного подхода предполагает организацию работы по развитию речи как систематического курса, дающего детям с ЗПР возможность последовательно усваивать необходимые речеведческие понятия и формировать у них коммуникативно-речевые умения.
2. В основе построения программы лежат идеи развивающего обучения. В условиях развивающего обучения важнейшие изменения в речи связаны со становлением учебной деятельности. Ее коллективно-распределенный характер порождает содержательные мотивы общения и с помощью учебного диалога ставит каждого учащегося в ситуацию конкретной коммуникативной задачи. Основой для активизации процесса развития речи учащихся с ЗПР становится единство учебной и речевой деятельности.
3. Личностно-ориентированный подход к речевому развитию учеников с ЗПР предполагает создание благоприятных условий для самоопределения и самореализации ребенка, признания ценности его личности, развитие его способностей, в том числе и творческой интерпретации текстов и в создании собственных речевых высказываниях. Особая роль здесь принадлежит устным выступлениям детей перед аудиторией, создание книжек-малышек, защите своих проектов и т.д.
4. Личностно-ориентированное образование тесно связано с осуществлением индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся с ЗПР. Каждый ребенок уникален. Соответствующая организация уроков речевого развития будет способствовать естественному темпу становления ребенка как автора.
5. Реализация художественно-эстетического принципа предполагает отбор образцовых произведений для работы на уроках развития речи, способных раскрыть перед юным читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, пробудить чувства гармонии и красоты, воспитывать в ребенке собственное отношение к действительности.
Этот принцип предполагает также активное установление межпредметных связей, особенно с изобразительным творчеством и музыкой, предполагающее интерпретацию ребенком образов, созданных средствами других видов искусства.
СИСТЕМА И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ КУРСА
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
Среди огромного разнообразия речевого материала только скороговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи. Скороговорки являются прекрасным материалом для улучшения дикции и тренировки произношения звуков. Роль скороговорки как речевого материала велика. Они не только обогащают нашу речь и пополняют активный словарь, но и учат вслушиваться в слова, замечать каждый звук, использовать слова-синонимы, упражняться в четком произнесении нужного звука.
Скороговорки – это, как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков.
Заучивать скороговорки надо сначала в замедленном темпе, а затем постепенно его увеличивать. Скороговорки используются не только для преодоления и закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом (быстро, умеренно, медленно), для системной работы над интонационной выразительностью речи детей с ЗПР: логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями.
СТРУКТУРА УРОКА
Структура уроков развития речи определяется необходимостью сформировать коммуникативно-речевые умения, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации.
Распределение материала внутри урока может быть различным: оно зависит от этапа обучения, от сложности материала, от индивидуальных особенностей учащихся, систематичности и др. В этой связи, предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как единственно возможный вариант. Уроки развития речи предполагают творческий подход учителя к их подготовке и проведению. В то же время на каждом уроке должны быть представлены все виды речевой деятельности.
В содержании каждого урока должны входить такие структурные элементы, которые связаны со структурой речевой деятельности: выстраивание мотивационной ситуации; ориентировка в речевой ситуации и предмете речи; постановка коммуникативно-речевых проблем; работа над планированием речевых высказываний; открытие способов решения коммуникативно-речевых задач; овладение способами восприятия и продуцирования речевых высказываний; творческие работы детей в роли автора или читателя и т.д.
- Речевая разминка
2.Восприятие и анализ образов речи
(создание речевой ситуации)
3.Обобщение наблюдений, выводы, научное оформление речеведческих понятий (термин, определение).
Краткая запись теоретических сведений
4. Организация речевой практики детей
5. Домашнее задание
(включает в себя знакомство со сказкой или разучивание любой скороговорки)
Так же развитию речевых навыков способствуют игры. Общение с детьми строится так, чтобы учащийся с ЗПР не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, мыслить, изобретать.
Пройдя программу данного курса, дети должны воспитать в себе привычку к изучению новых слов, к пониманию их смысла и осознанному правильному употреблению. Ребенок должен уметь определять свое речевое поведение в разных речевых ситуациях.
Творческое содружество взрослого и ребенка развивает у учащихся с ЗПР интеллект, языковую интуицию и эмоционально-нравственную сферу.
Учителю необходимо способствовать преодолению у учащихся страха перед трудностями. А для этого к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Только педагог может способствовать «Чувству успеха» у учащегося с ЗПР.
СЕКРЕТЫ
ВОЛШЕБНИЦЫ
Р Е Ч И
НИЧЕГО ВАЖНОГО НЕ ПРОПУСКАТЬ
НИЧЕГО НЕ ПУТАТЬ
ИЗМЕНЯТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...
Рабочая программа по дисциплине Основы культуры профессионального общения (профессия: Парикмахер)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы культуры профессионального общения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образован...
Проект рабочей программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса на 2019-2020 г
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культур») для 4 класса соответствует требованиям Федерального госуда...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование культуры общения как условие нравственного становления школьника"
Цель: Формирование у школьников культуры общения, т..е. , образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом предудущих поколений.Задачи: формировать культуру ...