РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету речь и культура общения
рабочая программа
Уровень обучения (класс) 10- 11 среднее общее образование
Количество часов 68
Уровень базовый
Учитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2020 – 2022 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p_riko_10-11.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
Тыгишская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: на заседании ШМО протокол №_1_ от «__26_» августа_2020 г. | Согласовано: Зам. директора по УВР _________ /Е.С.Лихачева/ «___»______2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ-Тыгишской СОШ № 01-05 от 31 августа 2020 г. _________Д.Е. Пермикина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету речь и культура общения
(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования)
Уровень обучения (класс) 10- 11 среднее общее образование
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая квалификационная категория
Срок реализации: 2020 – 2022 гг.
2020
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015).
Основные цели курса:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи: Развитие устной речи
Развитие речевого мышления. Формирование коммуникативной функции речи – функции общения. Развитие речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания. Совершенствование процесса письменной речи. Совершенствование графомоторных навыков. Преодоление стойких ошибок в письменной речи. Развитие неречевых функций Формирование пространственных и временных ориентировок. Развитие сенсо - и акустико-моторных координаций.
Особенности курса: предлагаемые темы развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом учащимися.
Программа разработана на основе методики преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях. Основу курса составляют коммуникативные умения – понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать материал, строить сочинения в определенной композиционной форме, правильно и ясно выражать свои мысли.
Программа состоит из двух частей: 1 – теоретическая или ознакомительная, 2 – практическая или развивающая.
В первой части раскрывается сущность подхода как к деятельности, дается лингвистическая трактовка основных речеведческих понятий, таких как текст, типы текста, их использование в речи, функциональные стили.
Во второй части содержится практический материал, направленный на формирование речевых умений, предполагающий составление текста на начало и конец, краткий и выборочный пересказ, написание сочинений различного характера, в различных стилях.
В программе также представлены такие понятия как абзац, строение абзаца, «данное» и «новое» как элементы актуального членения предложения, разновидности типов речи и их строение.
Выделены такие типовые фрагменты: описание места, характеристика персонажа, предмета, динамика действия, состояние (природы, среды, лица).
Общая характеристика учебного предмета
В курсе речь и культура общения (РиКО) большое внимание уделяется основам работы с письменным текстом – приобретению и развитию умений / навыков, необходимых при создании информационно-логических основ этого текста, выборе и реализации композиционного решения текста и в процессе речевого оформления выразительного по форме авторского текста.
Работая над созданием собственного текста, школьники учатся делать текст убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в ситуации и сфере общения.
Работая с предложенным текстом в позиции адресата, школьники учатся не только воспринимать и понимать его содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо
а) для создания текста-отклика (рецензия, отзыв),
б) для работы с текстовой информацией (написания плана, тезисов, конспекта).
Обучаясь речевым действиям и осваивая способы их выполнения на уровне навыка/ умения, ученик имеет возможность эффективно использовать их не только в учебных ситуациях общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Речь и культура общения» занимает особое место: коммуникативно направленная речевая деятельность, основам которой обучает этот курс, является не только объектом, но и средством обучения. Нравственные ценности личности, востребованные в различных жизненно важных ситуациях общения, формируются в процессе обучения этому общению и этой речевой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 70 часов в год. 1 час в неделю в 10 классе. 1час в неделю в 11 классе.
Содержание программы
Риторика как наука о речевом воздействии (воздействии путем создания коммуникативно эффективного текста). Риторика и науки о языке (стилистики русского языка, культура речи и др.). Риторика и смежные науки (психология, литературоведение, логика, этика, эстетика и др.). Современная и классическая риторика. Отечественная и зарубежная риторика. Основные этапы развития отечественной и зарубежной риторики. Основные разделы современной риторики.
Культура русской устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи: нормативность (правильность, точность, чистота, уместность) и выразительность (богатство, ясность, краткость, логичность, эмоциональность, индивидуальность и др.). Культура общения как ведущий компонент общей культуры личности.
Нормы современного русского литературного языка. Особенности устной и письменной речи. Орфоэпия и правописание (практическое совершенствование навыков). Литературное редактирование текста.
Риторика как содержательная основа эффективных технологий общения. Общая и частные риторики. Сферы красноречия (академическая, военная, политическая, бытовая, дипломатическая и др.).
