Конспект занятия по развитию речи "Поможем Умке!"
план-конспект
Конспект занятия по развитию речи "Поможем Умке!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 201»
Конспект образовательной деятельности с детьми 5 - 7лет
Игровое занятие «Поможем Умке!»
Образовательная область «Речевое развитие»
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Севрюгина Ю.Г.
учитель-логопед
высшей квалификационной
категории
Сологубова О.В.
Оренбург
Организационная информация | Примечание (дополни-тельная информация к конспекту) | ||||
1. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |||
2. | Вид деятельности детей | - познавательная, - игровая, - коммуникативная, - продуктивная | |||
Методическая информация | |||||
1. | Тема образовательной деятельности | Занятие «Поможем Умке» | |||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | - беседа с детьми, разъяснение -использование демонстрационного материала, - создание ситуации выбора, - постановка проблемы, - обсуждение - поощрение - продуктивная деятельность. | |||
3. | Интеграция образовательных областей | - социально-коммуникативное развитие, - речевое развитие | |||
4. | Возрастная группа | 5-7 лет | |||
5. | Цель: | Развитие познавательной активности и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. | |||
6. | Задачи: | ||||
6.1 | Образовательные: - закрепить знания детей о животных Севера, - закреплять знания детей об особенностях природных условий Севера, - расширять словарь детей по теме северные животные, - активизировать фразовую речь. | ||||
6.2 | Развивающие: - развивать у детей потребность в речевом общении, умение точно выражать свою мысль, - развивать моторику, | ||||
6.3 | Воспитательные: - воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним, - воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе. | ||||
7. | Планируемые результаты: | ||||
8. | Организация среды для проведения образовательной деятельности | - посылка, - льдинка, - схема-карта, - глобус, - цветик-семицветик, - льдины (пенопласт), - гимнастические палки, - ткань, - скотч, - сугроб, - разрезные картинки, - фигурки пингвинов, - ноутбук, - видео (мультфильм). | |||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседа и рассматривание с детьми картин, иллюстраций, фотографий с изображением Севера. Чтение художественной литературы. | |||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | |||||
I. | Вводная часть | ||||
1.1 | Введение в тему | Организационный момент. Звонок в группу, воспитатель открывает и ему передают посылку. Воспитатель: - Ребята, что это такое? Ответы детей. Воспитатель: Посмотрите, она предназначена нам или может быть, на почте ошиблись? Ребёнок читает адрес и определяет что это нам. Открываем посылку и достаём яйцо. Воспитатель: Посмотрим, что в нем? Дети: Да. Воспитатель: (открывает яйцо) В яйце лежит кусочек льдинки с замороженным в нем отрывком письма, на котором написано «Помогите найти м…. Умка» Воспитатель: Ребята, от кого же письмо? Дети: От медвежонка Умки. | Дети стоят в середине группы. В посылке яйцо с льдинкой-запиской (отрывок письма) | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Воспитатель: Ребята, он просит помощи, но как же мы можем ему помочь, если льдинка раскололась и письма прочитать нельзя. Ответы детей. Воспитатель: Давайте, посмотрим, может в посылке лежит ещё какая-нибудь подсказка. Посмотрите здесь, что-то есть! (Воспитатель достает и разворачивает карту-схему. Мы не можем прочитать письмо, но есть карта, где изображен путь, который поможет нам выполнить задания и найти Умку.) Дети рассматривают карту-схему. | Карта-схема. | ||
1.3 | Целеполагание | Воспитатель: Помогая Умке, нам нужно очень постараться при выполнении различных заданий. Отвечать полным ответом и слушать друг друга. | |||
