Программа социализации
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7»
РАССМОТРЕНО На пелагогическом совете__________________ Застрожина В.В. Протокол №1 От г. | СОГЛАСОВАНО Председатель управляющего совета___________________ Малетин А.И. Протокол №1 От г. | УТВЕРЖДЕНО директор ________________________ Застрожина В.В. Приказ №394 От г. |
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
«Становление»
Воспитательная программа для учащихся 5-11-х классов
Автор-разработчик
Красавина Елена Филипповна
Учитель МБОУ «СШ №7»
Нижневартовск 2023
Паспорт программы
наименование | Программа воспитания и социализации учащихся «Становление» |
заказчик | МБОУ «СШ №7» |
Основной разработчик программы | Красавина Елена Филипповна |
Цель программы | Создание условий для развития гуманистически направленной, высокообразованной, полноценной психически и физически здоровой личности ориентированной на творчество, способной к самореализации и самоопределению в социуме. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 5-11 классы |
Нормативная база |
|
Основные принципы взаимодействия детей и взрослых |
|
Содержание воспитательной деятельности по направлениям |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Воспитание детей и учащейся молодежи в настоящее время осуществляется в новых социально-экономических и общественно-политических условиях. В 2021 и 2022 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»[1].
Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи. Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.
Именно поэтому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
В соответствии с Концепцией автор считает необходимым разработать программу, направленную на реализацию современных требований к образованию: создание национального воспитательного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
- в соответствии с национальным приоритетом;
- исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
- согласно Конституции Российской Федерации;
- согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л. С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Именно в этот период целесообразно направить работу на воспитание гражданственности, духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Очень важным, по мнению автора, является выбор форм и методов работы с детьми. По числу участников это могут быть индивидуальные, групповые и массовые формы. Эффективности можно достичь, используя такие технологии, как КТД, проектно-исследовательская деятельность, дебаты, диспуты, имитационные игры.
Воспитательная система класса – способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Характер воспитательной работы на современном этапе предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.
Изучив авторские методики ведущих российских педагогов и психологов (Н.Е. Щурковой, Г.К. Селевко, Н.И. Дереклеевой и др.), автор разработал данную программу для реализации в 5-х – 11-х классах, которая предполагает системный подход к воспитанию личности.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для развития гуманистически направленной, высокообразованной, полноценной психически и физически здоровой личности ориентированной на творчество, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Задачи:
- Научить мыслить (развитие интеллекта):
Развитие мыслительных способностей учащихся; обеспечение объема знаний на уровне мировых стандартов; формирование правовой и политической культуры; выявление и развитие индивидуальных и творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей; понимания добра и зла, смысла жизни.
- Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):
Научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям; воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни; воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.
- Организация работы по здоровому образу жизни:
Развитие духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни; физическая закалка детского организма; систематические занятия физкультурой и спортом; постоянный медико-психологический контроль.
- Формировать систему самоуправления в классе.
Вовлечение большего числа членов коллектива в решение управленческой проблемы, систематическая работа по включению детей в управление новыми формами деятельности; формирование гибкости в реализации организационных функций; поиск эффективных задач, развитие самоанализа; обеспечение гармонизации взаимоотношений в коллективе; выявление лидерских качеств у воспитанников, самостоятельности суждений и поступков, пробуждение желания самим взяться за дело; активизировать творчество детей.
Принципы реализации программы[2]
- Принцип духовности (воспитание человека высокой культуры и высокой нравственности, т.е. формирование у детей духовных ориентаций, потребностей в усвоении и присвоении ценностей культуры, соблюдения норм гуманистической морали;
- Принцип демократизации ( построение системы воспитания на основе педагогики сотрудничества воспитателя и воспитанника, на основе самоуправления, соблюдения прав и свобод человека, его достоинства;
- Принцип толерантности (терпимость к иному мнению и суждению, разным подходам к решению проблем, учет мнений, интересов, культуры, традиций и т.д. других людей);
- Принцип личностно-ориентированный (признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии);
- Принцип открытости (участие в процессе воспитания всех социальных институтов);
- Принцип деятельностный ( личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы);
- Принцип социализации ( формирование у воспитанников положительного социального опыта, освоения социальных ролей, воспитание желаний и умений компетентно участвовать в социальной деятельности, умея контактировать с другими людьми).
Методы воспитания, воспитательные средства и формы
Из широкого спектра методов воспитания основными в воспитании детей подросткового периода являются следующие:
- Ситуация успеха. Метод используется при необходимости закрепления положительного в развитии ученика, преодоления им неуверенности в своих силах, возможности взглянуть на себя по-новому, развитие стремления к успеху;
- Ситуация соревнования. Метод предполагает развитие желания быть лучше на основе применения волевого усилия; достижение лучших показателей подтверждается официальным признанием
- Ситуация творчества. Метод заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ученика, способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации;
Наиболее эффективными в процессе воспитания являются такие педагогические средства, которые определяются:
- технологическими приемами диалоговой и коллективно-творческой деятельности, организации деятельности органов ученического самоуправления;
- эмоционально-нравственными приемами, которые направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности;
- эвристическими приемами, которые направлены на развитие творческих способностей личности.
