«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)
презентация урока для интерактивной доски по истории (7 класс) на тему

Тегаева Бэлла Хушиновна

«Смутное время

(интегрированный урок истории, литературы

музыки, изобразительного искусства)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

История России

7класс

Урок по теме

             «Смутное время

(интегрированный  урок истории, литературы

музыки, изобразительного искусства)

                                 

 Образовательная цель:

          рассмотреть вклад в историю России ярких выдающихся

          личностей Смутного времени ,охарактеризовать роль  

         личности в процессе выхода из кризиса ,обобщить знания о

        причинах и ходе Смутного времени.

Воспитательная цель:

        Воспитывать любовь к истории России ,ее героическому

        прошлому. 

План урока:

1 Проверка знаний.

2 Династический кризис

 3 Правление Бориса Годунова

 4  Лжедмитрий 1

 5  Лжедмитрий 2

 6  Минин и Пожарский

 7  Подвиг Ивана Сусанина

      8  Итоги урока.

Оборудование урока:

  карта

       презентация «смутное  время».

      Учебник История России 7класс

  1. Династический кризис

                                                                                               

 

                                          Ход  урока

       Организационный момент. Проверка готовности .к уроку

       Вводное слово учителя.

В российской истории главным действующим и организующим  началом постепенно стали  государство и его глава-государь. Личность правителя накладывала неизгладимый  отпечаток на характер эпохи и направление развития страны. Но  так сложилось, что в определенный период исторического времени государство ослабело и даже исчезло, а на престоле московских государей замелькали какие то  иностранцы и самозванцы. Это время было названо  Смутным. Какие годы охватывает Смутное время(1598-1613гг).Назовите политические и социально-экономические причины кризиса.

     Объявление темы и цели урока. Сегодня мы будем говорить о ярких выдающихся личностях Смутного времени. Рассмотрим их вклад в историю, дадим характеристику через музыку, изобразительное искусство. 

    Как вы думаете, могла ли одна личность  повлиять на судьбу страны? (Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока).

    Одним из ярких выдающихся деятелей  смутного времени был Борис Годунов(демонстрация портрета Бориса   Годунова Слайд№1)-.Каким путем Борис Годунов получил власть? Что вы запомнили из деятельности Бориса Годунова ?  Как отразилось на положение России появление патриаршества?

       А вот что сказал историк В.Б. Кобрин : «Голод погубил Бориса Годунова.В массовом сознании возникло представление ,что беды связаны с тем, что Годунов не являлся природным ,а значит законным царем».Объясните смысл этого высказывания.

    Связь с литературой. События кануна Смуты можно обобщить не только в научной работе. но и с помощью стихотворения. Это сделал поэт Кедрин:

       В Москве был голод этим летом

       К зиме сожрали всех котят.

       Болтали .что перед рассветом

        Гробы по воздуху летят,

        Что вдруг откуда –то лисицы

        Понабежали в погреба,

        Что в эту ночь на  вражеск  Ситцев

         Падут три огненных столба.

    Недавно в Угличе Дмитрий

    Средь бела дня зарезан был,

    Но от народа Шуйский хитрый

    Об этом деле правду скрыл,

    Сказав: «Зело прискорбный случай!

    На все господня воля.Что ж

    Поделаешь, когда в падучей

    Наткнулось дитятко на нож?»

    Но все же очевидцы были,

    И на базарах с ихних слов

    Сидельцы бабам говорили,

    Что промахнулся Годунов.

    И Годунову прямо в спину

    Шел слух ,как ветер по траве,

    Что он убил попова сына,

    А Дмитрий прячется в Литве.

    Связь с музыкой(демонстрируется портрет М.П.Мусоргского.Слайд №2)

   Вопрос ”Виновен ли Борис Годунов в смерти царевича?” издавна привлекал внимание не только историков, но и литераторов. Пушкин в своей трагедии “Борис Годунов”представляет царя как умного человека, признающего вину за убийство царя Дмитрия, и получение короны таким незаконным способом становиться для него тяжким  грузом. По трагедии Пушкина”Борис Годунов”композитор  М.П.Мусоргский создал оперу с таким же названием. Мусоргский сильнее, чем Пушкин, акцентирует тему вины и изображает царя Бориса умирающим от угрызений совести. В опере  видения убитого, окровавленного мальчика преследуют царя и в конце  концов сводят его с ума.

