Проектирование индивидуального образовательного маршрута как механизм развития непрерывного профессионального образования в колледже (из опыта работы Череповецкого химико-технологического колледжа)
статья на тему
В современном мире резко возрос объем знаний, которыми должен владеть современный человек. Сегодня, как утверждают эксперты, объем знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие годы они будут удваиваться каждые 11 дней. Поэтому перед личностью и, в первую очередь, перед каждым работником встает задача быстрого и постоянного обновления знаний и компетенций в течение всей жизни. Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость обеспечения периодического, непрекращающегося пополнения и обновления знаний посредством системы непрерывного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование индивидуального маршрута опережающего непрерывного повышения квалификации как механизм развития профессионализма педагога в современном колледже (из опыта работы «ЧХТК»)
Быкова Е.О., Чистякова В.В.
Модернизация высшего и среднего профессионального образования актуализировала поиск качественно новых подходов к научно-методическому обеспечению подготовки будущих квалифицированных рабочих и специалистов новой формации - активных субъектов, включенных в различные виды созидательной деятельности, конкурентоспособных, обладающих необходимым уровнем социально-профессиональной компетентности и воспитанных на гуманистических ценностях. Очевидно, что подготовить выпускников новой формации могут осуществить педагоги, обладающие такой же характеристикой – педагог-профессионал новой формации. Основное бремя формирования педагога новой формации легло на научно-методические службы образовательных организаций среднего профессионального образования, поскольку такой педагог нужен сегодня, а не в перспективе. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов, регионализация среднего профессионального образования требуют неотложного решения кадровой проблемы. Сложившаяся ситуация обостряется практическим отсутствием профессиональной подготовки кадров для системы СПО на государственном уровне. Таким образом, формирование высококвалифицированных педагогов новой формации становится инновационной задачей деятельности научно-методических служб современных колледжей и техникумов.
В «Череповецком химико-технологическом колледже» инновационные методологические подходы к научно-методической работе определились в ходе реализации программы инновационной деятельности в течение 2013-2015гг. Проектно-целевой, компетентностный и личностно ориентированный подходы, взятые за методологическую основу преобразований, а также принципы опережения и непрерывности повышения профессиональной квалификации педагогов колледжа, позволили решать проблему инновационным путем.
На первом этапе был проведен расширенный анализ кадрового обеспечения инновационной образовательной деятельности колледжа. Результаты анализа показали следующее: дискретность сложившейся системы повышения квалификации не позволяет стратегически обеспечить формирование нового качества профессионализма работающих педагогов; мотивация педагогов к повышению квалификации низкая; существующие в колледже организационно-методические условия повышения квалификации требуемого качества, включая содержательный аспект, должны быть изменены системно и технологично на концептуальной основе.
На втором этапе были изучены современные достижения педагогической науки в области педагогического образования и разнообразный практический опыт по решению проблем повышения квалификации педагогов СПО, разработана система задач научно-методической работы и спроектированы примерные квалификационные требования к педагогу колледжа. Результатом стала разработка и принятие концепции научно-методической работы. В соответствии с ней научно-методическая деятельность стала не только отдельным направлением научно-исследовательской работы и обязательным компонентом профессиональной деятельности всех педагогов колледжа. Она выполняет функцию основополагающего мотива к опережающему непрерывному повышению квалификации.
В современной методологии укрепилась точка зрения, согласно которой основным механизмом развития социальной практики выступает процесс её проектирования. По мнению академика В.В. Давыдова, оно предполагает целенаправленное создание новых форм деятельности, сознания и мышления людей, начиная с формирования опережающих представлений и заканчивая реализацией соответствующего проекта. В связи с этим, одним их механизмов опережающего непрерывного повышения квалификации может выступать проектная технология.
Внедрение проектной технологии в организацию опережающего непрерывного повышения квалификации в колледже осуществлялось
с позиций:
- внедрения проектирования педагогом собственного маршрута повышения квалификации на добровольной основе;
- введения собственной ответственности педагогов за эффективность и качество прохождения курсовой подготовки, т.к. по новым нормам право выбора курсов, сроков и форм прохождения курсовой подготовки делегируется самим педагогам, на них же возлагается ответственность за сделанный выбор;
- удовлетворения потребностей каждого педагога в профессиональном росте с учетом его профессиональных интересов и амбиций, запросов и проблем;
- мотивации к опережающему непрерывному повышению квалификации.
При проектировании индивидуального маршрута повышения квалификации выдвигается ряд требований к содержанию проекта:
- разноуровневая организация опережающего непрерывного профессионального образования (федеральный, региональный, муниципальный, образовательное пространство колледжа,) и самообразование;
- содержание опережающего непрерывного повышения квалификации структурируется из двух частей: инвариантной и вариативной; инвариантная часть определяется требованиями ФГОС, действующим законодательством в области образования и иными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней, а вариативная составляется и корректируется самостоятельно в зависимости от запросов колледжа и самого педагога;
- индивидуальный маршрут может разрабатываться как учебный план, сопровождаемый модульными программами, отражающими логику повышения квалификации в рамках установленной научно-методической темы колледжа и в соответствии с выбранной темой самообразования, с указанием конкретных сроков их освоения;
- в содержание вариативной части предлагается включить научно-методическую, научно-исследовательскую, опытно-экспериментальную работу; расширение профессиональной компетентности посредством приобретения новых компетенций, формирование позитивного имиджа педагога нового типа.
