Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"
рабочая программа на тему
Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_khlevnyuk.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА
«МАСТЕРИЛКА»
В-ль Хлевнюк О.Ю.
Пояснительная записка
Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Актуальность. Трудовая деятельность способствует всестороннему развитию детей, являясь важным средством умственного, нравственного и физического воспитания. Правильно организованный труд вызывает у детей чувство радости, удовлетворения и желание работать. Способствует воспитанию положительных качеств личности: организованности, внимательности, сообразительности, настойчивости, аккуратности, дисциплинированности, трудовой активности. В процессе труда расширяется кругозор детей, развиваются творческие способности, формируются первоначальные трудовые умения.
Задача развития индивидуальных творческих способностей детей, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием воспитателей. Воспитатель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач развития творческих способностей, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей воспитателей является заложить основы творческого потенциала ребенка и его художественного развития.
Занятия ручным трудом помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для школьников. Также творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. И еще одно важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет детям чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. И поэтому, наша задача воспитать не послушных роботов, а активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству. Если мы ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или будет в лучшем случае неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Дети будут действовать самостоятельно тогда, когда проявится их собственное творчество. Но инициатива детей не может возникнуть из ничего. Их надо научить творить, дав для этого необходимые знания и опыт. Продолжая учить, надо создавать возможность для творчества. Обучение и творчество взаимосвязаны. Актуальность данной программы заключается в том, что трудовое, эстетическое воспитание является одним из методов работы воспитателя приюта для несовершеннолетних. Эти занятия формируют эстетический вкус у ребят, они получают трудовые навыки, которые помогут им утвердиться в школьном коллективе. Ведь в основном в наш приют поступают дети из неблагополучных семей, у них заниженная самооценка, им трудно жить в школьном коллективе.
Также актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованиями жизни. Ведь те знания и умения , которые они получают на этих занятиях , дети смогут применить в дальнейшей жизни.
Программа рассчитана на три месяца, для работы с детьми младшего школьного возраста.
Программа направлена на социализацию воспитанников приюта, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. По своему функциональному назначению является прикладной, то есть создает условия для овладения воспитанниками определенной совокупностью умений и способов действия, а по содержательной направленности художественно-эстетической.
Основными принципами построения данной программы являются следующее:
- доступность предполагаемого к изучению материала, соответствие его возрастным и психофизическим особенностям детей;
- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
- личностно-ориентированный подход к учащимся. Индивидуальный подход в работе с детьми создает благоприятные возможности для развития познавательных способностей, активности, склонностей и одаренности каждого воспитанника. Именно индивидуальный подход в обучении дает возможность раскрыться и утвердиться «трудному» или замкнутому ребенку.
- изучение интересов и потребностей детей;
- практическое участие и наглядное оформление.
Цели ,задачи программы.
Проработав воспитателем в реабилитационном центре, я видела какое положительное влияние оказывают на детей занятия , на которых он творит своими руками. Поэтому и была разработана программа «Мастерилка» . Эта программа основана на групповых и индивидуальных занятиях . Свои занятия я стараюсь проводить в игровой форме, ведь известно какую роль занимает в жизни детей игра. Мы вместе создаем игровую ситуацию и дети принимают на себя ту или иную роль придуманного персонажа, действуют так , как действовали бы их герои. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. Особенно результативны коллективные работы. Где все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к творческой деятельности. Такая работа создает условия для содержательного общения между воспитателем и воспитанниками, а также между детьми.
Целью моей программы является социализация воспитанников на основе развития художественно-творческих способностей в процессе создания образов, используя нитки различной текстуры; развитие самостоятельности анализа и мышления; воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом является :
Я слышу - и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю - и понимаю.
Задачи :
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приемам работы с различными инструментами;
-обучение детей различным приемам преобразования материала используемого на занятиях;
-развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
- развивать интерес к декоративно-прикладному искусству, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое до конца;
- расширение кругозора;
- развитие мелкой моторики рук; поддерживать проявление фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- воспитывать нравственные качества детей;
-воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.
Методы используемые на занятиях:
МЕТОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАГЛЯДНЫЕ
СЛОВЕСНЫЕ
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнение – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами ( широко используется для повышения интереса к занятиям).
Моделирование – это процесс создание моделей и их использования.
К наглядным методам относятся наблюдение – рассматривание рисунков, картин.
Словесными методами является рассказ, обсуждение.
Этапы реализации программы.
Диагностический этап. Целью этого этапа является выявление уровня сформированности у вновь поступивших детей творческих способностей.
