Шесть приёмов создания проблемных ситуаций на уроках бурятского языка
статья на тему
Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.
Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie_word_2.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Шесть приёмов создания
проблемных ситуаций на уроках бурятского языка
Важнейшим показателем профессионализма является примерно такая формулировка педагогического кредо: «не давать информацию в готовом виде. Работать так, что учащиеся сами открывают новое знание». Это означает, что учитель осуществляет проблемное обучение.
Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях.
Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему. Значит, проблемный урок даёт более прочные знания, чем традиционный, подтверждая мысль, что ничему нельзя научить – можно только научиться.
С проблемной ситуации начинается научное творчество. И проблемный урок должен начинаться аналогично.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик. Эмоциональное переживание возникает у школьника в определенный момент урока – при столкновении с противоречием. Можно выделить 6 приёмов проблемных ситуаций: 3 – с «удивлением», 3 – с «затруднением».
Приём №1. Урок родного языка в 7-м классе по теме «Дахуул үгэ»
Сравнив данные таблицы, учащиеся приходят к выходу, что послеслогов в бурятском языке больше. (По данным М.Н. Мангадаева, Улан-Удэ, 1982 г.) Но текстах на бурятском языке их меньше, чем в русском. (Выявление на основе сравнения). Ученики испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации).
Приём № 2. Он чуть сложнее предыдущего, потому что учителю придётся столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал.
Пример. Урок бурятского языка в 5-м классе по теме «Орёо үгэнүүд» (Сл. слова)
Учитель | Ученики |
– В словах на доске выделить корень (практическое задание) | Ученик у доски в последнем слове «hайндэр» выделяет один корень. |
– Все согласны? | Нет. В слове «hайндэр» два корня: hайн – и – дэр. |
Таким образом, приемы 1 и 2 создают противоречие между двумя и более положениями.
Приём № 3. В сравнении с предыдущим он самый сложный, так как выполняется в два шага. Сначала учитель обнажает представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
Пример. Урок бурятского языка в 7-м классе по теме «Дахуул үгэ».
Учитель | Ученики |
– На доске два столбика предложений: | – «Дээгүүр», «дээрэ» являются послелогами. |
– Проверим. Вспомните, что такое «Дахуул үгэ»? | – Не отвечают на вопрос, не обозначают предмет, действие, состояние, признак. |
– Но тогда «Дахуул үгэ» не отвечает на вопрос (предъявление научного факта) | (Возникновение проблемной ситуации) |
– Сделайте разбор по составу предложений. | Сделав разбор по составу предложений, учащиеся делают вывод, что в первом случае «дээгүүр» – наречие, во втором – послелог, «дахуул үгэ». |
Мы рассмотрели все приёмы создания проблемной ситуации с удивлением. Переходим к проблемным ситуациям с затруднением. В их основе лежит единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать.
Приём № 4. Самый простой: учитель даёт задание, не выполнимое вообще, в принципе. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Пример. Урок родного (бурятского) языка в 7-м классе по теме «Деепричастна түхэлэй хамаадал» (Деепричастие)
Учитель | Ученики |
– Уридшалhан, үргэлжэлhэн, болзоогой, хизаарлаhан деепричастнуудые нюурта ба өөртэ хамаадалай залгалта нэмээд, үгтэhэн формодо оруулха. | Дети выполняют задание: ябамсаарни, ябазалааршни, ябабалтнай, ябамсаараа, ябаhаараа и т.д. |
– (Проделать то же самое с другими глаголами). Илгаhан, холбоhон деепричастнуудые нюурта ба өөртэ хамаадалай залгалта нэмээд, үгтэhэн формодо оруулха. | – Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). |
Приём № 5. Состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Пример. Урок родного языка в 9-м классе по теме «Сэхэ ба өөршэлэн хэлэлгэ» (Прямая речь).
Ученикам даются два простых предложения, с которыми они успешно справляются. Третьей предлагается осложнённое предложение. Поскольку с этим типом заданий дети ещё не сталкивались, они в затруднении (возникновение проблемной ситуации).
Приём № 6. Из всех приёмов создания проблемной ситуации с затруднением он самый сложный, потому что выполняется в два шага. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьникам всё-таки не выполнено. После чего у ребят и возникает требуемое замешательство.
Пример. Урок в 5-м классе по теме «Йотированные гласные».
Учитель | Ученики |
– Какую тему мы проходили на прошлом уроке? | – Гласные. Легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило. |
– А теперь сделайте фонетический разбор слов «үнеэн», «яяр» (задание сходное с предыдущими). | Дети допускают ошибку. |
– Давайте проверим. Что вы замечаете? (доказывает, что задание не выполнено) | Осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации. |
В применении приёмов создания проблемной ситуации существует определённая предметная специфика. Но я лично убедилась и в обратном: если хорошенько напрячься, то по каждому предмету можно придумывать проблемные ситуации всеми шестью (6) приёмами.
Список литературы:
- «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» Е.Л. Мельникова.- Москва: АПК и ПРО, 2006 – с. 23-31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар -практикум «Педагогические приёмы создания ситуации успеха»
Семинар - практикум для педагогов дополнительного образования Центра детского творчества Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «...
Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мо...
"Методы и приёмы организации ситуации успеха в учреждении ДО"
Условия создания ситуации успеха. Действия педагога по созданию ситуации успеха в ДО....
Методы и приёмы организации ситуации успеха
В данной методической разработке представлены технологические операции по созданию ситуации успеха...
Использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности педагогических приёмов создания ситуации успеха ученика
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех результат подобной ситуации.Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений.Главный смысл ...
"Методы и приёмы создания ситуации успеха на уроке"
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке? Возможно с необычного начала урока,с предвкушения необычности, способности учителя удивлять.....