РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету речь и культура общения
рабочая программа

Бобкова Светлана Павловна

 

Уровень обучения (класс)      10- 11 среднее  общее образование

Количество часов   68   

Уровень базовый

Учитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая квалификационная категория

Срок реализации: 2020 – 2022 гг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p_riko_10-11.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

Тыгишская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено:

на заседании ШМО

протокол №_1_

от  «__26_» августа_2020 г.

Согласовано:        

Зам. директора по УВР

_________ /Е.С.Лихачева/      

«___»______2020 г.                                                                          

УТВЕРЖДЕНО  

приказом директора

МАОУ-Тыгишской СОШ  

№ 01-05 от 31 августа 2020 г.

_________Д.Е. Пермикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету речь и культура общения

(приложение к основной образовательной программе среднего общего образования)

Уровень обучения (класс)      10- 11 среднее  общее образование

Количество часов   68   Уровень базовый

Учитель: Бобкова Светлана Павловна, высшая квалификационная категория

Срок реализации: 2020 – 2022 гг.

2020

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015).

Основные цели курса:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основные задачи: Развитие устной речи

Развитие речевого мышления.  Формирование коммуникативной функции речи – функции общения.  Развитие речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания. Совершенствование процесса письменной речи. Совершенствование графомоторных навыков.  Преодоление стойких ошибок в письменной речи. Развитие неречевых функций  Формирование пространственных и временных ориентировок.  Развитие сенсо - и акустико-моторных координаций.

 Особенности курса: предлагаемые темы развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом учащимися.

 Программа разработана на основе методики преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях. Основу курса составляют коммуникативные умения – понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать материал, строить сочинения в определенной композиционной форме, правильно и ясно выражать свои мысли.

 Программа состоит из двух частей: 1 – теоретическая или ознакомительная, 2 – практическая или развивающая.

 В первой части раскрывается сущность подхода как к деятельности, дается лингвистическая трактовка основных речеведческих понятий, таких как текст, типы текста, их использование в речи, функциональные стили.

 Во второй части содержится практический материал, направленный на формирование речевых умений, предполагающий составление текста на начало и конец, краткий и выборочный пересказ, написание сочинений различного характера, в различных стилях.

 В программе также представлены такие понятия как абзац, строение абзаца, «данное» и «новое» как элементы актуального членения предложения, разновидности типов речи и их строение.

 Выделены такие типовые фрагменты: описание места, характеристика персонажа, предмета, динамика действия, состояние (природы, среды, лица).

Общая характеристика учебного предмета

В курсе речь и культура общения (РиКО) большое внимание уделяется основам работы с письменным текстом – приобретению и развитию умений / навыков, необходимых при создании информационно-логических основ этого текста, выборе и реализации композиционного решения текста и в процессе речевого оформления выразительного по форме авторского текста.

Работая над созданием собственного текста, школьники учатся делать текст убедительным и воздействующим на мысли, чувства адресата и уместным в ситуации и сфере общения.

Работая с предложенным текстом в позиции адресата, школьники учатся не только воспринимать и понимать его содержание, но и целостно интерпретировать его, что необходимо

а) для создания текста-отклика (рецензия, отзыв),

б) для работы с текстовой информацией (написания плана, тезисов, конспекта).

Обучаясь речевым действиям и осваивая способы их выполнения на уровне навыка/ умения, ученик имеет возможность эффективно использовать их не только в учебных ситуациях общения.

В системе школьного образования учебный предмет «Речь и культура общения» занимает особое место: коммуникативно направленная речевая деятельность, основам которой обучает этот курс, является не только объектом, но и средством обучения. Нравственные ценности личности, востребованные в различных жизненно важных ситуациях общения, формируются в процессе обучения этому общению и этой речевой деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 70 часов в год. 1 час в неделю в 10 классе. 1час в неделю в 11 классе. 

Содержание программы

Риторика как наука о речевом воздействии (воздействии путем создания коммуникативно эффективного текста). Риторика и науки о языке (стилистики русского языка, культура речи и др.). Риторика и смежные науки (психология, литературоведение, логика, этика, эстетика и др.). Современная и классическая риторика. Отечественная и зарубежная риторика. Основные этапы развития отечественной и зарубежной риторики. Основные разделы современной риторики.

Культура русской устной и письменной речи. Коммуникативные качества речи: нормативность (правильность, точность, чистота, уместность) и выразительность (богатство, ясность, краткость, логичность, эмоциональность, индивидуальность и др.). Культура общения как ведущий компонент общей культуры личности.

Нормы современного русского литературного языка. Особенности устной и письменной речи. Орфоэпия и правописание (практическое совершенствование навыков). Литературное редактирование текста.

Риторика как содержательная основа эффективных технологий общения. Общая и частные риторики. Сферы красноречия (академическая, военная, политическая, бытовая, дипломатическая и др.).

Риторические жанры. Риторический монолог — информирующая и убеждающая речь. Риторический канон: изобретение, расположение, оформление, запоминание (под-готовка конспекта, плана, тезисов), инсценирование (исполнение), анализ выступления. Субъекты риторической деятельности (оратор и аудитория). Композиция риторического текста. Основной тезис и аргументация. Риторическая стратегия и тактика. Риторические приемы и уловки в ораторике.

Риторический канон в диалогических жанрах. Субъекты риторической деятельности в диалогических жанрах (оппонент, партнер, собеседник, слушатели, ведущий). Основной тезис и аргументация, риторическая стратегия и тактика в диалогических жанрах. Широкое понимание диалога как формы общения между культурами и поколениями. Национальные и исторические особенности риторической деятельности. Риторическая деятельность как реализация в речи личностных установок: этос — логос — пафос как условие риторического успеха.

Риторические средства русского языка: фигуры и тропы в риторическом тексте. Редактирование и совершенствование риторического текста. Имидж ритора. Методика риторического анализа текста.

Эффективное и бесконфликтное общение. Русский речевой этикет. Функции этикета. Социальная оценка неэтикетного поведения.

Национальное и общечеловеческое в этикете. Историческое развитие этикета.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения предмета ученик

 должен знать/понимать:

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного литературного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Учащиеся должны уметь:

 - строить высказывания и тексты с учетом вида работы над речевым материалом (диалог, рассказ, описание, рассуждение, раздумье);

 - применять усвоенные в обучающих и тренировочных упражнениях способы работы над речью в аналогичных заданиях и условиях; - использовать в сочинениях языковой материал из прочитанных произведений в соответствии с темой и логикой продуцируемого текста;

 - развернуто отвечать на вопросы, аргументировать ответы;

 - описывать и сравнивать между собой предметы, явления, события; - полно и сжато передавать содержание прочитанного;

 - писать сочинения на заданную тему, используя предложенный материал и личный опыт;

 - уметь начать, продолжить, закончить рассказ или изменить тему.

                                                   Тематическое планирование

10 класс

урока

Тема урока

Кол. ч.

                                Особенности письменного общения

1

Риторика как наука о речевом воздействии (воздействие путем создания коммуникативного текста). Особенности письменного общения

1

                                   Орфография

2

Риторика и науки о языке (стилистики русского языка, культура речи и др.) Основные разделы современной риторики. Орфография как система правил правописания. Нормы современного русского литературного языка

1

3-4

Орфоэпия и правописание (практическое совершенствование навыков). Особенности устной и письменной речи. Правописание морфем. Система орфограмм

2

5-7

Культура русской устной и письменной речи. Правописание корней. Гласные и согласные в  корне слова. Выполнение тестовых заданий

2

8

Правописание приставок Правописание суффиксов. Грамматический разбор

заданий. Правописание окончаний. Тренировочные задания.

1

9

Коммуникативные качества речи: нормативность (правильность, точность, чистота, уместность) и выразительность (Богатство, ясность, краткость, логичность, эмоциональность, индивидуальность и др.).

1

10

Современная и классическая риторика. Отечественная и зарубежная риторика. Основные этапы развития отечественной и зарубежной риторики.

1

                                                  Морфология и орфография

11

12

Культура общения как ведущий компонент общей культуры личности. Литературное редактирование текста. Правописание существительных, местоимений, числительных. Тестовые задания.

2

13

14

Правописание имен прилагательных, причастий.

2

15

16

Правописание глаголов, деепричастий, наречий.  Разбор тестовых заданий.

2

                                                          Пунктуация

17

Русский речевой этикет. Эффективное и бесконфликтное общение. Функции этикет. Этикетная ситуация, формулы, роли, сигналы и темы.

1

18

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания.

1

19

20

Знаки препинания в конце предложения.

2

21

Знаки препинания в простом предложении. Тренировочные задания

1

22

Знаки препинания между  членами предложения.

23

24

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

2

25

Рр. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту

Методика риторического анализа текста.