Давайте послушаем.(Звучит фонограмма).

Образ  Бориса Годунова сложен и противоречив, ведь он не только преступный царь, но еще раскрывается в опере как любящий отец. Но слава  царя- детоубийца все таки играет свою роль, народ восстает против него, на трон восходит Лжедмитрий. Опера заканчивается следующими словами:  

    Лейтесь, лейтесь ,слезы горькие.

    Плачь душа православная!

    Скоро враг прейдет и настанет тьма,

    Темень темная, неприглядная.

    Горе  ,горе Руси!

    Плачь,  русский люд. голодный люд.

  Сбывается ли предсказание

 Связь с ИЗО.(портреты Бориса Годунова работы  С.Н.Присекина, и И.С.Глазунова. Слайд№3).

     На картине перед  нами  предстает почти  в полный рост Борис в царской одежде: шуба, бобровый воротник-ожерелье, на голове шапка Мономаха. В руках символы государственной власти: скипетр и украшенная драгоценными камнями и держава. Обратите внимание на лицо царя. На нем отпечатались  события, происходящее в государстве.  Внешне суровое  строгое лицо скрывает внутренние проблемы. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, стремящимся разгадать ваши мысли.

    Как и литераторы, художники вдохновлялись версией о Борисе- убийце царевича  Дмитрия. Между тем многие историки, внимательно изучавшие эту эпоху  твердо убеждены что Борис Годунов в гибели царевича невиновен. Тогда получается , что это один из самых несчастных персонажей нашей истории: он был оклеветан не только при жизни, но и  после смерти.

    Смутное время названо историками также эпохой самозванцев. На уроках истории мы с вами рассмотрим самозванцев - Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия 2(Демонстрируются портреты Лжедмитрия I и Лжедмитрия II .Слайд№4 и №5). Кто на самом  деле скрывался под именем Лжедмитрия 1?Кого называли Тушинским вором? Что общего в деятельности Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия 2?В чем различия между ними? Скажите, можно ли назвать Смутное  время периодом гражданской войны? Что такое гражданская война? Что такое семибояршина? Какие  годы охватывает(1610-1613г)? Какова была цель создания первого ополчения и кто были его руководители?(Трубецкой и Заруцкий). Кто стал собирать Второе ополчение?

    Связь с литературой. О созыве Второго ополчения замечательно рассказала поэтесса Н. Кончаловская:

     Поволжье Минин призывал,

     Он ополчение собирал,

     Всех одевал, всех обувал  ,ю

     Кормил. поил и снаряжал.

     И всех вооружал.

     И эту рать в туманной мгле

     По нераспаханной земле,

     Где колос уж давно не цвел

     К Москве, к столице он повел.

   Та рать от каждого села

   Все прибывала и росла.

   Сюда пришел Пожарский князь,

   За ним текла людей река

   И с Мининым объединяясь,

   Сплотились русские войска.

   Двум героям всей страной

   В знак того ,что был избавлен

   От бесчестья край родной.

 

Связь с ИЗО.(демонстрация памятника Минину и Пожарскому.Слайд№6)

Знаменитый московский памятник  К. Минину и Д. Пожарскому, исполненный  Иваном Мартосом ,  был открыт 1818г.Главной идеей памятника является призыв Минина подняться на освобождение России, поэтому композиционной доминантой становятся его поднятая рука и стержень меча. Другой рукой Минин держит меч, решительным движением передавая его Пожарскому,- он убежден в правильности своих действий. Широкие складки плаща предают фигуре нарастающее действие. Еще мгновение, и он встанет и поднимет меч в борьбе против иноземцев- захватчиков.            

     И Минин и Пожарский изображены скульптором настоящими богатырями с мощными спинами, классически красивы и благородны. Глядя на них зритель, даже не знакомый с русской историей понимает, что эти люди сражались за правое дело и  что и что сражение было выиграно.

     Плавная замедленность ритмов рельефов, их величавость ,перекликающаяся с торжественностью фигур Минина и Пожарского, окончательно раскрывает смысл памятника:Мартос рассказывает в нем не только о вождях ополчения. Но и о величии народного духа, о самоотверженности и бескорыстной любви русских людей к своей отчизне.

