"Разработка индивидуального образовательного маршрута в программе продвинутого уровня"( дополнительное образование детей)
презентация к уроку

Иванова Людмила Владимировна

Мы ничему не можем научить человека.

 Мы можем только помочь ему открыть это в себе. 

Галилео Галилей

 

На сегодняшний день в образовании произошла смена ценностной ориентации педагогического труда:  помоги учащемуся в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности, таланта. Это в полной мере может осуществить дополнительное образование детей. 

Следовательно, узловым вопросом работы УДОД является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_iom.pptx1.02 МБ
Файл prezentatsiya_iom.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка индивидуального образовательного маршрута в программе продвинутого уровня Подготовила: Иванова Л.В., методист МОЦ Г.о . Подольск , декабрь 2023 г.

Слайд 2

«Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети - её интеллектуальный и творческий потенциал» (Р.Н. Бунеев ). «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». (В.А. Сухомлинский).

Слайд 3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ (ИОМ) разрабатывается: - для детей, не усваивающих дополнительную общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. - для одарённых детей.

Слайд 4

ИОМ - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Слайд 5

АКТУАЛЬНОСТЬ Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (С.В. Воробьёва, Н.А. Лабунская , А.П. Тряпицына , Ю.Ф. Тимофеева и др.). Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны родителей, педагогов, государства.

Слайд 6

АКТУАЛЬНОСТЬ Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании»: «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам…». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Уже в подростковом возрасте обучающиеся должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…».

Слайд 7

НОВИЗНА Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно Концепции модернизации, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в её рамках для каждого ребенка индивидуального маршрута развития. Методика построения ИОМ мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования.

Слайд 8

Цель: Внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми. Задачи: - Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребёнка. - Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, УДО и родителей по развитию ребёнка. - Совершенствовать стиль общения педагога с ребёнком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия учащегося. - Создать условия для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. - Формировать у ребёнка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Слайд 9

МЕТОДИКА ОДАРЕННОСТИ (по А.И. Савенкову) В выявлении одаренных детей принимают участие разные участники педагогического процесса, а так же родители. А.И. Савенков предложил методику оценки общей одаренности. Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями. В ней предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Слайд 10

1. Любознательность (познавательная активность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. 2. Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы. 3. Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. 4. Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Слайд 11

5. Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. 6. Изобретательность. 7. Способность рассуждать и мыслить логически. 8. Настойчивость (целеустремленность). 9. Требовательность к результатам собственной деятельности - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Слайд 12

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий ИОМ, должен действовать примерно по такой схеме: - Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности). - Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. - Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение программы. - Предусмотреть участие родителей. - Определить способы оценки успехов учащихся. Используя данную методику, была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе дополнительного образования.

Слайд 13

Рассмотрим схему построения индивидуального образовательного маршрута: Диагностика. Данный этап ориентирован на проведение диагностики уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных особенностей. Определение целей и задач. Проектируются цели и задачи, которые должен достигнуть учащийся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута. Определение продолжительности проекта. По согласованию с родителями и самим учащимся, определяется время, которое ему необходимо затратить на освоение программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.

Слайд 14

Определение роли родителей (законных представителей) учащегося в реализации маршрута. Предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком. Разработка учебного плана (почасового). Педагог совместно с учащимся и родителями подбирают темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы учащегося. Определение содержания учебного плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.

Слайд 15

Определение способов оценки успехов учащегося на каждом этапе освоения маршрута. Способы выбора оценки и самооценки выбирают педагог совместно с учащимся. Возможные формы подведения итогов: концерт, показ, открытое занятие, показ достижений, участие в олимпиаде, научно-практической конференции, зачетная работа, экзамен, тест, рефлексия, персональная выставка.

Слайд 16

1 этап «Диагностика». Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности, выявление интересов, уровня сформированности личностных качеств. Деятельность учащегося: участие в диагностическом тестировании. 2 этап «Разработка программы». Деятельность педагога: постановка целей и задач, отбор учебного материала и его организация. Деятельность учащегося: определение собственной цели и потребности, ознакомление с ожидаемыми результатами.

Слайд 17

3 этап «Реализация индивидуальной образовательной программы». Деятельность педагога: организация образовательного процесса, а именно инструктирование, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки учащемуся. Деятельность учащегося: выполнение заданий, инструкций, требований, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом. 4 этап «Презентация личных образовательных результатов». Деятельность педагога: организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки). Деятельность учащегося: итоговая работа, содержащая в себе теоретический материал практическую работу.

Слайд 18

5 этап «Рефлексивно-оценочный». Деятельность педагога: оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе. Примерная схема самоанализа учащегося, проходящего обучение по индивидуальной образовательной программе: Какие цели я ставил перед собой в начале обучения по программе? (Что я хотел?) Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) Какая эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо ещё сделать)?

Слайд 19

Возможные формы занятий для одаренных детей, занимающихся по ИОМ Игра, беседа, экскурсия, наблюдение, практическое занятие, тренинг, творческая мастерская, творческий отчет, эксперимент, беседа эвристическая, мозговой штурм, занятие погружение, бенефис и др.

