Семинар "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка"
учебно-методический материал на тему
Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не в готовом виде, а приобретаются учащимися самостоятельно в процессе организованной проблемной ситуации.
Скачать:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап республиканского конкурса «Учитель года – 2017»
Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка
Методический семинар
Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Закирова Алсу Рафкатовна
МБОУ «Кукморская средняя школа №4» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Сегодня мы живем в мире с быстро изменяющейся информацией, что требует от человека умения быстро находить ответы на часто возникающие вопросы, ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно приобретая знания для разрешения возникающих проблем. Эти требования отражены в новых государственных образовательных стандартах, которые провозгласили в качестве важнейшей задачи переход образования на технологии деятельностного типа.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему, стоящую перед каждым учителем: с помощью каких приемов и средств современной педагогики сформировать востребованную обществом личность?
Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не в готовом виде, а приобретаются учащимися самостоятельно в процессе организованной проблемной ситуации.
Наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли В. Оконь, А.М. Матюшкин, М. И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И. Я. Лернер, Е.Л. Мельникова.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению. В результате чего происходит творческое овладение информацией и развитием мыслительных способностей, что позволяет формировать универсальные учебные действия. Использовать проблемные ситуации целесообразно на уроках открытия «новых» знаний, когда требуется создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность и организовать процесс подготовки мышления учащихся к осознанию ими потребности выявить причины затруднений.
Возникает вопрос: что такое проблемная ситуация и как ее создать?
Из анализа сложившейся образовательной ситуации были поставлены цель и задачи.
Цель: создать условия для повышения эффективности учебного процесса на основе использования проблемных ситуаций на уроках русского языка.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по теме «Проблемное обучение».
- Организовать учебную деятельность как процесс решения проблем на основе создания проблемной ситуации.
- Способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий в ходе активного самостоятельного поиска решения проблем.
- Подобрать методики для мониторинговых исследований, позволяющие проверить результативность опыта.
Я определила для себя следующие пути создания проблемных ситуаций:
- «Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.
- Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.
- Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.
- Применение полученных знаний в новой ситуации.
- Столкновение разных точек зрения по одному вопросу.
- Задачи
- с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
- с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..);
- заведомыми ошибками;
- с ограничением во времени решения.
Подводящий диалог
Из данных слов выберите профессионализмы и историзмы.
Мольберт, поветь, карета, вёдро, колорит, барин, лакей, палитра, бадог, сюртук, баской, оттенок, ботфорты, фон.
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но, как извечная трава,
Все ж пробиваются сквозь плиты.
- О каких словах пойдет речь на занятии? Об устаревших мы уже знаем.
Тема: диалектные слова.
«Мотивирующее пятно»
«Говорок наш вятский особенный: веселый, озорной.
В нем слова неожиданные, непохожие на другие – емкие, точные по смыслу и сути. Блеснут они внезапно, словно солнечный зайчик, отраженный от маленького зеркальца, сразу потеплеет на душе – и невольно улыбнешься: «Лико, девка-то эка вертиголова; лешак её в лесное болотцо заволок, дак она оттоль пулёй вымчала; видать, тамотка впотаях водяной её за голу пятку ушшыпнул». (Из книги Т.Копаневой.)
Столкновение разных точек зрения:
- Диалектизмы - это факты современного языка, находящиеся на его периферии.
- Диалектизмы - это факты, ушедшие за границы языка, и, следовательно, выпавшие из его лексической системы.
Отсюда вытекают вопросы, на которые в процессе работы надо найти ответ.
- Какое место занимают среди других групп слов диалектизмы?
- Востребованы ли они в наше время?
Ситуация с затруднением
Выписать группы родственных слов и форм слов.
Синева, посинел, синий, красна, красненький, краска, краснота, покраснел, бел, белизна, побелел, белила, красивый, красота, красив, красуется, добренький, добра, добро, доброта.
Применение знаний в новой ситуации
Нужны ли запятые в словах с пропусками и почему?
- Мелестная дележ.. притясла комейный боромож..
- Лусый морож.. увертал чуленую велоч..
- Кулачую мурош.. упкртаеш.. в брачулю.
- Нарасупый краполь лопаст и крепуч..
- Неномго просудных прилуч.. долканеш.. к несуге.
Применение ПС выполняет следующие функциональные назначения:
- стимулируется познавательный интерес детей
к знаниям, - развивается умение ставить и разрешать проблемы, доказывать и опровергать, анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать, делать выводы из полученной информации,
- расширяется кругозор,
- приобретается умение разрешать проблемные ситуации,
- повышается активность на уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...
Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка
Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе....
"Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка"
Технология проблемного обучения позволяет открывать знания вместе с детьми, предоставляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, способной видеть прекрас...
Шесть приёмов создания проблемных ситуаций на уроках бурятского языка
Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему....
Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка
Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развити...
Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка (из опыта работы)
Урок всегда являлся и является основополагающим элементом образовательной системы. Задача учителя не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать...
Приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в 11 классе
Описаны приемы создания проблемных ситуаций, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетенции выпускников школ. Показаны причины, приводящие к необходимости использования данных прие...