Занятие внеурочной деятельности "В краю тихих зорь"
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)

Светлана Николаевна Яншина

Занятие внеурочной деятельности по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_krayu_tihih_zor.docx17.84 КБ
PDF icon klaster.pdf28.84 КБ
Файл boris_vasilev.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности « В краю тихих зорь»

К 9маю коллектив школы готовит музыкально -литературную композицию «В краю тихих зорь». Все получили задание. Мы будем ставить сценку по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Сегодня первая репетиция.

Цель занятия: создание образов главных героев, направленное на развитие творческого потенциала детей и взрослых

Задачи:

1. Познакомиться с творческой биографией Б. Васильева;

2. Узнать о характерах главных героев повести "А зори здесь тихие...";

3. Провести репетицию сценки "Сборы в дозор";

4. Создать эскизы костюмов главных героев и декораций для сценки.

В этом году - 21 мая исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Львовича Васильева (1924-2013)

Борис Васильев относится к тем писателям,

кто сам прошел трудными дорогами войны,

кто защищал родную землю с оружием в руках.

Кроме того, им написано много рассказов о том, что ему пришлось пережить в трудные фронтовые годы. И это переживание очевидца, а не домыслы творца. Поэтому центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой отечественной войны.
Родился 1924 года в Смоленске. Отец — кадровый офицер Красной Армии. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт.

В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.

В 1954 году он ушел из армии и стал заниматься профессиональной литературной деятельностью и начинает печататься. Известность ему принесла повесть «А зори здесь тихие» - это было его первым прозаическим произведением. Потом появились и другие произведения разных жанров: «Самый длинный день», «В списках не значился», «Не стреляйте в белых лебедей» и др.

Борис Васильев - автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики, по его книгам и сценариям снято более 15 фильмов.

Но начало его литературной деятельности было положено именно этим произведением. Как вспоминает сам Борис Львович, замыслом повести послужил «толчок памяти». Когда, будучи вчерашним выпускником одной из смоленских школ, 9 июля 1941 года в качестве бойца комсомольского истребительного батальона по борьбе с диверсантами он вышел на свое первое задание в лес. «И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине…., я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… Я потом видел немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой, не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…».

Первая публикация этой повести состоялась в журнале “Юность” в 1969 году. Борис Васильев хотел написать повесть о подвиге, который реально имел место в 1942 году на одной небольшой заставе. Семь солдат, участвовавших в операции ценой своей жизни остановили неприятеля. Но написав несколько страниц, автор понял, что его сюжет один из тысячи,/ таких историй масса в литературе.

И он решил, что в подчинении у сержанта будут девушки, а не мужчины. Повествование заиграло новыми красками. Этот рассказ принёс огромную славу автору, ведь о женщинах на войне никто не писал, эта тема была оставлена без внимания. Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Очень ответственно писатель подошёл к созданию образов зенитчиц. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году (режиссером Сергеем Ростоцким).

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается./ Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль, заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное и противоестественное (женщина-мать, она даёт жизнь, а на войне она должна убивать). Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

В: То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.

Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии имени академика А. Д. Сахарова, международной литературной премии; премии Союза писателей Москвы , Российской академии кинематографических искусств; Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.

Скончался 11марта 2013 года в Москве.

!!!2)Пролог к образам:

Итак, В 1969 году Борис Васильев представил читателю повесть о геройском поведении женщин на войне «А зори здесь тихие…»

Война — не лучшее занятие для прекрасной половины человечества, но иногда обстоятельства заставляют их стать на защиту своей страны, своего отечества.

В произведении показана трагическая судьба пяти женщин-зенитчиц во время Второй мировой войны. Причины поступков каждой можно понять по характеристике главных героев в «А зори здесь тихие…»

!!!2)Теперь представим главных героев повести! (выступление девочек и папы, которые заранее подготовили характеристики своих героинь, Васкова)

!!!3)Кластер проверить заполнение!

Сегодня Застольная репетиция. Изучение текста сценки и каждой роли.

Читка сценки по ролям, уточнение реплик. Разобраться в пьесе и взаимоотношениях действующих лиц, понять смысл, идею автора.

В это время группа родителей делает эскизы к костюмам героев.

После проделанной работы

ИТОГ.1 Репетиция сценки.

