Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы
план-конспект урока по истории на тему

Попова Лидия Александровна

Структура урока строится на сочетании этапов урока: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dni_voinskoy_slav1.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок история + литература и ОБЖ

Дни воинской славы

                           Учитель истории Попова Лидия Александровна,

                                      учитель литературы Дозорова Валентина Федоровна,

                   учитель ОБЖ Хламов Сергей Владимирович

Цели:

           образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях

                                            воинской славы;

            развивающая –      умение анализировать события и давать им оценку;

            воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к

                                             историческому прошлому Родины, Российским

                                             Вооруженным Силам, к ветеранам войны и

                                             труженикам тыла.

Задачи:  1. Проверить знания учащихся исторического периода времен

                   Великой Отечественной войны;

               2. Систематизировать знания героических страниц Дней воинской

                   славы;      

Оборудование:    Книжная выставка «О доблести, подвигах, славе»;

                          Плакаты, репродукции картин, фотографии о времени

                          Великой Отечественной войны;

                          Запись песни из кинофильмов «Офицеры», «Белорусский

                          вокзал»

                          Текст ФЗ от 10.02.1995г.

                          Презентация «Они сражались за Родину»

Тип урока: урок повторения, систематизация и обобщение знаний,

               закрепление умений

Форма урока: игра «Счастливый случай»

Структура урока строится на сочетании этапов урока: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания

           

                                                             Давным-давно была война,

                                                          Но память нам на то дана,

                                                             Чтоб помнить, как весь мир

                                                                                                пылал когда-то.

                                                                                                        И. Дербенев

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Основной материал.

Учитель ОБЖ:

10 февраля 1995 года был принят Федеральный закон «О днях воинской славы» (победных днях) России». Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.  Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков. Перед вами текст Федерального закона от 10 февраля 1995 года.

 - Какие дни воинской славы мы соотносим с периодом Великой Отечественной войны?

( ученики выбирают из текста закона дни, относящиеся к дням воинской славы периода Великой Отечественной войны).

 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск под Москвой (1941 год).

2 февраля  - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).

23 августа  - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)

27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 год).

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945 год).

24 июня – Парад Победы на Красной площади в Москве (1945 год)

Учитель истории:

( на фоне  мелодии песни «Белорусский вокзал» учитель читает отрывок из стихотворения «Не ходите на Русь»)

«Сколь ж пахарей ты потеряла, Россия?

Сколько ж  лучших сынов

Отдала ты кровавым врагам?

«Не ходите на Русь!» -

Об одном ты просила,

Не к друзьям обращалась,

А только к врагам.

«Не ходите на Русь!» -

Но враги наступали кроваво…

И тогда нам вручила родная страна

Вместе с грозным оружьем

Поля нашей славы,

Наших предков великих

Святые для нас имена…»

У каждого народа есть свои героические страницы истории, свои славные имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны Дни славных Побед, в которые российские войска снискали почет, уважение современников и благодарную память потомков.  Образы героев, как звезды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами великого служения нашему Отечеству.

И наш сегодняшний урок мы посвятим памятным Дням времен Великой Отечественной войны. Выявим знатоков военных событий более чем 65-ти летней давности. Проведем его в виде игры «Счастливый случай». Делимся на 2 команды.

Начинаем.

I гейм

«Великие имена»

Вопросы первой команде:

1. Кто был Верховным главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны?                                                

                                                                    (И.В.Сталин)

2. Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади – Москва!»

                                                                   (В.Клочков)

3.Закрыл грудью амбразуру пулемета, спас жизнь своим товарищам.

                                                        (А.Матросов)

     

 4. Композитор, в блокадном Ленинграде написал знаменитую Седьмую симфонию «Героическая»

                                                   (Д.Шостакович)

5. Московская партизанка, первая из женщин удостоена звания Героя Советского Союза.                        

                                                      (Зоя Космодемьянская)

Вопросы второй команде:

  1. Кто принимал парад на Красной площади в День Победы?

                                              (маршал Г.К.Жуков)

  1. Кто совершил первый ночной воздушный таран в небе Москвы?