Риторические жанры. Риторический монолог — информирующая и убеждающая речь. Риторический канон: изобретение, расположение, оформление, запоминание (под-готовка конспекта, плана, тезисов), инсценирование (исполнение), анализ выступления. Субъекты риторической деятельности (оратор и аудитория). Композиция риторического текста. Основной тезис и аргументация. Риторическая стратегия и тактика. Риторические приемы и уловки в ораторике.
Риторический канон в диалогических жанрах. Субъекты риторической деятельности в диалогических жанрах (оппонент, партнер, собеседник, слушатели, ведущий). Основной тезис и аргументация, риторическая стратегия и тактика в диалогических жанрах. Широкое понимание диалога как формы общения между культурами и поколениями. Национальные и исторические особенности риторической деятельности. Риторическая деятельность как реализация в речи личностных установок: этос — логос — пафос как условие риторического успеха.
Риторические средства русского языка: фигуры и тропы в риторическом тексте. Редактирование и совершенствование риторического текста. Имидж ритора. Методика риторического анализа текста.
Эффективное и бесконфликтное общение. Русский речевой этикет. Функции этикета. Социальная оценка неэтикетного поведения.
Национальное и общечеловеческое в этикете. Историческое развитие этикета.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения предмета ученик
должен знать/понимать:
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Учащиеся должны уметь:
- строить высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение, раздумье);
- применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях; - использовать в сочинениях языковой материал из прочитанных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста;
- развернуто отвечать на вопросы, аргументировать ответы;
- описывать и сравнивать между собой предметы, явления, события; - полно и сжато передавать содержание прочитанного;
- писать сочинения на заданную тему, используя предложенный материал и личный опыт;
- уметь начать, продолжить, закончить рассказ или изменить тему.
Тематическое планирование
10 класс
№ урока | Тема урока | Кол. ч. |
Особенности письменного общения | ||
1 | Риторика как наука о речевом воздействии (воздействие путем создания коммуникативного текста). Особенности письменного общения | 1 |
Орфография | ||
2 | Риторика и науки о языке (стилистики русского языка, культура речи и др.) Основные разделы современной риторики. Орфография как система правил правописания. Нормы современного русского литературного языка | 1 |
3-4 | Орфоэпия и правописание (практическое совершенствование навыков). Особенности устной и письменной речи. Правописание морфем. Система орфограмм | 2 |
5-7 | Культура русской устной и письменной речи. Правописание корней. Гласные и согласные в корне слова. Выполнение тестовых заданий | 2 |
8 | Правописание приставок Правописание суффиксов. Грамматический разбор заданий. Правописание окончаний. Тренировочные задания. | 1 |
9 | Коммуникативные качества речи: нормативность (правильность, точность, чистота, уместность) и выразительность (Богатство, ясность, краткость, логичность, эмоциональность, индивидуальность и др.). | 1 |
10 | Современная и классическая риторика. Отечественная и зарубежная риторика. Основные этапы развития отечественной и зарубежной риторики. | 1 |
Морфология и орфография | ||
11 12 | Культура общения как ведущий компонент общей культуры личности. Литературное редактирование текста. Правописание существительных, местоимений, числительных. Тестовые задания. | 2 |
13 14 | Правописание имен прилагательных, причастий. | 2 |
15 16 | Правописание глаголов, деепричастий, наречий. Разбор тестовых заданий. | 2 |
Пунктуация | ||
17 | Русский речевой этикет. Эффективное и бесконфликтное общение. Функции этикет. Этикетная ситуация, формулы, роли, сигналы и темы. | 1 |
18 | Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. | 1 |
19 20 | Знаки препинания в конце предложения. | 2 |
21 | Знаки препинания в простом предложении. Тренировочные задания | 1 |
22 | Знаки препинания между членами предложения. | |
23 24 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. | 2 |
25 | Рр. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Методика риторического анализа текста. | 1 |
26 27 | Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. | 2 |
28 | Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | 1 |
29 30 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 2 |
31 32 | Знаки препинания при передаче чужой речи. | 2 |