II. | Основная часть | ||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Это не просто цветок, кто знает, как он называется? Дети: Цветик-семицветик. Воспитатель: Правильно, цветик-семицветик. Мне его передала девочка Женя. - Вспомните, куда она отправилась, оторвав цветок? Ответы детей. Воспитатель: давайте мы с вами отправимся в путешествие на Север. А вы знаете, что такое Север? Дети отвечают. Воспитатель: Ребята, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Северный полюс на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус. - Модель Земли, где живут все люди. Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают? Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд. Где мы будем искать Арктику? - В верхней части глобуса, на макушке. Правильно, вот здесь, наверху. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму, длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север. Воспитатель: А мы не замерзнем? Ответы детей. Воспитатель: Что нам надо надеть? (дети имитируют движения). Все, теперь точно готовы. Давайте вместе произнесем волшебные слова: Лети-лети лепесток, Через Запад на Восток, Через Север, через Юг. Возвращайся, сделав круг, Как коснёшься ты Земли, Ты,по-моему, вели… Вели, чтобы мы оказались на Севере. Вокруг себя повернись и на Севере окажись. (Включается фонограмма ветра, вьюги). Логопед: - Вот, мы и очутились на Севере. Как холодно и морозно. Давайте немного согреемся, подышим на свои ручки. Упражнение на дыхание. Логопед: Здесь среди снега и льдин спрятались звери. - Вы их видите? Пойдёмте искать, аккуратно по льдинам. (Обращаемся к карте и выясняем направление). Физминутка: Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнём, А потом гулять пойдем. Логопед: Посмотрите, все заснежено, была буря. Среди снега на льдине спряталось какое-то животное. Он медлительный, клыкастый, Лапы у него как ласты, У него клыки, как сабли, Мех короткий, но густой. Угадайте-ка ребятки, Что за богатырь такой? Дети: морж. Логопед: Давайте, проверим. Развитие моторики. Дети собирают разрезную картинку моржа. Логопед: Ребята, а что вы знаете о морже? Ответы детей. Логопед: Моржи целый день дремлют на льдине, а когда проголодаются, нырнут в воду и достанут ракушку со дна, водоросли, наедятся и снова на льдину. Моржи очень тяжелые. Старый морж весит больше двух коров. Логопед: Давайте дальше посмотрим направление на нашей карте. Воспитатель: Ребята, а как называются дома на Севере? Из чего и строят? Ответы детей. Воспитатель: Давайте мы с вами построим чум. Упражнение «Кто быстрее построит чум». Воспитатель: Сейчас вы будете строить чум из гимнастических палок. Дети делятся на две команды. ( Им раздаётся по пять гимнастических палок, кусок ткани, чтобы укрыть чум сверху, и по мотку скотча. Детям нужно собрать палки в пучок и вверху закрепить скотчем, поставить на пол и развести палки-жерди в разные стороны. Сверху укрыть тканью – чум будет готов). Воспитатель: Посмотрите, возле каждого жилища человека живет красавиц – зверь. Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга. Дети: Северный олень. Воспитатель: Северный олень — житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть – серая, густая, пушистая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают самые лютые северные морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие и могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Это позволяют ему быстро перемещаться по рыхлому снегу и болотам. Питается он травой и мхом, который называется «ягель». С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их. Логопед: А теперь я хочу предложить вам такую игру: я буду показывать на часть тела оленя, а вы будете отвечать на мои вопросы, например, чьи это ноги? Ответ будет — это оленьи ноги. Давайте попробуем? Голова оленя — оленья голова Нос оленя — … Тело оленя — … Рога оленя — … Детёныш оленя — … Молодцы! Логопед: Куда же нам теперь идти? (Смотрим карту). - Он белого, с черным цветом, у него есть крылья, но он не летает, питается мелкой рыбой. Кто это? Дети: Это пингвин. Логопед: Пингвин — это птица. Но не все птицы могут летать. Пингвин, например, не летает. В своей белой манишке и чёрном фраке он похож на человечка, ходит на лапках, смешно переваливаясь. Перья у пингвинов короткие, но они плотно прикрывают