План-конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-творческому и речевому развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями с применением нейроигр и нейроупражнений Тема: «Остров Дружбы»
план-конспект

Курзакова Анастасия Анатольевна

План-конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-творческому и речевому развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями с применением нейроигр и нейроупражнений

Тема: «Остров Дружбы»

Цель: Создание социальной ситуации для речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями посредством познавательно-творческой деятельности о дружбе с применением нейроигр и нейроупражнений.

Задачи:

Образовательные:

-Стимулировать речевую активность, развивать связную речь, логическое мышление посредством выполнения нейроигр и нейроупражнений о дружбе, высказывая детьми своих мыслей и предположений («речевое развитие»);

 - Формировать умение рассуждать, отвечать полным предложением на вопросы («речевое развитие»);

 - Расширять и обогащать словарный запас детей прилагательными (дружные, дружелюбные) («речевое развитие»);

- Формировать и закреплять представления у детей о нейроиграх и нейроупражнений о дружбе;

- Познакомить детей с различными нейроиграми и нейроупражнениями (оптимизация тонуса мышц, дыхательные упражнения для развития произвольности и самоконтроля, ритмирование организма, развитие мелкой моторики с работой ручных проб и счетными палочками), а также познакомить с речевым компонентом, который входит в основу упражнений о дружбе («познавательно-речевое»);

- Расширять кругозор детей о пословицах о дружбе («познавательно-речевое развитие»).

Развивающие:

 - Развивать внимание, логическое мышление посредством активного слушания и высказывания своих мыслей («познавательно-речевое развитие»);

 - Развивать самостоятельность при работе друг с другом («социально-коммуникативное развитие»);

 - Развивать зрительное восприятие через работу с карточками («познавательное развитие»);

 - Развивать творческое воображение при создании образа знакомого предмета («художественно-эстетическое развитие»);

- Развивать межполушарное взаимодействия, произвольной регуляции собственной деятельности при помощи нейроупражнений («познавательное развитие»).

Воспитательные:

 - Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия при работе в парах, совместно, обсуждая решение поставленной задачи, отвечать за общий результат («социально-коммуникативное развитие»);

- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца («художественно - эстетическое развитие»).

Организация детских видов деятельности:

-коммуникативная деятельность (общение ребенка с педагогом, сверстниками);

- самостоятельная деятельность (выполнения заданий в подгруппах);

- познавательно-творческая деятельность;

-познавательно-продуктивная деятельность.

Организация рабочего пространства: видеописьмо с презентацией от Забезу; картотека нейроигр «Дружная семья»,  «Ты мой друг и я твой друг», «Потянулись-поломались (на оптимизация тонуса мышц), «Красный шар» (дыхательное упражнение на развитие произвольности и самоконтроля), изображения ручных поз для мелкой моторики, дидактическая игра «Нейроладошки», дидактическая игра «Выложи из палочек»; парты и стулья, доска, компьютер, мультимедийное устройство, музыка шум моря и крики птиц, карточки с пословицами, счетные палочки, мячи массажные 10 штук, сердечки с надписями – верность, доброта, улыбка, уважение, внимание, помощь, радость, счастье; рисунок цветка «Дружбы», письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-творческому и речевому развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями с применением нейроигр и нейроупражнений

Тема: «Остров Дружбы»

Цель: Создание социальной ситуации для речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями посредством познавательно-творческой деятельности о дружбе с применением нейроигр и нейроупражнений.

Задачи:

Образовательные:

-Стимулировать речевую активность, развивать связную речь, логическое мышление посредством выполнения нейроигр и нейроупражнений о дружбе, высказывая детьми своих мыслей и предположений («речевое развитие»);

 - Формировать умение рассуждать, отвечать полным предложением на вопросы («речевое развитие»);

 - Расширять и обогащать словарный запас детей прилагательными (дружные, дружелюбные) («речевое развитие»);

- Формировать и закреплять представления у детей о нейроиграх и нейроупражнений о дружбе;

- Познакомить детей с различными нейроиграми и нейроупражнениями (оптимизация тонуса мышц, дыхательные упражнения для развития произвольности и самоконтроля, ритмирование организма, развитие мелкой моторики с работой ручных проб и счетными палочками), а также познакомить с речевым компонентом, который входит в основу упражнений о дружбе («познавательно-речевое»);

- Расширять кругозор детей о пословицах о дружбе («познавательно-речевое развитие»).

Развивающие: 

 - Развивать внимание, логическое мышление посредством активного слушания и высказывания своих мыслей («познавательно-речевое развитие»);

 - Развивать самостоятельность при работе друг с другом («социально-коммуникативное развитие»);

 - Развивать зрительное восприятие через работу с карточками («познавательное развитие»);

 - Развивать творческое воображение при создании образа знакомого предмета («художественно-эстетическое развитие»);

- Развивать межполушарное взаимодействия, произвольной регуляции собственной деятельности при помощи нейроупражнений («познавательное развитие»).

