План-конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-творческому и речевому развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями с применением нейроигр и нейроупражнений Тема: «Остров Дружбы»
план-конспект
План-конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-творческому и речевому развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями с применением нейроигр и нейроупражнений
Тема: «Остров Дружбы»
Цель: Создание социальной ситуации для речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями посредством познавательно-творческой деятельности о дружбе с применением нейроигр и нейроупражнений.
Задачи:
Образовательные:
-Стимулировать речевую активность, развивать связную речь, логическое мышление посредством выполнения нейроигр и нейроупражнений о дружбе, высказывая детьми своих мыслей и предположений («речевое развитие»);
- Формировать умение рассуждать, отвечать полным предложением на вопросы («речевое развитие»);
- Расширять и обогащать словарный запас детей прилагательными (дружные, дружелюбные) («речевое развитие»);
- Формировать и закреплять представления у детей о нейроиграх и нейроупражнений о дружбе;
- Познакомить детей с различными нейроиграми и нейроупражнениями (оптимизация тонуса мышц, дыхательные упражнения для развития произвольности и самоконтроля, ритмирование организма, развитие мелкой моторики с работой ручных проб и счетными палочками), а также познакомить с речевым компонентом, который входит в основу упражнений о дружбе («познавательно-речевое»);
- Расширять кругозор детей о пословицах о дружбе («познавательно-речевое развитие»).
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление посредством активного слушания и высказывания своих мыслей («познавательно-речевое развитие»);
- Развивать самостоятельность при работе друг с другом («социально-коммуникативное развитие»);
- Развивать зрительное восприятие через работу с карточками («познавательное развитие»);
- Развивать творческое воображение при создании образа знакомого предмета («художественно-эстетическое развитие»);
- Развивать межполушарное взаимодействия, произвольной регуляции собственной деятельности при помощи нейроупражнений («познавательное развитие»).
Воспитательные:
- Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия при работе в парах, совместно, обсуждая решение поставленной задачи, отвечать за общий результат («социально-коммуникативное развитие»);
- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца («художественно - эстетическое развитие»).
Организация детских видов деятельности:
-коммуникативная деятельность (общение ребенка с педагогом, сверстниками);
- самостоятельная деятельность (выполнения заданий в подгруппах);
- познавательно-творческая деятельность;
-познавательно-продуктивная деятельность.
Организация рабочего пространства: видеописьмо с презентацией от Забезу; картотека нейроигр «Дружная семья», «Ты мой друг и я твой друг», «Потянулись-поломались (на оптимизация тонуса мышц), «Красный шар» (дыхательное упражнение на развитие произвольности и самоконтроля), изображения ручных поз для мелкой моторики, дидактическая игра «Нейроладошки», дидактическая игра «Выложи из палочек»; парты и стулья, доска, компьютер, мультимедийное устройство, музыка шум моря и крики птиц, карточки с пословицами, счетные палочки, мячи массажные 10 штук, сердечки с надписями – верность, доброта, улыбка, уважение, внимание, помощь, радость, счастье; рисунок цветка «Дружбы», письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательно-творческому и речевому развитию учащихся с интеллектуальными нарушениями с применением нейроигр и нейроупражнений
Тема: «Остров Дружбы»
Цель: Создание социальной ситуации для речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями посредством познавательно-творческой деятельности о дружбе с применением нейроигр и нейроупражнений.
Задачи:
Образовательные:
-Стимулировать речевую активность, развивать связную речь, логическое мышление посредством выполнения нейроигр и нейроупражнений о дружбе, высказывая детьми своих мыслей и предположений («речевое развитие»);
- Формировать умение рассуждать, отвечать полным предложением на вопросы («речевое развитие»);
- Расширять и обогащать словарный запас детей прилагательными (дружные, дружелюбные) («речевое развитие»);
- Формировать и закреплять представления у детей о нейроиграх и нейроупражнений о дружбе;
- Познакомить детей с различными нейроиграми и нейроупражнениями (оптимизация тонуса мышц, дыхательные упражнения для развития произвольности и самоконтроля, ритмирование организма, развитие мелкой моторики с работой ручных проб и счетными палочками), а также познакомить с речевым компонентом, который входит в основу упражнений о дружбе («познавательно-речевое»);
- Расширять кругозор детей о пословицах о дружбе («познавательно-речевое развитие»).
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление посредством активного слушания и высказывания своих мыслей («познавательно-речевое развитие»);
- Развивать самостоятельность при работе друг с другом («социально-коммуникативное развитие»);
- Развивать зрительное восприятие через работу с карточками («познавательное развитие»);
- Развивать творческое воображение при создании образа знакомого предмета («художественно-эстетическое развитие»);
- Развивать межполушарное взаимодействия, произвольной регуляции собственной деятельности при помощи нейроупражнений («познавательное развитие»).
