Программа объединения дополнительного образования "Знатоки русского языка"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Программа объединения по русскому языку "Знатоки русского языка" основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного. Новизна её в том, что на занятиях объединения учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа объединения "Знатоки русского языка" | 372.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
«Утверждено» «Согласовано» ____________ ____________
Директор МБОУДОД Директор МБОУ «Курманаевская СОШ»
«ЦРТДиЮ»
Программа объединения
«Знатоки русского языка»
Возраст воспитанников: 13-15 лет.
Срок реализации: 2 года.
Составитель:
Полянина Елена Анатольевна,
педагог дополнительного образования
высшая категории.
с. Курманаевка, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | ||
1.1. | Направленность дополнительной образовательной программы | ||
1.2. | Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы | ||
1.3. | Цель и задачи программы | ||
1.4. | Отличительные особенности дополнительной образовательной программы | ||
1.5. | Возраст детей, участвующих в реализации данной программы | ||
1.6. | Сроки реализации дополнительной образовательной программы | ||
1.7. | Концепция программы | ||
1.8. | Режим и формы занятий | ||
1.9. | Ожидаемые результаты и способы их проверки | ||
1.10. | Формы подведения итогов реализации программы | ||
1.11. | Критерии оценки результата | ||
1.12. | Условия реализации программы | ||
2. | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ | ||
3. | УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | ||
4. | СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА | ||
5. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса, потому как имеет большое количество различных правил, среди которых порой необъяснимые исключения. Чтобы писать и говорить идеально правильно, надо знать русский язык глубоко, проявляя любовь к родному слову.
Настоящая программа рассчитана на учащихся средней ступени обучения, по характеру предметная, развивающая.
Дополнительная образовательная программа объединения «Знатоки русского языка» составлена в связи с назревшей проблемой в образовании учащихся 7-9 классов:
- Отсутствием призёров в районном туре олимпиады по русскому языку
- Отсутствием интереса у учащихся старшего звена к предмету русского языка
- Недостаточной подготовкой учащихся старших классов к устному экзамену по русскому языку в форме комплексного анализа текста
- Недостаточной подготовкой учащихся выпускных классов к ГИА по русскому языку
Образовательный процесс объединения среднего и старшего звена включен в процесс языкового развития учащихся, развитие способностей ребенка к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта.
Данная дополнительная образовательная программа способствует решению таких проблем, как:
- увеличение занятости детей в свободное время
- развитие познавательных способностей
- поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
- ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Данная авторская программа основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного (см. УМК учителя и учащихся). Новизна её в том, что на занятиях объединения учащиеся будут изучать как серьёзные вопросы языкознания, так и решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе становятся особенно актуальными. Это потому, что налицо деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры и грамотности, замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры, падение интереса к изучению русского языка.
Молодое поколение перестало любить само слово, интересоваться его богатейшими возможностями.
Проблема преподавателей - вернуть утраченную красоту русской речи, увлечь молодых людей к словесности, тем самым победить равнодушие к родному слову и пробудить в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения, добра, милосердия и терпимости к чужому мнению.
Программа объединения предполагает возродить уважение к самоценному, яркому и правдивому Слову.
Программа объединения включает в себя:
- теоретический материал;
- вопросы и задания практического характера;
- задания творческого характера.
Предложенные в рамках объединения дополнительного образования занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа на персональных компьютерах, работа с интернет-продуктами.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам второго поколения в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников.
Изучающие русский язык неизбежно сталкиваются на всех его уровнях со сходными явлениями, требующими в определенных ситуациях быстрого и обоснованного их разграничения.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: расширить, углубить и закрепить у школьников среднего звена знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
1.4. Отличительные особенности данной образовательной программы
Рабочая программа курса «Знатоки русского языка» разработана самостоятельно на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и направлена на углубленное изучение русского языка.
Материал основан на книге известного ученого В. Т. Костомарова и показывает связь истории языка и истории народа, дает синтетическую картину жизни языка от современности к древности. Содержание материала воспитывает патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим, что повышает культуру слова и помогает постичь тайны языка.
