«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»
статья по английскому языку

Данная статья предназначена  для использования классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lavrenova_eyu_problemnye_situatsii.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Лавренова Е.Ю., учитель английского языка                             ГБОУ СОШ №225 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

«Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка»

История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика много раз менялась, делая ставку то на чтение, то на аудирование, то на перевод, то на комбинацию этих процессов. На современном этапе развития методики, педагогики и психологии обучение иностранному языку рассматривается как обучение деятельности. И именно речевая деятельность выступает сейчас как обще дидактическая проблема, вне которой не могут быть решены вопросы воспитания и обучения.

В зависимости от новизны мыслительных операций, составляющих ту или иную деятельность, она может иметь различный характер: быть репродуктивной, то есть повторением кем-то действий, реконструктивной, когда делаются преобразования по образцу, творческой – когда действия выполняются самостоятельно, создаются новые знания, способы действия и т.д.

Одним из возможных путей обучения творческой деятельности является технология проблемного обучения, которая формирует профессиональное творческое мышление школьников. Опыт показывает, что применение проблемных методов не требует от обучающихся однозначного решения, развивается гибкость, критичность, оригинальность мышления, следовательно, ведёт к отказу от стандартных ситуаций, приучает ориентироваться должным образом при всяком изменении ситуации.

Если ребенка постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности, «разучить» думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач. Психологический механизм происходящих при проблемном обучении процессов следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой, ребенок испытывает недоумение, удивление, возникает вопрос: в чём суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обновление и проверка. И обучающийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Учебную проблемную ситуацию можно охарактеризовать как психическое состояние мыслительного взаимодействия обучающихся, группы обучающихся с проблемой под руководством учителя. Проблемная ситуация может возникнуть как следствие противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, разрушающими известную теорию, между теоретически возможным способом решения и его практической целенаправленностью, между практически доступным результатом и отсутствием теоретического обоснования. В общем, большинство проблемных ситуаций можно свести к случаям нехватки или избытка теоретической или фактической информации. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?».

Чтобы познавательная задача не только требовала размышлений обучающихся, но и глубоко заинтересовала их, учителя используют некоторые так называемые универсальные эффекты возбуждения интереса к теме:

эффект новизны сообщаемых фактов, их актуальности для данного периода развития науки и техники;

эффект познавательного спора, сравнения житейских и научных представлений о том или ином явлении, сопоставления разных точек зрения;

эффект удивления, парадоксальности;

эффект занимательности и др.

В психологии в этой связи отмечается большое значение эффекта поиска, при котором ученик вовлекается в процесс самостоятельного добывания знаний. Чтобы опереться на исследовательский эффект, учителя при выдвижении познавательных проблем на уроках вовлекают обучающихся в самостоятельную работу творческого экспериментального характера. Учитель не отвергает ошибочные предположения, а просит экспериментально проверить все гипотезы и сделать вывод об их справедливости. Самое главное, что они делают это самостоятельно, а учитель лишь направляет деятельность учеников.

Проблемная ситуация должна вызвать интерес у обучающихся. Это одно из важнейших требований к ней. Особенно актуально это требование к обучению слабоуспевающих. Наличие интереса положительно влияет на весь характер психической деятельности личности, поднимает ее на более высокую, качественно новую ступень. Когда активизируются мыслительные процессы, память, внимание, воображение, открываются благоприятные возможности для творчества и более глубокого овладения знаниями.

Таким образом, проблемные ситуации позволяют, опираясь на непроизвольное внимание учеников, постепенно вырабатывать у них произвольное внимание к объекту изучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности, а, следовательно, развивать творческий подход к решению стоящей перед ним задачи.

Обучение иностранному языку на современном этапе ориентировано на коммуникативный подход, что предполагает создание на уроке речевых ситуаций, побуждающих обучающихся к речевой деятельности. Речевая ситуация возникает, если имеется проблема, которую можно решить путём речевой коммуникации. В учебных условиях обсуждаемая проблема может возникнуть стихийно, естественно, но чаще всего она создаётся искусственно для реализации целей обучения иностранному языку и решения задач конкретного этапа работы. Речевая деятельность, направленная на разрешение проблемы, может осуществляться двумя или более участниками ситуации в форме ролевой игры, а также в форме обсуждения проблемы. Обсуждение проблемы есть одна из форм организации проблемной ситуации, т.е. разновидность речевой ситуации как методического приёма обучения иностранному языку.

