Внеурочная деятельность "Край, в котором я живу!"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
В каждом уголке мира, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры. составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Поэтому я считаю, что будет целесообразно детям изучить сначала свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 4
г.о. Лосино-Петровский
_________ М.А. Шишкова
«__» _________2014 год.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу!»
5 класс
Составил: Н.Т.Волкова,
учитель географии первой
квалификационной категории
- учебный год
Пояснительная записка
«Говоря о широкой реке, не следует забывать о ручьях:
они создали реку. Для того чтобы патриотизм был крепким,
плотным, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви
к своей маленькой родине, к родному городу, селу, краю».
И. Эренбург
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Край, в котором я живу!» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
В каждом уголке мира, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, свои специфические черты истории и культуры. составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Поэтому я считаю, что будет целесообразно детям изучить сначала свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности.
В педагогической и методической литературе уже давно стали пропагандироваться изучение природы и истории края в более широкой форме. Ребенок, только начинающий свой жизненный путь, очень мало знает о том крае, где он живет. Но по мере расширения знаний у ребенка возникает все больше вопросов об окружающем его мире. Наши занятия помогут сформировать у обучающих представление о своей малой родине, о городе Лосино-Петровском и Московской области.
Современный мир очень динамичен и меняется он столь стремительно, что заставляет современную педагогику пересматривать роль исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке необходимы каждому человеку. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для того, что психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому применение исследовательской деятельности сейчас в процессе обучения актуально и своевременно. Исследование – один из способов познания окружающего мира ребенком, поэтому программа включает в себя проектно - исследовательскую деятельность.
В основное содержание программы включены - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
Основная цель программы:
обогащение знаний детей о родном крае.
Отсюда вытекают задачи:
- Заложить основы краеведческой работы через развитие умений самостоятельных исследований и выполнений ими творческих проектов;
- Познакомить учащихся с развитием и объектами социальной, культурной и экономической жизнью своего края;
- Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризировать объекты окружающего мира;
- Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к наследию наших предков.
Программа рассчитана на 34 часа, которая может реализовываться в 5 классе по внеурочной деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- повышение учебной мотивации, познавательных способностей;
- совершенствование познавательных потребностей;
- сохранение физического и психического здоровья школьников;
- сохранение индивидуальности ребенка;
-овладение обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательской;
- овладение обучающихся средствами информационных технологий на пользовательском уровне;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы контроля: собеседование по теме, творческие работы учащихся, презентации, контрольный тест.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Формы проведения | ||
всего | теор. | практ. | |||
1. | Географическое положение Московской области. | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, работа с картой |
2. | Климат. Природные зоны Московской области. | 1 | 0,5 | 0,5 | рассказ, работа с картой |
3. | Растительный мир Московской области. | 4 | 2 | 2 | беседа, экскурсия, исследование |
4. | Животный мир Московской области. | 2 | 2 | беседа, экскурсия | |
5. | Водные ресурсы Московской области. | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, работа с картой |
6. | Полезные ископаемые Московской области. | 2 | 1 | 1 | беседа, работа с картой, |
7. | Влияние деятельности человека на окружающую среду. | 2 | 1 | 1 | беседа |
8. | Урок – обобщение. | 1 | 1 | ||
9. | История нашего края. | 2 | 1 | 1 | беседа, экскурсия |
10. | Такой незнакомый знакомый Лосино-Петровский. | 4 | 1 | 3 | беседа, экскурсия, исследование |
11. | Памятные места Подмосковья. | 4 | 1 | 3 | беседа, экскурсия, исследование |
12. | Что дает наш край стране? | 2 | 1 | 1 | рассказ, экскурсия |
13. | Ими гордимся мы, ими гордится страна. | 3 | 1 | 2 | рассказ, литературная гостиная |
14. | След ВОВ в Подмосковье. | 2 | 1 | 1 | экскурсия, рассказ |
Урок -обобщение | |||||
15. | Я – житель города Лосино-Петровского. | 2 | 2 | беседа | |
ИТОГО | 34 | 13,05 | 10,05 |
Темы проектов:
- «Растительный мир Московской области»:
- Растения-целители;
- Растения Красной книги Московской области;
- Многообразие растительного мира сообщества леса.
