Программа социализации
методическая разработка

программа социализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sotsializatsii.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7»

РАССМОТРЕНО

На пелагогическом совете__________________

Застрожина В.В.

Протокол №1

От г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель управляющего совета___________________

Малетин А.И.

Протокол №1

От г.

УТВЕРЖДЕНО

директор

________________________

Застрожина В.В.

Приказ №394

От г.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

«Становление»

Воспитательная программа для учащихся 5-11-х классов

Автор-разработчик

Красавина Елена Филипповна

Учитель МБОУ «СШ №7»

Нижневартовск 2023

Паспорт программы

наименование

Программа воспитания и социализации учащихся «Становление»

заказчик

МБОУ «СШ №7»

Основной разработчик программы

Красавина Елена Филипповна

Цель программы

Создание условий для развития гуманистически направленной, высокообразованной, полноценной психически и физически здоровой личности ориентированной на творчество, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Задачи программы

  • Научить мыслить (развитие интеллекта):
  • Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):
  • Организация работы по здоровому образу жизни:
  • Формировать систему самоуправления в классе

Сроки реализации

5-11 классы

Нормативная база

  • Конвенции ООН о правах ребенка
  • Закон РФ «Об образовании»
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Приложение к письму Минобразования России от 15 декабря 2002 года № 30-51-914/16 «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»
  • Положение о классном руководителе МБОУ «СШ№7»
  • Конституция Российской Федерации
  • Семейный кодекс РФ

Основные принципы взаимодействия детей и взрослых

  • Принцип духовности
  • Принцип социализации
  • Принцип демократизации
  • Принцип толерантности
  • Личностно-ориентированный принцип
  • Деятельностный принцип
  • Принцип открытости

Содержание воспитательной деятельности по направлениям

  • Валеологическое «Дорога к собственному здоровью»;
  • Личностно-ориентированное «Дорога к себе»;
  • Гражданское самоопределение «Я гражданин»;
  • Эстетическое «Дорога в мир прекрасного»;
  • Самосовершенствование «Дорога в большой мир»
  • Экологическое «Природа и мы»
  • Военно-патриотическое «Моя Родина»

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • высокая социальная адаптивность;
  • активная гражданская позиция;
  • способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях, толерантность, коммуникативность;
  • умение делать осознанный выбор и нести ответственность за свои поступки;
  • неприятие вредных привычек, чувство ответственности за свое здоровье.

Пояснительная записка

Воспитание детей и учащейся молодежи в настоящее время осуществляется в новых социально-экономических и общественно-политических условиях. В 2021 и 2022 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»[1].

Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.

Именно поэтому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

В соответствии с Концепцией автор считает необходимым разработать программу, направленную на реализацию современных требований к образованию: создание национального воспитательного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

  • в соответствии с национальным приоритетом;
  • исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
  • согласно Конституции Российской Федерации;
  • согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л. С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Именно в этот период целесообразно направить работу на воспитание гражданственности, духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Очень важным, по мнению автора, является выбор форм и методов работы с детьми. По числу участников это могут быть индивидуальные, групповые и массовые формы. Эффективности можно достичь, используя такие технологии, как КТД, проектно-исследовательская деятельность, дебаты, диспуты, имитационные игры.

Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Характер воспитательной работы на современном этапе предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Изучив авторские методики ведущих российских педагогов и психологов (Н.Е. Щурковой, Г.К. Селевко, Н.И. Дереклеевой и др.), автор разработал данную программу для реализации в 5-х – 11-х классах, которая предполагает системный подход к воспитанию личности.

Цели и задачи программы

Цель программы:

Создание условий для развития гуманистически направленной, высокообразованной, полноценной психически и физически здоровой личности ориентированной на творчество, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Задачи:

  1. Научить мыслить (развитие интеллекта):

Развитие мыслительных способностей учащихся; обеспечение объема знаний на уровне мировых стандартов; формирование правовой и политической культуры; выявление и развитие индивидуальных и творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей; понимания добра и зла, смысла жизни.

