"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"
статья по русскому языку на тему

Логинова Мария Валентиновна

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрасное и сопереживать чужой боли. На  проблемном уроке идет творческое усвоение знаний.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка

На мой взгляд, наиболее эффективной  современной  технологией, дающей  более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает: во-первых,  усвоение материала учеником не просто  через восприятие  органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, во-вторых,  усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, в-третьих,  развитие  его творческих способностей. Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика,  проблематизация учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию немедленного поиска ответа на вопрос, когда они видят связь учебного материала с жизнью  - все это является обязательными  условиями успешного обучения. Проблемное преподавание литературы  и русского языка сегодня – это необходимость, так как  оно направлено на творческое усвоение знаний  в области литературоведения и лингвистики,  на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий,  имеющихся в курсе литературы, на развитие  навыков самостоятельного применения  методов  исследования. Поэтому в качестве темы самообразования  я выбрала  “ Технологию проблемного обучения на уроках русского языка и литературы”, что  соответствует школьной методической теме: использование современных образовательных технологий как средства развития профессиональной компетенции учителя.  

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

Технология проблемного обучения, по моему мнению,  предоставляет учителю русского языка и  литературы большие возможности побуждения учеников к активности:  это и познавательный интерес, и творческий характер деятельности, и состязательность и игровой характер уроков. Проблемное обучение представляется мне в виде формулы: предположил- проверил-открыл.  

Цели проблемного обучения.

1.      Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

 2.      Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3.      Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
4.      Развитие профессионального проблемного мышления.

Задачи:

Обучающая — изучение мотивации всех учеников, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая — способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательная — воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения:

  • постановка проблемы,
  • создание проблемной ситуации,
  • разрешение проблемной ситуации (поиск),
  • анализ полученного решения.

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.

1.         Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка. 2.         Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные

3.         Накопление, отбор материала.

4.         Консультации для всего класса..

Структура урока — исследование.

Основные этапы данного урока:

-        актуализация знаний.

-        мотивация.

-        создание проблемной ситуации.

-        определение темы исследования.

-        формулирование цели исследования.

-        выдвижение гипотезы.

-       проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)

-        интерпретация полученных данных

-        вывод по результатам исследовательской работы.

-        применение новых знаний в учебной деятельности.

-        подведение итогов урока.

-       домашнее задание.

Реализация принципов обучения на уроке:

  • принцип наглядности обучения в комплексном решении задач,
  • научность обучения,
  • соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:

1.      Преподаватель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.      Преподаватель побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3.      Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4.      Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично — поисковая работа по тексту.

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрасное и сопереживать чужой боли. На  проблемном уроке идет творческое усвоение знаний.  А моя задача как учителя - направить  изучение учебного материала в нужное русло и не подменить  их познавательный опыт  своим.

Литература.

1.
Библиографическое описание: Сабитова Д. Р. Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы [Текст] / Д. Р. Сабитова // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 817-819.

 2.Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.

3. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.

4.Лернер И.ЯДидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке" (из опыта работы)

В предлагаемой статье рассматриваются вопросы проблемного обучения....

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке (из опыта работы)

ФГОС по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности  учащихся.Технология проблемного обучения спо...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке

Для современного общества владение иностранным языком рассматривается как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста. Это приводит к значительной перестройке учебного процес...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка в 5 классе

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка.

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроках английского языка...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка

Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развити...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка (из опыта работы)

Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Задача учителя не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать...