Интегрированный урок (история +литература) по теме "Бородинская битва" для 10 кл
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Девяткина Елена Николаевна

Интегрированный урок для 10 кл для классов с гуманитарным уклоном разработан с использованием отрывков из фильма С. Бондарчука "Война и мир", поддерживается презентацией специально разработанной для этого урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вам не видать таких сражений… М.Ю. Лермонтов «Бородино» Бородинское сражение по и сторическим материалам и роману Л.Н. Тостого «Война и мир» Выполнила учитель истории Девяткина Е.Н.

Слайд 2

«Война – самое гадкое дело в жизни». Л.Н. Толстой «…война есть сумасшествие, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания». Л.Н. Толстой

Слайд 3

Каковы были причины войны 1812 года? Какой характер носила война для воюющих сторон? Каковы были планы сторон накануне войны? Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной? В чем проявлялся народный характер войны?

Слайд 4

«Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми». Наполеон Наполеон на Бородинских высотах. Верещагин (1897)

Слайд 5

Тема урока: Бородинское сражение по историческим материалам и роману Л.Н. Толстого «Война и мир »

Слайд 6

Учебные задачи : Узнать о ходе Бородинской битвы и ее значении в ходе Отечественной войны 1812 года. Сравнить исторический и литературный материал и выяснить, совпадают ли точки зрения историков и писателя Л.Н. Толстого на события.

Слайд 7

П ланы и подготовка к сражению. Соотношение сил (по историческим материалам). Ход Бородинской битвы, ее итоги, историческое значение (по историческим материалам). Описание Бородинской битвы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ составленной в ходе урока таблицы. План урока

Слайд 8

Соотношение сил накануне Бородинского сражения 0 100 200 300 400 500 600 700 Солдат(тыс.) Пушек Россия Франция 120 135 624 587

Слайд 9

Бой за Шевардинский редут Утром 24 августа французы начали продвигаться вперед, чтобы не дать русским солдатам закончить строительство флешей. Однако на пути к Семеновским флешам стоял Шевардинский редут , мешавший Наполеону развернуть армию. И по приказу Бонапарта 35 тысяч французов и поляков ринулись на Шевардинский редут. Такой громаде войск противостоял одиннадцатитысячный отряд генерал-лейтенанта А.И. Горчакова , который умело организовал оборону Шевардина . Жестокий бой продолжался до полуночи . И это сыграло свою роль : генеральное сражение отодвинулось еще на сутки, и русские сумели лучше подготовиться к грядущему бою .

Слайд 10

План Наполеона заключался в том, чтоб прорвать русские позиции в центре, обойти левый фланг и выйти на московское направление. Сражение на Бородинском поле началось в 5:30 утра 26 августа.

Слайд 11

Егерский полк под командованием полковника К.И. Бистрома и команда Гвардейского экипажа должны были удерживать Бородино как можно долее . На рассвете 26 августа (7 сентября по нов. ст.) французские орудия открыли огонь по русским войскам, находящимся на флешах Багратиона. Почти одновременно на левом фланге наполеоновской армии части 4-го корпуса Богарне устремились в атаку на село Бородино. По диспозиции, утвер-жденной Кутузовым , Бородинский передовой отряд, лейб-гвардии

Слайд 12

Специальная команда матросов Гвардейского экипажа обороняла мост через реку Колочу. Действиям на своем левом фланге Наполеон придавал важное значение. Но в момент атаки французов к мосту подоспели посланные Барклаем-де-Толли егерские полки вместе с лейб-егерями К.И. Бистрома . При поддержке артиллерии они сразу же перешли в контратаку. Неприятель отступил. В этом бою 106-й линейный французский полк дивизии Дельзона был уничтожен почти полностью. Мост же был разрушен, благодаря чему правый фланг нашей позиции оказался защищенным от наступления французов.

Слайд 13

На флешах Багратиона Почти одновременно Наполеон нанес главный удар по левому флангу русских — по Багратионовым флешам . Увидев, что попытки сбить русских с позиций безуспешны, во главе атакующих встал «железный маршал » Даву . Он ворвался со своим любимым 57-м полком в левую флешь, но был сбит с лошади и потерял сознание .

Слайд 14

В 8 часов утра пять французских дивизий все же ворвались во флеши, однако Багратион лично повел в штыки свою пехоту и сумел выбить противника с занятых им позиций. Тогда Наполеон бросил в бой кирасир неаполитанского короля маршала Мюрата. Но и эта, третья, атака флешей была отбита.