В дополнительную образовательную программу включены новейшие научные знания о происхождении письменности, об этапах развития славянской письменности от наших дней и до глубокой древности. Материал расположен в "обратном" порядке в целях постепенного погружения в глубь веков и доступности восприятия все более усложняющегося материала по мере погружения в историю развития языка.
Практическая роль дополнительной образовательной программы в дополнении материала о происхождении русского языка, его месте среди Других языков мира, развития письменности и культурной речи. Ярче иллюстрируется историческая сущность ряда явлений современного русского языка, для которых программа предусматривает "исторический комментарий" (чередование звуков, стилистические и синонимические ряды, грамматические исключения и т. д.)
Содержание, формы и методы обучения данного курса помогают учителю стимулировать познавательную активность учащихся, способствуют повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению интересов воспитанников, раскрывают их творческий потенциал, позволяющий познать глубины родного языка, расширяют знания о русском языке, способствуют формированию языковых и речевых умений.
Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.
На занятиях воспитанники ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что, на мой взгляд, поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, заложенные во всех областях языка.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 13-15 лет школьного возраста.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей 13-15 лет. Среди интересов выделяются склонности к какой-то определенной области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, и готовность отдать все время любимому занятию. Необходимо учитывать и новую позицию детей данного возраста в системе общественных отношений, осознание новой роли и овладение им нравственным опытом в индивидуальной или совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели, имеющей значение для всего коллектива.
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа объединения «Знатоки русского языка» рассчитана на 2 года обучения, 252 учебных часа, из которых:
- первый год обучения – 126 часов – это начальный этап, вводный. Практическая задача первого года обучения сводится к одному – вызвать у ребёнка интерес к языку и желание в дальнейшем анализировать языковые явления, воспитанники знакомятся с уровневым устройством языка. На занятиях объединения воспитанники обобщают и систематизируют знания в области фонетики, грамматики, усовершенствуют правописные и речевые навыки.
Чтобы учащиеся могли практически овладеть синонимическими грамматическими средствами языка и усовершенствовать речевые и правописные навыки, они должны практически владеть знаниями в области грамматики. Эффективным средством для достижения указанной цели является грамматический разбор: морфемный, словообразовательный, лексический морфологический, синтаксический. На основе грамматического разбора проводится орфографический и пунктуационный разбор наиболее трудных для учащихся случаев. Для орфографического разбора нужны знания и по фонетике. Поэтому фонетическому разбору уделяется соответствующее внимание. Кроме того, фонетический разбор помогает осмыслению и практическому усвоению орфоэпических норм.
- второй год обучения – 126 часов; - на данном этапе предполагается повышение грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Уделяется внимание обобщению и систематизации знаний по речеведению: что такое текст, его признаки; речь, разновидности и типы речи; основные языковые средства выразительности.
1.7. Концепция программы
В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается весь учебно-воспитательный процесс.
Идея сочетания теории и практики.
Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала: освоение языка художественной выразительности текста, а также создание собственных текстов, как прозаических, так и поэтичесих.
Идея интеграции учебной и поисково-исследовательской деятельности.
Основной творческой задачей каждого ребенка является создание собственной модели или композиции. Работа начинается с поисковой деятельности детей. Сбор информации в музее, библиотеке постепенно формирует у детей устойчивый интерес к самостоятельному поиску знаний. Собранный материал оформляется и систематизируется.
Идея восхождения.
Ребенок проходит весь путь от разработки идеи до создания и демонстрации собственной авторской модели. Во время обучения кроме формирования специальных знаний и умений в детях происходят личностные изменения, расширение кругозора, формирование эстетического вкуса, повышается духовный и нравственный уровень, уверенность в себе. За время обучения происходит восхождение воспитанников к общечеловеческим ценностям, таким как: Красота, Добро, Истина, Отечество.
В основу дополнительной образовательной программы «Секреты русской орфографии и пунктуации» положены следующие принципы:
- принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на текстах по истории, традиций, природы и ремесел родного края;
- принцип творчества помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать;
- принцип коллективной деятельности реализуется при создании совместных творческих работ;
- принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей, реализуется в индивидуальных консультациях с педагогом;
- принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой ребенок может ощутить успех от самостоятельной деятельности.
При составлении программы данного курса использовались и другие принципы работы:
-нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения ранее изученных разделов лингвистики;
-вариативность содержательной и организационной составляющих, т. е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательность изучения материала курса;
-реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения курса;
-индивидуализация и дифференциация обучения;
-ориентация в практической части на языковой материал русской классической литературы;
-преимущество самостоятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
1.8. Режим и формы занятий
Занятия учебных групп проводятся 2 занятия в неделю по 2 академических часа с 15-минутными перерывами каждый час.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- викторины;
- исследовательская и проектная деятельность
- знакомство с многоаспектностью существования слова,
- лекционные занятия;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др мероприятиям).
На занятиях предусматривается использование следующих технологий обучения:
-традиционные технологии:
-объяснительно-иллюстративные т.о.(Я.Коменский)
-Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский));
-гуманно – личностная (Ш.Амонашвили).
-проблемное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
В результате обучения воспитанник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые предполагают развитие речемысленных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Учащиеся, изучившие курс, должны знать:
- общие сведения о русском языке;
- определения основных изученных единиц языка и категорий;
-орфографические и пунктуационные правила.
Учащиеся, изучившие курс должны уметь:
- опознавать (по изученным признакам) языковые единицы (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические);
- группировать языковые явления по определенным признакам;
- давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
- осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры;
- правильно произносить слова в соответствии с орфографическими нормами;
- находить в слове орфограммы, а в предложении – смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
- правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно оформлять предложения в текст;
- создавать тексты различных типов и стилей речи;
-совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их.
1.10. Формы подведения итогов реализации программы
- участие в областных, районных олимпиадах;
- практические работы;
- комплексный анализ текста;
- тестирование;
- написание текстов в различных жанрах,
- письмо под диктовку,
- самоконтроль,
- взаимопроверка,
- фронтальный опрос,
- индивидуальный устный опрос,
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- презентация;
- итоговая зачётная работа.
1.11. Критерии оценки результата:
Выполнено 70% и более – высокий уровень;
50 – 70% - средний уровень;
Менее 50% - низкий уровень.
1.12. Условия реализации программы:
- наличие кабинета;
- наличие теоретического, справочного материала;
- наличие дидактического материала;
- наличие ПК и электронного адреса у педагога и учащихся (желательно).
2. Методическое обеспечение программы.
- Костомаров В. Г. Жизнь языка От вятичей до москвичей. М: "Педагогика-Пресс" 1994г.
- Тер - Акопян А.К. Санскрит в реке русской речи. М: Новый центр 2002г.
- Утевская П. Слов драгоценные клады. Рассказы о письменности. М: Детская литература
- С. Алексеев «Слово".М: 2001 г.
- С. Алексеев "Крамола". М: 1996 г.
- С. Алексеев. "Родина богов Арвары". М: 2004 г.
- Этимологический справочник 1 - 2 ч. Томск, 2001 г.
- Этимологический словарь. М, 2000 г.
- Словарь лингвистических терминов. М: 2001г.
- Толковый словарь Ожегова. М., 1994 г.
- Толковый словарь Даля. М., 1995 г.
- О.А. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. М., 2001г.
- В. Распутин "Дочь Ивана, мать Ивана" ж. Сибирь, 2003 г. Иг 2004 г.
Иллюстративный материал
- мультимедийный учебник (диск);
- таблицы;
- тесты;
- словари.
В группе должно быть не более 8 - 10 человек. С таким количеством воспитанников можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу обучающихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что группа не перегружена детьми.
Так же необходимо следить за выполнением правил техники безопасности. С правилами безопасности труда педагог знакомит кружковцев на первом же вводном занятии и систематически напоминает о них. Эти правила оформлены и размещены на видном месте, чтобы ребята могли видеть их постоянно. С первого занятия вводится самообслуживание по уборке учебного кабинета и рабочего места воспитанника.
Основной формой организации работы является занятие, содержание которого не ограничивается только информацией, имеющейся у педагога и обучающихся. Оно включает в себя опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, ценностям), опыт взаимодействия и общения всех участников деятельности.