Слайд 20

№ Модули Количество часов Разделы, темы модуля Результат Теория Практика 1. Основы художественной культуры. 1 2 1. Виды и жанры изобразительного искусства. 2. Язык и средства выразительности изобразительного искусства. Презентация 2. Искусство графики. 2 8 1. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. 2. Линия – как самостоятельное графическое средство. 1. Продукты художественно-творческой деятельности: рисунок простого предмета, наброски композиции, наброски с пленера . 2.Простой натюрморт. Композиция, конструкция, рельеф. 3.Тематический натюрморт. 4.Эскизи и наброски с натуры. Схема составления ИОМ

Слайд 21

№ Модули Количество часов Программы модуля Результат 1. Инвариантный модуль Теория - Основы художественной культуры Творческие проекты по разделам модуля 2. Творческие проекты по разделам модуля Практика - Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. Компьютерная графика. Музыка (обучение игре на музыкальном инструменте на выбор, вокал). Театр (пальчиковый, кукольный, стендовый, драматизация) и др. Продукты художественно-творческой деятельности: Творческие работы, проекты, эссе, сочинения, сценарии, вокальные, музыкальные номера, выступления на академических концертах, исполнение ролей в спектаклях, спектакли и.т.д . 3. Вариативный модуль (художественно-творческая деятельность) Самостоятельная творческая деятельность Участие в концертах, выставках, спектаклях, конкурсах, олимпиадах. Творческое взаимодействие с коллективами уч-ся, опыт участия в конкурсных программах, выставках, спектаклях, получение грамот в конкурсах, адаптация в социуме. Индивидуальный образовательный маршрут

Слайд 22

Маршрутный лист учащегося ФИО ______________________ Объединение _________________ Руководитель __________________ Ожидаемые результаты: _______________ Критерии оценки ожидаемых результатов: _________ Индивидуальный маршрут:

Слайд 23

Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности ФИО ________________ возраст ___________________ 1. Какие цели я ставил перед собой в начале года? 2. Какие действия я спланировал для достижения цели? 3. Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям 4. Мне удалось 5. Я создал (достиг, участвовал и т.д.) 6. Я научился 7. В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить)

Слайд 24

Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по ИОМ 1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави­симо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься. 2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. 3. Приучайте детей к навыкам самостоятельного работы. 4. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 5. Подходите ко всему творчески.

Слайд 25

Будущее наших детей, нашего народа в руках учителя, в его «золотом сердце» (А. Фатеев) .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка индивидуального образовательного маршрута в программе продвинутого уровня Подготовила: Иванова Л.В., методист МОЦ Г.о . Подольск , декабрь 2023 г.

Слайд 2

«Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети - её интеллектуальный и творческий потенциал» (Р.Н. Бунеев ). «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». (В.А. Сухомлинский).

Слайд 3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ (ИОМ) разрабатывается: - для детей, не усваивающих дополнительную общеобразовательную программу – дополнительную общеразвивающую программу; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. - для одарённых детей.

Слайд 4

ИОМ - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Слайд 5

АКТУАЛЬНОСТЬ Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа (С.В. Воробьёва, Н.А. Лабунская , А.П. Тряпицына , Ю.Ф. Тимофеева и др.). Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны родителей, педагогов, государства.

Слайд 6

АКТУАЛЬНОСТЬ Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании»: «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам…». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Уже в подростковом возрасте обучающиеся должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…».

Слайд 7

НОВИЗНА Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования, согласно Концепции модернизации, является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в её рамках для каждого ребенка индивидуального маршрута развития. Методика построения ИОМ мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования.

Слайд 8

Цель: Внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми. Задачи: - Создать благоприятную предметно-развивающую среду для развития ребёнка. - Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, УДО и родителей по развитию ребёнка. - Совершенствовать стиль общения педагога с ребёнком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия учащегося. - Создать условия для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. - Формировать у ребёнка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

Слайд 9

МЕТОДИКА ОДАРЕННОСТИ (по А.И. Савенкову) В выявлении одаренных детей принимают участие разные участники педагогического процесса, а так же родители. А.И. Савенков предложил методику оценки общей одаренности. Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями. В ней предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Слайд 10

1. Любознательность (познавательная активность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. 2. Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы. 3. Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. 4. Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Слайд 11

5. Способность к оценке. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. 6. Изобретательность. 7. Способность рассуждать и мыслить логически. 8. Настойчивость (целеустремленность). 9. Требовательность к результатам собственной деятельности - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Слайд 12

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий ИОМ, должен действовать примерно по такой схеме: - Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности). - Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. - Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение программы. - Предусмотреть участие родителей. - Определить способы оценки успехов учащихся. Используя данную методику, была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе дополнительного образования.

Слайд 13

Рассмотрим схему построения индивидуального образовательного маршрута: Диагностика. Данный этап ориентирован на проведение диагностики уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных особенностей. Определение целей и задач. Проектируются цели и задачи, которые должен достигнуть учащийся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута. Определение продолжительности проекта. По согласованию с родителями и самим учащимся, определяется время, которое ему необходимо затратить на освоение программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.

Слайд 14

Определение роли родителей (законных представителей) учащегося в реализации маршрута. Предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком. Разработка учебного плана (почасового). Педагог совместно с учащимся и родителями подбирают темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы учащегося. Определение содержания учебного плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.

Слайд 15

Определение способов оценки успехов учащегося на каждом этапе освоения маршрута. Способы выбора оценки и самооценки выбирают педагог совместно с учащимся. Возможные формы подведения итогов: концерт, показ, открытое занятие, показ достижений, участие в олимпиаде, научно-практической конференции, зачетная работа, экзамен, тест, рефлексия, персональная выставка.

Слайд 16

1 этап «Диагностика». Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности, выявление интересов, уровня сформированности личностных качеств. Деятельность учащегося: участие в диагностическом тестировании. 2 этап «Разработка программы». Деятельность педагога: постановка целей и задач, отбор учебного материала и его организация. Деятельность учащегося: определение собственной цели и потребности, ознакомление с ожидаемыми результатами.

Слайд 17

3 этап «Реализация индивидуальной образовательной программы». Деятельность педагога: организация образовательного процесса, а именно инструктирование, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки учащемуся. Деятельность учащегося: выполнение заданий, инструкций, требований, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом. 4 этап «Презентация личных образовательных результатов». Деятельность педагога: организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки). Деятельность учащегося: итоговая работа, содержащая в себе теоретический материал практическую работу.

Слайд 18

5 этап «Рефлексивно-оценочный». Деятельность педагога: оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе. Примерная схема самоанализа учащегося, проходящего обучение по индивидуальной образовательной программе: Какие цели я ставил перед собой в начале обучения по программе? (Что я хотел?) Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?) Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) Какая эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо ещё сделать)?

Слайд 19

Возможные формы занятий для одаренных детей, занимающихся по ИОМ Игра, беседа, экскурсия, наблюдение, практическое занятие, тренинг, творческая мастерская, творческий отчет, эксперимент, беседа эвристическая, мозговой штурм, занятие погружение, бенефис и др.

Слайд 20

№ Модули Количество часов Разделы, темы модуля Результат Теория Практика 1. Основы художественной культуры. 1 2 1. Виды и жанры изобразительного искусства. 2. Язык и средства выразительности изобразительного искусства. Презентация 2. Искусство графики. 2 8 1. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. 2. Линия – как самостоятельное графическое средство. 1. Продукты художественно-творческой деятельности: рисунок простого предмета, наброски композиции, наброски с пленера . 2.Простой натюрморт. Композиция, конструкция, рельеф. 3.Тематический натюрморт. 4.Эскизи и наброски с натуры. Схема составления ИОМ

Слайд 21

№ Модули Количество часов Программы модуля Результат 1. Инвариантный модуль Теория - Основы художественной культуры Творческие проекты по разделам модуля 2. Творческие проекты по разделам модуля Практика - Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн. Компьютерная графика. Музыка (обучение игре на музыкальном инструменте на выбор, вокал). Театр (пальчиковый, кукольный, стендовый, драматизация) и др. Продукты художественно-творческой деятельности: Творческие работы, проекты, эссе, сочинения, сценарии, вокальные, музыкальные номера, выступления на академических концертах, исполнение ролей в спектаклях, спектакли и.т.д . 3. Вариативный модуль (художественно-творческая деятельность) Самостоятельная творческая деятельность Участие в концертах, выставках, спектаклях, конкурсах, олимпиадах. Творческое взаимодействие с коллективами уч-ся, опыт участия в конкурсных программах, выставках, спектаклях, получение грамот в конкурсах, адаптация в социуме. Индивидуальный образовательный маршрут

Слайд 22

Маршрутный лист учащегося ФИО ______________________ Объединение _________________ Руководитель __________________ Ожидаемые результаты: _______________ Критерии оценки ожидаемых результатов: _________ Индивидуальный маршрут:

Слайд 23

Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности ФИО ________________ возраст ___________________ 1. Какие цели я ставил перед собой в начале года? 2. Какие действия я спланировал для достижения цели? 3. Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям 4. Мне удалось 5. Я создал (достиг, участвовал и т.д.) 6. Я научился 7. В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить)

Слайд 24

Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по ИОМ 1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать незави­симо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься. 2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. 3. Приучайте детей к навыкам самостоятельного работы. 4. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. 5. Подходите ко всему творчески.

Слайд 25

Будущее наших детей, нашего народа в руках учителя, в его «золотом сердце» (А. Фатеев) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.

Презентация и тезисы  одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...

Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС существует для реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего време...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкого химико-технологического колледжа)

     В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как  утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, ...

Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - логопата".

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата....

Разработка индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут ученицы 6д класса Воронковой Анжелики....

Презентация по разработке Индивидуальных образовательных маршрутов

Индивидуальный образовательный маршрут как одно из условий развития математической одаренности...