«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)
презентация урока для интерактивной доски по истории (7 класс) на тему
«Смутное время
(интегрированный урок истории, литературы
музыки, изобразительного искусства)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
История России
7класс
Урок по теме
«Смутное время
(интегрированный урок истории, литературы
музыки, изобразительного искусства)
Образовательная цель:
рассмотреть вклад в историю России ярких выдающихся
личностей Смутного времени ,охарактеризовать роль
личности в процессе выхода из кризиса ,обобщить знания о
причинах и ходе Смутного времени.
Воспитательная цель:
Воспитывать любовь к истории России ,ее героическому
прошлому.
План урока:
1 Проверка знаний.
2 Династический кризис
3 Правление Бориса Годунова
4 Лжедмитрий 1
5 Лжедмитрий 2
6 Минин и Пожарский
7 Подвиг Ивана Сусанина
8 Итоги урока.
Оборудование урока:
карта
презентация «смутное время».
Учебник История России 7класс
- Династический кризис
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности .к уроку
Вводное слово учителя.
В российской истории главным действующим и организующим началом постепенно стали государство и его глава-государь. Личность правителя накладывала неизгладимый отпечаток на характер эпохи и направление развития страны. Но так сложилось, что в определенный период исторического времени государство ослабело и даже исчезло, а на престоле московских государей замелькали какие то иностранцы и самозванцы. Это время было названо Смутным. Какие годы охватывает Смутное время(1598-1613гг).Назовите политические и социально-экономические причины кризиса.
Объявление темы и цели урока. Сегодня мы будем говорить о ярких выдающихся личностях Смутного времени. Рассмотрим их вклад в историю, дадим характеристику через музыку, изобразительное искусство.
Как вы думаете, могла ли одна личность повлиять на судьбу страны? (Ответ на этот вопрос мы дадим в конце урока).
Одним из ярких выдающихся деятелей смутного времени был Борис Годунов(демонстрация портрета Бориса Годунова Слайд№1)-.Каким путем Борис Годунов получил власть? Что вы запомнили из деятельности Бориса Годунова ? Как отразилось на положение России появление патриаршества?
А вот что сказал историк В.Б. Кобрин : «Голод погубил Бориса Годунова.В массовом сознании возникло представление ,что беды связаны с тем, что Годунов не являлся природным ,а значит законным царем».Объясните смысл этого высказывания.
Связь с литературой. События кануна Смуты можно обобщить не только в научной работе. но и с помощью стихотворения. Это сделал поэт Кедрин:
В Москве был голод этим летом
К зиме сожрали всех котят.
Болтали .что перед рассветом
Гробы по воздуху летят,
Что вдруг откуда –то лисицы
Понабежали в погреба,
Что в эту ночь на вражеск Ситцев
Падут три огненных столба.
Недавно в Угличе Дмитрий
Средь бела дня зарезан был,
Но от народа Шуйский хитрый
Об этом деле правду скрыл,
Сказав: «Зело прискорбный случай!
На все господня воля.Что ж
Поделаешь, когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож?»
Но все же очевидцы были,
И на базарах с ихних слов
Сидельцы бабам говорили,
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину
Шел слух ,как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А Дмитрий прячется в Литве.
Связь с музыкой(демонстрируется портрет М.П.Мусоргского.Слайд №2)
Вопрос ”Виновен ли Борис Годунов в смерти царевича?” издавна привлекал внимание не только историков, но и литераторов. Пушкин в своей трагедии “Борис Годунов”представляет царя как умного человека, признающего вину за убийство царя Дмитрия, и получение короны таким незаконным способом становиться для него тяжким грузом. По трагедии Пушкина”Борис Годунов”композитор М.П.Мусоргский создал оперу с таким же названием. Мусоргский сильнее, чем Пушкин, акцентирует тему вины и изображает царя Бориса умирающим от угрызений совести. В опере видения убитого, окровавленного мальчика преследуют царя и в конце концов сводят его с ума.
Давайте послушаем.(Звучит фонограмма).
