Программа «Я - гражданин России»
методическая разработка (5 класс) по теме
Программа «Я - гражданин России» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и предназначена для учащихся 5-9 классов муниципального общеобразовательного учреждения. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskogo_vospitaniya.rar | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Кущевский район учитель МБОУ СОШ №1
Лелькина Елена Вячеславовна
Программа
по гражданско-патриотическому
воспитанию
Учитель МБОУ СОШ №1
ст.Кущевская Краснодарского края
Лелькина Елена Вячеславовна
I. Пояснительная записка
Программа «Я - гражданин России» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и предназначена для учащихся 5-9 классов муниципального общеобразовательного учреждения. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла его ответственность за свою судьбу и судьбу Родины . В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Воспитание патриотизма так же является неотъемлемой частью успешной социализации личности.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Подростковый возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны и малой Родины.
III. Цель и задачи программы.
Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, к родному казачьему краю и своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного казачьего края.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
Группа | Функции | Состав |
Педагоги школы | Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Классный руководитель Зам.директора по ВР Старшая пионервожатая Психолог школы |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях школы. | Методисты РМЦ Кущевское казачье общество Сотрудники Кущёвского краеведческого музея Работники районной детской библиотеки |
V. Содержание программы
Программа включает в себя следующие направления:
1. Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, выпуск листовок, газет, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, классный праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Кубань - мой край родной.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся интерес и уважение к традициям кубанского казачества.
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: сотрудничество с казачьим обществом, поисковая работа совместно с краеведческим музеем, экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, викторины, тематические классные часы, устный журнал.
4. Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, семейные праздники часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
VI.Мероприятия по реализации программы:
Направления | Мероприятия | Срок |
1. Связь поколений. | Участие в фестивалях проводимых КИД МОУ СОШ №1 | Сентябрь – октябрь ежегодно |
Уроки мужества посвященные Дню освобождения станицы Кущёвской от немецко-фашистских захватчиков | Февраль ежегодно | |
Классные и общешкольные мероприятия посвященные дню интернационалиста и Дню защитника Отечества. | Февраль Ежегодно | |
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны | Май Ежегодно | |
Посещение музея по знаменательным датам | В течении года | |
Подшефная и тимуровская работа | В течении года | |
Участие в акциях «Милосердие», «Листовка». | Ежегодно | |
Тематические классные часы, проводимые совместно с работниками детской районной библиотеки | 7-8 класс | |
2. Растим патриота и гражданина России. | Классный час, посвященный изучению символики России и Кубани Ознакомление учащихся с правами и свободами человека по следующим документам: «Конвенция о правах ребенка» «Декларация прав человека и гражданина», Конституция Российской Федерации | Сентябрь Ежегодно Ноябрь - декабрь Ежегодно |
Участие в районных и общешкольных мероприятиях, посвященных подготовке к выборам депутатов Государственной Думы и Президента РФ. | 2007-2008 г | |
Встречи с депутатами органов местного самоуправления (Кущевское сельское поселение) | 8-9 класс | |
Классный праздник «Получение паспорта» | 8 класс
| |
Общешкольные мероприятия, классные часы по теме « Роль Русской православной Церкви в деле защиты и единения русских земель. | 8-9 класс Ноябрь, январь, апрель | |
3. Кубань - мой край родной. | Вступление учеников класса в казачье общество | 5 класса |
Участие в мероприятиях проводимых Кущёвским казачьим обществом. | 5-6 класс | |
Поисковая работа совместно с работниками Кущёвского краеведческого музея | 7-8 класс | |
Учебно - исследовательская работа по истории родного края | 9 класс | |
Участие в экологических десантах по плану школы | Весна, осень ежегодно | |
Устные журналы по теме: «Мои знаменитые земляки», «Памятные места Кущёвского района», «Ими гордится наша школа». | 8-9 класс | |
Изучение традиций и обычаев кубанского казачества. | Ежегодно | |
4. Я и семья. | Тематические родительские собрания | Каждую учебную четверть Ежегодно |
Родительские лектории | Ежегодно | |
Совместные мероприятия с родителями (походы, экскурсионные поездки, посещение театров и музеев, праздники) | Ежегодно | |
Анкетирование с целью выявления приоритетных задач для решения возникающих проблем в процессе воспитания учащихся | Сентябрь ежегодно |
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, краевые, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами.
Возможна корректировка плана проводимых мероприятий согласно положениям о всероссийских, краевых, муниципальных областных, конкурсах, и тематических месячниках. Изменения отражаются в планах воспитательной работы.
VII. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
ЛИТЕРАТУРА
- Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8-11х классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- Бим –Бад Б.Д. Воспитание человека обществом и общества человеком//Педагогика. 1996, № 5.
- Воспитание в духе прав человека: [Учебное пособие для средней школы «Воспитай гражданина» ]//Полис: Политические исследования.1997. № 2
- Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М., 1981.
- Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода// Педагогика.1997. № 3
- Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1996.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.:Владос,2001.
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.
Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...
Досуговая программа Я - гражданин России
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д....
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Программа "Я - гражданин России"
Программа по патриотическому воспитанию учащихся...
Воспитательная программа "Я гражданин России"
Программа расчитана на 7 лет работы с детьми с 5 по 11 класс....
Творческий проект по программе «Я – гражданин России»
Наш проект «Песни-памятники» появился благодаря виртуальному путешествию и посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы узнали, что существует много памятников, созданных по мотива...