  1. Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):

Научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям; воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни; воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.

  1. Организация работы по здоровому образу жизни:

Развитие духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни; физическая закалка детского организма; систематические занятия физкультурой и спортом; постоянный медико-психологический контроль.

  1. Формировать систему самоуправления в классе.

Вовлечение большего числа членов коллектива в решение управленческой проблемы, систематическая работа по включению детей в управление новыми формами деятельности; формирование гибкости в реализации организационных функций; поиск эффективных задач, развитие самоанализа; обеспечение гармонизации взаимоотношений в коллективе; выявление лидерских качеств у воспитанников, самостоятельности суждений и поступков, пробуждение желания самим взяться за дело; активизировать творчество детей.

Принципы реализации программы[2]

  1. Принцип духовности (воспитание человека высокой культуры и высокой нравственности, т.е. формирование у детей духовных ориентаций, потребностей в усвоении и присвоении ценностей культуры, соблюдения норм гуманистической морали;
  2. Принцип демократизации ( построение системы воспитания на основе педагогики сотрудничества воспитателя и воспитанника, на основе самоуправления, соблюдения прав и свобод человека, его достоинства;
  3. Принцип толерантности (терпимость к иному мнению и суждению, разным подходам к решению проблем, учет мнений, интересов, культуры, традиций и т.д. других людей);
  4. Принцип личностно-ориентированный (признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии);
  5. Принцип открытости (участие в процессе воспитания всех социальных институтов);
  6. Принцип деятельностный ( личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы);
  7. Принцип социализации ( формирование у воспитанников положительного социального опыта, освоения социальных ролей, воспитание желаний и умений компетентно участвовать в социальной деятельности, умея контактировать с другими людьми).

Методы воспитания, воспитательные средства и формы

Из широкого спектра методов воспитания основными в воспитании детей подросткового периода являются следующие:

  • Ситуация успеха. Метод используется при необходимости закрепления положительного в развитии ученика, преодоления им неуверенности в своих силах, возможности взглянуть на себя по-новому, развитие стремления к успеху;
  • Ситуация соревнования. Метод предполагает развитие желания быть лучше на основе применения волевого усилия; достижение лучших показателей подтверждается официальным признанием
  • Ситуация творчества. Метод заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ученика, способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации;

Наиболее эффективными в процессе воспитания являются такие педагогические средства, которые определяются:

  • технологическими приемами диалоговой и коллективно-творческой деятельности, организации деятельности органов ученического самоуправления;
  • эмоционально-нравственными приемами, которые направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности;
  • эвристическими приемами, которые направлены на развитие творческих способностей личности.

Связи, устанавливаемые для реализации программы:

  • внутренние – педагоги, работающие в классе, медицинский работник, социальный педагог, школьный психолог, родители;
  • внешние – библиотеки, музеи, Дом культуры, центры дополнительного образования, спортивные секции, ЦДЮТ, СЮН, бассейн.

Ресурсное обеспечение программы

Виды ресурсов

наименование

нормативные

  • конвенции ООН о правах ребенка;
  • закон РФ «Об образовании»
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Приложение к письму Минобразования России от 15 декабря 2002 г. № 30-51-914/16 «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»
  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс
  • Единые правила для учащихся
  • Устав МБОУ «СШ № 7»
  • Программа развития МБОУ «СШ № 7»
  • Школьные комплексно-целевые программы

Материально-технические

База школы

кадровые

Преподаватели школы, руководители творческих объединений

методические

Материалы методического кабинета, библиотека школы, интернет-ресурсы

Прогнозируемый педагогический результат

Автор хочет видеть:

Свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации.

  1. Культура личности, жизненные и нравственные позиции
  • Гуманистическое мировоззрение;
  • Культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию;
  • Коммуникабельность, культура общения;
  • Бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность;
  • Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
  • Адекватная самооценка.

