Программа по дополнительному образованию «Изучаем татарский язык»
проект

Айметова Рузиля Ахатовна

Программа по дополнительному образованию «Изучаем татарский язык»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchaem_tatarskiy_yazyk.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Изучаем татарский язык»

(дополнительные платные образовательные

услуги по татарскому языку)


Цель:

Знакомить детей с культурой и традициями татарского народа через театрально-игровую деятельность, научить слушателей говорить, общаться, уметь излагать свои мысли на татарском языке.

Образовательно-воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям татарского народа.

2. Пробуждать интерес к изучению татарского языка.

3. Формировать умения строить предложения, учить отвечать на вопросы, точно употребляя слова по смыслу.

4. Расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь.

5. Развивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности.

Ресурсное обеспечение:

- кабинет;

- ноутбук;

- мультимедиа проектор;

- детские столы и стулья;

- шкафы для пособий;

- аудио оборудование;

Наглядно – образный материал:

- Иллюстрации и репродукции;

- Наглядно – дидактический материал;

- Игровые атрибуты;

- Художественная литература;

- Татарские костюмы;

- Открытки для рассматривания;

Возраст, группы

Продолжительность

занятий

В неделю

В год

Средняя 4-5 лет

20 минут

2 раза

72 занятия

Старшая 5-6 лет

25 минут

2 раза

72 занятия

Подготовительная 6-7 лет

30 минут

2 раза

72 занятия


Пояснительная записка.

Программа кружка татарского языка рассчитана на детей 4-6 лет и составлена в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Дети знакомятся с основами языка, приобретают элементарные навыки разговорной речи, накапливают основной запас слов по различным темам, знакомятся с простейшими основами грамматики татарского языка.

Программа рассчитана на один год обучения. Кружок проводится 2 раз в неделю, во второй половине дня, как дополнительная образовательная деятельность. В месяц 7-8 занятий, в год проводится 72 занятия. Длительность занятия  20-30  мин. Дети знакомятся с основами языка, приобретают элементарные навыки разговорной речи, накапливают основной запас слов по различным темам, предусмотренным программой обучения детей татарскому языку, знакомятся с простейшими основами грамматики татарского языка. На данном уровне обучения дети знакомятся с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка. Средства реализации: специально организованное обучение в групповой и фронтальной форме.

Основные приемы:

1.Игровая мотивация;

2.Создание игровых образов: визуальных, музыкальных, пластических.

3.Использование различных видов игр; игры-имитации;

4.Использование словесного и наглядного материала: стишки, загадки, картинки, аудио- и видеоматериал.


Методическое обеспечение:

1. Ознакомление с художественной литературой;

2. Формирование словаря;

3. Воспитание звуковой культуры речи и ознакомление с буквами татарского алфавита;

4. Развитие связной речи;

5. Знакомство детей с традициями, обычаями и бытом татарского народа.

Перспективный тематический план н учебный год

Сентябрь

Тема

Цель

Количество занятий

Содержание занятия

1

«Әйдәгезтанышыйк» «Давайте познакомимся»

Выяснить в беседе с детьми, имеющиеся знания и навыки разговорной речи.

2

1.Знакомство

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3. Чтение стиха.

2

«Татарларкемнэралар?» «Татары, кто они?»

Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры

2

1.Чтение стихотворения: Я татарин, и этим всё сказано!Рашид Аликберов.

2.Просмотр презентации.

3.Игра «Тюбетейка»

4. Слушание татарских песен.

3

«Минем гаиләм» «Моя семья»

 Научить детей самым необходимым словам, выражающим родство

2

1.Чтение сказки.

 2. Дидак. игра «Слушай, покажи, повтори».

3.подвижная игра «Эбэк-чэбэк».

4. Пальчиковая игра «Бубармак»

4

«Минем гаиләм» «Моя семья»

 Закрепить представления о родственных отношениях, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

2

1.Просмотр мультфильма.

 2. Игра «Пальчиковый театр». 3.Разучивание песни «Курсэт эле ускэнем». 4. Работа по картинкам.

Октябрь

1

«Жимешлэр» «Фрукты»

Упражнять детей в правильном использовании в речи названий фруктов на татарском языке

2

1 Чтение сказки

 2. Игра «Сбор урожая»

3. Песня «Эпипэ»

2

«Яшелчэлэр» «Овощи»

Упражнять детей в правильном использовании в речи названий овощей на татарском языке

2

1. Чтение стиха

2. Повторение песни «Эпипэ»

3. Повторение песни.

4. Показ настольного театра «Шалкан»

3

«Уенчыкларкибете» «Магазин  игрушек»

Познакомить детей с названиями игрушек на татарском языке

2

1. Загадки.