#1042;ыступление родителей по костюмам действующих лиц и реквизитам сценки.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«А зори здесь тихие ...» Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они ! Б. Л. Васильев

Слайд 2

«В краю тихих зорь» Занятие внеурочной деятельности

Слайд 3

Задачи: 1. Познакомиться с творческой биографией Б. Васильева; 2. Узнать о характерах главных героев повести "А зори здесь тихие..."; 3. Провести репетицию сценки "Сборы в дозор"; 4. Создать эскизы костюмов главных героев и декораций для сценки. Цель занятия: создание образов главных героев, направленное на развитие творческого потенциала детей и взрослых.

Слайд 5

Борис Львович Васильев (1924-2013) —один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился 21 мая 1924 года в Смоленске . В 17-летнем возрасте будущий писатель пошел добровольцем на фронт. В 1943 году после тяжёлой контузии Васильев покинул действующую армию . Писатель вынес с фронта главные мысли и идеи своих будущих произведений, написанных в семидесятые годы.

Слайд 6

«Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград. А здесь был курорт…» А зори здесь тихие …

Слайд 7

К коменданту 171 разъезда Федоту Васкову, недовольному поведением солдат (в частности пьянством и тягой к противоположному полу), присылают девушек- добровольцев, многие из которых только закончили школу.

Слайд 8

«Твердая немногословность», «крестьянская неторопливость», особая «мужская основательность» был а характерна для Федота Евграфовича . « Стариком» и «пеньком замшелым, у которого в запасе двадцать слов, да и те из устава» за глаза называют тридцатидвухлетнего Васкова подчиненные ему девушки-зенитчицы . «Всю свою жизнь Федот Евграфович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма». Федот Евграфович Васков

Слайд 9

«Высокая , рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца». Женька Комелькова – душа компании, там, где она, - смех, шутки, песни. Ее доброжелательность , оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Женя Комелькова

Слайд 10

“Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной , ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет”. Женька Комелькова

Слайд 11

Мужество, рассудительность, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину . Уже на второй день войны Рита стала вдовой. Война уничтожила маленькую, дружную семью, превратив тихую домохозяйку в бесстрашного солдата. Рита Осянина

Слайд 12

Рита Осянина , смертельно раненная осколком гранаты, знала, что будет умирать долго и тяжело. Поэтому попросила Васкова позаботиться о ее сыне Алике и «выстрелила в висок, и крови почти не было». Рита Осянина

Слайд 13

Лиза Бричкина — простая деревенская девушка. С детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Лиза — девушка, которая всю жизнь провела в ожидании счастья, до конца верила, что найдет его. Война помешала ее планам, и вместо счастья Лизу ждала смерть. Лиза Бричкина

Слайд 14

“ Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила. Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее…”. Лиза Бричкина

Слайд 15

Галя Четвертак воспитывалась в детском доме и отличалась богатым воображением. Жизнь Гали Четвертак - одна сплошная мечта, и о войне она тоже мечтала, но "осуществленная мечта всегда лишена романтики. Реальный мир оказался суровым и жестоким и требовал не героического порыва, а неукоснительного исполнения воинских уставов. Праздничная новизна улетучилась быстро, а будни были совсем непохожи на Галины представления о фронте". Галя Четвертак

Слайд 16

“Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть все, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая. – Коротко ударил автомат. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе. Замерло все на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне”. Галя Четвертак

Слайд 17

“ Остренькое , некрасивое, но уж очень серьезное личико , умные проницательные глаза ” . Соня Гурвич – воплощение ученицы-отличницы и поэтической натуры . Она росла в дружной и очень большой семье, « донашивала платья, перешитые из платьев сестер ». Соня Гурвич

Слайд 18

“А старшина весь заостренный был, на тот крик заостренный. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми все отлетает, все растворяется и потому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосет, тянет за сердце. ” Соня Гурвич

Слайд 20

«Как это жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери – они !» Погибли все девушки, и гибелью каждой из них «оборвалась маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества».

Слайд 21

«Три М» Назовите 3 момента , которые у Вас получились хорошо в процессе репетиции, и предложите 1 действие , которое улучшит работу на следующем занятии. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Внеурочная деятельность "Край, в котором я живу!"

     В каждом уголке мира, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры.  составляющие тот феномен, который фо...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Край, родимый край" напаравлена на изучение истории, природы и культуры Песчанокопского района Ростовской области....