Воспитательные: 

 - Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия при работе в парах, совместно, обсуждая решение поставленной задачи, отвечать за общий результат («социально-коммуникативное развитие»);

- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца («художественно - эстетическое развитие»).

Организация детских видов деятельности:

-коммуникативная деятельность (общение ребенка с педагогом, сверстниками);

- самостоятельная деятельность (выполнения заданий в подгруппах);

- познавательно-творческая деятельность;

-познавательно-продуктивная деятельность.

Организация рабочего пространства: видеописьмо с презентацией от Забезу; картотека нейроигр «Дружная семья»,  «Ты мой друг и я твой друг», «Потянулись-поломались (на оптимизация тонуса мышц), «Красный шар» (дыхательное упражнение на развитие произвольности и самоконтроля), изображения ручных поз для мелкой моторики, дидактическая игра «Нейроладошки», дидактическая игра «Выложи из палочек»; парты и стулья, доска, компьютер, мультимедийное устройство, музыка шум моря и крики птиц, карточки с пословицами, счетные палочки, мячи массажные 10 штук, сердечки с надписями – верность, доброта, улыбка, уважение, внимание, помощь, радость, счастье; рисунок цветка «Дружбы», письмо.

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Задачи/условия

Введение в ситуацию

- Здравствуйте, ребята! Сегодня с утра я получила видеописьмо. Давайте посмотрим его?

- Скажите, вы поможете Забезу? Отправитесь с ней в путешествие на «Остров дружбы»?

Дети заходят в класс.

Отвечают на вопросы, высказывают свое предположение, анализируют проблемную ситуацию, намечают путь решения. Рассматриваю и прослушивают видеописьмо.

Условия для:

-привлечение внимания;

-мотивации детей на совместную деятельность с педагогом;

- выражения детьми своих мыслей;

- стимулирования речевой активности;

- побуждение детей к дальнейшей поисковой деятельности.

Актуализация знаний

- Для начала, подумаем о названии острова, как он называется?

- Какое удивительное и волшебное слово – дружба! Повторим его хором?

- Как вы понимаете, что такое дружба?

- Ребята, вы себя считаете настоящими друзьями?

Предполагают,  рассуждают, вспоминают. Отвечают на вопросы.

Условия для:

- актуализация представлений и знаний учащихся о значении слова «дружба», о правилах дружеских отношений;

- выражения детьми своих мыслей и предположений;

- стимулирования речевой активности.

Открытие нового знания

- Как можно проверить дружбу?

- А еще дружбу можно проверить при помощи выполнения различных игр и упражнений.  

- Хотели бы вы узнать, что это за упражнения и игры?

- Тогда поиграем в игру «Дружная семья».

- В путешествии нам понадобится много сил, проверим их? Игра на оптимизацию тонуса мышц «Потянулись - поломались», дыхательное игровое упражнение на развитие произвольности, самоконтроля «Красный шар».

- Молодцы, вы очень старались, готовы ли вы проверить свою дружбу и

совершить путешествие?

Отвечают на вопросы.

Предполагают, рассуждают, слушают.

Выполняют нейроупражнения при помощи игр: «Дружная семья», «Потянулись-поломались», «Красный шар».

Повторяют движения за педагогом.

Условия для:

- мотивации детей на проявление познавательного интереса;

-оптимизации тонуса мышц;

- развития произвольной регуляции собственной деятельности;

- развития концентрации внимания и двигательного контроля;

- освоения и закрепления позы покоя и расслабления;

-развития коммуникативных навыков;

- умения взаимодействовать друг с другом.

Затруднение в ситуацию

- Как мы попадем на остров? На чем будем добираться через море?

- Но кораблем ведь нужно управлять, поэтому нам нужно выбрать капитана! Давайте выберем его при помощи считалочки? Кто знает считалочку со словом «дружба»? (Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга).

- Устраивайтесь поудобнее, мы поплывем на корабле на «Остров Дружбы».

Отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают.

Вспоминают считалочки со словом «дружба».

Присаживаются на стульчики.

Слушают шум моря, крики птиц.

Условия для:

- побуждения учащихся к решению проблемной ситуации;

- выражения детьми своих мыслей;

- стимулирования речевой активности;

 - развития инициативности и самостоятельности,

 - формирования навыков конструктивного решения проблемной ситуации;

- освоения навыков расслабления, через прослушивание релаксационной музыки.

 

Открытие нового знания

- Вот мы и на острове дружбы. Здесь живут люди, которые любят дружить, значит какие они? (дружелюбные).

А еще они умеют дружить? Значит, какие они? (дружные).

- Давайте передадим им дружеское послание, выполнив упражнения для пальцев рук, но для начала мы разделимся на 2 группы.

