Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка
учебно-методическое пособие по немецкому языку (5, 6, 7 класс) на тему

Шлаин Лариса Артуровна

Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке

немецкого языка

Разновидностей проблемных ситуаций существует великое множество: ситуация неожиданности, ситуация-конфликт, ситуация-предположение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие, ситуация неопределенности; эвристическая беседа, проблемные задания, игровые проблемные задания. На своих уроках часто использую проблемные ситуации. Целью использования проблемных ситуаций являются создание активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, приобретение учащимися новых знаний; повышение прочности знаний; формирование познавательных и творческих способностей.

В начале урока использую прием “Необъявленная тема”. Учащиеся самостоятельно пытаются определить тему урока после ситуации, предложенной учителем. После определения темы урока учащиеся вовлекаются в постановку учебных задач. Данный прием позволяет смотивировать учащихся на работу в течение урока, повысить интерес к изучению новой темы.

  Какая тема урока?

Berlin, Dresden, Leipzig, Bonn, Hamburg.

Мы отправимся в Германию.

- Задание было одно, а выполнили по-разному.

- Не знаем достопримечательностей Германии.

-Достопримечательности Германии.

Проблемная ситуация создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Прием “Найди  ошибку” является универсальным приемом, активизирующим внимание учащихся в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку может совершать как учитель, так и учащийся, выбранный для этой роли. Данный прием формирует у ребят умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию

- Ребята, какие степени сравнения прилагательных вы знаете?

 - Как они образуются?

- Образуйте сравнительную и превосходную степени от прилагательного gut

- Ребята, а теперь посмотрите, как это задание выполнено в учебнике

- Какое было задание?

- Какое правило вы применили?

- Получилось выполнить задание? - А если здесь не сработало правило, то какие это слова? –

-Сформулируйте тему урока.

- Сравнительную и превосходную.

- Сравнительная с помощью суффикса –er, а превосходная –st успешно выполняют задание

ученик у доски записывает gut-guter-am gutesten

Поставить gut в сравнительной и превосходной степени. Сравнительная степень образуется с помощью –er, а превосходная –est

- Нет.

- Исключения.

- Степени сравнения имен прилагательных: слова-исключения

На этапах актуализации знаний и рефлексии использую прием “Синквейн”.

 Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом, обычно существительным, например, die Jugendlichen. Вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными (widerspruchlich, zielbewusst). Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами (rauchen, akzeptieren, schwanzen). Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (die heutigen Jugendlichen sind widerspruchlich). Последняя пятая строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (die jungen Leute)

 У учащихся с помощью этого приема формируется умение прогнозировать события, умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы.

Одним из эффективных методов, применяемых в практике,  является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Как известно, приобретение коммуникативной компетенции базируется на опыте и деятельности учащихся. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться на немецком языке, нужно общаться, при этом уметь выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, отличать, делать выводы из анализа мышления и деятельности. Среди ведущих видов деятельности учащихся на уроке следующие:

  • составление списка “известной информации” по учебной теме
  • составление кластера ключевых слов и понятий
  • формы активного чтения текста на немецком языке
  • ведение записей
  • составление синквейна как способа рефлексирования, синтеза и обобщения информации.

На таких уроках учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: работают в парах и группе, принимают решения при обсуждении тем учебной программы по немецкому языку, а значит, “конструируют” собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Литература

  1. Использованные ресурсы: http://www.menobr.ru http://festival.1september.ru http://www.eidos.ru
  2. Кульневич С.В., Лукоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки.- Ростов-на-Дону: Учитель, 2006.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: 2012 г.
  4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя.- М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2012.
  5. . Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.: НИИ школьных технологий, 2006
  6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. – М.: Владос, 2000.



Предварительный просмотр:

 Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке

немецкого языка

Разновидностей проблемных ситуаций существует великое множество: ситуация неожиданности, ситуация-конфликт, ситуация-предположение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие, ситуация неопределенности; эвристическая беседа, проблемные задания, игровые проблемные задания. На своих уроках часто использую проблемные ситуации. Целью использования проблемных ситуаций являются создание активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, приобретение учащимися новых знаний; повышение прочности знаний; формирование познавательных и творческих способностей.