Воспитательные:
- Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия при работе в парах, совместно, обсуждая решение поставленной задачи, отвечать за общий результат («социально-коммуникативное развитие»);
- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца («художественно - эстетическое развитие»).
Организация детских видов деятельности:
-коммуникативная деятельность (общение ребенка с педагогом, сверстниками);
- самостоятельная деятельность (выполнения заданий в подгруппах);
- познавательно-творческая деятельность;
-познавательно-продуктивная деятельность.
Организация рабочего пространства: видеописьмо с презентацией от Забезу; картотека нейроигр «Дружная семья», «Ты мой друг и я твой друг», «Потянулись-поломались (на оптимизация тонуса мышц), «Красный шар» (дыхательное упражнение на развитие произвольности и самоконтроля), изображения ручных поз для мелкой моторики, дидактическая игра «Нейроладошки», дидактическая игра «Выложи из палочек»; парты и стулья, доска, компьютер, мультимедийное устройство, музыка шум моря и крики птиц, карточки с пословицами, счетные палочки, мячи массажные 10 штук, сердечки с надписями – верность, доброта, улыбка, уважение, внимание, помощь, радость, счастье; рисунок цветка «Дружбы», письмо.
Деятельность взрослого | Деятельность детей | Задачи/условия |
Введение в ситуацию | ||
- Здравствуйте, ребята! Сегодня с утра я получила видеописьмо. Давайте посмотрим его? - Скажите, вы поможете Забезу? Отправитесь с ней в путешествие на «Остров дружбы»? | Дети заходят в класс. Отвечают на вопросы, высказывают свое предположение, анализируют проблемную ситуацию, намечают путь решения. Рассматриваю и прослушивают видеописьмо. | Условия для: -привлечение внимания; -мотивации детей на совместную деятельность с педагогом; - выражения детьми своих мыслей; - стимулирования речевой активности; - побуждение детей к дальнейшей поисковой деятельности. |
Актуализация знаний | ||
- Для начала, подумаем о названии острова, как он называется? - Какое удивительное и волшебное слово – дружба! Повторим его хором? - Как вы понимаете, что такое дружба? - Ребята, вы себя считаете настоящими друзьями? | Предполагают, рассуждают, вспоминают. Отвечают на вопросы. | Условия для: - актуализация представлений и знаний учащихся о значении слова «дружба», о правилах дружеских отношений; - выражения детьми своих мыслей и предположений; - стимулирования речевой активности. |
Открытие нового знания | ||
- Как можно проверить дружбу? - А еще дружбу можно проверить при помощи выполнения различных игр и упражнений. - Хотели бы вы узнать, что это за упражнения и игры? - Тогда поиграем в игру «Дружная семья». - В путешествии нам понадобится много сил, проверим их? Игра на оптимизацию тонуса мышц «Потянулись - поломались», дыхательное игровое упражнение на развитие произвольности, самоконтроля «Красный шар». - Молодцы, вы очень старались, готовы ли вы проверить свою дружбу и совершить путешествие? | Отвечают на вопросы. Предполагают, рассуждают, слушают. Выполняют нейроупражнения при помощи игр: «Дружная семья», «Потянулись-поломались», «Красный шар». Повторяют движения за педагогом. | Условия для: - мотивации детей на проявление познавательного интереса; -оптимизации тонуса мышц; - развития произвольной регуляции собственной деятельности; - развития концентрации внимания и двигательного контроля; - освоения и закрепления позы покоя и расслабления; -развития коммуникативных навыков; - умения взаимодействовать друг с другом. |
Затруднение в ситуацию | ||
- Как мы попадем на остров? На чем будем добираться через море? - Но кораблем ведь нужно управлять, поэтому нам нужно выбрать капитана! Давайте выберем его при помощи считалочки? Кто знает считалочку со словом «дружба»? (Раз, два, три, четыре, пять, Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга). - Устраивайтесь поудобнее, мы поплывем на корабле на «Остров Дружбы». | Отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают. Вспоминают считалочки со словом «дружба». Присаживаются на стульчики. Слушают шум моря, крики птиц. | Условия для: - побуждения учащихся к решению проблемной ситуации; - выражения детьми своих мыслей; - стимулирования речевой активности; - развития инициативности и самостоятельности, - формирования навыков конструктивного решения проблемной ситуации; - освоения навыков расслабления, через прослушивание релаксационной музыки. |
| Открытие нового знания | |