2. Сюж-рол. игра «Магазин».

3. «Танцуют все»

4

«Ел фасыллары»

«Времена года»

Развивать умение называть времена года на тат. языке, познакомить с признаками.

2

1. Беседа по картинкам

2. Игра «Когда это бывает?»

3. Чтение стиха на тат. языке

Ноябрь

1

«Алсу кунака килгән» «Алсу в гости пришла»

Развивать умение называть куклу по имени, называть свои имена; побуждать детей к ведению диалога

2

1. Беседа по картине 2. Игра «Знакомство» 3. Разучивание песни. 4. Пальчиковая игра «Бубармак».

2

Праздник «День Независимости»

Познакомить детей с праздником - Днем независимости; развивать патриотические чувства, чувство гордости за свою республику, за маленькую родину.

2

1.Песни.

2.Стихи.

3. Танцы

3

«Йортхайваннары» «Домашние животные»

Упражнять детей в правильном использовании в речи названий дом. животных на татарском языке

2

1.Чтение сказки

2.подвижная игра «Толке хэмтавыклар». 3.Дидактическая игра

4

«Кыргыйхайваннар» «Дикие животные»

Упражнять детей в правильном использовании в речи названий диких животных на татарском языке

2

1.Дидактическая игра «Угадай, чей малыш?».

2.Игровая ситуация.

3.подвижная игра «Аю- буре»

Декабрь

1

1 «Салават куперетослэре»«Цвета радуги»

Развивать умение называть цвета на татарском языке.

2

1.Беседа с детьми  

2. Дидактическая игра «Найди такой же цвет»

3. Показ настольного театра «Чувартавык»

4. Разучивание новой песни. «Чыршы, чыршы без сине»

2

Кунеллесаннар «Веселый счет»

Развивать умение использовать числа в разговорной речи

2

1.Беседа по картинкам

2. Игра «Веселый счет»

3. Чтение стиха на тат. Языке

 4. Подвижная игра «Делай как я!»

 5. Повторение песни.

3

«Зимние игры»

«Кышкыуеннар»

Закрепить знание детей о зиме и зимних явлениях, праздниках и играх

2

1.Беседа по картинкам.

 2. Игра «Времена года».

 3.Повторение новогодних стихов. 4.Повторение песни «Чыршы, чыршы без сине».

4

« Яна ел бэйрэме» «Новогодний праздник»

Познакомить с персонажами, игрушками; создать праздничный настрой

2

1.Песня «Чыршы, чыршы без сине».

 2. Повторение стихов.

 3. Татарский танец. 4.Подвижная игра по желанию детей.

Январь

1

«Халыккультурасы» «Народная культура и традиции»

Познакомить детей с традициями татарского народа

2

1 Беседа по картинкам.

2. Подвижная игра «Чулмэксатам»

2

«Татар халыккиемнэре» «Татарская национальная одежда»

Познакомить детей с разнообразием татарской одежды

2

1.Беседа по картинкам.

2.Хороводная игра «Ак калач».

3.Повторение пальчиковой игры.

4. Аппликация «Читек»

3

«Татар халыкбизэклэре» «Татарский народный орнамент»

Продолжать знакомить детей с искусством татарского народа и с предметами национальной одежды.

2

1. Чтение рассказа.

2. Вопросы по тексту.

3. Дидактическая игра «Найди пару» 4. Аппликация «Тубэтэй»

4

«Милли уеннар» «Национальные игры и забавы»

Познакомить детей с национальными играми и забавами татарского народа.

2

1 Беседа по картинкам.

2. Загадки.

3. Подвижная игра «Бег в мешках»

Февраль

1

«Татар халыкашлары» «Татарская национальная кухня»

Познакомить детей с национальными блюдами, наиболее часто употребляемыми названиями продуктов в нац. кухне

2

 1. Чтение стиха

2. Беседа

3. Дидактическая игра «Волшебный коробок»

 4. Зарисовка тат. блюд

2

«Татархалкынынмузыкальинструментлары» «Музыкальные инструменты татарского народа»

Познакомить детей с музыкальными инструментами татарского народа.

2

1.Беседа о музыкальных инструментах

 2. Рассматривание иллюстрации с изображением татарских музыкальных инструментов

3. Подвижная игра «Аюбуре».

4. Прослушивание звучание .

3

«23 февраль бэйрэме» «День защитника отечества»

Формировать у детей чувство патриотизма; дать детям представление о защитниках отечества

2

1. Беседа по картине

2. Игра «Найди пару»

3. Слушание песни.

4. Зарисовка

4

«Татар халыкбэйрэмнэре» «Праздники татарского народа»

Познакомить детей с праздниками татарского народа

2

1. Беседа по картинкам. 2.Просмотр презентации.