                                              (летчик В.Талалихин)

  1. Ленинградская школьница, вела дневник в блокадном городе.

                                                   (Таня Савичева)

  1. Кому принадлежат слова: «За Волгой для нас земли нет!»

                                                    (снайперу М. Зайцеву)

  1. Советский разведчик, работал в Японии. Передал точную дату нападения Германии на СССР

                                                 (Рихард Зорге)

Учитель литературы:

Предлагаю продолжить игру и вспомнить литературных героев, названия произведений о войне 1941 – 1945 годов.

II гейм

«Заморочки из бочки»

(использовать бочонки из игры «Лото»)

 I команда

II команда

1. Кто написал роман «Молодая гвардия» про подпольщиков комсомольской организации, которые действовали в городе Краснодоне Луганской области?

            (А.Фадеев)

1. Кто рассказал о подвиге летчика Алексея Маресьева в книге «Повесть о настоящем человеке»?

                   (Б.Полевой)

2. Как звали главного героя из книги В.Катаева «Сын полка»?

             (Ваня Солнцев)

2. Как звали главного героя поэмы К.Симонова «Сын артиллериста»?

                  (Ленька Деев)

3. О каком событии времен Великой Отечественной войны  идет речь в произведении Ю.Бондарева «Горячий снег»?

    (Сталинградская битва)

3. О каком событии времен Великой Отечественной войны  идет речь в произведении А.Бека «Волоколамское шоссе»?

     (Московской битве)

4. Кто автор этих слов и как называется  произведение?

«Жди меня

И я вернусь,

Только очень жди!

Жди, когда навеют грусть

Желтые дожди…»

 (К.Симонов «Жди меня»)

4. Кто автор этих слов и как называется произведение?

«Переправа, переправа,

Берег правый как стена

(А.Твардовский «Василий Теркин»)

Учитель ОБЖ:

Мы продолжаем наше соревнование на лучшее знание истории времен Великой Отечественной войны. Начинаем очередной

III гейм

«Темная лошадка»

К нам сегодня пришел удивительный человек. Я расскажу о нем, а вы угадайте, кто этот человек.

«Родился в 1896 году в деревне Стрелковка Калужской губернии в крестьянской семье. Участник  Первой мировой и  гражданской войн. Руководил разгромом японских войск в районе реки Халхин-Гол. В годы Великой Отечественной войны был командующим Ленинградским, 1-ым Украинским, 1-ым и 2-ым Белорусскими и другими фронтами. Стал маршалом,  был четырежды  удостоен звания Героя Советского Союза.  Заключил акт о  капитуляции Германии, принимал Парады Победы на Красной площади в Москве  и в Берлине. Автор мемуаров «Воспоминания и размышления». Был похоронен в 1974 году на Красной площади в Кремлевской стене».

                                                (Г.К.Жуков)

Учитель показывает его портрет и от его лица задает вопросы командам.

Первый вопрос:

«Немцы бросили в бой лучшие и новейшие машины: «Тигр», «Пантера», «Фердинанд», «Фоке-Вульф-190». Отборные танковые дивизии Германии «Рейх», и «Адольф Гитлер» были уничтожены 5-ой гвардейской танковой армией генерала Ротмистрова. Сотни немецких солдат остались лежать в русской земле. Особенно ожесточенные и кровопролитные бои велись на орловском направлении».

-Что это за событие?

                                                           (Сражение на Курской дуге)

Второй вопрос:

12 июля фашистские войска вторглись в пределы области. 14 июля в ней было объявлено военное положение. 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли город варварской бомбардировке. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года   - самая скорбная дата в истории этого города»

 - А где проходили эти события?

( В битве под Сталинградом)

 

Третий вопрос:

«Такое площадь знала лишь однажды,

Однажды только видела земля:

Солдаты волокли знамена вражьи,

Чтоб бросить их к подножию Кремля.

Они, свисая, пыль смели с брусчатки,

А наши воины в сиянии погон,

Все били, били в черные их складки

Надраенным кирзовым сапогом»

- Что знаете об этом событии?