Образ Бориса Годунова сложен и противоречив, ведь он не только преступный царь, но еще раскрывается в опере как любящий отец. Но слава царя- детоубийца все таки играет свою роль, народ восстает против него, на трон восходит Лжедмитрий. Опера заканчивается следующими словами:
Лейтесь, лейтесь ,слезы горькие.
Плачь душа православная!
Скоро враг прейдет и настанет тьма,
Темень темная, неприглядная.
Горе ,горе Руси!
Плачь, русский люд. голодный люд.
Сбывается ли предсказание
Связь с ИЗО.(портреты Бориса Годунова работы С.Н.Присекина, и И.С.Глазунова. Слайд№3).
На картине перед нами предстает почти в полный рост Борис в царской одежде: шуба, бобровый воротник-ожерелье, на голове шапка Мономаха. В руках символы государственной власти: скипетр и украшенная драгоценными камнями и держава. Обратите внимание на лицо царя. На нем отпечатались события, происходящее в государстве. Внешне суровое строгое лицо скрывает внутренние проблемы. Его глаза направлены к зрителю с пронзительным взглядом, стремящимся разгадать ваши мысли.
Как и литераторы, художники вдохновлялись версией о Борисе- убийце царевича Дмитрия. Между тем многие историки, внимательно изучавшие эту эпоху твердо убеждены что Борис Годунов в гибели царевича невиновен. Тогда получается , что это один из самых несчастных персонажей нашей истории: он был оклеветан не только при жизни, но и после смерти.
Смутное время названо историками также эпохой самозванцев. На уроках истории мы с вами рассмотрим самозванцев - Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия 2(Демонстрируются портреты Лжедмитрия I и Лжедмитрия II .Слайд№4 и №5). Кто на самом деле скрывался под именем Лжедмитрия 1?Кого называли Тушинским вором? Что общего в деятельности Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия 2?В чем различия между ними? Скажите, можно ли назвать Смутное время периодом гражданской войны? Что такое гражданская война? Что такое семибояршина? Какие годы охватывает(1610-1613г)? Какова была цель создания первого ополчения и кто были его руководители?(Трубецкой и Заруцкий). Кто стал собирать Второе ополчение?
Связь с литературой. О созыве Второго ополчения замечательно рассказала поэтесса Н. Кончаловская:
Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал ,ю
Кормил. поил и снаряжал.
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река
И с Мининым объединяясь,
Сплотились русские войска.
Двум героям всей страной
В знак того ,что был избавлен
От бесчестья край родной.
Связь с ИЗО.(демонстрация памятника Минину и Пожарскому.Слайд№6)
Знаменитый московский памятник К. Минину и Д. Пожарскому, исполненный Иваном Мартосом , был открыт 1818г.Главной идеей памятника является призыв Минина подняться на освобождение России, поэтому композиционной доминантой становятся его поднятая рука и стержень меча. Другой рукой Минин держит меч, решительным движением передавая его Пожарскому,- он убежден в правильности своих действий. Широкие складки плаща предают фигуре нарастающее действие. Еще мгновение, и он встанет и поднимет меч в борьбе против иноземцев- захватчиков.
И Минин и Пожарский изображены скульптором настоящими богатырями с мощными спинами, классически красивы и благородны. Глядя на них зритель, даже не знакомый с русской историей понимает, что эти люди сражались за правое дело и что и что сражение было выиграно.
Плавная замедленность ритмов рельефов, их величавость ,перекликающаяся с торжественностью фигур Минина и Пожарского, окончательно раскрывает смысл памятника:Мартос рассказывает в нем не только о вождях ополчения. Но и о величии народного духа, о самоотверженности и бескорыстной любви русских людей к своей отчизне.
Освободительная борьба породила много героев и среди простого народа.
