Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка.
учебно-методический материал (7 класс)
Предварительный просмотр:
Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка
Учитель: Легинь Г.А.
Подводящий диалог
Из данных слов выберите профессионализмы и историзмы.
Мольберт, поветь, карета, вёдро, колорит, барин, лакей, палитра, бадог, сюртук, баской, оттенок, ботфорты, фон.
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но, как извечная трава,
Все ж пробиваются сквозь плиты.
- О каких словах пойдет речь на занятии? Об устаревших мы уже знаем.
Тема: диалектные слова.
«Мотивирующее пятно»
«Говорок наш вятский особенный: веселый, озорной.
В нем слова неожиданные, непохожие на другие – емкие, точные по смыслу и сути. Блеснут они внезапно, словно солнечный зайчик, отраженный от маленького зеркальца, сразу потеплеет на душе – и невольно улыбнешься: «Лико, девка-то эка вертиголова; лешак её в лесное болотцо заволок, дак она оттоль пулёй вымчала; видать, тамотка впотаях водяной её за голу пятку ушшыпнул». (Из книги Т.Копаневой.)
Столкновение разных точек зрения:
- Диалектизмы - это факты современного языка, находящиеся на его периферии.
- Диалектизмы - это факты, ушедшие за границы языка, и, следовательно, выпавшие из его лексической системы.
Отсюда вытекают вопросы, на которые в процессе работы надо найти ответ.
- Какое место занимают среди других групп слов диалектизмы?
- Востребованы ли они в наше время?
Ситуация с затруднением
Выписать группы родственных слов и форм слов.
Синева, посинел, синий, красна, красненький, краска, краснота, покраснел, бел, белизна, побелел, белила, красивый, красота, красив, красуется, добренький, добра, добро, доброта.
Применение знаний в новой ситуации
Нужны ли запятые в словах с пропусками и почему?
- Мелестная дележ.. притясла комейный боромож..
- Лусый морож.. увертал чуленую велоч..
- Кулачую мурош.. упкртаеш.. в брачулю.
- Нарасупый краполь лопаст и крепуч..
- Неномго просудных прилуч.. долканеш.. к несуге.
Применение ПС выполняет следующие функциональные назначения:
- стимулируется познавательный интерес детей
к знаниям, - развивается умение ставить и разрешать проблемы, доказывать и опровергать, анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать, делать выводы из полученной информации,
- расширяется кругозор,
- приобретается умение разрешать проблемные ситуации,
- повышается активность на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка"
Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не ...
Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка
Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе....
"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"
Технология проблемного обучения позволяет открывать знания вместе с детьми, предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...
Шесть приёмов создания проблемных ситуаций на уроках бурятского языка
Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему....
«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»
Данная статья предназначена для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка...
Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка
Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развити...
Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка
Данная статься посвящена роли проблемных ситуаций в уроке иностранного языка. Автор раскрывает актуальность данного методического подхода как в связи с обновлениями ФГОС. В материале рассматриваются в...