При этом учтены возможные типичные недостатки в самоорганизации проектирования:
- недостаточно сформированная внутренняя мотивации педагогов;
- отсутствие опыта проектирования;
- отсутствие знаний, умений и опыта разработки учебного плана для реализации индивидуального маршрута повышения квалификации;
- недостаточно развитая рефлексия профессиональной деятельности. Для устранения возможных недостатков определена система научно-методических мероприятий, в числе которых:
- организация краткосрочных курсов повышения квалификации по проектированию индивидуального образовательного маршрута и разработке учебного плана;
- организация научного руководства учебно-исследовательской, экспериментальной и учебно-проектировочной деятельностью студентов;
- разработка методических рекомендаций по проектированию индивидуального маршрута повышения квалификации педагога: рекомендуемая форма, структура (инвариантная часть и вариативная), формулировка цели, направления образовательной подготовки (теоретическая и практическая), результаты);
- проведение тренинга по развитию мотивации;
- проведение тренинга личностного роста;
- проведение индивидуальных консультаций по решению возникшей в ходе проектирования проблемы;
- проведение согласования индивидуальных модульных программ повышения квалификации и сроков их реализации;
- формирование новой системы управления научно-методической работой педагогического коллектива с персонифицированной ответственностью педагогов за выбор индивидуального маршрута повышения квалификации и результаты своего труда;
- поиск новых и совершенствование внедренных форм научно-методической помощи педагогам в колледже.
Таким образом, потребность педагога в более высоком уровне и новом качестве профессиональной компетентности в значительной мере удовлетворяется за счет его самостоятельного выбора средств научно-методической помощи, сложившихся во внутренней системе повышения квалификации в колледже: методические материалы и рекомендации, индивидуальные беседы и консультации, наставничество, супервизия, коучинг, стажировки и т.п. В то же время, при проектировании индивидуального маршрута повышения квалификации предусматривается оптимальность сочетания выбора педагога с обязательной традиционной формой курсовой подготовки, осуществляемой в региональном институте развития образования.
Содержание повышения квалификации дополнено научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работой педагога, широкими возможностями участия в различных по направлениям, формам и уровням профессиональных конкурсах на добровольной основе.
Предупреждая возможное сопротивление со стороны педагогов, научно-методическая служба и администрация колледжа внедряли проектирование индивидуального маршрута повышения квалификации педагогов на добровольной основе, в качестве пилотного проекта. Как показала практика, проектирование стимулирует самообразование и профессиональное саморазвитие, в значительной степени актуализирует творческую самореализацию педагогов.
Возможность самостоятельного планирования сроков обучения, выбора его форм и уровней стали благоприятными условиями для формирования успешного имиджа педагога новой формации, качественного роста профессионализма, приобретения новых компетенций и профессиональных достижений. Все достижения педагогов документируются в формате «Портфолио» и предоставляются для прохождения процедуры аттестации.
На начальном, «пластичном» этапе внедрения добровольная основа проектирования индивидуального маршрута повышения квалификации помогла научно-методической службе апробировать такую форму фронтальной образовательной подготовки педагогов, как внутренние целевые краткосрочные образовательные курсы («Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута», «Социально-педагогический минимум», «Педагогическая рефлексия» и др.). Перенос ответственности за повышение квалификации на самих педагогов привел к росту их активности в инновационной деятельности, что выразилось в:
- деятельности временных творческих групп, создаваемых для решения конкретных учебно-методических проблем,
- деятельности научного объединения педагогов колледжа,
- активизации участия в разноуровневых профессиональных конкурсах и научно-практических конференциях,
- организации деятельности студенческого научного объединения,
- научном руководстве исследовательской работой студентов,
- систематизации, анализе и обобщении успешного педагогического опыта через публикации.
В целях развития научно-методической работы в колледже планируется перевод проектирования индивидуального маршрута повышения квалификации с добровольной основы на обязательную. Этому способствует сформированный в колледже банк форм оказания научно – методической помощи и поддержки:
- индивидуальное консультирование по запросам педагогов;
- оказание индивидуальной и фронтальной практической научно-методической помощи;
- организация деятельности временных творческих групп педагогов с учетом их профессиональных интересов и потребностей;
- диагностика и изучение готовности педагогов к инновационной деятельности;
- диагностика мотивации;
- введение в структуру «Портфолио педагога» информационно-отчетной карты по инновационной деятельности;
- создание информационно-методического банка индивидуального опыта и квалификации педагогов;
- организация и координация деятельности методических объединений и научного объединения педагогов;
- активное использование информационно-коммуникационной технологии в обеспечении и оформлении научно-методической работы.
Развитию опережающего непрерывного повышения квалификации педагогов в большой степени способствуют созданные благодаря модернизации материально-технической базы и инфраструктуры колледжа инновационная среда и открытое информационное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентностиТема самообразования:«Создание условий для самореализации каждого учащегося в соответствии с его инт...
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности на 2016-2017 учебный годФИО педагога __Номоконова Полина ОлеговнаДолжность Учитель-дефектологТ...
Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в обучении иностранным языкам при инклюзивном образовании
Цель разработки ИОМ: Преодоление противоречия между коллективными формами и индивидуальным способом освоения иностранного языка путем проектирования учебной и внеучебной индивидуальной образовательн...
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности
Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности...
«Что надо знать при проектировании индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника»
Индивидуальный Образовательный Маршрут развития ребёнка с ОВЗ в Образовательной области «Физическое развитие»....
Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Проектирование индивидуального образовательного маршрута саморазвития педагога"
Материал предназначен для педагогов при подготовке к составлению индивидуального образовательного машрута.Цель: организация повышения квалификации педагогов посредством создания условий для сознательн...