Семинар "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка"
учебно-методический материал на тему

Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы  технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не в готовом виде, а приобретаются учащимися самостоятельно в процессе организованной проблемной ситуации. 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап республиканского конкурса «Учитель года – 2017»

Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка

Методический семинар

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Закирова Алсу Рафкатовна

МБОУ «Кукморская средняя школа №4» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Сегодня мы живем в мире с быстро изменяющейся информацией, что требует от человека умения быстро находить ответы на часто возникающие вопросы, ориентироваться  в новой ситуации, самостоятельно приобретая знания для разрешения возникающих проблем. Эти требования отражены в новых государственных образовательных стандартах, которые провозгласили в качестве важнейшей задачи переход образования на технологии деятельностного типа.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему, стоящую перед каждым учителем: с помощью каких приемов и средств современной педагогики сформировать востребованную обществом личность?

Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы  технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не в готовом виде, а приобретаются учащимися самостоятельно в процессе организованной проблемной ситуации.

Наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли В. Оконь, А.М. Матюшкин, М. И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И. Я. Лернер, Е.Л. Мельникова.

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению. В результате чего происходит творческое овладение информацией и развитием мыслительных способностей, что позволяет формировать универсальные учебные действия. Использовать проблемные ситуации целесообразно на уроках открытия «новых» знаний, когда требуется создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность и организовать процесс подготовки мышления учащихся к осознанию ими потребности выявить причины затруднений.

Возникает вопрос: что такое проблемная ситуация и как ее создать?

Из анализа сложившейся образовательной ситуации были поставлены цель и задачи.

Цель: создать условия для повышения эффективности учебного процесса на основе использования проблемных ситуаций на уроках русского языка.

Задачи:

  • Изучить методическую литературу по теме «Проблемное обучение».
  • Организовать учебную деятельность как процесс решения проблем на основе создания проблемной ситуации.
  • Способствовать формированию у  учащихся универсальных учебных действий в ходе активного самостоятельного поиска решения проблем.
  • Подобрать методики для мониторинговых исследований, позволяющие проверить  результативность опыта.

Я определила для себя следующие пути создания проблемных ситуаций:

  • «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.
  • Ситуация с «затруднением»:  противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.
  • Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.
  • Применение полученных знаний в новой ситуации.
  • Столкновение разных точек зрения по одному вопросу.
  • Задачи

- с недостаточными данными (восстанови    определение, словообразовательную цепочку);

- с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..);

- заведомыми ошибками;

- с ограничением во времени решения.

Подводящий диалог

Из данных слов выберите профессионализмы и историзмы.

Мольберт, поветь, карета, вёдро, колорит, барин, лакей, палитра, бадог, сюртук, баской, оттенок, ботфорты, фон.

Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но, как извечная трава,

Все ж пробиваются сквозь  плиты.

- О каких словах пойдет речь на занятии? Об устаревших мы уже знаем.

Тема: диалектные слова.

«Мотивирующее пятно»

«Говорок наш вятский особенный: веселый, озорной.

В нем слова неожиданные, непохожие на другие – емкие, точные по смыслу и сути. Блеснут они внезапно, словно солнечный зайчик, отраженный от маленького зеркальца, сразу потеплеет на душе – и невольно улыбнешься: «Лико, девка-то эка вертиголова; лешак её в лесное болотцо заволок, дак она оттоль пулёй вымчала; видать, тамотка впотаях водяной её за голу пятку ушшыпнул». (Из книги Т.Копаневой.)

Столкновение разных точек зрения:

  • Диалектизмы - это факты современного языка, находящиеся на его периферии.
  • Диалектизмы - это факты, ушедшие за границы языка, и, следовательно, выпавшие из его лексической системы.

Отсюда вытекают вопросы, на которые в процессе работы надо найти ответ.

- Какое место занимают среди других групп слов диалектизмы?

- Востребованы ли они в наше время?

Ситуация с затруднением

Выписать группы родственных слов и форм слов.

Синева, посинел, синий, красна, красненький, краска, краснота, покраснел, бел, белизна, побелел, белила, красивый, красота, красив, красуется, добренький, добра, добро, доброта.

Применение знаний в новой ситуации

Нужны ли запятые в словах с пропусками и почему?

  1. Мелестная дележ.. притясла комейный боромож..
  2. Лусый морож.. увертал чуленую велоч..
  3. Кулачую мурош.. упкртаеш.. в брачулю.
  4. Нарасупый краполь лопаст и крепуч..
  5. Неномго просудных прилуч.. долканеш.. к несуге.

Применение ПС выполняет следующие функциональные назначения:

  • стимулируется познавательный интерес детей
    к знаниям,
  • развивается умение ставить и разрешать проблемы, доказывать и опровергать, анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать, делать выводы из полученной информации,
  • расширяется кругозор,
  • приобретается умение разрешать проблемные ситуации,
  • повышается активность на уроках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...

Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка

Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе....

"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"

Технология проблемного обучения  позволяет  открывать знания вместе с детьми,  предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...

Шесть приёмов создания проблемных ситуаций на уроках бурятского языка

Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему....

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка

Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развити...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка (из опыта работы)

Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Задача учителя не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать...

Приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в 11 классе

Описаны приемы создания проблемных ситуаций, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетенции выпускников школ. Показаны причины, приводящие к необходимости использования данных прие...