Слайд 15

Бой за Семеновский овраг В девять часов началась четвертая атака. На ее «острие» шла образцовая дивизия генерала Фриана. В дыму и пламени она прошла сквозь рус-ские позиции и ворвалась в дерев-ню Семеновскую. Однако и на этот раз Багратион, собрав всё, что только еще оставалось, пошел в контратаку и выбил неприятеля и из деревни, и с флешей.

Слайд 16

Теперь на высоту пошли три пехотные и одна кирасирская дивизия, мчавшаяся впереди . Дивизия генерала П.Г. Лихачева вся, до последнего человека , пала на высоте, не сделав ни шагу назад. Французы взяли батарею Раевского в три часа дня. Центр боя переместился в район Курганной высоты, на которой стояла батарея Раевского. В два часа дня французы начали ее решающий штурм, поддержанный огнем трехсот орудий . Атаки на батарею Раевского

Слайд 17

Кроме штурма Багратионовых флешей, батареи Раевского и всех связанных с этим войсковых передвижений, во время Бородинского сражения не было предпринято почти никаких иных серьезных тактических маневров.

Слайд 18

Правда, обе стороны пытались совершить фланговые обходные кавалерийские рейды. Сначала это предпринял Понятовский, намериваясь обойти войска Багратиона с юга. Затем на противоположном, северном, конце поля битвы такой же маневр произвели русские кавалеристы и казаки генералов Уварова и Платова. Рейд казаков Платова и кавалерии Уварова

Слайд 19

К 14 часам дня войска Кутузова отступили на левом фланге на 700 метров, но стойко удерживали новые позиции. За свой успех под Семеновским французы заплатили гибелью не менее чем 30 тыс. человек. В это же время на Старой Смоленской дороге корпус маршала Понятовского пытался обойти позиции русской армии с тыла. В четвертом часу действия пехоты почти всюду прекратились. Им на смену пришли атаки конницы. Около 15 часов - под ударом кирасир пала батарея Раевского. Стремясь развить успех, Наполеон бросил на русские позиции кавалерию Мюрата. Её напор был остановлен встречной контратакой русской гвардейской кавалерией.

Слайд 20

«Русские проявили большую отвагу; укрепления и территория, которые они вынуждены были уступить нам, эвакуировались в порядке. Их ряды не приходили в расстройство, они храбро встречали смерть и лишь медленно уступали нашим отважным атакам», - признал тогда Арман де Коленкур, адъютант Наполеона. С наступлением сумерек битва стала затихать. Французы оставили занятые ими рубежи. Кутузов объявил войскам о предстоящем наступлении, но, узнав о потерях, приказал покинуть поле, которое оставалось за русскими.

Слайд 22

Шевардино Бородино Татариново Бородинская битва Батарея Раевского Семеновские флеши Тучков Багратион Барклай де Толли

Слайд 23

Шевардино Бородино Татариново Бородинская битва. Барклай де Толли Багратион Батарея Раевского Семеновские флеши Тучков

Слайд 24

Шевардино Бородино Татариново Бородинская битва. Барклай де Толли Багратион Батарея Раевского Семеновские флеши Тучков Уваров Платов

Слайд 25

Франция 58 тыс. убитых и раненых, 43 % всего состава, в том числе 47 генералов. 38 тыс. убитых и умерших от ран, 30 % всего состава, в том числе 23 генерала. Потери сторон Россия

Слайд 26

До сих пор идут споры — кто же победил при Бородино. Аргументы обеих сторон одинаково уязвимы. Бесспорно одно: в августе 1812 года на полях Подмосковья решилась судьба России . Именно здесь, как позже напишет Лев Толстой, зверь был ранен смертельно». По подсчетам историков, только в этом сражении Наполеон потерял более 43% своей армии. Конец Бородинского боя. Верещагин ( ок . 1899)

Слайд 27

Бородинское сражение является одним из самых кровопро-литных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него. По самым скромным оценкам сово -купных потерь, каждый час на поле погибало 2 500 человек. Некоторые дивизии потеряли до 80 % состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов. Неслучайно Наполеон назвал битву под Бородино своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца. Главным достижением генерального сражения при Бородино стало то, что Наполеон не сумел разгромить русскую армию, а в объективных условиях всей Русской кампании 1812 года отсутствие решающей победы предопределило конечное поражение Наполеона. Итоги сражения

