Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по теме
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС существует для реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качеств
- Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре общеобразовательной программы ДОУ .
- На сегодняшний день коррекционная работа строится в рамках проектной деятельности с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности специалиста.
- В связи с этим, актуальность темы вызвана насущной потребностью в повышении качества работы логопеда через внедрения ФГОС в деятельность дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Построение индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка индивидуального образовательного маршрута в условиях реализации ФГОС
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре общеобразовательной программы ДОУ .
На сегодняшний день коррекционная работа строится в рамках проектной деятельности с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности специалиста. Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т. д.
Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
- Этап конструирования.
- Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
1. Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»
2. Диагностический этап. На данном этапе проводится диагностика совместно с педагогом психологом.
Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовывается во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает проектная деятельность, в которой происходит интеграция специалистов и реализуются индивидуальные качества каждого ребенка
5. Этап завершающая диагностика.На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
Представленный ниже ИО маршрут позволяет нам специалистам выполнять требования Стандарта, а именно реализовывать индивидуальные потребности ребенка для оптимального развития его личностных качеств. Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
- Индивидуальный образовательный маршрут при организации индивидуального обучения
- Ф.И.ребенка ___________
Направление коррекционной развивающей работы «Проблемные зоны» ребенка | Определение содержания коррекционной развивающей работы | Ожидаемый результат | Реализация родителями | |
Формы работы | ||||
логопед | воспитатель | |||
1Развитие общей моторики, развитие статической и динамической организации движений Развитие произвольной моторики пальцев рук | Игры с пальчиками , сопровождающиеся стихами и потешками Специальные упражнения без речевого сопровождения Самомассаж кистей рук Упражнения№1,2,3 | Выполнение рекомендуемого комплекса упражнений | ||
.Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза | Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Закрепить представления о твердости—мягкост согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Продолжать работу над четкостью дикции | Четкое произношение слов со сложной звукослоговой структурой в предложениях и в свободной речи Свободное владение представлениями о твердости-мягкости звуков. Самостоятельная дифференциация звуков по акустическим признакам | Работа по заданию специалиста, консультации в присутствии ребенка | |
.Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи | активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем по лексическим темам : «Деревья», «Ягоды», «Грибы», «Птицы» Работать над сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины. | Иметь четкие представления по данным лексическим темам. Знать не менее 5-6 существительных из каждой темы. Правильное употребление слов ПАЛЬТО,КОФЕ в свободной речи Самостоятельный подбор слов -антонимов в игре «Скажи наоборот» Самостоятельное составление сравнительного описательного рассказа двух предметов Использование в свободной речи слов КОГДА, ПОТОМУ ЧТО при составлении сложноподчиненных предложений | ||
.Развитие пространственно-временных представлений | Закрепить понятия о временах года, осенних месяцах и днях недели | самостоятельно называть времена года , месяцы:СЕНЯБРЬ,ОКТЯБРЬ,НОЯБРЬ и дни недели | ||
Развитие основных мыслительных операций,навыков соотносительного анализа навыков группировки и классификации | Работать над исключением стереотипного мышления | |||
Грамота | Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы. Совершенствовать навык осознанного чтения слов, и небольших предложений Научить разгадывать ребусы | Научиться различать правильное написание букв У, И, Р. Самостоятельное правильное написание этих букв Чтение предложений из 4-5 слов. Самостоятельное или с помощью взрослого составление ребуса | ||
.Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) | Совершенствовать навык распознавания и преобразования геометрическ.их фигур | |||
.Развитие слухового внимания и памяти | Работать над развитием слухового внимания | Запоминание 6-8 слов | ||
.Развитие комбинаторных способностей | ||||
.Развитие и коррекция произносительной стороны речи | Автоматизация звуков {Р}-{Р'} в сложных словах со стечением согласных, предложениях. Дифференциация {Р}-{Р'} в словах и свободной речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальные образовательные маршруты (в рамках реализации ФГОС)
к выступлению на семенаре,педсовете...
индивидуальные образовательные маршруты (в рамках реализации ФГОС)
выступление на семенаре, педсовете...
Выступление на районной августовской конференции по теме: «Индивидуальные образовательные маршруты как условие повышения качества образования» /обобщение опыта работы учителя русского языка/.
Внедрение в практику индивидуальных маршрутов -условие повышения качества образования....
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования
Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...
Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)
Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...