- «Такой незнакомый знакомыйЛосино-Петровский»:
- «У каждой улицы своя история»;
- «О чем рассказывает улица»;
- «Родная улица моя»;
- «Дом, в котором я живу»;
- «Лосино-Петровского улицы прямые».
- «С фотоаппаратом по городуЛосино-Петровскому»:
- «Любимый уголок города»;
- «Парки и скверыЛосино-Петровского»;
- «Архитектурные памятники»
- «Храмы области»;
- «Обелиски воинской славы»;
- «Музеи города Лосино-Петровского»
Содержание программы (34 часа)
Географическое положение Московской области (1 час).
Географическое положение Московской области на карте мира, России. Тверская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская, Ярославская области – соседи Московской области. Протяженность Московской области с запада на восток, с севера на юг. Лосино-Петровский – городской округ. Города и районные центры Московской области.
Практическая работа с физической картой России.
Климат. Природные зоны Московской области (1 час).
Особенности рельефа Московской области. Особенности климатических условий Московской области. Сменяемость времен года. Природные зоны Московской области.
Практическая работа с картой природных зон России, картой Московской области.
Растительный мир Московской области (4 часа).
Многообразие растительного мира Московской области. Растения Московской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Московской области».
Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».
Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Московской области».
Животный мир Московской области (2 часа).
Многообразие животного мира Московской области. Животные Московской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Московской области».
Водные ресурсы Московскойо бласти (1 час).
Реки Московской области –Волга, Ока, Клязьма, Москва. Озера Московской области: Бисерово, Глубокое, Долгое, Медвежьи озера, Сенеж, Чёрное. Водные курорты Московской области.
Практическая работа с картой Московской области.
Полезные ископаемые Московской области (2 часа).
Полезные ископаемые, добываемые в Московской области: торф,песок, известняк, гипс, строительный камень. Месторождения полезных ископаемых.
Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Московской области».
Влияние деятельности человека на окружающую среду (2 часа).
Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.
Практическая работа: составление баннеров.
История нашего края (2 часа).
История возникновения города Лосино-Петровского и Московской области. Гербы и флаги г. Лосино-Петровского и Московской области. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.
Экскурсия в музей «История города».
Такой незнакомый знакомый Лосино-Петровский(3 часа).
Экскурсия по Лосино-Петровскому. Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».
Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».
Памятные места (4часа).
Заочное путешествие по памятным и историческим местам Московской области. Знакомство с архитектурными памятниками Лосино-Петровского и Московской области. Знакомство с историей создания храмов Лосино-Петровского. Знакомство с сохранившимися храмами области.
Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».
Проектно - исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу Лосино-Петровскому».
Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).
Знакомство с жизнью выдающихся людей Подмосковья:Баратынский, Ф.Тютчев, И.А.Ильин. Б.Н.Бугаев (А.Белый), Пушкин и Лермонтов, Лев Толстой и Чехов, Горький и Чайковский..Дети самостоятельно собирают информацию, готовят сообщения.
След Великой Отечественной войны в Подмосковье. (2 часа).
Рассказы детей о воевавших родственниках детей.
Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».
Экскурсия к обелиску воинской славы лосинопетровцев.
Я – житель города Лосино-Петровского (2 часа).
Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.
Практическая работа: составление генеалогического древа.
Литература
- Андреев Н.В. Топография и картография.
- Берлянт A.M. Карта - второй язык географии.
- Бурлак В.Н. Древними тропами Подмосковья. История. Легенды. Предания
- Вагнер Б. Б. Реки и озера Подмосковья
- Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья.
- Кублицкий Г.П. Край родной - Россия.
- Овчиннеков В.В. Своими глазами.
- Пивоварова Г.П По страницам занимательной географии.
- Разумовский Ф.В. На берегах Оки. (От Серпухова до Каширы).
- Романюк С.К. По землям московских сел и слобод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу»
Программа «Дом, в котором я живу» разработана для занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. В п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...
Программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс
Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...
курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"
курс внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6 класса "Край, в котором я живу"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дом в котором я живу"
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность.Задачи:· Сформировать экологическ...