Связи, устанавливаемые для реализации программы:
- внутренние – педагоги, работающие в классе, медицинский работник, социальный педагог, школьный психолог, родители;
- внешние – библиотеки, музеи, Дом культуры, центры дополнительного образования, спортивные секции, ЦДЮТ, СЮН, бассейн.
Ресурсное обеспечение программы
Виды ресурсов | наименование |
нормативные |
|
Материально-технические | База школы |
кадровые | Преподаватели школы, руководители творческих объединений |
методические | Материалы методического кабинета, библиотека школы, интернет-ресурсы |
Прогнозируемый педагогический результат
Автор хочет видеть:
Свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к саморазвитию и самореализации.
- Культура личности, жизненные и нравственные позиции
- Гуманистическое мировоззрение;
- Культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию;
- Коммуникабельность, культура общения;
- Бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность;
- Честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения;
- Адекватная самооценка.
2. Знания и умения
- Достижение уровня компетентности в знаниях;
- Целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном уровне;
- Знания способов рациональной работы, способность к самообразованию;
- Умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем.
3. Креативность
- Способность творчески развиваться;
- Реализовываться в соответствии со своими склонностями и интересами.
4. Познавательная деятельность
- Интеллектуальная способность и готовность к продолжению образования;
- Осознанные познавательные интересы и стремление реализовать их;
- Способность использовать знания на практике;
- Рациональная организация труда, самообразования.
5. Здоровье
- Здоровье физическое и психологическое;
- Ведение здорового образа жизни;
- Осознанное отношение к здоровью и физической культуре.
Мониторинг реализации программы
критерии | показатели | методики |
Нравственные ценности учащегося | Социометрическое исследование коллектива | Методика Н.И. Дереклеевой |
Ранжирование понятий | Методика Н.И. Дереклеевой | |
Уровень воспитанности | ||
Психологическая атмосфера в коллективе | методика Л. Г. Жедуновой | |
Выявление мотивов участия подростков в делах коллектива | модифицированный вариант методики О. В. Лишина | |
Какой у нас коллектив? | Методика Л.Н. Лукошкина | |
Определение уровня развития самоуправления в классе | Методика М.И. Рожкова | |
Методика «Пословицы» | разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой | |
Удовлетворенность учащихся школьной жизнью | Участие учащихся в творческих конкурсах, соревнованиях | Статистические данные Методика диагностики уровня творческой активности учащихся, Н.И. Дереклеева |
Стремление учащихся к проявлению своих способностей | Статистические данные | |
Креативность личности ребенка, наличие достижений в одной или нескольких видах деятельности | Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся, Р.В. Овчарова Мониторинг социализации личности учащегося, разработана И. Рожковым
| |
Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательной деятельностью | Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности школы, классного коллектива | Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью, А.А. Андреев Методика изучения учебной мотивации и отношения к учебным предметам, Н.И. Дереклеева Методика выявления степени сформированности побудительных умений учащихся, Н.И. Дереклеева Методика выявления коммуникативной культуры педагогов глазами учеников, Н.И. Дереклеева |
Удовлетворенность родителей воспитательным процессом в классе | Методика изучения взаимоотношений в системе «родители-ребенок», Н.И. Дереклеева Методика выявления способов воздействия педагогов на учащихся, Н.И. Дереклеева |
Содержание воспитательной работы
5 класс
Ступенька первая «Созвездие юных дарований»
Цель работы – формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей к творчеству; воспитание красотой и через красоту. Формирование детского коллектива.
Возрастные особенности
(10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.
Основные задачи развития:
- овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
- формирование умения учиться в средней школе;
- развитие учебной мотивации, формирование интересов;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
- формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
6 класс
Ступенька вторая «Я + мои друзья – вместе классная семья»
Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.
Возрастные особенности
(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.
Основные задачи развития:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
7 класс
Ступенька третья «По лестнице успеха»
Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.
Возрастные особенности
(11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.
Основные задачи развития:
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
8 класс
Ступенька четвёртая «Людей не интересных не бывает»
Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности;
Возрастные особенности
(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
Основные задачи развития:
- формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
- развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
- развитие воображения;
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
- формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
- развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
Ожидаемые результаты
- Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование доброжелательного отношения друг к другу;
- Активизация учебно-познавательной деятельности;
- Сформировать мнение о ценности человека и его возможностях.
9 класс
Ступенька пятая «Счастье, которое мы ищем»
Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.
Возрастные особенности
(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.
В 9 классе школьник выбирает форму завершения среднего образования.
