Внеурочная деятельность "Край, в котором я живу!"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Волкова Наталья Тимофеевна

       В каждом уголке мира, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры.  составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.  Поэтому я считаю, что будет целесообразно детям изучить сначала свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_v_kotorom_ya_zhivu.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

                                           УЧРЕЖДЕНИЕ

                СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

                  ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ                

                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 4

г.о. Лосино-Петровский      

_________ М.А. Шишкова

«__» _________2014 год.      

                               Рабочая программа

                   курса внеурочной деятельности

                       «Край, в котором я живу!»

                                        5 класс

                       

Составил: Н.Т.Волкова,

учитель географии первой

квалификационной категории

                                                               

  1. учебный год

                           Пояснительная записка

«Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях:

они создали реку. Для того чтобы патриотизм был крепким,

плотным, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви

к своей маленькой родине, к родному городу, селу, краю».

И. Эренбург

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу!» разработана для занятий с учащимися 5 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.

       В каждом уголке мира, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры.  составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.  Поэтому я считаю, что будет целесообразно детям изучить сначала свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности.

       В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире. Наши занятия помогут сформировать у обучающих представление о своей малой родине, о городе Лосино-Петровском и Московской области.

        Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что  заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское  поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. Исследование – один из способов познания окружающего мира ребенком, поэтому  программа включает в себя проектно - исследовательскую деятельность.

        В основное содержание    программы     включены -  проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.

Основная цель программы:

обогащение знаний детей о родном крае.

Отсюда вытекают задачи:

  • Заложить основы краеведческой  работы через развитие умений самостоятельных исследований и выполнений ими творческих проектов;
  • Познакомить учащихся с развитием и объектами социальной, культурной и экономической жизнью своего края;
  • Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира;
  • Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к наследию наших предков.

        Программа рассчитана на 34 часа, которая может  реализовываться  в 5 классе по внеурочной деятельности.

Предполагаемые результаты реализации программы:

- повышение  учебной  мотивации,  познавательных  способностей;

- совершенствование познавательных потребностей;

- сохранение физического и психического здоровья школьников;

- сохранение индивидуальности ребенка;

-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;

- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, контрольный тест.

                      Календарно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Формы проведения

всего

теор.

практ.

1.

Географическое положение Московской области.

1

0,5

0,5

беседа,

 работа с картой

2.

Климат. Природные зоны Московской области.

1

0,5

0,5

рассказ,

работа с картой

3.

Растительный мир Московской области.

4

2

2

беседа, экскурсия,

исследование

4.

Животный мир Московской области.

2

2

беседа, экскурсия

5.

Водные ресурсы Московской области.

1

0,5

0,5

беседа, работа с картой

6.

Полезные ископаемые Московской области.

2

1

1

беседа,

работа с картой,

7.

Влияние  деятельности   человека на окружающую среду.

2

1

1

беседа

8.

Урок – обобщение.

1

1

9.

История нашего края.

2

1

1

беседа,

экскурсия

10.

Такой незнакомый знакомый Лосино-Петровский.

4

1

3

беседа, экскурсия,

исследование

11.

Памятные места Подмосковья.

4

1

3

беседа, экскурсия, исследование

12.

Что дает наш край стране?

2

1

1

рассказ,

экскурсия

13.

Ими гордимся мы, ими гордится страна.

3

1

2

рассказ,

литературная гостиная

14.

След ВОВ в Подмосковье.

2

1

1

экскурсия, рассказ

Урок  -обобщение

15.

Я – житель города Лосино-Петровского.

