План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с подростками (5 класс) на тему: "Чувства бывают разные".
план-конспект занятия по психологии (5 класс)
Цель: обучение навыкам распознавать собственные эмоции и чувства, учиться ими управлять, принимать эмоции окружающих.
Задачи:
- Обучение способам невербального выражения эмоций; познакомить детей с понятием мимика, чувства;
- Развитие навыка управления собственными чувствами и эмоциями; привитие уважения к другим людям;
- Стимулирование процесса самопознания.
- Приветствие
- Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п. Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность - тревожность; радость - горе; счастье - несчастье.
А как мы выражаем свои эмоции? Можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает? Что помогает это определить?
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.
Влияют ли эмоции на наши поступки?
- Притча. «Царь и его ястреб».
Чингисхан был великий царь и воин. Он привел свою армию в Китай и в Персию и завоевал много стран.Однажды утром он поскакал верхом в лес поохотиться. С ним отправились его друзья. Они весело скакали с луками и стрелами наготове. За ними ехали слуги с охотничьими собаками.
Это была веселая охота. Леса звенели от их криков и смеха. Они надеялись, что привезут домой много дичи. На запястье царя сидел его любимый ястреб: в те времена ястребов обучали для охоты. По слову своего хозяина ястреб взмывал ввысь и искал добычу. Если ему удавалось увидеть оленя или кролика, он кидался на него быстрее стрелы. Весь день Чингисхан и охотники скакали по лесам. Но дичи оказалось не так много.
К вечеру они отправились домой. Царь часто бывал в этих лесах и знал в них все тропы. И в то время, как все охотники выбрали кратчайший путь, он поскакал другой, более длинной дорогой в долине между двумя горами.
День был жаркий и царю очень хотелось пить. Его любимый ястреб слетел с его запястья. Он мог сам найти дорогу домой.
Царь медленно ехал по дороге. Когда-то неподалеку он видел родник с чистой водой. Если бы он мог найти его! Но в жаркие летние дни все горные ручьи пересохли.
Наконец, к своей радости, он увидел, как по камню стекает вода. Он знал, что где-то выше есть ручей. Во влажное время года отсюда всегда стекал быстрый поток, но теперь вода только капала.
Царь спрыгнул с лошади. Он достал из охотничьей сумки маленькую серебряную чашу и подставил ее под капли.
Чаша наполнялась долго, а царь так хотел пить, что едва мог терпеть. Наконец чаша была почти полна. Он поднес ее к губам и уже хотел выпить, но внезапно в воздухе раздался шум, и чаша оказалась выбита у него из рук. Вода выплеснулась на землю.
Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки. Это оказался его любимый ястреб. Ястреб несколько раз облетел вокруг него, а потом опустился среди камней у ручья. Царь поднял чашу и снова подставил ее под капли.
На этот раз он ждал не так долго. Когда чаша наполовину наполнилась, он поднес ее к губам. Но прежде, чем он успел отпить, ястреб снова налетел и выбил ее у него из рук.
Теперь царь начал злиться. Он снова попытался напиться, но и в третий раз ястреб выбил у него чашу.
Теперь царь был в страшном гневе.
— Как ты смеешь! — воскликнул он. — Попадись мне только, я
сверну тебе шею!
И снова наполнил чашу. Но прежде, чем пить, он обнажил свой меч.
— Ну, господин ястреб, — сказал он, — это последний раз!
Едва он произнес это, как ястреб налетел и выбил у него чашу.
Но царь ждал этого. Когда ястреб пролетал мимо него, он ударил его мечом.
Окровавленная птица упала замертво у ног хозяина.
— Ты получил по заслугам, — сказал Чингисхан.
Но когда он стал искать чашу, оказалось, что она упала меж двух камней, так что он не мог достать ее.
— Ну и пусть, я напьюсь из источника, — сказал он себе. И полез по крутому откосу туда, откуда сочились капли воды. Это было очень трудно, и чем выше он лез, тем сильнее ему хотелось пить.
Наконец он взобрался на вершину. Там действительно был источник; но что он увидел в воде? Там лежала огромная мертвая змея из самых ядовитых.
Царь остановился. Он забыл о своей жажде. Он думал только о несчастной мертвой птице, лежавшей внизу на земле.
— Ястреб спас мне жизнь! — вскричал он. — А чем я отплатил ему? Это был мой лучший друг, а я убил его.
Он спустился на землю. Осторожно подняв птицу, он положил ее в охотничью сумку. Затем взобрался на лошадь и поскакал домой, говоря себе:
"Горестный урок был преподан мне сегодня: ничего не делай в гневе".
Влияют ли эмоции на наши поступки?
Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.
Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
Эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
- Игра Найдите спрятанные слова»
ТЦКТИЩРАДОСТЬГНПВОЧЯЗГРУСТЬСЧЦГДОБИДАФФВЕСЕЛЬЕКНГ
РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ОБИДА, ВЕСЕЛЬЕ.
Кто сколько слов нашел? Возникли ли трудности при выполнении этого задания? Скажите, а что это за слова? (ответы детей). Это наши чувства и переживания.