                           ( Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года)  

Учитель истории:

А сейчас мы проведем последний гейм, который покажет нам победителей этой игры. Начинаем

IV гейм

Гонка за лидером.

I команда

II команда

1.С каким событием связан День воинской славы, который мы отмечаем 5 декабря?

(наступлением советских войск под Москвой)

1.С каким событием связан День воинской славы, который мы отмечаем  2 февраля?

 (день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом)

2.Что произошло 24 июня 1945 года?

 ( Парад Победы на Красной площади)

2. Что произошло 23 августа 1943 года?

(день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве)

3. День снятия блокады Ленинграда.

(27 января 1944 года)

3.Это событие мы празднуем 9 мая. (День Победы)

4. Город, где проходила встреча глав государств СССР, США и Англии в 1943 году?

(В Тегеране)

4. Город, где проходила встреча глав государств СССР, США и Англии в феврале 1945 года?

(В Ялте)

5 Руководитель США в годы Второй мировой войны.

(Ф.Д.Рузвельт)

5 Руководитель Англии  в годы Второй мировой войны.

(У. Черчилль)

6. О чем говорит цифра «900 дней»?  (Столько времени Ленинград находился в осаде)

6. О чем говорит цифра «250»?

(Столько дней защищался Севастополь)

7 Немецкий план наступления немцев на СССР?  

(«Барбаросса»)

7 Немецкий план наступления немцев на Москву?  

(«Тайфун»)

8. Что произошло 6 июня 1944 года?

(Открытие второго фронта на севере Франции в районе Нормандии)

8. Что произошло 30 мая 1945 года?

(В Берлине над рейхстагом был поднят советский флаг)

9. Когда началась Великая Отечественная война?

(22 июня 1941 года)

9. Когда закончилась Великая Отечественная война?

(8 мая 1945 года)

10. Назовите Героя Советского Союза, уроженца с.Брыковка?

(Н.В.Грибанов)

10. Назовите Героя Советского Союза, уроженца с.Софьинка?

(В.И. Лавров)

11. Кого в нашем районе называли «Человек – легенда»?

(А.С.Вшивцеву)

11. Назовите нашего земляка, кавалера орденов Славы?

(Скворцов)

Учитель ОБЖ:

(Звучит мелодия песни из кинофильма «Офицеры»)

Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, наших отцов. Память о них будет вечна, а значит и память о войне.

Дни воинской Славы – это всенародные праздники воинской доблести, подвига русского солдата, отстоявшего для нас мир.

И о них, немногих ветеранах, оставшихся в живых мы должны заботься и помнить.

Ученик читает стихи поэтессы М.Агашиной:

Пролетели года.  Отгремели бои.

Отболели, отмаялись раны твои.

Но далекому мужеству

Верность храня,

Ты стоишь и молчишь

У святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал,

хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

 Почему же ты замер –

На сердце ладонь,

И в глазах, как в ручьях,

Отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат:

Он – солдат,

И что старые раны

К ненастью болят.

Но всегда было солнце! И солнце с утра…

Что ж ты плачешь солдат,

У святого костра?

(В момент звучания стихов идет показ презентации «Они сражались за Родину», показывающая наших земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны)

Подводим итоги игры, объявляем победителя.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о ветеране Великой Отечественной войны из числа своих родственников или земляков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гроза 12 года. Интегрированный урок ( история, литература)

На основе анализа исторических фактов и литературных текстов первой четверти 19 века учащиеся имеют возможность осознать связь между событиями Отечественной войны 1812 года и их отражением в литератур...

Интегрированный урок история + литература и ОБЖ Дни воинской славы

Цели:           образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях...

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

Интегрированный урок: история, литература, МХК. Донские казаки в Отечественной войне 1812г.

Цель урока:- сформировать представление об участии и роли казаков в Отечественной войне1812г. как об одной из славных страниц их ратной жизни;- с использованием произведений литературы и ж...

Интегрированный урок (история +литература) по теме "Бородинская битва" для 10 кл

Интегрированный урок для 10 кл для классов с гуманитарным уклоном разработан с использованием отрывков из фильма С. Бондарчука "Война и мир", поддерживается презентацией специально разработанной для э...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...