Организация обсуждения проблемы на уроке связана с определёнными трудностями. В методических работах пока ещё мало изучены типы проблем, которые можно использовать на уроке, недостаточно исследованы действия преподавателя при обсуждении проблемы, мало учитываются особенности интеллектуальной деятельности обучающихся. Поэтому будет целесообразным предложить некоторые приёмы создания проблемных ситуаций на уроке.

При создании на уроке проблемной ситуации учитель играет немаловажную роль: он направляет обучающихся на решение проблемы, организует поиск этого решения. Таким образом, ученик становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действий. В этом и заключается творческий подход к познанию. Обучающийся сам проявляет инициативу, ищет путь решения, самостоятельно анализирует и делает вывод. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Выделим общие приемы создания проблемных ситуаций:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

сталкивает противоречия практической деятельности;

предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога…);

побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения…);

определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские..);

ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление « психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологии учителю необходимо:

отобрать самые актуальные и сущностные задачи;

определить особенности проблемного обучения в различных видах учебной работы;

построить оптимальную систему проблемного обучения, создать учебные и методические пособия и руководства; применять к обучающимся личностный подход и свое мастерство с целью вызвать у них активную познавательную деятельность и творческий подход к решению поставленных пред ними задач.

Общими признаками постановки проблемы являются наличие неизвестного для обучающихся, установка школьников на решение проблемы, их заинтересованность в разрешении возникающего познавательного затруднения. Проблемы, предлагаемые для обсуждения, различаются по содержанию. Типичными являются поведенческие, нравственно – этические, социальные, познавательные проблемные ситуации. Тип проблемы учитывается при выборе способа организации её обсуждения на уроке.

Для организации обсуждения проблемы поведенческого типа можно создать преграду на пути к цели. Так, например, при обсуждении проблемы летнего отдыха детей организация обсуждения проблемы может состоять из нескольких последовательных действий учителя. Вначале он предлагает текст с общепринятой информацией о летнем отдыхе. Далее он просит учеников подкрепить эту информацию примерами из жизни класса, определить цели, которые они ставили перед собой на время летних каникул. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель создаёт преграду на пути достижения одной из целей: «Imagine that you cannot go to the summer camp and have to stay at home. What will you do?». («Представьте, что вы не можете поехать в летний лагерь и вынуждены остаться дома. Что вы будете делать?»). Преграда на пути к привычной и легко достигаемой цели служит стимулом для иноязычной речемыслительной деятельности обучающихся.

Важное место в обучении иноязычной речевой деятельности занимают нравственно – этические проблемные ситуации. Они оказывают не только обучающее, но и воспитывающее воздействие на школьников. Для организации обсуждения нравственно – этической проблемы учитель сообщает ученикам неполные исходные данные. Так, для создания одной из проблемных ситуаций «Что произошло?» учитель готовит небольшое вступление и презентацию, состоящую из нескольких последовательных картинок. В кратком вступлении учитель поставил перед обучающимися проблему в форме речемыслительной задачи: «One day some pupils went to the theatre. They were two boys and three girls. The performance was splendid, but the girls did not like their visit to the theatre. Explain why the girls did not like it. Find the answer in the slideshow.» («Однажды несколько школьников отправились в театр. Это были 2 мальчика и 3 девочки. Представление было замечательным, но девочкам не понравился их поход в театр. Объясните, почему. Найдите ответ в презентации»). После этого ученики просматривают презентацию и анализируют поведение мальчиков в театре: «Мальчики не помогли девочкам снять пальто, задержались в кафе и опоздали на начало второго акта». Эти факты позволяют обучающимся восполнить информацию, которая отсутствовала при постановке проблемы, и сделать выводы о некоторых нравственно – этических нормах поведения. Неполные исходные данные, без которых поиск ответа на поставленный учителем вопрос был затруднён, служат стимулом для их речемыслительной деятельности. Таким способом, можно организовать нравственно – этические проблемные ситуации, связанные с поведением школьников на улице, в библиотеке, в кинотеатре и других общественных местах, выполнением ими правил дорожного движения, их отношением к малышам и пожилым людям и т.д.