5. Упражнение «Найди плюсы и минусы».
- Я сейчас предложу вам ситуацию, ваша задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.
Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось. Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители купили вам ее. Какие сложности были у тебя вас при выполнении этого упражнения? Удалось ли тебе посмотреть на ситуацию, которая тебя расстраивала, с положительной точки зрения и наоборот?
6. Упражнение «Польза и вред эмоций»
Ребенок получает карточку, на которой перечислены названия четырех эмоций. На основе этого задания нужно заполнить таблицу, приведенную в тетради. В первом столбце таблицы нужно перечислить эти эмоции. Второй и третий столбцы недвусмысленно озаглавлены «польза эмоции» и «вред эмоции»
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
заполняя таблицу, необходимо подумать, что хорошего и что плохого связано с заданными им эмоциями. Желательно проиллюстрировать свои рассуждения примерами из жизни.
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
Радость | Весело, приятно | Нельзя радоваться, когда другим не весело, а горько |
Злость | После нее отдыхаешь | Можно поссориться |
Печаль | Спокойно сидишь и размышляешь о жизни | Грустных не любят с ними общаться |
Стыд | Знаешь, чего нельзя делать | Неприятно, уши краснеют, всем видно |
В жизни – нельзя испытывать только положительные чувства, мы с тобой сейчас разобрали, что отрицательные( или те, которые принято так называть) тоже нам для чего-то нужны, сигнализируют нам о чем-то важном (страх, например). Представь себе, если бы мы еще раскрасили каждую эмоцию в свой цвет, то у нас бы получилась палитра жизни, ведь в жизни в природе не бывает только белого и черного, а рядом сосуществуют разные цвета и оттенки.
7. Рефлексия. О чем было занятие? Что понравилось?
Приложение 1.
ТЦКТИЩРАДОСТЬГНПВОЧЯЗГРУСТЬСЧЦГДОБИДАФФВЕСЕЛЬЕКНГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17.02.21.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс. Занятие 22 «Чувства бывают разные». 17.02.2021 КЗ
Цель: обучение навыкам распознавать собственные эмоции и чувства, учиться ими управлять, принимать эмоции окружающих.
Задачи:
- Обучение способам невербального выражения эмоций; познакомить детей с понятием мимика, чувства;
- Развитие навыка управления собственными чувствами и эмоциями; привитие уважения к другим людям;
- Стимулирование процесса самопознания.
- Приветствие
- Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п. Почти у всех эмоций имеется противоположность: уверенность - тревожность; радость - горе; счастье - несчастье.
А как мы выражаем свои эмоции? Можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает? Что помогает это определить?
Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства.
Влияют ли эмоции на наши поступки?
- Притча. «Царь и его ястреб».
Чингисхан был великий царь и воин. Он привел свою армию в Китай и в Персию и завоевал много стран.Однажды утром он поскакал верхом в лес поохотиться. С ним отправились его друзья. Они весело скакали с луками и стрелами наготове. За ними ехали слуги с охотничьими собаками.
Это была веселая охота. Леса звенели от их криков и смеха. Они надеялись, что привезут домой много дичи. На запястье царя сидел его любимый ястреб: в те времена ястребов обучали для охоты. По слову своего хозяина ястреб взмывал ввысь и искал добычу. Если ему удавалось увидеть оленя или кролика, он кидался на него быстрее стрелы. Весь день Чингисхан и охотники скакали по лесам. Но дичи оказалось не так много.
К вечеру они отправились домой. Царь часто бывал в этих лесах и знал в них все тропы. И в то время, как все охотники выбрали кратчайший путь, он поскакал другой, более длинной дорогой в долине между двумя горами.
День был жаркий и царю очень хотелось пить. Его любимый ястреб слетел с его запястья. Он мог сам найти дорогу домой.
Царь медленно ехал по дороге. Когда-то неподалеку он видел родник с чистой водой. Если бы он мог найти его! Но в жаркие летние дни все горные ручьи пересохли.
Наконец, к своей радости, он увидел, как по камню стекает вода. Он знал, что где-то выше есть ручей. Во влажное время года отсюда всегда стекал быстрый поток, но теперь вода только капала.
Царь спрыгнул с лошади. Он достал из охотничьей сумки маленькую серебряную чашу и подставил ее под капли.
Чаша наполнялась долго, а царь так хотел пить, что едва мог терпеть. Наконец чаша была почти полна. Он поднес ее к губам и уже хотел выпить, но внезапно в воздухе раздался шум, и чаша оказалась выбита у него из рук. Вода выплеснулась на землю.
Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки. Это оказался его любимый ястреб. Ястреб несколько раз облетел вокруг него, а потом опустился среди камней у ручья. Царь поднял чашу и снова подставил ее под капли.
На этот раз он ждал не так долго. Когда чаша наполовину наполнилась, он поднес ее к губам. Но прежде, чем он успел отпить, ястреб снова налетел и выбил ее у него из рук.
Теперь царь начал злиться. Он снова попытался напиться, но и в третий раз ястреб выбил у него чашу.