- Вот мы и на острове дружбы. Здесь живут люди, которые любят дружить, значит какие они? (дружелюбные). А еще они умеют дружить? Значит, какие они? (дружные). - Давайте передадим им дружеское послание, выполнив упражнения для пальцев рук, но для начала мы разделимся на 2 группы. - Итак, я раздаю вам картинки, на которых изображены упражнения для мелкой моторики, ваша задача, выполнить тоже самое. (Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек., обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе). - Как вы думаете, что мы хотели сказать в этом послании? (Логопед вывешивает на доску изображения с упражнениями мелкой моторики. Мы хотели сказать, что мы умеем дружить и знаем правила дружбы). - О друзьях написано много пословиц, знаете ли вы какие-нибудь из них? Предлагаю поиграть в игру «Собери пословицы». У вас на столе лежат пословицы о дружбе, на одних написано начало, а на других -конец. Вам необходимо соединить их. - Согласны ли вы с тем, что настоящие друзья делятся друг с другом всем и ничего не жалеют? (Проводится игра «Нейроладошки». Логопед называет любое число, а учащийся по очереди должен положить нужный палец на число и сказать, чем он делится с другом). - На этом острове все жители очень дружные, с большим и добрым сердцем. Посмотрите у вас лежат счетные палочки и макет «Сердце». Как вы думает, что вам нужно сделать? (Дидактическая игра «Выложи из палочек»). - Вижу, что вы дружные ребята, давайте покажем, какая у нас крепкая дружба, а поможет нам в этом игра с мячом «Ты мой друг и я твой друг». | Отвечают на вопросы, вспоминают. Образовывают прилагательные от глаголов. Выполняют мелкую моторику. Рассматривают картинный материал. Повторяют упражнения. Предполагают, рассуждают. Работают в группах. Слушают, работаю у доски. Работают со счетными палочками. | Условия для: - формирования опыта самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия; - развития мелкой моторики рук; - стимулирования речевой активности, отвечать на вопросы полным предложением; - развития навыков грамматического строя речи; - развития внимания и мышления; -развития навыков переключения и скорости реакций; -развития инициативности и самостоятельности; - высказывания детьми своих мыслей; - взаимодействия детей в группах, между собой; -восстановления знаний детей пословиц о дружбе; - развития межполушарного взаимодействия; - закрепление умений составлять целую картинку из отдельных частей. |
Включение нового знания в систему знаний | ||
- Я еще раз убедилась, что в вашем классе живет дружба, вы умеете дружить. Как можно научить Забезу дружбе, чтобы у неё тоже появились друзья? (логопед подводит к тому, что нужно придумать пожелания). - Перед вами лежат сердечки с надписями и нарисованный цветок «Дружбы». - Посмотрите, что не так с этим цветком? (У него нет лепестков). Как мы можем это исправить? - Правильно, вам необходимо прочитать пожелания приклеить к нашему цветку. - Отлично, вот мы и составили пожелание о дружбе Забезу. А как его отправим? (Логопед показывает письмо с адресом обезьянки-Забезу). - Ребята, я сегодня пойду на почту и отправлю ваше письмо. | Рассматривают, отвечают на вопросы. Читают, составляют письмо для Забезу при помощи цветка- «Дружбы», приклеивая к нему лепестков с пожеланиями о дружбе. Рассуждают, предполагают. | Условия для: - побуждения детей к дальнейшей поисковой деятельности; -формирования опыта самостоятельного открытия нового знания и эмоционального переживания радости открытия; - мотивации детей на проявление познавательного интереса; - закрепление умений составлять целый цветок из отдельных частей (лепестков); - взаимодействия детей друг с другом; - стимулирование речевой активности; -развития мелкой моторики рук; -развития внимания. |
Осмысление | ||
- Наше путешествие подошло к концу, и нам пора возвращаться в класс (дети садятся в корабль и отплывают – звучит мелодия шум моря). - Что мы сегодня делали? - Какие игры и упражнения мы выполняли? - Зачем мы узнавали о дружбе? Мы справились с заданием? - Ребята, вы очень хорошо поработали, помогли Забезу, до свидания! | Анализ и оценка детьми своей деятельности. Отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают. Дети выходят из класса. | Условия для: - восстановления в памяти детей того, что они делали; - стимулирование речевой активности; - выражения детьми своих мыслей; - обращения детей к своему опыту; - развития умений анализировать результаты своей деятельности, делать умозаключения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения
План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...
План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с включением приёмов тестопластики с ребёнком 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья
Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностя...
Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Доклад. Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...
План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с подростками (5 класс) на тему: "Чувства бывают разные".
Цель: обучение навыкам распознавать собственные эмоции и чувства, учиться ими управлять, принимать эмоции окружающих.Задачи:Обучение способам невербального выражения эмоций; познакомить детей с п...
План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми ОВЗ 5 класса на тему: "Учимся различать эмоции"
Цель: осмысление и обсуждение своих чувств;развитие способности управлять своими эмоциями и умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.Задачи:- научить ребенка исследовать свои эмоции...
Особенности речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье изложены особенности речи школьников с интеллектуальными нарушениями: звукопроизношения, слоговой структуры,просодики, лексико-грамматического строя, связной речи....