33 34 | Композиция риторического текста. Основной тезис и аргументация. Риторическая стратегия и тактика в диалогических жанрах Знаки препинания в связном тексте. Тренировочные задания по ЕГЭ. Зачёт | 2 |
ИТОГО: 34ч. |
Тематическое планирование 11 класс
№ | Тема урока | Часы |
Понятие о тексте, теме, идее, смысловой ценности текста, абзаца | ||
1 | Риторика и смежные науки (психология, литературоведение, логика, этика, эстетика и др.) Речевая деятельность – основа обучения связной речи | 1 |
2 | Лингвистика текста: понятие текста, темы и идеи текста. | 1 |
3 | Членимость текста. | 1 |
4 | Смысловая цельность и связность текста. | 1 |
5 | Абзац как часть текста, анализ текста. | 1 |
Типы речи | ||
6 | Типы речи. Описание. Повествование. | 1 |
7 | Риторика как содержательная основа эффективных технологий общения. Общая и частная риторика. Сфера красноречия (академическая, военная, политическая, бытовая, дипломатическая идр.) | 1 |
8 | Рассуждение. Раздумье, Размышление. | 1 |
Пересказ текста | ||
9 | Риторические жанры. Риторический монолог – информирующая и убеждающая речь. | 1 |
10 | Пересказ текста. Последовательный пересказ. | 1 |
11 | Рассказы – описания. Творческие пересказы. | 1 |
12 | Риторический канон: изобретение, расположение, оформление, запоминание (подготовка конспекта, плана, тезисов), инсценирование (исполнение), анализ выступления. | 1 |
Рассказ | ||
13 | Составление рассказа по данному началу | 1 |
14 | Придумай конец рассказа. Придумай начало. | 1 |
15 | Выборочный пересказ. | 1 |
16 | Риторическая стратегия и тактика. Риторические приёмы и уловки в ораторике. Субъекты риторической деятельности (оратор и аудитория). | 1 |
17 | Риторический канон в диалогических жанров. Субъекты риторической деятельности в диалогических жанрах (оппонент, партнер, собеседник, слушатели, ведущий)Устные сочинения. Составление рассказа по вопросам. | 1 |
18 | Составление рассказа по фрагментам. | 1 |
19 | Пересказ полученного рассказа, составленного по фрагментам Рассказ по представлению. | 1 |
20 | Основной тезис и аргументация, риторическая стратегия и тактика в диалоговом жанре. Риторические приёмы и уловки в диалогических жанрах. | 1 |
Совершенствование речевых умений. | ||
21 | Широкое понимание диалога как формы общения между культурами и поколениями. Совершенствование речевых умений. Работа над сочинениями определенной тематики | 1 |
22 | Национальные и исторические особенности риторической деятельности. Сочинения – описания. Описание предмета, места, состояния среды, состояния человека. | 1 |
23 | Риторическая деятельность как реализация в речи личностных установок: Этос- логос- пафос как условие риторического успеха. Сочинения – рассуждения. | 1 |
24 | Сочинения о себе и своей жизни. | 1 |
25 | Сочинения о вещах и других неодушевленных предметах | 1 |
26 | Сочинения о животных | 1 |
27 | Сочинения о природе. | 1 |
28 | Написание сочинений в различных стилях (публицистическом, художественном, книжном) | 1 |
29-30 | Выбор темы сочинения. Социальная оценка неэтикетного поведения. Национальное и общечеловеческое в этикете. Историческое развитие этикета. | 2 |
31 | Подбор материала. | 1 |
32 | Составление плана. | 1 |
33 | Редактирование и совершенствование риторического текста. Имидж ритора. Редактирование и переписывание сочинения. | 1 |
Работа над сочинениями определенной тематики | ||
34 | Риторические средства русского языка: фигуры и тропы в риторическом тексте. Работа с подбором эпиграфа. Работа развернутых метафор, анафоры, эпифоры, риторических вопросов и восклицаний, синтаксического параллелизма и т.д.с языковыми средствами образности. Подбор эпитетов, олицетворений, метафор, | 1 |
Итого: 34 |
Список литературы
- Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Изд. 13-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2014.
- «ЕГЭ без проблем». Справочное пособие для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Автор – составитель Смирнова Н.В. Екатеринбург, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения"
Проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения" для учащихся начальных классов школы-интерната. Данная программа реализует коммуникативно-де...
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА») ДЛЯ 4-х КЛАССОВ
Рабочая программа составлена для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерально...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс.
Рабочая программа...
Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения
В связи с современными требованиями государства и общества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...