Программа воспитателя " Я -гражданин России"
рабочая программа
Программа воспитателя по патриотическому воспитанию " Я - Гражданин России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа воспитателя "Я -гражданин России" | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Я – Гражданин!»
Составитель: Туракова С. О.
воспитатель первой квалификационной категории
2023- 2024г.
«Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма».
Н .Г. Чернышевский
Пояснительная записка.
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания.
Подпрограмма составлена на основе :
мероприятий, традиций, проводимых в детском доме;
Городских и краевых мероприятий;
мероприятия в рамках акции «Вахта Памяти»: «Георгиевская ленточка», «Красная Гвоздика», поздравление ветеранов .
Актуальность.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.
Система гражданско-патриотической работы в детском доме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического сознания у воспитанников детского дома.
Цель программы: – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.
Задачи программы:
Формирование и развитие патриотических чувств.
Организация различного рода деятельности по патриотическому воспитанию.
Информирование через соц сети о делах детского дома.
Проведение методической работы.
Формы мероприятий:
уроки мужества;
встречи с ветеранами всех войн;
праздники;
проекты (учебные, социальные);
выезды к ветеранам на дом;
экскурсии; прогулки.
изготовление презентаций, видеофильмов, сбор интервью;
написание творческих работ (сочинение);
конкурсы рисунков, поделок, газет;
изготовление подарков для ветеранов СВО.
помощь ветеранам;
празднование Дней Боевой славы.
конкурсы патриотической песни.
Инновационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность.
Виды контроля: диагностика, тестирование.
Возраст участников: 7-18 лет.
Объёмы и сроки изучения курса:
1 год – 7-13лет.
2 год - 14-18 лет.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Воспитательские часы проводятся: 1 раз в неделю по 40 – 45 мин.
Ожидаемые результаты: К концу года обучения дети должны:
Знать:
культурные и исторические достижения народов России;
механизмы защиты прав человека на всех уровнях;
основы социального проектирования.
Уметь:
получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников;
выявлять социальные проблемы;
отстаивать свое мнение;
определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;
работать в группе на основе сотрудничества.
Содержание работы
Календарно - тематический план работы
по гражданско-патриотическому воспитанию
детей 7-13 лет
№
Месяц
Дата
Тема занятия
Цель занятия
1.
Сентябрь
«Я – люблю свой город и горд, что я – Железногорец!
" День знаний ".
День работника атомной промышленности и космической отрасли.
Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.
Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.
Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
2.
«Мой любимый детский дом»
3.
«Наша Родина – Россия»
Формировать чувство сопричастности к истории страны.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
4.
«Москва – главный город нашей Родины»
Знакомить с историей столицы нашей страны - г. Москва;
Расширять исторические знания детей о русских городах.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину
5.
Октябрь
«Железногорск – как всё начиналось?».
Учить детей создавать проект по данной теме, искать информацию, распределять обязанности по выполнению работы.
Воспитывать умение трудиться в коллективе, толерантность.
6.
«С чего начинается Родина?»
Расширяет знания детей о родной стране.
Воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
7.
«История символов государственной власти».
Расширить исторические знания о символах государственной власти на Руси в разные периоды.
Воспитывать интерес к истории страны.
8.
«Моя малая Родина»
Знакомство с историческим прошлым Красноярского края.
Воспитание патриотизма через краеведческие знания о своем городе и положительном историческом прошлом нашего края.
9.
Ноябрь
«Я служу России»
День призывника.
Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
10
«История символов власти современной России».
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, Гимна, Флага.
11
«Символы Красноярского края " .
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов.
12
«Основы социализации»
Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе.
13
Декабрь
«Инвалид – не инвалид, люди так не делятся».
День инвалидов.
Расширить знания и понимание жизни людей с ограниченными возможностями, пароолимпийские игры – что это?
Воспитывать в детях уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями, побуждать в них желание оказывать помощь.
14
«Наше государство — Российская Федерация».
День Конституции РФ.
Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.
Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России.
15
«Гражданин и просто человек».
Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордость за свою страну, республику.
16
«Школа выживания».
День спасателя.
Отработка поведения в экстремальных ситуациях. «Формировать знания о профессии – спасатель, службы спасения.
17
Январь
«Обычаи и традиции русского народа – Крещение».
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
18
«Золотые купола России».
Расширение представлений о городах России, «Золотое кольцо».
Формировать у воспитанников первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению.
19
«Город – герой Ленинград».
Снятие блокады.
Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
20
«Города – герои». " Дети - герои ".
21
Февраль
«Город – герой Сталинград».
Сталинградское сражение 1943год.
22
Викторина «Красноярский край, Россия – моя Родина!»
Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
23
«Наши защитники».
Познакомить детей с разными видами войск российской армии;
развивать интерес к защите отечества;
повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.
24
«Элитные войска РФ».
25
Март
«Обычаи и традиции русского народа – Масленица».
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
«Россия – многонациональное государство»
Развитие интернациональных чувств у детей. Учить с уважением относится к людям разных национальностей. Воспитывать толерантность, дружеские отношения.
2.Какие национальности живут в нашем крае?.
27
«Красноярский край – многонациональный».
28
29
Апрель
«Ю.А. Гагарин – человек мира».
День космонавтики.
Учить детей создавать проект по данной теме. Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
30
«Герои космоса – Герои России».
31
«Обычаи и традиции русского народа – Пасха».