Слайд 28

1. Сорваны планы Наполеона (Он впервые не смог одержать победу в крупном сражении) 2. Нанесен урон армии французов 3. Созданы условия для коренного перелома в войне Значение Бородинской битвы

Слайд 29

Бородинское сражение ознаменовало собой кризис французской стратегии решающего генерального сражения. Французам в ходе сражения не удалось уничтожить российскую армию, вынудить капитулировать Россию и продиктовать условия мира. Российские же войска нанесли существенный урон армии противника и смогли сохранить силы для грядущих сражений.

Слайд 30

Наполеон , уже будучи узником на о. Св. Елены, писал: «Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров… гремели залпы более 1200 орудий ».

Слайд 31

«Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое Отечество». М.И. Кутузов

Слайд 32

Как вы понимаете слова Наполеона « Самое страшное из всех моих сражений -- это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, битве под Москвой высказано наиболее доблести и одержан наименьший успех»? В чем проявился патриотизм русских воинов? Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?

Слайд 34

« Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков… не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо… во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом… Историк обязан иногда, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это лицо. Художник, напротив, старается понять и показать не известного деятеля, а человека. В описании самих событий различия еще резче и существеннее… Итак, задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге не должно поражать читателя». Л.Н. Толстой

Слайд 35

Благодаря чему русская армия одержала победу? Что главное для победы, по мнению Толстого?

Слайд 36

Л.Н.Толстой о войне и Бородинском сражении «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «… война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания». «… всем народом навалиться хотят», успех сражения зависит « от того чувства, которое есть в каждом солдате…», « п обеда нравственная была одержана русскими под Бородином».

Слайд 37

1 строчка – одно существительное; 2 строчка – два прилагательных ,которые характеризуют данное существительное; 3 строчка – три глагола, обозначающие действие существительного; 4 строчка – фраза из четырех слов, которая характеризует существительное; 5 строчка – одно существительное, повторение сути, резюме сказанному. Синквейн



Предварительный просмотр:

       ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (история + литература) В 10 КЛАССЕ

                                                     Тема урока:

«Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Цели   урока:

.     - показать войну с точки зрения истории и сравнить ее с тем, как она показана у Толстого в художественном произведении: ход войны, характер войны, значение Бородинского сражения  как  кульминации всего действия романа «Война и мир»;

     - развивать умение  работать с  художественным текстом, документами, картой; давать характеристику историческим личностям и литературным персонажам, исследовать развитие характеров главных героев романа во время Бородинского сражения, показывать, как изменилось их мировоззрение; высказывать собственное мнение, подбирать нужную информацию к уроку, делать выводы;  выступать перед  аудиторией;

     -  воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости;  стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле.

 Оборудование:

карты, схемы, таблицы,  показывающие ход сражения; роман Л. Н. Толстого  «Война и мир» (3 том), фрагмент художественного фильма С.Бондарчука « Война и мир», анимация хода Бородинского сражения, слайдовая презентация ключевых фрагментов урока, таблицы для каждого учащегося;  проектор, экран.

                                                                                              Эпиграфы к уроку:

                                                                                    ”Вам не видать таких сражений...“

                                                                                        М.Ю. Лермонтов. “ Бородино”

                                                                                    ”Война -- самое гадкое дело на земле”.

                                                                                         Л Н Толстой. “Война и мир”

 

                                                             Ход урока.

I. Мотивационный этап.

Просмотр фрагмента фильма С. Бондарчука “Война и мир” (ч.3)

Учитель литературы:

--Как вы думаете, фрагмент какого фильма мы сейчас просмотрели? Какие события отражены в этом фрагменте?

Слово учителя литературы: 

--Да, мы с вами посмотрели небольшой фрагмент замечательного фильма режиссера С. Бондарчука “Война и мир”, который позволил нам окунуться в атмосферу грозных и героических событий Отечественной войны 1812г. Сегодня на уроке мы продолжим изучение событий этого периода русской истории, но уже с позиций истории и литературы. Сейчас вам предстоит, работая в группах историков и литературоведов, обобщить полученные на предыдущих уроках знания.

II. Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы (повторение пройденного).

--  Каковы были причины войны 1812года?

--  Какой характер носила война для воюющих сторон?

--   Каковы были планы сторон накануне войны?

--   Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной?

--   В чем проявился народный характер войны?

Ответы учащихся.

III. Определение темы урока.

Учитель истории:

--Прочитайте предложенные высказывания (на экране).

Как вы думаете, о каком событии в них идет речь? Конкретизируйте тему урока. (Обсуждение в группах.)

“Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы одержали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех” (Наполеон).

“Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание каждого было умереть на месте и не уступать неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое Отечество” (И.М.Кутузов)

“Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров…гремели залпы 1200 орудий” (Наполеон).

Ответы учащихся.

Учитель истории:

--Итак, тема урока-- «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

IV. Постановка учебных задач (УЗ).

Учитель истории:

--Как вы думаете, достаточны ли наши знания о Бородинском сражении? Сформулируйте учебные задачи, исходя из темы и особенностей урока.

Обсуждение в группе. Ответы учащихся, дополнения.

Предполагаемые  учебные задачи:

--Узнать о ходе Бородинской битвы и ее значении в ходе Отечественной войны 1812г.

--Сравнить  исторический  и  литературный материал  и  выяснить, совпадают ли точки зрения  историков  и  писателя Л.Н.Толстого  на  события.

V. Изучение нового материала. Решение поставленных УЗ.

1). Сообщение плана изучение нового материала  (на экране). 

- Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).

-Ход Бородинской битвы, её итоги историческое значение (по историческим материалам).

-Описание Бородинской битвы в романе  Л.Толстого «Война и мир».

-Чтение составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.

Слово учителя литературы: 

-- Работая с историческими материалами  и литературным текстом, вам  предстоит выяснить взгляды  историков на цели, подготовку, ход и итоги Бородинского сражения, исследуя текст романа Л.Н. Толстого “Война и мир” (том 3), определить позицию писателя и выяснить, совпадают ли взгляды Л.Н.Толстого со взглядами историков на событие, а затем  заполнить таблицу.

Выдаются  листки с таблицей для каждой группы.  Заполнение таблицы в течение урока. Работают 2 группы: группа “Историков” и группа “Литературоведов”.

2).Работа с картой.

Учитель  истории:

-- Имея численное преимущество, Наполеон стремился в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, продиктовать России условия мира. Кутузов не был склонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы. Наполеон был уверен, что  победа  под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет  лишь временной победой, а не окончательным поражением противника.

 Стратегический план Кутузова был направлен на накопление крупных сил (резервов), истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления. Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель- устремление на истребление французской армии… я взял намерение … отступить…» (из донесения). Бородинское сражение не выявило победителей…

Учитель  литературы:

--Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 года, Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману «Война и мир». Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину исторического события и, несмотря на разногласия Л.Н.Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к «богатырям русским», защищавшим Родину в 1812 году. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».

Для Толстого война – это тяжелая, будничная, кровавая работа. Понимает это и князь Андрей и Пьер Безухов – главные  герои романа.

3).  Анализ эпизода «Пьер Безухов по дороге на Бородинское поле».

                       (Работа с текстом 20 главы части 2 тома 3.)

Учитель  литературы: 

--Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет некомпетентному в военных делах Пьеру Безухову.

1.Почему Пьер, сугубо гражданский человек, не уехал из Москвы, как другие, а остался и оказался под Бородином? В каком настроении он отправляется на Бородинское поле?

(Пьер возбужден, радостен. Он чувствует, что здесь решается судьба Отечества, и, возможно, он станет свидетелем, а если повезет, то и участником грандиозного события). 

2.Какую картину мы видим глазами Пьера по дороге на Бородинское поле? Что ему бросается в глаза? Кого он встречает?

(Конный полк с песенниками направляется на позиции, навстречу ему – обоз с раненными во вчерашнем бою под деревней Шевардино. Старый солдат обращается к графу Безухову «землячок», и Пьер понимает, что сейчас не та минута, чтобы люди делились на господ и рабов. Происходит какое-то единение людей перед битвою, в которой решится судьба их земли). 

3. Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному?

(т.3.,ч.2., гл.31-32.)

5.Как ведут себя солдаты перед боем? Видит ли Пьер панику, страх?

 (Солдаты шутят, обсуждают завтрашнее сражение. Все торжественно, величественно. Страха нет ни у кого, поэтому нет его и у Пьера). 

Учитель  литературы: 

--Разнообразными средствами Толстой подчеркивает необыкновенную торжественность и важность наступающих событий. Показано единение людей перед боем: профессиональных военных, ополченцев, Пьера, который свои размышления об увиденном формулирует фразой  («…всем народом навалиться хотят» записывается в тетради). 

4). Просмотр фрагмента фильма « Война и мир» (эпизод «Беседа Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения»). 

                         Обсуждение эпизода по вопросам: 

-- От чего меньше всего зависит успех сражения, по мнению князя Андрея?

(От позиций, численности войска, вооружения). А от чего тогда? (« от того чувства, которое есть в каждом солдате», т. е. от морального состояния войска, от духа армии). 

(Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране, записываются в тетради). 

--Толстой утверждает: «Война – самое гадкое дело в жизни». (См. эпиграф.)

Но какую войну устами князя Андрея оправдывает Толстой?

(Войну за свою Родину, за землю, в которой лежат наши предки. Такая война справедливая! Она должна быть жестокой, чтобы никто не захотел ее повторения. Князь Андрей говорит: «Французы – враги мои, они преступники. Их нужно казнить», т. е. он утверждает, что к врагу, который пришел на твою землю, нужно испытывать ненависть. Чтобы победить, надо ненавидеть). 

Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране и вместе с выводами записываются в тетради). 

5) Анализ эпизода «Пьер на батарее Раевского».

Учитель  литературы: 

--Попав на батарею Раевского, Пьер Безухов расстается со своим представлением о войне как торжественном параде.

--В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского? (В веселом, приподнятом, радостном). 

--Как отнеслись бойцы к Пьеру? 

(Вначале неодобрительно: парадная одежда Пьера совершенно нелепо смотрится среди всего происходящего. Затем, увидев, что он безобидный, солдаты начинают относиться к Пьеру ласково, шутливо, называют его «наш барин»). 

--Что из увиденного меняет настроение Пьера?

 (Он видит смерть. Первое, что его поразило, - одиноко лежащий мертвый солдат на лугу. А к десяти часам – «человек двадцать унесли с батареи». Но особенно Пьера поразила смерть « молодого офицерика» - «сделалось странно, пасмурно в глазах».)

--Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились? 

(Ему страшно. Он бежит с батареи не помня себя, подсознательно понимая, что никакие силы не заставят его вернуться к тому ужасу, который он пережил на батарее). 

--Что заставило Пьера вернуться на батарею?

(Ящик со снарядами взорвался чуть ли не в руках у Пьера. Он в панике бежит туда, где люди, - на батарею). 

--Какую картину увидел Пьер, вернувшись на батарею?

(Почти все солдаты мертвы, на его глазах русский солдат был заколот в спину французом, остальные солдаты взяты в плен)

Учитель  литературы:

-- Пьер, схватившись за голову, в полуобморочном состоянии бежит, «спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги». А когда курган освободили, Пьеру еще раз суждено было побывать на батарее, и увиденное его поразило.

Найдите  в тексте  и  прочтите  описание разбитой батареи Раевского.

(Конец 32-й главы части 2 тома 3). 

Страшную картину Бородинского поля после сражения рисует Толстой.

Зачитайте описание Бородинского поля после сражения.

(Начало 39-й главы части 2 тома 3). 

Учитель  литературы:

--Толстой рисует картину смерти и не жалеет красок. Какую мысль он хочет донести до читателя?

 (Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться).     

--Какое определение дает Толстой победе под Бородином? Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа?

(«Победа нравственная была одержана русскими под Бородином». ( т.3., ч.2., гл.39.)  Делается вывод о нравственном превосходстве русских солдат в Бородинском сражении. Герои приходят к пониманию истины жизни: только тогда человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним.)

6). Значение Бородинской битвы.

Учитель  истории:

-Как вы объясните слова Наполеона: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».

-В чем проявился патриотизм русских воинов?

-Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?

В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполн6имые потери: было убито 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. человек (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.

Наполеон не достиг своих целей – разгрома русской армии – и впервые не смог одержать победу в крупном сражении. По словам А. Крмелева, при  Бородине «французская армия расшиблась о русскую». Оценивая  Бородино, Кутузов писал в донесении императору: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого  Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое  отечество».