3.Беседа о праздниках. 4.Национальн. игры по желанию детей.

Март

1

« Хатынкызлар коне» «Международный женский день»

Обогащение знаний детей о празднике Международный женский день

1

1. Чтение сказки.

2. Вопросы по тексту.

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

 4. Тат. танец

2

Пришла весна

Продолжать знакомить детей с временами года- весна, учить в правильном порядке называть их, знакомить с признаками, дни теплые , ярко светит солнце, прилетают птицы,Чтение стихотворениеГ.Тукая из цикла Времена года  «Когда это бывает?»

2

1.Картины цикла Времена года, рассматривание

2.Текст стихотворения Г Тукая  «Когда это бывает?»

3. Вопросы по тексту.

3

«Яхшылыкатнасы»  «Неделя доброты»

Развивать умение называть вежливые слова на тат. языке

2

1. Чтение сказки.2. Вопросы по тексту.3. Дидактическая игра «Чего не стало?»

4

«Экиятлэр илендэ» «В мире сказок»

Приобщить детей к татарским сказкам, развитием воображения, фантазии, артистизма

2

1.Беседа с детьми.

2. Просмотр сказки

Апрель

1

«Әйдәгез, уйныйбыз» «Давайте поиграем»

Формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции

1

Беседа по картинкам. 2. Дидактическая игра 3.Повторение песни.4. Эстафета.

2

«Безнен кошлар» «Наши пернатые друзья»

Упражнять детей в правильном использовании в речи названий птиц на татарском языке

2

1.Беседа по картинкам.  

2. Хороводная игра «Ак калач»

3. Пальчиковой игры

3

«Бу өйдә нэрсэ бар?» «Мебель в доме»

Ознакомить детей с домом, предметами домашнего обихода, мебелью

1

1.Беседа по картинкам

2. Дидактическая игра «Чего не стало?»

 3. Повторение тат. танца.

4. Повторение стихов.

4

«Минем дуслар» «Мои друзья».

Научить использовать вежливые слова в разговорной речи на тат. языке

2

1.Чтение сказки.

2. Подвижная игра «Эбэкле»

3. Повторение песни

4. «Раскрась картинки.

5

«Экскурсия в мини- музей» «Татарская изба»

Приобщить детей к истории и культуре родного края, посредством «музейной педагогики»

1

1.Приход гостья. 2.Беседа с детьми. 3.Просмотр презентации.

4. «Мини-музей»

Май

1

«Татар экиятлэре» «Татарские сказки

Познакомить с персонажами татарских сказок

2

1. Чтение сказки.

2. Знакомство с персонажами сказок.

3. Хороводная игра «Песипеси».

4. Показ настольного театра «Шалкан»

2

«Татар халык легенда хэм мифлары» «Легенды и мифы татарского народа»

Познакомить с персонажами татарских легенд и мифов

3

1.Чтение легенд.

2.Просмотр презентации.

3-4

«Уткэннэрнекабатлау»

«Повторение пройденного»

2

В ходе обучения дошкольники знакомятся с художественной литературой, формируется их словарный запас. Знакомятся со звуками и буквами татарского языка, приобщаются к традициям татарского народа. Получают задатки связной речи в результате диалогового общения и разговорной речи.

Использованная литература:

1.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку

русскоязычных детей».

2.Г.З.Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

3.«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, татарскому языку» Казань, 2012г.

4.«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Программа объединения дополнительного образования "Знатоки русского языка"

Программа объединения по русскому языку "Знатоки русского языка" основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного. Новизна её в том, что на занятиях объединения учащи...

Программа кружка дополнительного образования по английскому языку в 3 классе "Путешествие в мир английского"

Программа кружка дополнительного образования по английскому языку в 3 классе написана с учетом требований ФГОС на основе методического комплекта "Путешествие в мир английского: English for juniors" Бо...

Программа объединения дополнительного образования по немецкому языку "Полиглот"

Данный материал предназначен для организации внеклассной работы по немецкому языку....

Рабочая программа курса дополнительного образования по английскому языку для учащихся 6 классов "With English around the World"

Рабочая программа курса дополнительного образования по английскому языку "With English around the World" для учащихся 6 классов составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государ...

Рабочая программа по дополнительному образованию по русскому языку 5 класс

Программа содержит пояснительную записку, содержание материала, тематическое планирвание и направлена на развитие речи, повышение мотивации, развитие творческих способностей и привитию любви к родному...

Рабочая программа по дополнительному образованию по русскому языку 6 класс

Программа содержит пояснительную записку, содержание материала, тематическое планирование и направлена на развитие культуры речи учащихся....