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
32
«Сильны и могучи богатыри славной Руси»
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
33
Май
«Этот День Победы»
Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов , сражавшихся на фронте;
Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
34
«Дети войны, беженцы – ВОВ, войны в Чечне и СВО»
35
«Умейте дружбой дорожить»
36
«Граница России».
День пограничника.
Содержание работы
календарно - тематический план работы
по гражданско-патриотическому воспитанию
детей 14-18 .лет
№
Месяц
Дата
Тема занятия
Цель занятия
1.
Сентябрь
«День знаний! ».
День работника атомной промышленности и космической отрасли.
Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.
Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.
Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
2.
«Дом, в котором я живу»
3.
«Наша Родина – Россия»
Формировать чувство сопричастности к истории страны.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
4.
"Первопроходцы - строители – построившие наш город ".
Знакомить с историей открытия ГХК, ИСС , расширять исторические знания детей о родном городе, его истории и значимости для всей страны.
Воспитывать чувство гордости за свой город.
5.
Октябрь
«Железногорск и его почётные жители».
Учить детей создавать проект по данной теме, искать информацию, распределять обязанности по выполнению работы.
Воспитывать умение трудиться в коллективе, толерантность.
6.
«С чего начинается Родина?»
Расширяет знания детей о родной стране.
Воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
7.
«История символов государственной власти».
Расширить исторические знания о символах государственной власти на Руси в разные периоды.
Воспитывать интерес к истории страны.
8.
«Органы государственной власти»
Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении государством.
9.
Ноябрь
«Я служу России»
День призывника.
Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
10
«Президент – правитель, защитник интересов России в мире».
Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания к президенту России.
11
«Органы государственной власти Красноярского края ».
Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении краем.
12
«Основы социализации»
Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе.
13
Декабрь
«Инвалид – не инвалид, люди так не делятся».
День инвалидов.
Расширить знания и понимание жизни людей с ограниченными возможностями.
Воспитывать в детях уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями, побуждать в них желание оказывать помощь.
14
«Наше государство — Российская Федерация».
День Конституции РФ.
Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.
Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России.
15
«Законодательство страны».
Знакомить детей с основными законами РФ.
16
«Службы спасения».
День спасателя.
Отработка поведения в экстремальных ситуациях.
Формировать знания о профессии – спасатель, службы спасения.
17
Январь
«Обычаи и традиции русского народа – Крещение».
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
18
«Золотые купола России».
Формировать у воспитанников первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению .
19
«Город – герой Ленинград».
Снятие блокады.
Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
20
« Города – герои».
21
Февраль
«Город – герой Сталинград».
Сталинградское сражение 1943год.
22
«Паспорт – основной документ гражданина России»
Формирование у детей основы патриотизма, гражданственности.
Расширить исторические знания детей о появлении паспорта, его значимости.
Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою гражданственность.
23
«Воинская честь».
Познакомить детей с разными видами войск российской армии;
развивать интерес к защите отечества
повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.
24
«Сверхсрочная служба».
25
Март
«Обычаи и традиции русского народа – Масленица» .Прогулка в городской парк.
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
«Борьба женщин разных стран за свои права».
Расширить исторические знания детей о борьбе женщин за свои права.
Воспитывать уважение к женщинам разных профессий, вероисповидания и социального положения.
26
«Национальности нашего края" .
Развитие интернациональных чувств у детей.
Учить с уважением относится к людям разных национальностей.
Воспитывать толерантность, дружеские отношения, уважение к коренным народам края.
27
«Народы северного края».
28
29
Апрель
«Ю.А. Гагарин – человек мира».
День космонавтики.
Учить детей создавать проект по данной теме.
Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу.
Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.
30
«История зарождения космонавтики».
31
«Обычаи и традиции русского народа – Пасха».
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
32
"Религия. Каждый человек имеет право на свободное вероисповидание".
33
Май
«Этот День Победы»
Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;
Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - красноярцев, сражавшихся на фронте;
Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.
Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
34
«Дети войны – в тылу, на фронте, в лагерях».
35
«Экскурсия в выставочный зал»
Городского музея.
36
«Славься Отечество»
Диагностический материал
Диагностика по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.
Основные отношения
Показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)
1. Отношение к родной природе
3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.
2. Гордость за свою страну
3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым.
3. Служение своими силами
3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны воспитателей;
0 - не принимает участия в делах
4. Забота о детском доме
3 - участвует в делах детского дома и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свой детский дом, участвует в делах дома;
1 - в делах семьи участвует при побуждении;
0 - в делах семьи не участвует.
Высокий уровень (9 - 12 баллов) – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.
Средний уровень (5 – 8 баллов) – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.
Низкий уровень (0 - 4 баллов) – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями.
Список литературы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
Программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 годы», 2005.
Программа «Патриотическое воспитание граждан муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» на 2006-2010 годы», 2005.
Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.
Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.
Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Караковский В. А., НовиковаЛ. И., СеливановаН. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! – М., 2000.
Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.
Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002.
Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 1998.- 222с.
Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
13.. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
Досуговая программа Я - гражданин России
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д....
Программа «Я - гражданин России»
Программа «Я - гражданин России» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на...
Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания " Я - гражданин России"
Цель создания данной прогаммы- создание единого образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, воспитание личности в каждом ребенке, воспитание человечности. гражданственности и ...
Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»
Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...
Программа воспитания "Я гражданин России"
Программа воспитания "Я гражданин России"...