1

26

27

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

2

28

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

29

30

Знаки препинания между  частями сложного предложения.

2

31

32

Знаки препинания при передаче чужой речи.

2

33

34

Композиция риторического текста. Основной тезис и аргументация. Риторическая стратегия и тактика в диалогических жанрах  Знаки препинания в связном тексте.  Тренировочные задания по ЕГЭ.

Зачёт

2

ИТОГО: 34ч.

                             Тематическое планирование 11 класс

Тема урока

Часы

                                  Понятие о тексте, теме, идее, смысловой ценности текста, абзаца

1

Риторика и смежные науки (психология, литературоведение, логика, этика, эстетика и др.) Речевая деятельность – основа обучения связной речи

1

2

Лингвистика текста:  понятие текста, темы и идеи текста.

1

3

Членимость текста.

1

4

Смысловая цельность и связность текста.

1

5

Абзац как часть текста, анализ текста.

1

                                                             Типы речи

6

Типы речи. Описание. Повествование.

1

7

Риторика как содержательная основа эффективных технологий общения. Общая и частная риторика. Сфера красноречия (академическая, военная, политическая, бытовая, дипломатическая идр.)

1

8

Рассуждение. Раздумье, Размышление.

1

                                                        Пересказ текста

9

Риторические жанры. Риторический монолог – информирующая и убеждающая речь.

1

10

Пересказ текста. Последовательный пересказ.

1

11

Рассказы – описания. Творческие пересказы.

1

12

Риторический канон: изобретение, расположение, оформление, запоминание (подготовка конспекта, плана, тезисов), инсценирование (исполнение), анализ выступления.

1

                                                       Рассказ

13

Составление рассказа по данному началу

1

14

Придумай конец рассказа. Придумай начало.

1

15

Выборочный пересказ.

1

16

Риторическая стратегия и тактика. Риторические приёмы и уловки в ораторике. Субъекты риторической деятельности (оратор и аудитория).

1

17

Риторический канон в диалогических жанров. Субъекты риторической деятельности в диалогических жанрах (оппонент, партнер, собеседник, слушатели, ведущий)Устные сочинения. Составление рассказа по вопросам.

1

18

Составление рассказа по фрагментам.

1

19

Пересказ полученного рассказа, составленного по фрагментам Рассказ по представлению.

1

20

Основной тезис и аргументация, риторическая стратегия и тактика в диалоговом жанре. Риторические приёмы и уловки в диалогических жанрах.

1

                                     Совершенствование речевых умений.

21

Широкое понимание диалога как формы общения между культурами и поколениями. Совершенствование речевых умений. Работа над сочинениями определенной тематики

1

22

Национальные и исторические особенности риторической деятельности. Сочинения – описания. Описание предмета, места, состояния среды, состояния человека.

1

23

Риторическая деятельность как реализация в речи личностных установок: Этос- логос- пафос как условие риторического успеха. Сочинения – рассуждения.

1

24

Сочинения о себе и своей жизни.

1

25

Сочинения о вещах и других неодушевленных предметах

1

26

Сочинения о животных

1

27

Сочинения о природе.

1

28

Написание сочинений в различных стилях (публицистическом, художественном, книжном)  

1

29-30

Выбор темы сочинения. Социальная оценка неэтикетного поведения. Национальное и общечеловеческое в этикете. Историческое развитие этикета.

2

31

Подбор материала.

1

32

Составление плана.

1

33

Редактирование и совершенствование риторического текста. Имидж ритора. Редактирование и переписывание сочинения.

1

                                  Работа над сочинениями определенной тематики  

34

Риторические средства русского языка: фигуры и тропы в риторическом тексте. Работа с подбором эпиграфа. Работа развернутых метафор, анафоры, эпифоры, риторических вопросов и восклицаний, синтаксического параллелизма и т.д.с языковыми средствами образности. Подбор эпитетов, олицетворений, метафор,

1

Итого: 34

Список литературы

  1. Введенская Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Изд. 13-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2014.
  2. «ЕГЭ без проблем». Справочное пособие для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Автор – составитель Смирнова Н.В. Екатеринбург, 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения"

           Проект рабочей программы по курсу "Речь и культура общения" для учащихся начальных классов школы-интерната. Данная программа реализует коммуникативно-де...

Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (МОДУЛЬ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА») ДЛЯ 4-х КЛАССОВ

Рабочая программа составлена для изучения курса «Основы  религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы в соответствии с требованиями Федерально...

Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения

В связи с современными требованиями государства и об­щества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...