тело, словно шубка. А главная их защита от морозов и холодных ветров — большие запасы жира под кожей. Пингвины живут большими стаями, вместе растят птенцов. И охотятся тоже компанией — так им легче защититься от врагов: кто — нибудь из них обязательно заметит опасность и предупредит остальных. Очень интересно, что пингвины не вьют гнёзд, а высиживают птенцов в складках живота, держа яйцо с детёнышем на лапках. Пингвины не умеют летать, зато очень хорошо плавают и ныряют. Питаются они рыбой, но в море идут только взрослые пингвины, а детёныши остаются на берегу. Пингвины очень дружны, и это помогает им выжить в суровых условиях севера. Упражнение «Найди пингвинов и посчитай». (Дети ищут фигурки пингвинов среди крупы, и затем считают). Упражнение «Цепочка». Логопед: садитесь на стульчики. Мы сейчас составим рассказ о пингвинах. По цепочке будем говорить по одному предложению, повторяя предыдущее. Начинаем. Воспитатель: Посмотрите, следы. Интересно, кто мог их оставить. Там где холод, снег и лед Этот дикий зверь живет. Он большой, пушистый, белый, А ещё рыбак умелый. Дети: белый медведь. Воспитатель: Давайте пройдем по ним. (Они приводят к сугробу, в котором живут медведи. Из сугроба идет пар). - Ребята, посмотрите, как же мама медведица учит Умку, навыкам жизни. (Фрагмент мультфильма «Умка»). Воспитатель: А давайте подумаем, что общего и чем отличаются бурый и белый медведи? Дети проводят сравнительный анализ с использованием союза «а» в командах. Признаки отличия:
Логопед: Теперь давайте встанем в кружок. Постараемся вместе со мной запомнить физкультминутку про нашего Умку. Бурый медведь спит под ёлкой в лесу («спят») И снится во сне горшок с мёдом ему («потягиваются») На Севере белый мишутка бредёт («маршируют») Но только как бурый он мёд не сосёт («отрицательный жест пальцем») Наш Умка пытается рыбу ловить («зачерпывают сначала правой, потом левой рукой») Чтоб вкусно покушать («жуют») И жить – не тужить («довольно разводят руки в стороны») Логопед: Дети, мы побывали на самой неизвестной части нашей Родины России – Севере, но нам пора возвращаться. (Проводится заклинание и мы оказываемся в группе). | Цветик-семицветик Модель глобуса. Фоно грамма ветра и вьюги. Льдины из пенопласта Разрезная картинка моржа. Гимнастические палки, ткань, скотч. Картинка северного оленя. Игра со снежком. Фигурки пингвинов. Следы медведя. Сугроб. Цветик-семицветик | ||
III. | Заключительная часть | ||||
3.1 | Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний | Воспитатель: Вот мы с вами и узнали о жизни животных Севера. Каких животных вы там видели? Ответы детей. Воспитатель: Умка подарил вам фотографию, но у них начинается полярная ночь, что получилось, он не знает. Давайте посмотрим и поправим если надо. (Дети подготовительного возраста выкладывают из шерстяных ниток животных севера, а старшего возраста делают из ваты сугробы). Воспитатель: Подводит итог. | Фотогра фия с готовым фоном северного сияния. Шерстяные нитки, клей, вата. | ||
IV. | Определение перспективы дальнейшей деятельности | ||||
4.1 | Мы с вами будем ждать следующего сообщения с Севера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»
Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Где моя мама?"
Методическая разработка занятия по развитию речи в младшей группе....
Конспект занятия по развитию речи"Как мы лечили петушка"
Программные задачи: Закрепить знание домашних животных и птиц. Развивать правильную артикуляцию при звукоподражении голосам животных. Активизировать в речи слова; петушок, гусь, овечка, собачка, куроч...
Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе по теме" Звуки К-КЬ"
Конспект занятия в старшей группе по разфитию фонетической стороны речи...

конспект занятия по развитию речи
Предлагаю свои конспекты по развитию речи, которые использовала в работе с детьми со сложной структурой дефекта....

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »
Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии
Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...