В начале урока использую прием “Необъявленная тема”. Учащиеся самостоятельно пытаются определить тему урока после ситуации, предложенной учителем. После определения темы урока учащиеся вовлекаются в постановку учебных задач. Данный прием позволяет смотивировать учащихся на работу в течение урока, повысить интерес к изучению новой темы.

  Какая тема урока?

Berlin, Dresden, Leipzig, Bonn, Hamburg.

Мы отправимся в Германию.

- Задание было одно, а выполнили по-разному.

- Не знаем достопримечательностей Германии.

-Достопримечательности Германии.

Проблемная ситуация создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Прием “Найди  ошибку” является универсальным приемом, активизирующим внимание учащихся в течение всего урока, причем заранее придуманную ошибку может совершать как учитель, так и учащийся, выбранный для этой роли. Данный прием формирует у ребят умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию

- Ребята, какие степени сравнения прилагательных вы знаете?

 - Как они образуются?

- Образуйте сравнительную и превосходную степени от прилагательного gut

- Ребята, а теперь посмотрите, как это задание выполнено в учебнике

- Какое было задание?

- Какое правило вы применили?

- Получилось выполнить задание? - А если здесь не сработало правило, то какие это слова? –

-Сформулируйте тему урока.

- Сравнительную и превосходную.

- Сравнительная с помощью суффикса –er, а превосходная –st успешно выполняют задание

ученик у доски записывает gut-guter-am gutesten

Поставить gut в сравнительной и превосходной степени. Сравнительная степень образуется с помощью –er, а превосходная –est

- Нет.

- Исключения.

- Степени сравнения имен прилагательных: слова-исключения

На этапах актуализации знаний и рефлексии использую прием “Синквейн”.

 Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом, обычно существительным, например, die Jugendlichen. Вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными (widerspruchlich, zielbewusst). Третья строчка – описание действия в рамках темы тремя глаголами (rauchen, akzeptieren, schwanzen). Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (die heutigen Jugendlichen sind widerspruchlich). Последняя пятая строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы (die jungen Leute)

 У учащихся с помощью этого приема формируется умение прогнозировать события, умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли, сравнивать, делать выводы.

Одним из эффективных методов, применяемых в практике,  является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

Как известно, приобретение коммуникативной компетенции базируется на опыте и деятельности учащихся. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться на немецком языке, нужно общаться, при этом уметь выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, отличать, делать выводы из анализа мышления и деятельности. Среди ведущих видов деятельности учащихся на уроке следующие:

  • составление списка “известной информации” по учебной теме
  • составление кластера ключевых слов и понятий
  • формы активного чтения текста на немецком языке
  • ведение записей
  • составление синквейна как способа рефлексирования, синтеза и обобщения информации.

На таких уроках учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: работают в парах и группе, принимают решения при обсуждении тем учебной программы по немецкому языку, а значит, “конструируют” собственное знание средствами собственной поисковой (познавательной) деятельности.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Литература

  1. Использованные ресурсы: http://www.menobr.ru http://festival.1september.ru http://www.eidos.ru
  2. Кульневич С.В., Лукоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки.- Ростов-на-Дону: Учитель, 2006.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М.: 2012 г.
  4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя.- М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2012.
  5. . Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.- М.: НИИ школьных технологий, 2006
  6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. – М.: Владос, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...

Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».

Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики.

В статье описана суть проблемного обучения; классические, сокразенные и мотивирующие приемы создания проблемных ситуаций на примере урока математики (из опыта работы)....

«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»

Данная статья предназначена  для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка в 5 классе

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка

Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развити...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка

Данная статься посвящена роли проблемных ситуаций в уроке иностранного языка. Автор раскрывает актуальность данного методического подхода как в связи с обновлениями ФГОС. В материале рассматриваются в...