 Наполеон, уже  будучи узником на острове св. Елены, писал: «Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров. Над Бородинским полем гремели залпы 1200 орудий».

 В приказе по армии Кутузов писал: «Объявить мою совершенную благодарность всем вообще войскам, находившимся в последнем сражении».

7). Чтение таблицы, составленной в течение урока.

Вопросы

Исторические факты

Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»

1.Цели и задачи, преследуемые армией.

Обескровить противника, добиться изменения в соотношении сил, не допустить к Москве.

«…не имело ни малейшего смысла»

2.Подготовка к сражению.

Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления.

«Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение… принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности…»

3.Соотношение сил накануне сражения.

120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона.

5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов

4.Ход сражения.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями.

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова

5.Итоги сражения, следствие.

Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы – 58 тыс. человек (43%). Кутузов: «Французская армия превозмогла твердость духа российского солдата…»

Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

«Нравственная сила французской армии была истощена:…победа нравственная была одержана русскими».

8) Обсуждение материалов таблицы (отмечаются наиболее удачные варианты ответов, вносятся дополнения: группа “Историков” освещает вопросы по материалам учебника и исторических документов, группа “Литературоведов” освещает точку зрения Л.Н.Толстого).

Слово учителя литературы: 

-- Вы убедились, что точка зрения историков и Л.Н. Толстого на события не всегда совпадают. Да, писатель не удовлетворен объяснением историками причин наполеоновских войн, не согласен он и со взглядами историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.

Проблемный вопрос:

--Как вы можете объяснить такие разногласия?

    Ответы учащихся.

-- Вот как сам Толстой отвечает на этот вопрос в послесловии к роману:

Разногласие мое в описании исторических событий с рассказами историков…не случайное, а неизбежное. Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо …во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом….Историк обязан иногда, пригибая истину, подводить все действия исторического лица под одну идею, которую он вложил в это лицо. Художник, напротив, старается понять и показать не известного деятеля, а человека. В описании самих событий различия еще резче и существеннее… Итак, задача художника и историка совершенно различна, и разногласие с историком в описании событий и лиц в моей книге не должно поражать читателя”.

VI.  Подведение итогов урока. 

1)Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы  учителя истории:

--Благодаря чему русская армия одержала победу?

--Что главное для победы, по мнению Толстого?

2) Заключительное слово  учителя  истории.

--Армия Наполеона была сильнее. Все военные факторы были учтены, все он предусмотрел. Не учел он только одного обстоятельства, которое и решило исход войны, а именно, что вместе с армией поднимется на борьбу весь русский народ и будет отчаянно сражаться за свою землю, что это будет война не на жизнь, а на смерть. Войну 1812 года историки назвали Отечественной. Дважды в истории нашей страны войнам давали это название. И казалось бы, все враги наши должны были усвоить главный урок Бородинской битвы: не ходи на Москву! Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но все в истории повторяется. В ней есть знаковые даты. Тоже 22 июня 1941 года (через 129 лет!) Гитлер пожелал покорить Русь. Началась Великая Отечественная война.Отечественные войны… Это священные войны, когда все от мала до велика были объединены одним чувством и одним желанием. И тогда они становились непобедимыми и заставляли дивиться этому весь мир. Это был патриотизм самой высокой пробы.

VII.  Рефлексия.

Учитель  литературы:

--Да, любая война – тяжкое испытание для всей страны  и народа. Впечатление о войне – в синквейне.

Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

  • 1 строчка - одно существительное;
  • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
  • 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
  • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
  • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

VIII. Домашнее задание: 

1.Анализ глав 22-38 из тома 3 части 2.

2.Подготовить сравнительную характеристику  Кутузова и Наполеона: портрет, оценка, биографические данные (в истории и романе «Война и мир»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гроза 12 года. Интегрированный урок ( история, литература)

На основе анализа исторических фактов и литературных текстов первой четверти 19 века учащиеся имеют возможность осознать связь между событиями Отечественной войны 1812 года и их отражением в литератур...

Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы

Цели:           образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях...

Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы

Структура урока строится на сочетании этапов урока: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и форму...

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

Интегрированный урок: история, литература, МХК. Донские казаки в Отечественной войне 1812г.

Цель урока:- сформировать представление об участии и роли казаков в Отечественной войне1812г. как об одной из славных страниц их ратной жизни;- с использованием произведений литературы и ж...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...