2

2

беседа

ИТОГО

34

13,05

10,05

Темы проектов:

  1. «Растительный мир Московской области»:
  • Растения-целители;
  • Растения Красной книги Московской области;
  • Многообразие растительного мира сообщества леса.
  1. «Такой незнакомый знакомыйЛосино-Петровский»:
  • «У каждой улицы своя история»;
  • «О чем рассказывает улица»;
  • «Родная улица моя»;
  • «Дом, в котором я  живу»;
  • «Лосино-Петровского улицы прямые».
  1. «С фотоаппаратом по городуЛосино-Петровскому»:
  • «Любимый уголок города»;
  • «Парки и скверыЛосино-Петровского»;
  • «Архитектурные памятники»
  • «Храмы области»;
  • «Обелиски воинской славы»;
  • «Музеи города Лосино-Петровского»

Содержание программы (34 часа)

Географическое положение Московской области (1 час).

Географическое положение Московской области на карте мира, России. Тверская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская, Ярославская области – соседи Московской области. Протяженность Московской области с запада на  восток, с севера на юг. Лосино-Петровский – городской округ. Города и районные центры Московской области.

Практическая работа с физической картой России.

Климат. Природные зоны Московской области (1 час).

Особенности рельефа Московской области. Особенности климатических условий Московской области. Сменяемость времен года. Природные зоны Московской области.

Практическая работа с картой природных зон России, картой Московской области.

Растительный мир Московской области (4 часа).

Многообразие растительного мира Московской области. Растения Московской области, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Московской области».

Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».

Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Московской области».

Животный мир Московской области (2 часа).

Многообразие животного мира Московской области. Животные Московской области, занесенные в Красную книгу.

Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Московской области».  

Водные ресурсы Московскойо бласти (1 час).

Реки Московской области –Волга, Ока, Клязьма, Москва. Озера Московской области: Бисерово, Глубокое, Долгое, Медвежьи озера, Сенеж, Чёрное. Водные курорты Московской области.

Практическая работа с картой Московской области.

Полезные ископаемые Московской области (2 часа).

Полезные ископаемые, добываемые  в Московской области: торф,песок, известняк, гипс, строительный камень. Месторождения полезных ископаемых.

Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Московской области».

Влияние  деятельности   человека на окружающую среду (2 часа).

Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.

Практическая работа: составление баннеров.

История нашего края (2 часа).

История возникновения города Лосино-Петровского и Московской области. Гербы и флаги г. Лосино-Петровского и Московской области. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.  

Экскурсия в  музей «История города».

Такой незнакомый знакомый Лосино-Петровский(3 часа).

Экскурсия по Лосино-Петровскому. Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».

Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».

Памятные места (4часа).

Заочное путешествие по памятным и историческим местам Московской области. Знакомство с архитектурными памятниками Лосино-Петровского и Московской области. Знакомство с историей создания  храмов Лосино-Петровского. Знакомство с  сохранившимися  храмами области.

Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».

Проектно - исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу Лосино-Петровскому».

Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).

Знакомство с жизнью выдающихся людей Подмосковья:Баратынский, Ф.Тютчев, И.А.Ильин. Б.Н.Бугаев (А.Белый), Пушкин и Лермонтов, Лев Толстой и Чехов, Горький и Чайковский..Дети самостоятельно собирают информацию, готовят сообщения.

След Великой Отечественной войны в Подмосковье. (2 часа).

Рассказы детей о воевавших  родственниках детей.

Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».

Экскурсия к обелиску воинской славы лосинопетровцев.

Я – житель города Лосино-Петровского (2 часа).

Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.

Практическая работа: составление генеалогического древа.

                                   

                                           Литература

  • Андреев Н.В. Топография и картография.
  • Берлянт A.M. Карта - второй язык географии.
  • Бурлак В.Н. Древними тропами Подмосковья. История. Легенды. Предания
  • Вагнер Б. Б. Реки и озера Подмосковья
  • Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья.
  • Кублицкий Г.П. Край родной - Россия.
  • Овчиннеков В.В. Своими глазами.
  • Пивоварова Г.П По страницам занимательной географии.
  • Разумовский Ф.В. На берегах Оки. (От Серпухова до Каширы).
  • Романюк С.К. По землям московских сел и слобод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»

Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс

   Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...

курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"

курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом в котором я живу"

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:·         Сформировать экологическ...