3. Учебно-тематический план
3.1. Тематический план первого года обучения
№ п/п | Тема раздела | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Лингвистика – наука о языке | 20 | 14 | 6 |
2 | Русский язык в его истории | 26 | 14 | 12 |
3 | Язык и культурное наследие. | 18 | 7 | 11 |
4 | Русский язык и современность | 14 | 7 | 7 |
5 | О богатстве и разнообразии в русском языке | 4 | 3 | 1 |
6 | Фонетика и орфоэпия | 8 | 4 | 4 |
7 | Словообразование | 4 | 2 | 2 |
8 | Лексика | 14 | 7 | 7 |
9 | Фразеология | 6 | 3 | 3 |
10 | Это очень интересно | 12 | 12 | |
Всего | 126 | 61 | 65 |
3. Содержание программы
3.1. Первый год обучения
1. Лингвистика – наука о языке (14+6)
Лингвистика – наука о языке. Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система. Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения. Происхождение языка. Живые и мёртвые языки. Естественные и искусственные языки. История письма. Предпосылки возникновения письма. Китайские иероглифы. Клинописное письмо. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Переход к звуко-буквенному письму
2. Русский язык в его истории (14+12)
Классификация индоевропейских языков. Русский язык в его истории. Русский язык в семье славянских языков. Наука о происхождении слов. Этимологический словарь. Наш календарь. Происхождение календарных понятий. Ономастика. Значение и история имен и фамилий. Топонимика. История и значение географических названий. Русские народные говоры. Составление словаря диалектов. Судьба слова. Новое и старое слова
3. Язык и культурное наследие (7+11)
Письменность и книга на Руси. М.В.Ломоносов и его учение о «трех штилях». Словарь А.С.Пушкина. Язык произведений великого классика. В.И.Даль – собиратель русского слова. Словари – сокровищницы языка. Работа со словарями.
4. Русский язык и современность (7+7)
Русский язык и современность. Произношение и ударение. Произношение имен существительных, прилагательных, глаголов. Грамматические ошибки и их предупреждение. Речевые ошибки и их предупреждение. Стилистические ошибки. Как их избежать?
5. О богатстве и разнообразии в русском языке (3+1)
О богатстве и разнообразии в языке. Паронимы. Русский язык в современную эпоху
6. Фонетика и орфоэпия (4+4)
Уровни языка. Фонетический уровень. Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека. Гласные и согласные. Фонема. Ударение и интонация. Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция
7. Словообразование (2+2)
Словообразование. Способы образования слов. Состав слова Морфемный анализ слова. Повторение правописания орфограмм
8. Лексика (7+7)
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава языка: словообразование, изменение значения слов, заимствование.
Слово как основная единица языка. Лексический повтор, его виды (анафора, эпифора) и изобразительная функция в художественном тексте.
Прямое и переносное значение слова.
Стилистическое использование многозначных слов. Приём намеренного сталкивания различных значений многозначных слов. Основные функции этого художественного приёма: создание комического эффекта; выражение иронии, сарказма; речевая характеристика героя и др.
Виды омонимов; их экспрессивное использование в художественных произведениях для усиления изобразительности, заострения внимания к значению слова, для создания комического эффекта.
Каламбур как словесная игра, основанная на юмористическом использовании многозначных слов и омонимов.
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Изобразительные функции лексики ограниченного употребления (диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов): средство речевой характеристики героя, местности, в которой происходит действие, и т. п.
Приёмы разъяснения значения диалектизмов, профессионализмов в художественной речи: объяснение в сноске, в скобках и др.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы, историзмы. Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи; средство придания поэтическому тексту торжественного, высокого звучания; средство сатиры и юмора, выражения насмешки и осуждения и др.
Особенности употребления старославянизмов в художественных текстах.
9. Фразеология (3+3)
Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи: использование семантически и структурно не измененных фразеологизмов как средства эмоциональной характеристики явлений и персонажей; смысловое обыгрывание фразеологизмов; индивидуально-авторские преобразования состава фразеологизмов (частичная или полная замена их компонентов, контаминирование двух фразеологических выражений, их сокращение; намеки на известное выражение, намеренная грамматическая деформация структуры фразеологизма) и др.
Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в художественном тексте.
Анализ фонетико-интонационных, пунктуационных, графико-орфографических, словообразовательных, лексических особенностей художественного текста и выразительное его чтение
10. Это очень интересно (12 часов)
Подготовка к Неделе русского языка. Выпуск газеты
Разбор и решение олимпиадных заданий
2.3. Тематический план второго года обучения
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Теория (лекции) | Практика |
Вводное занятие | 2 | - | 2 | |
1. | Обобщающее повторение основных разделов науки о языке | 20 | 7 | 13 |
2 | Орфография | 28 | 7 | 21 |
3. | Синтаксис и пунктуация | 26 | 12 | 14 |
4. | Речь. Функциональные стили речи. | 16 | 5 | 11 |
5. | Текст | 8 | 3 | 5 |
6. | Общие сведения о языке | 6 | 2 | 4 |
7. | Повторение и систематизация знаний | 16 | - | 16 |
8. | Зачетная работа по тестам | 4 | - | 4 |
| Итого | 126 | 36 | 90 |
3.2. Второй год обучения
- Обобщающее повторение основных разделов науки о языке (7+13)
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
2. Орфография (7+21)
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
3. Синтаксис. Пунктуация (12+14)
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
4. Речь. Функциональные стили речи. (5+11)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
5. Текст (3+5)
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
Многоаспектный языковой анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы
6. Общие сведения о языке (2+4)
Культура речи и языковая норма. Функции языка. Выдающиеся ученые-русисты
7. Повторение и систематизация знаний (16ч)
8.Зачетная работа (2ч)
5. Список литературы.
5.1. Литература для учителя
- Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
- Е.П. Марченко. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2007г.
- Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет.
- Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2009 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2010 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская.
- ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
- Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
- ЕГЭ-2009. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо», 2009 г. В книге помещён «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».
- Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
5.2. Список литературы для обучающихся
- Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория 5-9 кл. –М., Дрофа,2002.
- Бархударов С.Г. и др. Русский язык. 9 класс. –М., Просвещение,2002.
- Богданова Г.Ф. Уроки русского языка в 9 классе. – М., 2001.
- Валгиш Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. –М., 2002.
- З.Воителева Т. М., Войлова К. А. и др. Большой справочник « Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы. – М, 2001г.
- Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. –М.,Просвещение,2002.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е.,Чешко Л.А. –М., Просвещение,2001.
- Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. – М.,2001.
- Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1991.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982. 9.Львова СИ Этимология на службе орфографии. – М., 2001.
- Книгина М.Г. Русский язык. Подготовка к государственному централизованному тестированию. 9 класс. – Саратов, 2004.
- Львова СИ. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 2003.
- Панов М.В. А все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. –М., Просвещение.
- Панов В.Ф. Занимательная орфография. –М., Просвещение,2000.
- Пичугова Ю.С. Сборник задач и упражнений по русскому языку. Учебное пособие для 9 кл. –М., Просвещение, 2000.
- Постникова И.И. и др. Это непростое предложение. –М., Просвещение,2001.
- Рахимкулова Г.Ф. и др. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по русскому языку. – Ростов-на-Дону, 2004.
11. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб.пособие. –М.:Дрофа,2002.
Словари русского языка:
1. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. М.,2000
2. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. М., 2007.
3. Костомаров В. Г., Ефремова Т. Ф.. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., Рус. яз. 2007.
4. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., Рус. яз., 2004
6. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Институт русского языка РАН. 1997.
7. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. М., 2000.
8. Богданова Т.А, Кириченко Т.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. М: Мнемозина, 2000.
9. Контрольные измерительные материалы для ЕГЭ и ГИА
10. Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. Пермь.
11. Интернет. «Грамота.ру»
5.3. Информационные ресурсы
http://www.skazochki.narod.ru/index
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области
«Проверено» «Утверждено» ____________ ____________
Заместитель директора Директор МБОУДОД «ЦРТДиЮ»
МБОУДОД «ЦРТДиЮ» Гончарук В.А.
по УВР Петрова Н.В.
Тематический план объединения
«Знатоки русского языка»
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела/темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
I | Лингвистика – наука о языке | 20 | 14 | 6 | ||
1 | Лингвистика – наука о языке | 2 | 2 | |||
2 | Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система | 2 | 2 | |||
3 | Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Происхождение языка | 2 | 2 | - | ||
5 | Живые и мёртвые языки | 2 | 2 | - | ||
6 | Естественные и искусственные языки | 2 | 2 | - | ||
7 | История письма. Предпосылки возникновения письма | 2 | 1 | 1 | ||
8 | Китайские иероглифы. Клинописное письмо. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Пиктографическое письмо. Идеографическое письмо. Переход к звуко-буквенному письму | 2 | 1 | 1 | ||
10 | Увлекательное около нас. Интеллектуальная игра | 2 | - | 2 | ||
II | Русский язык в его истории | 26 | 14 | 12 | ||
11 | Классификация индоевропейских языков. Русский язык в его истории. Русский язык в семье славянских языков | 2 | 1 | 1 | ||
12 | Наука о происхождении слов. Этимологический словарь | 2 | 1 | 1 | ||
13 | Практическая работа с этимологическими словарями | 2 | 1 | 1 | ||
14 | Наш календарь. Происхождение календарных понятий | 2 | 1 | 1 | ||
15 | Ономастика. Значение и история имен и фамилий. | 2 | 1 | 1 | ||
16 | Решение кроссворда по ономастики | 2 | 1 | 1 | ||
17 | Топонимика. История и значение географических названий. | 2 | 1 | 1 | ||
18 | Викторина. История и значение географических названий. | 2 | 1 | 1 | ||
19 | Русские народные говоры. | 2 | 1 | 1 | ||
20 | Русские народные говоры. Говоры в нашем районе | 2 | 1 | 1 | ||
21 | Составление словаря диалектов | 2 | 1 | 1 | ||
22 | Судьба слова. Новое и старое слова | 2 | 1 | 1 | ||
23 | Игра «Язык - мой друг» | 2 | 1 | 1 | ||
III | Язык и культурное наследие. | 18 | 7 | 11 | ||
24 | Письменность и книга на Руси | 2 | 1 | 1 | ||
25 | М.В.Ломоносов и его учение о «трех штилях» | 2 | 1 | 1 | ||
26 | По местам М.В. Ломоносова (виртуальная экскурсия) | 2 | 1 | 1 | ||
27 | Словарь А.С.Пушкина. Язык произведений великого классика | 2 | 1 | 1 | ||
28 | Язык произведений великого классика. Работа с произведениями поэта | 2 | 2 | |||
29 | В.И.Даль – собиратель русского слова | 2 | 1 | 1 | ||
30 | Праздник, посвященный В.И.Далю | 2 | 1 | 1 | ||
31 | Словари – сокровищницы языка. | 2 | 1 | 3 | ||
32 | Работа со словарями. Контрольная работа | 2 | 2 | |||
IV | Русский язык и современность | 14 | 7 | 7 | ||
33 | Русский язык и современность. Произношение и ударение. | 2 | 1 | 1 | ||
34 | Произношение имен существительных, прилагательных, глаголов | 2 | 1 | 1 | ||
35 | Грамматические ошибки и их предупреждение | 2 | 1 | 1 | ||
36 | Грамматические ошибки и их предупреждение | 2 | 1 | 1 | ||
37 | Речевые ошибки и их предупреждение | 2 | 1 | 1 | ||
38 | Стилистические ошибки. Как их избежать? | 2 | 1 | 1 | ||
39 | Игра «Корректор». Работа с текстами | |||||
V | О богатстве и разнообразии в языке | 4 | 3 | 1 | ||
40 | О богатстве и разнообразии в языке. Паронимы | 2 | 1 | 1 | ||
41 | Русский язык в современную эпоху | 2 | 2 | |||
Фонетика и орфоэпия | 8 | 4 | 4 | |||
42 | Уровни языка. Фонетический уровень | 2 | 1 | 1 | ||
43 | Артикуляционная база языка. Речевой аппарат человека | 2 | 1 | 1 | ||
44 | Гласные и согласные. Фонема Ударение и интонация Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция | 2 | 1 | 1 | ||
45 | Гласные и согласные. Фонема Ударение и интонация Соотношение звуков и букв в разных языках. Транскрипция | 2 | 1 | 1 | ||
Словообразование | 4 | 2 | 2 | |||
46 | Словообразование. Способы образования слов. | 2 | 1 | 1 | ||
47 | Состав слова Морфемный анализ слова. Повторение правописания орфограмм | 2 | 1 | 1 | ||
Лексика | 14 | 7 | 7 | |||
48 | Словарное и фразеологическое богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения Многозначные слова – явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях | 2 | 1 | 1 | ||
49 | Омонимы и похожие на них языковые явления (омофоны, омоформы, омографы). Омонимы, омофоны и омографы в художественной литературе | 2 | 1 | 1 | ||
