Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка
статья по английскому языку

Измайлова Инесса Константиновна

Данная статься посвящена роли проблемных ситуаций в уроке иностранного языка. Автор раскрывает актуальность данного методического подхода как в связи с обновлениями ФГОС. В материале рассматриваются виды пробленых ситуаций, а также возможности их применения на каждом этапе урока. Варианты применения отражены в конкретных примерах, опробованных на уроках английского языка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Измайлова Инесса Константиновна

Учитель английского языка

ГБОУ «Гимназия №586» Василеостровского района

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка

В последнее время все большую популярность  приобретает проблемное обучение как тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такой тип обучения соответствуют деятельностному подходу, который лежит в основе новых ФГОС.

Сущность проблемного обучения заключается в создании перед учащимися  проблемных ситуаций, необходимых для выполнения заданий определенной трудности, для преодоления которых требуется творческая мыслительная деятельность. То есть проблемное обучение - это такая форма организации учебных занятий, при которой знания передаются учащимся не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемных ситуаций. Проблемное обучение предусматривает новую структуру урока, при которой большое место отводится самостоятельной работе учащихся. Однако роль учителя при этом не уменьшается, а возрастает, так как ему необходимо четко управлять учебным процессом и давать учащимся конкретные задания, следить за ходом их выполнения, анализировать правильность мыслительной деятельности школьников, контролировать конечный результат выполнения заданий, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам.

Что же такое проблемная ситуация? Проблемная ситуация - один из основных элементов проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление. (Кукушин 2005:285) В рамках современного преподавания иностранного языка для создания проблемной ситуации от учителя требуется подвести ученика к противоречию, поставить перед ним проблему, побудить его к размышлению.

Исходя из своего опыта, я бы выделила несколько приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка:

  1. Выведение темы урока.

В начале урока, особенно в начале изучения новой лексической темы ученикам предлагается ряд картинок, объединённых одной идеей. Учитель спрашивает, что конкретно дети видят на картинках (ответы детей можно фиксировать в ассоциограмме на доске). После этого учитель просит учеников сказать, о чём пойдёт речь на уроке. Например «Здоровье».

  1. Постановка проблемы на конкретный урок.

Иными словами, выводя тему урока «Здоровье», ученики получают «проблему» - задание от учителя по группам, выполнить которое они могут лишь проработав новый лексический и грамматический материал урока – составить памятку о том, что следует делать, если обнаружен тот или иной симптом болезни. В течение урока учащиеся изучают новые слова и выражения по теме и грамматическую конструкцию «You should/shoudn’t», а в конце урока объединяют и автоматизируют полученные знания, создавая памятку в группах.

  1. «Проблемные» домашние задания или проекты.

Иногда с применением ИКТ. Например, в рамках урока дети с учителем изучают тему «Музыка», изучают конструкции и прилагательные с целью научиться давать характеристику той или иной композиции, произведению. В качестве домашнего задания детям нужно составить свой «Топ 5» хитов ушедшего лета, составить обзор на каждую песню, используя изученные на уроке выражения и записать свой обзор на видео. Чем креативнее подойдёт к заданию ученик, тем лучше. В результате дальнейший урок можно разбавить небольшим актуальным форматом ток-шоу.

  1. Введение в грамматический материал урока.

Пример. На доске написаны глаголы в прошедшем времени:

Opened watched started  discussed wanted asked played danced cooked

Учитель просит учеников вывести, что объединяет все глаголы на доске (прошедшее время).

Look and say what all these verbs have in common. (-ed)

Read the sentences from the blackboard and guess the meaning.

1. I watched a very interesting film yesterday.

2. Last Sunday mother cooked a tasty cake.

3. We played football on Saturday.

What are the sentences about?  (actions in the past)

This tense is called Past Simple Tense. What ending do verbs in the Past Simple Tense have? (-ed)

Now listen to the pronunciation of these verbs. What interesting things did you hear? (different pronunciation of the same endings)

Учитель просит послушать произношение этих глаголов.

What are we going to learn at the lesson today? (how to pronounce endings of verbs in Past Simple)

Ученики отмечают различное произношение окончания глаголов.

Now write the Past Simple forms of verbs below

arrive –

play  -

design –

ask –

want –

work –

live –

dress –

help –

exist –

         Далее  ученики пишут формы прошедшего времени глаголов, группируя их по колонкам, согласно их произношению.

Verb

/t/

/d/

/id/

        Таким образом, особенностью обучения в рамках технологии проблемного обучения является то, что усвоение учебного материала происходит не в результате пассивного слушания и запоминания, а в результате удовлетворения возникшей в ходе урока у ребенка потребности в знаниях, где учащийся - активный субъект своего обучения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка

Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе....

Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».

Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики.

В статье описана суть проблемного обучения; классические, сокразенные и мотивирующие приемы создания проблемных ситуаций на примере урока математики (из опыта работы)....

«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»

Данная статья предназначена  для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка в 5 классе

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка.

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроках английского языка...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка

Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развити...