Основные задачи развития:
- обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);
- обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
- профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
10 класс
Ступенька шестая «Мир взаимоотношений – честь и достоинство»
Цель работы - развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя, других, любое дело; научить его жить в классном коллективе, строить со своими сверстниками отношения дружбы, взаимоподдержки;
Возрастные особенности
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова “мужчина”, а девушки – слово “женщина”. Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть всевозможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения с взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.
Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности.
Ожидаемые результаты:
- Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
- Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
- Формирование партнерских отношение в классном коллективе и умение сотрудничать с педагогами и родителями.
11 класс
Ступенька седьмая «Когда уйдем со школьного двора»
Цель работы - содействие формированию нравственной, гражданской позиции выпускников, процессам самопознания и самовоспитания личности учащихся, их нравственной самореализации; индивидуальная работа с учащимися в целях эффективного взаимодействия в поле личностных проблем развития школьников.
Возрастные особенности
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения. Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в данном возрасте молодые люди испытывают интерес к “вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д.
Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.
Ожидаемые результаты
- Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
- Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
- Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
- Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
- Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Основная деятельность
направления | Основные задачи | Формы воспитательной деятельности |
Дорога к собственному здоровью | Показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса. Использование в работе диагностических методик исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей. Организация просветительной работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне . | Проведение акций за здоровый образ жизни, часы общения, участие в школьном Дне Здоровья, участие в спортивных соревнованиях, защита творческих проектов «Страшное слова – СПИД», «Нет наркотикам!», организация классных часов по правилам дорожного движения, экскурсии. |
Дорога к себе | Передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, помочь понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Воспитание интереса к самому себе, желание самосовершенствоваться. Развитие волевых качеств, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Сотрудничество с родителями и педагогами | Часы общения по Г.К. Селевко: сам себе воспитатель, создание своего имиджа, как стать интересным, как работать над собой, вырабатывайте характер и др. Анкетирование. Профориентация «Билет в будущее» |
Я гражданин | Воспитание гражданской ответственности, гражданского самоопределения. Формирование гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин». | Цикл часов общения: ваши права, святыни российской державы, ваши права и обязанности и др. Встречи с работниками ОДН, ГИБДД. Цикл часов общения «Разговоры о важном» |
Военно-патриотическое | Воспитание гордости за свою Родину. Формирование патриотического настроя, уважительного отношения к истории, к старшему поколению. | Экскурсии по местам боевой славы в г. Славгороде, в музей. Встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана. Часы общения: история русской Армии, День Победы и др. Оказание помощи ветеранам ВОВ. Цикл часов общения «Разговоры о важном» |
Дорога в мир прекрасного | Осуществление эстетического развития детей, приобщение к истинным культурным ценностям, уважения к культуре своей страны, к традициям своего народа. Формирование культуры личности путем знакомства и освоения мирового культурного пространства. | Часы общения, игры – крещенские гадания, пасха, посидим с чайком и др. |
Дорога в большой мир | Развитие творческих и организаторских способностей, умения управлять и подчиняться. Формирование активной жизненной позиции. Воспитание чувства ответственности перед классным коллективом, творческой самостоятельности и инициативности. | Организация коллективных творческих дел, самоуправления в классе. Участие в РДДМ «Движение первых» |
Природа и мы | Формирование экологических знаний, воспитание любви к Родине, природе, самому себе. Вовлечение в активную природоохранную деятельность. | Проведение экологических праздников: бал осени, день птиц, день Земли. Создание презентаций, участие в акциях «Чистый город» |
Дополнительная деятельность:
- Организационные классные часы
- Выбор классного самоуправления, планирование, работа с микрогруппами;
- Работа с одарёнными, с трудными учащимися;
- Тематические классные часы (по школьному плану); Индивидуальные встречи и беседы;
- Традиционные школьные мероприятия, предметные недели, социальные акции;
- Участие в районных мероприятиях, конкурсах, играх, олимпиадах.
- Экскурсии, посещение музея, линейки и т.д. и т. п.
- Работа с социальными службами школы.
- Профориентационная работа, сотрудничество с предприятиями города, центрами занятости;
- Сотрудничество с психологом, проведение классных часов.
Используемая литература
- Интернет-ресурсы
- Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006
- Кузнецова Л.В. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
- Лизинский В.М. Классный руководитель. Научно-методический журнал.
- Малкова Н.Г. Классный час и в шутку, и всерьез. – Ярославль: Академия развития, 2006
- Селевко Г.К. Сделай себя сам. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
- Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Методические рекомендации проведения часов общения «Разговоры о важном»
- Сайт РДДМ «Движение первых»
- Профориентация «Билет в будущее»
Приложение
- План ВР на текущий год
[1] (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.)
[2] Принципы разработаны на основании «Справочника классного руководителя» Н.И. Дереклеевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей....
Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...
Программа социализации школьников
В работе приводится перечень мероприятий по социализации школьников с первого до одиннадцатого класса....
Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"
Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца....
программа социализации
программа социализации...
Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса
Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...
Программа социализации подростков "Лидер"
Данная программа может быть использована в любом образовательном учреждении и при организации работы в городском лагере....