50 | Синонимы. Откуда в языке берутся синонимы. Полные и неполные синонимы/ Идеографические и стилистические синонимы | 2 | 1 | 1 | ||
51 | Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. Решение задач | 2 | 1 | 1 | ||
52 | Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Контекстуальные антонимы | 2 | 1 | 1 | ||
53 | Исконно русские и иноязычные слова в русском литературном языке. Причины и источники заимствования слов Старославянизмы в составе русского литературного языка | 2 | 1 | 1 | ||
54 | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Устаревшие слов и неологизмы. Их употребление в художественных произведениях | 2 | 1 | 1 | ||
Фразеология | 6 | 3 | 3 | |||
55 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов | 2 | 1 | 1 | ||
56 | Многозначность и омонимия фразеологизмов. | 2 | 1 | 1 | ||
57 | Синонимия и антонимия фразеологизмов. | 2 | 1 | 1 | ||
58 | Подготовка к Неделе русского языка. Выпуск газеты | 2 | - | 2 | ||
59 | Подготовка к Неделе русского языка. Выпуск газеты | 2 | - | 2 | ||
60 | Разбор и решение олимпиадных заданий | 2 | - | 2 | ||
61 | Разбор и решение олимпиадных заданий | 2 | 2 | |||
62 | Разбор и решение олимпиадных заданий | 2 | - | 2 | ||
63 | Разбор и решение олимпиадных заданий | 2 | - | 2 | ||
ВСЕГО: | 126 | 61 | 65 |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во час |
1 | Пробное тестирование с последующим выявлением ошибок | 2 | |||
I | Обобщающее повторение основных разделов науки о языке | ||||
2 | Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки | Мини-лекция, практикум А1 (демо 2008, 2009) | 2 | ||
3 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне | Работа с тестами А1 | 2 | ||
4 | Лексические нормы. Лексическое значение слова. Антонимы. Синонимы. Работа со словарями Омонимы. Паронимы. Решение тестовых задач | А2, А11, А30, В8 | 2 | ||
5 | Фразеология. Употребление фразеологизмов в речи. Речевые ошибки на лексическом уровне. | Практикум А30 | 2 | ||
6 | Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Словообразовательные модели. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. | Работа с тестами В1 | 2 | ||
7 | Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи | Практикум А3 | 2 | ||
8 | Морфологический анализ слов разных частей речи. | исслед.работа А10, В2 | 2 | ||
9 | Морфологический разбор разных частей речи. Решение тестовых задач | А3-А5, А10, А17, А18 | 2 | ||
10 | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | Работа с тестами А10, А5 | 2 | ||
11 | Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии. Анализ диагностической работы | Работа с тестами | 2 | ||
II | Орфография | ||||
12 | Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях | Работа с опорными схемами Работа с тестами | 2 | ||
13 | Правописание корней и приставок | Работа с опорными схемами Работа с тестами А13, А14 | 2 | ||
14 | Правописание корней и приставок | Работа с опорными схемами Работа с тестами А13, А14 | 2 | ||
15 | Использование алгоритмов при написании -Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи | Работа с тестами А12 | 2 | ||
16 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | Работа с тестами А15 | 2 | ||
17 | Правописание суффиксов разных частей речи (кроме Н-НН) | Работа с тестами А16 | 2 | ||
18 | Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ | Работа с тестами А17 | 2 | ||
19 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов | Работа с тестами А18 | 2 | ||
20 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов | Работа с тестами А18 | 2 | ||
21 | Работа по закреплению навыков | Работа с тестами Работа с КИМами | 2 | ||
22 | Работа по закреплению навыков | Работа с тестами Работа с КИМами | 2 | ||
23 | Работа по закреплению навыков | Работа с тестами Работа с КИМами | 2 | ||
24 | Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности Анализ диагностической работы | Самостоятельная работа | 2 | ||
25 | Анализ диагностической работы | Самостоятельная работа | 2 | ||
Синтаксис и пунктуация | |||||
26 | Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | Тренинг А5, В3 | 2 | ||