- Итак, я раздаю вам картинки, на которых изображены упражнения для мелкой моторики, ваша задача, выполнить тоже самое. (Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек., обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе).

- Как вы думаете, что мы хотели сказать в этом послании?

(Логопед вывешивает на доску изображения с упражнениями мелкой моторики. Мы хотели сказать, что мы умеем дружить и знаем правила дружбы).

- О друзьях написано много пословиц, знаете ли вы какие-нибудь из них? Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицы». У вас на столе лежат пословицы о дружбе, на одних написано начало, а на других -конец. Вам необходимо соединить их.

- Согласны ли вы с тем, что настоящие друзья делятся друг с другом всем и ничего не жалеют? (Проводится игра «Нейроладошки». Логопед называет любое число, а учащийся по очереди должен положить нужный палец на число и сказать, чем он делится с другом).

- На этом острове все жители очень дружные, с большим и добрым сердцем. Посмотрите у вас лежат счетные палочки и макет «Сердце». Как вы думает, что вам нужно сделать? (Дидактическая игра «Выложи из палочек»).

- Вижу, что вы дружные ребята, давайте покажем, какая у нас крепкая дружба, а поможет нам в этом игра с мячом «Ты мой друг и я твой друг».

Отвечают на вопросы, вспоминают.

Образовывают прилагательные от глаголов.

Выполняют мелкую моторику.

Рассматривают картинный материал.

Повторяют упражнения.

Предполагают, рассуждают.

Работают в группах.

Слушают, работаю у доски.

Работают со счетными палочками.

Условия для:

- формирования опыта самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия;

- развития мелкой моторики рук;

- стимулирования речевой активности, отвечать на вопросы полным предложением;

- развития навыков грамматического строя речи;

- развития внимания и мышления;

-развития навыков переключения и скорости реакций;

-развития инициативности и самостоятельности;

- высказывания детьми своих мыслей;

- взаимодействия детей в группах, между собой;

-восстановления знаний детей пословиц о дружбе;

- развития межполушарного взаимодействия;

- закрепление умений составлять целую картинку из отдельных частей.

Включение нового знания в систему знаний

- Я еще раз убедилась, что в вашем классе живет дружба, вы умеете дружить. Как можно научить Забезу дружбе, чтобы у неё тоже появились друзья? (логопед подводит к тому, что нужно придумать пожелания).

- Перед вами лежат сердечки с надписями и нарисованный цветок «Дружбы».

- Посмотрите, что не так с этим цветком? (У него нет лепестков). Как мы можем это исправить?

- Правильно, вам необходимо прочитать пожелания приклеить к нашему цветку.

- Отлично, вот мы и составили пожелание о дружбе Забезу. А как его отправим? (Логопед показывает письмо с адресом обезьянки-Забезу).

- Ребята, я сегодня пойду на почту и отправлю ваше письмо.

Рассматривают, отвечают на вопросы.

Читают, составляют письмо для Забезу при помощи цветка- «Дружбы», приклеивая к нему лепестков с пожеланиями о дружбе.

Рассуждают, предполагают.

Условия для:

- побуждения детей к дальнейшей поисковой деятельности;

-формирования опыта самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия;

- мотивации детей на проявление познавательного интереса;

- закрепление умений составлять целый цветок из отдельных частей (лепестков);

- взаимодействия детей друг с другом;

- стимулирование речевой активности;

-развития мелкой моторики рук;

-развития внимания.

Осмысление

- Наше путешествие подошло к концу, и нам пора возвращаться в класс (дети садятся в корабль и отплывают – звучит мелодия шум моря).

- Что мы сегодня делали?

- Какие игры и упражнения мы выполняли?

- Зачем мы узнавали о дружбе? Мы справились с заданием?

- Ребята, вы очень хорошо поработали, помогли Забезу, до свидания!

Анализ и оценка детьми своей деятельности.

Отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают.

Дети выходят из класса.

Условия для:

- восстановления в памяти детей того, что они делали;

- стимулирование речевой активности;

- выражения детьми своих мыслей;

- обращения детей к своему опыту;

- развития умений анализировать результаты своей деятельности, делать умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с включением приёмов тестопластики с ребёнком 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья

   Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностя...

Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Доклад. Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с подростками (5 класс) на тему: "Чувства бывают разные".

Цель: обучение навыкам распознавать собственные эмоции и чувства, учиться ими управлять, принимать эмоции окружающих.Задачи:Обучение способам невербального выражения эмоций; познакомить детей с п...

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми ОВЗ 5 класса на тему: "Учимся различать эмоции"

Цель: осмысление и обсуждение своих чувств;развитие способности управлять своими эмоциями и умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.Задачи:- научить ребенка исследовать свои эмоции...

Особенности речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье изложены особенности речи школьников с интеллектуальными нарушениями: звукопроизношения,  слоговой структуры,просодики, лексико-грамматического строя, связной речи....