Связь с музыкой ( демонстрируется портрет М. И. Глинки.Слайд№7)
Всем в России известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина(демонстрируется портрет Ивана Сусанина.Слайд№8).В честь него стоит памятник в Костроме.Подвиг Ивана Сусанина был описан в знаменитой опере М. И. Глинки «Жизнь за царя» Сейчас эта опера ставится в лучших театрах мира. В ней композитор представляет главного героя спокойным ,мужественным. Сусанин сильно переживает порабощение Руси польской шляхтой. Он поет арию:
Горю нет конца
Затоптан хлеб в полях,
Рыдает мать –земля.
После избрания Земским собором 1613 г.(Слайд№9) на царский престол Михаила Романова(Слайд№10) поляки пытались найти юного царя, укрывавшегося в Ипатьевском монастыре ,и убить. Для этого они искали проводника и пришли в дом к Ивану Сусанину .Сусанин пытался отвлечь врагов от похода:
Эх, господа! Откуда знать,
Где стан ,где Минин тут стоит!
Здесь глушь . живем своим семейством.
Поляки решают подкупить Сусанина .Тот делает вид. Что согласен на подкуп, начинает торговаться:
Да ваша правда! Деньга сила.
Червонцы лучше чем могила.
А сам Сусанин уже решился на подвиг и сообщает своему приемному сыну Ване:
Туда я заведу их, где глушь и топь.
Пусть я умру , но их сгублю!
А ты скорей седлай коня,
Во весь опор лети в посад.
Ударь в набат. Буди народ.
Давайте послушаем арию Ивана Сусанина, о чем он думает(звучит фонограмма) Музыка строга, сдержанна, в ней мы не слышим ноток раскаяния. Сусанин твердо уверен ,что поступает правильно.
Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал,
Куда и черный вран костей не заносил.
Туда завел я вас, где глушь и гладь.
Где вам от лютой вьюги погибать.
Последняя мысль Ивана Сусанина о Родине:
Родной край спасен!
О Русь моя , живи вовек!
Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобежденным. Как вы думаете ,почему?
Эпилог оперы: народ празднует на Красной площади в Москве победу русского войска и славит победным хором Русскую землю
(звучит гимн «Славься)
Заключение. Обсуждение поставленного вопроса:могла ли одна личность повлиять на судьбу государства?
Итог урока ()
Домашнее задание: представим себе , что вы оказались в России в Смутное время и встретились с одним из героев (или анти героев) того времени. Напишите эссе на тему «Встреча с героем Смуты.»
кто из героев нашей темы достоин вашего внимания ,чтобы поговорить о нем в своей творческой работе? Кто внес достойный вклад в дело становления российской государственности ,а кто ставил палки в колесо истории ? назовите имена наиболее ярких личностей ,чтобы удовлетворить мое любопытство.С чего начнете писать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализм в музыке, литературе и изобразительном искусстве в России, в XIX и XX веке. (внеклассное мероприятие)
Познакомить учащихся с историей искусства и культуры нашей страны, великой России, которая на протяжении многих веков создавала свою самобытную культуру и сегодня имеет возможность гордить...
Интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства "Образы богатырей"
Урок в 5 классе, на котором учащиеся знакомятся с трактовкой образа богатырей в музыке, живописи, литературе, сопровождается мультимедийной презентацией....
конспект урока "Смутное время" ФГОС история России 7 класс
Разработка открытого урока по истории России "Смутное время" ФГОС 7 класс, к учебниску история России под. ред. А.В. Торкунова...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Конспект урока с интеграцией предметов - литературы, музыки, изобразительного искусства - и использованием ИКТ (2 часа)
Данный урок с интеграцией предметов: литература, музыка, изобразительное искусство – проводится в 10 классе. Работу можно использовать в качестве учебного материала во внеклассной работе по лите...
Интерактивная деятельность на уроке музыки выступление на ШМО учителей музыки, русского языка, литературы и изобразительного искусства
Использование интерактивных технологий на уроке музыки...
Часы проектной деятельности по музыке для учащихся 6-х классов «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе».
Цель проекта – приобщение учащихся к патриотизму, формирование у них интереса и положительной мотивации к художественно-эстетическому направлению внутри гуманитарного профиля....