2. Знания и умения

  • Достижение уровня компетентности в знаниях;
  • Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне;
  • Знания способов рациональной работы, способность к самообразованию;
  • Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.

3. Креативность

  • Способность творчески развиваться;
  • Реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами.

4. Познавательная деятельность

  • Интеллектуальная способность и готовность к продолжению образования;
  • Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их;
  • Способность использовать знания на практике;
  • Рациональная организация труда, самообразования.

5. Здоровье

  • Здоровье физическое и психологическое;
  • Ведение здорового образа жизни;
  • Осознанное отношение к здоровью и физической культуре.

Мониторинг реализации программы

критерии

показатели

методики

Нравственные ценности учащегося

Социометрическое исследование коллектива

Методика Н.И. Дереклеевой

Ранжирование понятий

Методика Н.И. Дереклеевой

Уровень воспитанности

Егорова Светлана Викторовна

Психологическая атмосфера в коллективе

методика Л. Г. Жедуновой

Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива

модифицированный вариант методики О. В. Лишина

Какой у нас коллектив?

Методика Л.Н. Лукошкина

Определение уровня развития самоуправления в классе

Методика М.И. Рожкова

Методика «Пословицы»

разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой

Удовлетворенность учащихся школьной жизнью

Участие учащихся в творческих конкурсах, соревнованиях

Статистические данные

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся, Н.И. Дереклеева

Стремление учащихся к проявлению своих способностей

Статистические данные

Креативность личности ребенка, наличие достижений в одной или нескольких видах деятельности

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся, Р.В. Овчарова

Мониторинг социализации личности учащегося,

разработана И. Рожковым

Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательной деятельностью

Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности школы, классного коллектива

Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью, А.А. Андреев

Методика изучения учебной мотивации и отношения к учебным предметам, Н.И. Дереклеева

Методика выявления степени сформированности побудительных умений учащихся, Н.И. Дереклеева

Методика выявления коммуникативной культуры педагогов глазами учеников, Н.И. Дереклеева

Удовлетворенность родителей воспитательным процессом в классе

Методика изучения взаимоотношений в системе «родители-ребенок», Н.И. Дереклеева

Методика выявления способов воздействия педагогов на учащихся, Н.И. Дереклеева

Содержание воспитательной работы

5 класс

Ступенька первая «Созвездие юных дарований»

Цель работы формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.

Возрастные особенности

(10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.

Основные задачи развития:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

6 класс

Ступенька вторая «Я + мои друзья – вместе классная семья»

Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

Возрастные особенности

(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
  • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

7 класс

Ступенька третья «По лестнице успеха»

Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

Возрастные особенности

(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.

Основные задачи развития:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

8 класс

Ступенька четвёртая «Людей не интересных не бывает»

Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;

Возрастные особенности

(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.

Основные задачи развития:

  • формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие воображения;
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
  • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

Ожидаемые результаты

  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
  • Активизация учебно-познавательной деятельности;
  • Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях.

9 класс

Ступенька пятая «Счастье, которое мы ищем»

Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.

Возрастные особенности

(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.

Основные задачи развития:

  • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
  • обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.

10 класс

Ступенька шестая «Мир взаимоотношений – честь и достоинство»

Цель работы - развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя, других, любое дело; научить его жить в классном коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы, взаимоподдержки;

Возрастные особенности

Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.

Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова “мужчина”, а девушки – слово “женщина”. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть всевозможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения с взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.

Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Формирование партнерских отношение в классном коллективе и умение сотрудничать с педагогами и родителями.

11 класс

Ступенька седьмая «Когда уйдем со школьного двора»

Цель работы - содействие формированию нравственной, гражданской позиции выпускников, процессам самопознания и самовоспитания личности учащихся, их нравственной самореализации; индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников.

Возрастные особенности

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения. Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в данном возрасте молодые люди испытывают интерес к “вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д.

Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.