   Освободительная борьба породила много героев и среди простого народа.

    Связь с музыкой ( демонстрируется портрет М. И. Глинки.Слайд№7)

Всем в России известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина(демонстрируется портрет Ивана Сусанина.Слайд№8).В честь него стоит памятник в Костроме.Подвиг Ивана Сусанина был описан  в знаменитой опере  М. И. Глинки «Жизнь за царя» Сейчас эта опера ставится в лучших театрах мира. В ней композитор представляет главного героя спокойным ,мужественным. Сусанин сильно переживает порабощение Руси польской шляхтой. Он поет арию:

      Горю нет конца

      Затоптан хлеб в полях,

      Рыдает мать –земля.

После избрания Земским собором 1613 г.(Слайд№9) на царский престол Михаила Романова(Слайд№10) поляки пытались найти юного царя, укрывавшегося в Ипатьевском монастыре  ,и   убить. Для этого они искали проводника и пришли в дом к Ивану Сусанину .Сусанин пытался отвлечь врагов от похода:

      Эх, господа! Откуда знать,

      Где стан ,где Минин тут стоит!

      Здесь глушь . живем своим семейством.

Поляки решают подкупить  Сусанина .Тот  делает вид. Что согласен на подкуп, начинает торговаться:

       Да ваша правда! Деньга сила.

       Червонцы лучше чем могила.

А сам Сусанин уже решился на подвиг и сообщает своему приемному сыну Ване:

        Туда я заведу их, где глушь и топь.

        Пусть я умру , но их сгублю!

        А ты скорей седлай коня,

        Во весь опор лети в посад.

        Ударь в набат. Буди народ.

Давайте послушаем арию Ивана  Сусанина,  о чем он думает(звучит фонограмма) Музыка строга, сдержанна, в ней мы не слышим ноток раскаяния. Сусанин твердо уверен ,что поступает правильно.

         Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал,

         Куда и черный вран костей не заносил.

         Туда завел я вас, где глушь и гладь.

          Где вам от лютой вьюги погибать.

Последняя мысль Ивана Сусанина о Родине:

         Родной край спасен!

         О Русь моя , живи вовек!

Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобежденным. Как вы думаете ,почему?

       Эпилог оперы: народ празднует на Красной площади в Москве победу русского войска и славит победным хором Русскую землю

(звучит гимн «Славься)

    Заключение. Обсуждение поставленного вопроса:могла ли одна личность повлиять на судьбу государства?

    Итог урока ()

     Домашнее задание: представим себе , что вы оказались в России в Смутное время и встретились с одним из героев (или анти героев) того времени. Напишите эссе на тему «Встреча с героем Смуты.»

       

       кто из героев нашей темы достоин вашего внимания ,чтобы поговорить о нем в своей творческой работе? Кто внес достойный вклад в дело становления российской государственности ,а кто ставил палки в колесо истории ? назовите имена наиболее ярких личностей ,чтобы удовлетворить мое любопытство.С чего начнете писать?

       

О Борисе Годунове:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализм в музыке, литературе и изобразительном искусстве в России, в XIX и XX веке. (внеклассное мероприятие)

Познакомить учащихся с  историей искусства и культуры нашей страны, великой  России, которая на протяжении многих веков создавала свою самобытную культуру и сегодня имеет возможность гордить...

Интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства "Образы богатырей"

Урок в 5 классе, на котором учащиеся знакомятся с трактовкой образа богатырей в музыке, живописи, литературе, сопровождается мультимедийной презентацией....

конспект урока "Смутное время" ФГОС история России 7 класс

Разработка открытого урока по истории России  "Смутное время" ФГОС 7 класс, к учебниску история России под. ред. А.В. Торкунова...

Конспект урока с интеграцией предметов - литературы, музыки, изобразительного искусства - и использованием ИКТ (2 часа)

Данный урок с интеграцией предметов: литература, музыка, изобразительное искусство – проводится в 10 классе. Работу можно использовать в качестве учебного материала во внеклассной работе по лите...

Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 6-х классов «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе».

Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля....