Рабочая программа по дополнительному образованию по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Программа содержит пояснительную записку, содержание материала, тематическое планирование и направлена на развитие культуры речи учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доп.образование 6 класс Заикина С.Н. | 64.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа № 2
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ Кировская СОШ № 2
От «___»_________________2016г. Коробкина Е.Г.___________________
Протокол №___________________ «___»____________________2016г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
изучения отдельных предметов
«К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
Возраст обучающихся:10-12 лет
Срок реализации : 1 год
Автор-составитель :
Заикина Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования
- учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Приказ министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г.);
3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312);
4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);
5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;
6) План внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;
7) Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5—6 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. — М.: ВАКО, 2014. — 32 с. — (Рабочие программы).
Цели и задачи изучения курса.
Цели:
- создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; - формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;
- проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»;
- формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку;
- углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры общения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умения пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Общая характеристика курса.
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая она дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Словарная работа на уроках русского языка в основной школе является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 5 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания.
Восполнить этот недостаток возможно дополнительными учебными курсами по русскому языку, которые должны побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
Особенности программы
Программа «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» относится к образовательным программам, ориентированным на достижение результатов определенного уровня (первого уровня) и реализует общеинтеллектуальное направление.
Курс состоит из трёх частей:
1) «Звучащая строка»
2) «Таинства лексики»
3) «Слово о словах»
В первой части происходит знакомство с нормами литературного произношения; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Во второй части обучающиеся подробно, в занимательной форме знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц.
В третьей части речь идёт о том, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к обучающимся
Содержание программы «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»
В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении разделов (лексика, фразеология) предмета «Русский язык»; осуществлять совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний о лексическом, фразеологическом составе русского языка. Развивается Творческая мастерская юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий по работе со словарем.
Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабораторий и Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучения фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной, исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.
В третьей части «Что в имени тебе моем…» особое внимание уделяется этимологии слова, фразеологической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов по теме «Лексика. Фразеология».
I. «Ярмарка идей» (5ч)
Тема 1. Что я умею, что могу? (1ч)
Формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов «Лексика», «Фразеология»;
Тема 2. Через тернии к звездам (1ч)
Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний о лексическом, фразеологическом составе русского языка.
Темы 3 -5. Эврика! (3ч)
Составление плана исследовательской, аналитической работы Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.
II. «Слово о словах» (20ч)
Тема 6. Имена вещей (1ч)
Работа Творческой мастерской по темам «Уточнение понятия о лексическом значении слова», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями, обогащение словарного запаса учеников.
Тема 7. В царстве смыслов много дорог (2ч)
Работа Творческой мастерской по темам «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами – омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов – омонимов». Игра «Грамматический аукцион».
Тема 8. Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова (2ч)
Работа Творческой мастерской исследователя по теме «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова».
Тема 9. Как появляются новые слова (неологизмы)? (2ч)
Работа Творческой мастерской исследователя по теме «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект – составление презентации «Лингвистический портрет поэта, использующего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций.
Тема 10. Откуда катится каракатица, или о словарях, которые рассказывают об истории слов (1ч)
Работа Творческой лаборатории исследователя по теме «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими историческими словарями. Определение первоисточника слова. Групповой проект «Иллюстрируем этимологический словарь».
Тема 11. Об одном и том же разными словами (1ч)
Работа Творческой мастерской исследователя по темам «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова – синонимы: правильное употребление в речи». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений).
Тема 12. Слова – антиподы (1ч)
Работа Творческой мастерской исследователя – беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антиподы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по…», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистические рисования с использованием антонимов. Коллективный проект: «Легко – сложно» (редактирование текстов сочинений).
Тема 13. Ума палата, или О фразеологических оборотах (2ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывке повести А Рыбакова «Приключения Кроша». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Керролла «Алиса в Стране чудес». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов».
Тема 14. Словари «чужих» слов (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов». Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских».
Тема 15. «Он весь свободы торжество» (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина».
Тема 16. Мы говорим его стихами (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование сочинений).
Тема 17. Слова уходящие (2ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятия «архаизмы», «историзмы». Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».
Тема 18. Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова (2ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятие «паронимы». Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения паронимов.
Тема 19, 20. Словарь – грамотей.
Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.
III. «Что в имени тебе моем…» (9ч)
Тема 21. Научная этимология (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов «вол», «волк» и «волынка»», «Родственные слова «запонка» и «запятая»?».
Тема 22. Какие бывают имена? (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.
Тема 23. Древнерусские имена (2ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенность древнерусских имен», «История происхождения древнерусских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина).
Тема 24. Отчество и фамилия (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя по темам «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворений С. Михалкова).
Тема 25. Времена года (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя по теме «Названия месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?». Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала».
Тема 26. О том, что мы носим (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион».
Тема 27. Растения – почему их так называют? (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Индивидуальный проект: «Название некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?».
Тема 28. Птицы и звери – почему их так называют? (1ч)
Работа Творческой мастерской юного исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале.
Описание места курса в учебном плане общеобразовательной организации.
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6 класса «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» рассчитана на 1 год (35 часов, 1 час в неделю).
Информация о внесённых изменениях в авторскую программу.
Изменения в авторскую программу не вносились.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей 5С класса. Данный класс является сборным, дети пришли из разных школ. В составе этого класса дети обучаются первый год. Класс состоит из 2-х спортивных команд, занимаются баскетболом с начальной школы, команды девочек и команды мальчиков, Дети дружелюбные, общительные, готовы прийти на помощь друг другу. Занятия спортом помогают детям быть более собранными, ответственными. Дети класса имеют достаточно высокий уровень мотивации, у них сформированы навыки применения изучаемого материала в практической деятельности, они адекватно реагируют на поставленные вопросы, творчески относятся к решению проблем, способны к самообразованию. Большая часть учеников в классе обладает высоким уровнем способностей. Работоспособность коллектива хорошая. Дети очень эмоциональные и активные, склонны к проявлению фантазии, творческому решению задач. Большинство учащихся обычно внимательны на занятиях, у многих хорошо развита память, они умеют выстраивать логические закономерности, рассуждать и репродуктивно воспроизводить тексты. В целом уровень обучаемости класса выше среднего.
Информация об используемых технологиях обучения.
Формы проведения занятий:
- практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных - материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Учебно-иссследовательская и проектная деятельность:
В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.
Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Название проектов, осуществляемых в рамках данной программы:
- «История одного слова»
- «Имена нашего класса»
- «Музей одного слова»
- «Словарь языка А.С. Пушкина»
- «Откуда есть пошли фамилии».
Виды и формы входящего, промежуточного, итогового контроля.
Формы и виды контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.
Соответствие требованиями ГИА.
Планируемые результаты изучения курса полностью соответствуют требованиям ГИА.
Планируемые результаты изучения курса.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться: |
Раздел «Звучащая строка» | |
- проводить фонетический анализ слова; - соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; - извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности | - опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); - выразительно читать прозаические и поэтические тексты; - извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Разделы «Таинства лексики», «Слово о словах» | |
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; - группировать слова по тематическим группам; - подбирать к словам синонимы, антонимы; - опознавать фразеологические обороты; - соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; - использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; - пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | - объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; - аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; - опознавать омонимы разных видов; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; - извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Результативность | ||
всего | теория | практика | |||
I. «ЯРМАРКА ИДЕЙ» (5 ч) | |||||
1 | Что я умею, что могу? | 1 | 0,5 | 0,5 | Самоанализ , диагностика проблемных зон |
2 | Через тернии к звездам (1ч) | 1 | 0,5 | 0,5 | Первичное проектирование индивидуального маршрута реализации Программы саморазвития |
3 | Эврика! | 3 | 1 | 2 | Составление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя. |
II. «СЛОВО О СЛОВАХ»(20ч.) | |||||
4 | Имена вещей | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческий проект, защита |
5 | В царстве смыслов много дорог | 2 | 1 | 1 | Устное иллюстрированное сообщение |
6 | Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова | 2 | 1 | 1 | Лингвистический эксперимент |
7 | Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? | 2 | 1 | 1 | Урок-путешествие |
8 | Откуда катится каракатица, или о словарях, которые рассказывают об истории слов | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное визуализированное выступление |
9 | Об одном и том же разными словами | 1 | 0,5 | 0,5 | Защита проекта |
10 | Слова-антиподы | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление кроссворда |
11 | Ума палата, или о фразеологических оборотах | 2 | 1 | 1 | Создание презентации |
12 | Словари «чужих» слов | 1 | 0,5 | 0,5 | Создание словаря иностранных слов ( на примере художественного текста) |
13 | «Он весь свободы торжество» | 1 | 0,5 | 0,5 | Защита творческого проекта |
14 | Мы говорим его стихами | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовка подборки цитат из творчества А.С.Пушкина |
15 | Слова уходящие | 1 | 0,5 | 0,5 | Создание собственного словаря устаревших слов и архаизмов ( произведения УНТ) |
16 | Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова | 2 | 1 | 1 | Создание кроссворда на основе словаря-паронимов |
17 | Словарь-грамотей | 2 | 1 | 1 | Защита творческого проекта |
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ...» (10 ч) | |||||
18 | Научная этимология | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческое исследование |
19 | Какие бывают имена? | 2 | 1 | 1 | Защита творческого проекта |
20 | Древнерусские имена | 2 | 1 | 1 | Устное визуализированное выступление |
21 | Отчество и фамилия | 1 | 0,5 | 0,5 | Защита творческого проекта |
22 | Времена года | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовка презентации |
23 | О том, что мы носим | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовка презентации |
24 | Птицы и звери — почему их так называют? | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовка материалов КВНа |
Календарно-учебный график
№ заня тия | Тема занятия | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Кол-во занятий | Дата проведения | |
По плану | фактически | ||||
1 | Что я умею, что могу? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология) | 1 | ||
2 | Через тернии к звез-дам | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка | 1 | ||
3 - 5 | Эврика! | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем | 3 | ||
6 | Имена вещей | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Уточнение понятия о лексическом значении слов», «Знакомство с лингвистическими словарями русского языка», «Знакомство с особенностями словарной статьи», «Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей». Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся | 1 | ||
7-8 | В царстве смыслов много дорог | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион» | 2 | ||
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство с многозначными словами: трудные случаи полисемии», «Знакомство со словами-омонимами: трудные случаи омонимии», «Способы и причины образования нескольких значений слова: составление алгоритма рассуждения на лингвистическую тему». Продолжение работы над проектом «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Редактирование творческой работы. И фа «Грамматический аукцион» | |||||
9-10 | Пригото-вим многослойный пирог, или О многозначности слова | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Ифа «Кулинарный поединок. Многозначные слова» | 2 | ||
11-12 | Как и почему появляются новые слова (неологиз-мы)? | Формирование у учащихся умений посфоения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского и др.». Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций | 2 | ||
13 | Откуда катится каракати-ца, или О словарях, которые рассказывают об истории слов | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь» | 1 | ||
14 | Об одном и том же разными словами | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Изучение особенности синонимического ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синонимов». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов («Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений) | 1 | ||
15 | Слова-антиподы | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по...», «В походе», «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект: «Легко — сложно» (редактирование текстов школьных сочинений) | 1 | ||