Ожидаемые результаты

  • Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Основная деятельность

направления

Основные задачи

Формы воспитательной деятельности

Дорога к собственному здоровью

Показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.

Использование в работе диагностических методик исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.

Организация просветительной работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне .

Проведение акций за здоровый образ жизни, часы общения, участие в школьном Дне Здоровья, участие в спортивных соревнованиях, защита творческих проектов «Страшное слова – СПИД», «Нет наркотикам!», организация классных часов по правилам дорожного движения, экскурсии.

Дорога к себе

Передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, помочь понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Воспитание интереса к самому себе, желание самосовершенствоваться. Развитие волевых качеств, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Сотрудничество с родителями и педагогами

Часы общения по Г.К. Селевко: сам себе воспитатель, создание своего имиджа, как стать интересным, как работать над собой, вырабатывайте характер и др.

Анкетирование.

Профориентация «Билет в будущее»

Я гражданин

Воспитание гражданской ответственности, гражданского самоопределения. Формирование гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Цикл часов общения: ваши права, святыни российской державы, ваши права и обязанности и др.

Встречи с работниками ОДН, ГИБДД.

Цикл часов общения «Разговоры о важном»

Военно-патриотическое

Воспитание гордости за свою Родину. Формирование патриотического настроя, уважительного отношения к истории, к старшему поколению.

Экскурсии по местам боевой славы в г. Славгороде, в музей. Встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана. Часы общения: история русской Армии, День Победы и др.

Оказание помощи ветеранам ВОВ.

Цикл часов общения «Разговоры о важном»

Дорога в мир прекрасного

Осуществление эстетического развития детей, приобщение к истинным культурным ценностям, уважения к культуре своей страны, к традициям своего народа. Формирование культуры личности путем знакомства и освоения мирового культурного пространства.

Часы общения, игры – крещенские гадания, пасха, посидим с чайком и др.

Дорога в большой мир

Развитие творческих и организаторских способностей, умения управлять и подчиняться. Формирование активной жизненной позиции. Воспитание чувства ответственности перед классным коллективом, творческой самостоятельности и инициативности.

Организация коллективных творческих дел, самоуправления в классе.

Участие в РДДМ «Движение первых»

Природа и мы

Формирование экологических знаний, воспитание любви к Родине, природе, самому себе. Вовлечение в активную природоохранную деятельность.

Проведение экологических праздников: бал осени, день птиц, день Земли. Создание презентаций, участие в акциях «Чистый город»

Дополнительная деятельность:

  • Организационные классные часы
  • Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
  • Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
  • Тематические классные часы (по школьному плану); Индивидуальные встречи и беседы;
  • Традиционные школьные мероприятия, предметные недели, социальные акции;
  • Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
  • Экскурсии, посещение музея, линейки и т.д. и т. п.
  • Работа с социальными службами школы.
  • Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями города, центрами занятости;
  • Сотрудничество с психологом, проведение классных часов.

Используемая литература

  • Интернет-ресурсы
  • Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006
  • Кузнецова Л.В. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
  • Лизинский В.М. Классный руководитель. Научно-методический журнал.
  • Малкова Н.Г. Классный час и в шутку, и всерьез. – Ярославль: Академия развития, 2006
  • Селевко Г.К. Сделай себя сам. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
  • Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Методические рекомендации проведения часов общения «Разговоры о важном»
  • Сайт РДДМ «Движение первых»
  • Профориентация «Билет в будущее»

Приложение

  1. План ВР на текущий год


[1] (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.)

[2] Принципы разработаны на основании «Справочника классного руководителя» Н.И. Дереклеевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)

Правовая социализация,  профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...

Программа социализации школьников

В работе приводится перечень мероприятий по социализации школьников с первого до одиннадцатого класса....

Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"

Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца....

программа социализации

программа социализации...

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Программа социализации подростков "Лидер"

Данная программа может быть использована в любом образовательном учреждении и при организации работы в городском лагере....