Основной этап. Целью этого этапа является приобщение детей к миру прекрасного. Хотелось бы отметить уровни развития детей в процессе обучения:
1. «Делай как я, делай вместе со мной» - смотри , повторяй, пробуй, учись делать правильно.
2. «Делай сам»- старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.
3.»Делай сам, научи другого» - научился сам, подскажи другому, помоги тому, у кого это не получается.
Заключительный этап.
Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец отчетного периода по результатам наблюдения, анализу детских работ, с целью внесения коррективов в дальнейшую работу, планируется индивидуальная поддержка детей.
Содержание программы.
1 блок . Выполнение поделок из ниток.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие « Истрия вязания, история нитей» | 1 |
2. | «Цыпленок» - поделки из помпонов | 1 |
3. | « Пчелка» - поделки из помпонов | 1 |
4. | «Поросенок»-поделки из помпонов | 1 |
5. | «Веселый человечек» - поделки из помпонов | 1 |
6. | «Подводное царство» - коллективная работа поделки из помпонов (рыбки выполненные в разных техниках) | 1 |
7. | «Лошадка» | 1 |
8. | «Фиалка» - поделки из нитей | 1 |
9. | «Зайчишка» - поделки из нитей | 1 |
10. | «Дерево желаний» - поделка из нитей (смешанные техники) Пасхальное древо. Елка. (в зависимости от времени года) | 1 |
11. | «Осьминожка» - поделки из помпонов |
1 |
12. | «Кот Баюн» - поделки из помпонов | 1 |
13. | «Бонсай» - поделки из помпонов | 1
|
2 блок. Плетение из ниток (фенечки – браслеты дружбы)
1. | История возникновения плетения фенечек из ниток мулине | 1 |
2 | Прямое плетение фенечек | 3 |
3 | Плетение на шнурке | 2 |
4 | Косое плетение фенечек | 2 |
5 | Именные фенечки | 2 |
Оценка результативности программы:
- Педагогическое наблюдение;
- Анализ детских работ;
- Работы по образцу;
- Творческие работы.
№ | Содержание деятельности | Уровень на начальном этапе | Уровень на заключительном этапе |
1 | Умеет принять цель деятельности | ||
2 | Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла | ||
3 | Умение самостоятельно продумывать композицию своей работы | ||
4 | Знание правил безопасности при работе с инструментами | ||
5 | Наличие интереса к занятиям | ||
6 | Проявляет индивидуальные творческие способности |
Низкий уровень- беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
Средний уровень – качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла ( требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
Высокий уровень - полная самостоятельность, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Ожидаемые результаты при реализации программы.
В ходе работы предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Дети овладевают элементарными трудовыми умениями при работе с нитками и простейшими инструментами.
- узнают и научатся выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;
- смогут планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
- умение замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке;
- умение самостоятельно продумывать композицию своей работы;
- развитая моторика рук;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Риски
При реализации программы педагогу необходимо учитывать то, что возможно дети не смогут в полном объеме усвоить программный материал. Этому могут препятствовать ряд трудностей:
1.Низкое развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения программы;
2. Низкая учебная мотивация;
3. Несформированность навыков общения;
4. наличие тяжелых психических расстройств;
- активное нежелание подростка работать в группе.
- индивидуальные особенности: специфика мышления, памяти, внимания, темп деятельности, личностные особенности.
- Отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
- Неустойчивая работоспособность ребенка, высокая утомляемость, истощаемость.
- Преждевременный отъезд ребенка из приюта, в связи с переводом в другое учреждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей....
Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...
Социальный проект, тема "Социализация воспитанников детского дома от 16 и старше посредством семейного воспитания"
Проект разработан с целью организации семейного воспитания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16 и старше посредством семейного воспитания...
Рабочая программа "Развитие воспитанников Воскресной школы посредством творческой работы с тканью. Кружок "Мастерица".
Данная рабочая программа составлена для учебно - воспитательной деятельности в Воскресной школе для детей в возрасте 7 - 11 лет. Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представлени...
Программа "Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством коммуникативной дифференциации личности в период обучения в школе"
Цель программы: Обучающийся, со сформированными, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, знаниями, умениями и навыками, социально приемлемым поведением, сохранным...
Программа социализации обучающихся через уроки информатики посредством проектной деятельности
Целью данной программы является оптимизировать условия и возможности для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся, освоения обучающимися социального опыта, основных с...
Социализация воспитанников с ОВЗ посредством привития им навыков самообслуживания
Социализация воспитанников с ОВЗ посредством привития им навыков свмообслуживания...