Теперь царь был в страшном гневе.
— Как ты смеешь! — воскликнул он. — Попадись мне только, я
сверну тебе шею!
И снова наполнил чашу. Но прежде, чем пить, он обнажил свой меч.
— Ну, господин ястреб, — сказал он, — это последний раз!
Едва он произнес это, как ястреб налетел и выбил у него чашу.
Но царь ждал этого. Когда ястреб пролетал мимо него, он ударил его мечом.
Окровавленная птица упала замертво у ног хозяина.
— Ты получил по заслугам, — сказал Чингисхан.
Но когда он стал искать чашу, оказалось, что она упала меж двух камней, так что он не мог достать ее.
— Ну и пусть, я напьюсь из источника, — сказал он себе. И полез по крутому откосу туда, откуда сочились капли воды. Это было очень трудно, и чем выше он лез, тем сильнее ему хотелось пить.
Наконец он взобрался на вершину. Там действительно был источник; но что он увидел в воде? Там лежала огромная мертвая змея из самых ядовитых.
Царь остановился. Он забыл о своей жажде. Он думал только о несчастной мертвой птице, лежавшей внизу на земле.
— Ястреб спас мне жизнь! — вскричал он. — А чем я отплатил ему? Это был мой лучший друг, а я убил его.
Он спустился на землю. Осторожно подняв птицу, он положил ее в охотничью сумку. Затем взобрался на лошадь и поскакал домой, говоря себе:
"Горестный урок был преподан мне сегодня: ничего не делай в гневе".
Влияют ли эмоции на наши поступки?
Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.
Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.
Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.
Эмоции можно выражать разными средствами: через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.
- Игра Найдите спрятанные слова»
ТЦКТИЩРАДОСТЬГНПВОЧЯЗГРУСТЬСЧЦГДОБИДАФФВЕСЕЛЬЕКНГ
РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ОБИДА, ВЕСЕЛЬЕ.
Кто сколько слов нашел? Возникли ли трудности при выполнении этого задания? Скажите, а что это за слова? (ответы детей). Это наши чувства и переживания.
5. Упражнение «Найди плюсы и минусы».
- Я сейчас предложу вам ситуацию, ваша задача – постараться найти в ней плюсы и минусы.
Вы собирались поехать в гости к другу (подруге) и очень ждали этой встречи, но вдруг в последний момент все сорвалось. Вы давно мечтали о новой компьютерной игре и наконец родители купили вам ее. Какие сложности были у тебя вас при выполнении этого упражнения? Удалось ли тебе посмотреть на ситуацию, которая тебя расстраивала, с положительной точки зрения и наоборот?
6. Упражнение «Польза и вред эмоций»
Ребенок получает карточку, на которой перечислены названия четырех эмоций. На основе этого задания нужно заполнить таблицу, приведенную в тетради. В первом столбце таблицы нужно перечислить эти эмоции. Второй и третий столбцы недвусмысленно озаглавлены «польза эмоции» и «вред эмоции»
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
заполняя таблицу, необходимо подумать, что хорошего и что плохого связано с заданными им эмоциями. Желательно проиллюстрировать свои рассуждения примерами из жизни.
Эмоция | Ее польза | Ее вред |
Радость | Весело, приятно | Нельзя радоваться, когда другим не весело, а горько |
Злость | После нее отдыхаешь | Можно поссориться |
Печаль | Спокойно сидишь и размышляешь о жизни | Грустных не любят с ними общаться |
Стыд | Знаешь, чего нельзя делать | Неприятно, уши краснеют, всем видно |
В жизни – нельзя испытывать только положительные чувства, мы с тобой сейчас разобрали, что отрицательные( или те, которые принято так называть) тоже нам для чего-то нужны, сигнализируют нам о чем-то важном (страх, например). Представь себе, если бы мы еще раскрасили каждую эмоцию в свой цвет, то у нас бы получилась палитра жизни, ведь в жизни в природе не бывает только белого и черного, а рядом сосуществуют разные цвета и оттенки.
7. Рефлексия. О чем было занятие? Что понравилось?
Литература
- https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/05/03/ya-i-moi-chuvstva
- https://multiurok.ru/files/konspekt-razvivaiushchego-zaniatiia-chuvstva-polez.html
ТЦКТИЩРАДОСТЬГНПВОЧЯЗГРУСТЬСЧЦГДОБИДАФФВЕСЕЛЬЕКНГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».
Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий в 1-4 классах
Рабочая программа...
План-конспект урока физической культуры для детей с ОВЗ 4 класс "Баскетбол.Броски мяча с разных точек."
План-конспект урока физической культуры для детей с ОВЗ "Баскетбол. Броски мяча с разных точек." 4 класс....
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми ОВЗ 5 класса на тему: "Учимся различать эмоции"
Цель: осмысление и обсуждение своих чувств;развитие способности управлять своими эмоциями и умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.Задачи:- научить ребенка исследовать свои эмоции...
Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР
Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического, лексико-грамматического и синтаксического компонентов речевой системы у обучаю...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...