16-17 | Ума палата, или О фразеологических оборотах | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывках из повести А. Рыбакова "Приключения Кроша"». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес"». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов» | 2 | ||
18 | Словари «чужих» слов | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Определение значения иностранных слов» (исследовательская работа со словарем иностранных слов). Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских» | 1 | ||
19 | «Он весь свободы торжест-во» | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор-рекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений А.С. Пушкина». Понятия «литературный язык», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина» | 1 | ||
20 | Мы говорим его стихами | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор-рекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Афоризмы и крылатые выражения в произведениях А.С. Пушкина (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей» (по выбору учащихся)). Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений) | 1 | ||
21 | Слова уходящие | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Понятия «архаизмы», «историзмы». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов» | 1 | ||
22-23 | Паронимы, или «Ошибко-опас- ные» слова | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов. Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». | 2 | ||
24-25 | Словарь-грамотей | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья орфографического словаря». Беседа о значении орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Экскурсия в детство», «Незнайка на Луне», «Тайны капитана Немо»). Индивидуальный проект: «Устное (письменное) лингвистическое рисование с использованием слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам | 2 | ||
26 | Научная этимология | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов "вол", "волк" и "волынка"», «Родственники ли слова "запонка" и"запятая"?» | 1 | ||
27 | Какие бывают имена? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование | 1 | ||
28, 29 | Древнерусские имена | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «История происхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А. С. Пушкина) | 2 | ||
30 | Отчество и фамилия | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «История появления отчеств и фамилий в русском языке», «Антропонимика». Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С. Михалкова) | 1 | ||
31 | Времена года | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?» Лингвистическое рисование. Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала | 1 | ||
32 | О том, что мы носим | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион» | 1 | ||
33 | Растения — почему их так называ-ют? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный проект: «Названия некоторых растений». Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?» | 1 | ||
34-35 | Птицы и звери — почему их так называют? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых животных». Инсценирование, устное (письменное) иллюстрирование на лингвистическом материале | 2 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методические материалы: 1.Иллюстрации к произведениям. 2. Тексты художественной литературы (А.С. Пушкина, А. Рыбакова и др.) |
3. Словари: - Толковый словарь - Этимологический словарь - Словарь имен - Словарь антонимов - Словарь синонимов - Фразеологический словарь - Словарь паронимов - Словарь иностранных слов - Орфографический словарь |
Аудиозаписи, слайды по содержанию программы: 1. Электронные словари 2. Электронные энциклопедии |
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства: 1.Компьютер 2. Проектор 3. Принтер |
Список литературы:
- Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка. – изд. Русский язык, 2007.
- Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
- Вартаньян, Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
- Васильев, С. В. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005.
- Горбаневский, М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
- Граник, Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
- Даль, В. И.Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – Изд. Рипол Классик, 2007.
- Иванова, В.А., Потиха, Э. А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.
- Иванова, В.А., Панов, Г.А., Потиха, З.А., Сергеев, Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – изд. Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
- Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
- Круглов,Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.
- Лапатухин, Моисей Семенович. Школьный толковый словарь русского языка [Текст] : пособие для учащихся / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. - М. : Просвещение, 1999. - 608 с.
- Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М. : Просвещение, 2009г.
- Никонов, В. А. Словарь русских фамилий / В. А. Никонов ; сост. Е. Л. Крушельницкий; предисл. Р. Ш. Джарылгасиновой. - М. : Школа-Пресс, 1993. - 222 с. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""
Программа элективного курса по русскому языку предназначена для 10-11 классов и ориентирована на развитие речевой ко...
Прорамма дополнительного образования по русскому языку
Русский язык как средство общения играет важную роль и в развитии личности учащихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Он овладевает нормами русского литературного языка, формирует умени...
программа дополнительного образования по русскому языку
программа содержит пояснительную записку. планирование...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)
В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".
Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....
Программа объединения дополнительного образования "Знатоки русского языка"
Программа объединения по русскому языку "Знатоки русского языка" основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного. Новизна её в том, что на занятиях объединения учащи...
Рабочая программа по дополнительному образованию по русскому языку 5 класс
Программа содержит пояснительную записку, содержание материала, тематическое планирвание и направлена на развитие речи, повышение мотивации, развитие творческих способностей и привитию любви к родному...