При организации познавательных проблемных ситуаций используется неадекватность имеющегося опыта знаний обучающихся для быстрого и беспрепятственного решения задачи. Это требует от них выхода за пределы известного, самостоятельного поиска, сообразительности, то есть поиска нестандартных решений проблемы, творческого подхода к поставленной задаче. В качестве образца решения одной из таких проблем можно использовать текст – головоломку: «Sam Jones lives on the 18th floor of an apartment building. Every morning when he goes to work, he gets into elevator, presses the ground-floor button and rides down. Every night when he comes home, if he is the only one in the elevator, he gets off at the 6th floor and walks up the rest of the way. He would prefer to ride. Why does he walk?». («Сэм Джонс живёт на 18 этаже многоэтажного дома. Каждый день, когда он идёт на работу, он заходит в лифт, нажимает кнопку «1 этаж» и едет вниз. Каждый вечер, когда он идёт домой, и если он один в лифте, он выходит на 6 этаже и идёт наверх пешком, хотя он бы предпочёл ехать. Почему он идёт пешком?»). Обучающиеся могут предлагать всевозможные решения данной проблемы, не бояться высказывать свое мнение, потому что любая точка зрения будет правильной. Таким образом, на уроке будет присутствовать элемент творчества, и у учителя появиться возможность послушать мнение каждого школьника.

Важно, чтобы поставленная перед обучающимися проблема была посильной, иначе цель учителя не реализуется. Для облегчения речевой задачи учитель может использовать разнообразные приёмы. Например, те, которые будут не прямой подсказкой, но помогут обучающимся найти правильный ответ. Примером такой подсказки может служить картинка. В ряде случаев облегчения речевой задачи, а также для активизации речемыслительной деятельности учитель может рекомендовать ученикам свободно высказывать свои мысли, предлагать оригинальные, пусть самые невероятные, решения. Этот приём, называемый «брейнсторминг», применяется при обсуждении познавательных проблем и некоторых других. Использование этого приёма требует соблюдения следующих правил:

принимаются и одобряются любые идеи, как бы далеки от искомого решения они ни были;

подчёркивается важность не только качества, но и количества идей;

критические замечания полностью исключаются из обихода учителя;

работа класса оценивается только по окончании обсуждения проблемы.

Таким образом, создание проблемной ситуации может использоваться как эффективный прием развития творческих способностей обучающихся на уроке английского языка. Для этого необходимо учитывать типы проблем, специфику их обсуждения на уроке, особенности стимулирования интеллектуальной и речевой деятельности школьников. Важно также формировать аналитико – синтетические свойства интеллектуальной деятельности учеников, гибкость мышления, способности находить нестандартные решения проблем, применять творческие умения, необходимые для участия в обсуждении проблемы на уроке, которые позволяет активизировать иноязычную речевую деятельность обучающихся, повышает роль урока иностранного языка в интеллектуальном развитии школьников, усиливает воспитательное значение предмета. Это делает актуальным обсуждение проблем на уроке иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке немецкого языка

Методическое пособие для учителей немецкого языка, обучающих немецкому языку как второму иностранному языку в школе....

Доклад на тему «Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке истории».

Рассматривается структура проблемной ситуации и основные приёмы её создания на уроках истории....

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке математики.

В статье описана суть проблемного обучения; классические, сокразенные и мотивирующие приемы создания проблемных ситуаций на примере урока математики (из опыта работы)....

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка в 5 классе

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку...

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка.

Использование классических приемов создания проблемных ситуаций на уроках английского языка...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке русского языка

Жизнь постоянно ставит перед человеком различные проблемы. Умение искать и находить пути решения возникающих проблем — одно из качеств успешной личности. Проблемное обучение способствует развити...

Использование классических приёмов создания проблемных ситуаций на уроке английского языка

Данная статься посвящена роли проблемных ситуаций в уроке иностранного языка. Автор раскрывает актуальность данного методического подхода как в связи с обновлениями ФГОС. В материале рассматриваются в...