27 | Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русского языка | А17, А29, В3 | 2 | ||
28 | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения | Практикум А8, В4 | 2 | ||
29 | Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения | Практикум А9, В4, В6 | 2 | ||
30 | Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) | тренинг А5 | 2 | ||
31 | Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. | практикум А5, А19, А20 | 2 | ||
32 | Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. | практикум А4 | 2 | ||
33 | Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире | 2 | |||
34 | Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения вводные конструкции, обращения, обособление определений и приложений) | работа с тестами А19,А20, А22 В5, В6 | 2 | ||
35 | Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | работа с тестами А21 | 2 | ||
36 | Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях | практикум А23, А24 | 2 | ||
37 | Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью | работа с тестами А25 | 2 | ||
38 | Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы» Анализ работы | 2 | |||
IV | Речь. Функциональные стили речи. | ||||
39 | Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования | Семинар Практическая работа А3, А4, А5, А30, А27, А29 | 2 | ||
40 | Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования | Семинар Практическая работа А3, А4, А5, А30, А27, А29 | 2 | ||
41 | Официально-деловой стиль речи. | А6, А8 | 2 | ||
42 | Публицистический стиль речи | А32, А8 | 2 | ||
43 | Художественный стиль речи. Язык художественной литературы | 2 | |||
44 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова | Семинар, практическая работа А7, А27, А32, В8 | 2 | ||
45 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова | Семинар, практическая работа А7, А27, А32, В8 | 2 | ||
46 | Тренировочно-диагностическая работа Анализ работы | 2 | |||
V | Текст | ||||
47 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | А6, А7, А28, В7, | 2 | ||
48 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | А6, А7, А28, В7, Работа с текстами | 2 | ||
49 | Изобразительно-выразительные средства языка | В8 | 2 | ||
50 | Изобразительно-выразительные средства языка | В8 | 2 | ||
VI | Общие сведения о языке | ||||
51 | Культура речи и языковая норма | А17, А19, А20, А21 | 2 | ||
52 | Культура речи и языковая норма | А17, А19, А20, А21 | 2 | ||
53 | Функции языка. Выдающиеся ученые-русисты | А16, А28, В2 | 2 | ||
VII | Повторение и систематизация знаний | ||||
54 | Работа с текстами КИМов | КИМы | |||
55 | Работа с текстами КИМов | КИМы | |||
56 | Работа с текстами КИМов | КИМы | |||
57 | Работа с текстами КИМов | КИМы | |||
58 | Работа с текстами КИМов | КИМы | |||
59 | Работа с текстами КИМов | КИМы | |||
60 | Работа с текстами КИМов | КИМы | |||
61 | Работа с текстами КИМов | КИМы | |||
VIII 62 | Зачетная работа по тестам | А1-А26, В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) | |||
63 | Анализ зачетной работы по тестам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)
Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....
Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"
Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки". Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...
Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".
В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...
Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»
Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...
Программа объединения дополнительного образования по немецкому языку "Полиглот"
Данный материал предназначен для организации внеклассной работы по немецкому языку....
Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс
Программа курса дополнительного образования "Русская словесность. Культура речи. История русского языка". 9 класс...
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Английский язык для начинающих"
Данная программа предназначена для решения с обучающимися, не изучавшими английский язык, поступившими в колледж на базе основной школы, важнейшей задачи – формирование знаний, умений и на...