программа социализации
рабочая программа по психологии по теме
программа социализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._sotsializ.docx | 131.98 КБ |
korr._progr._trudn._v_povedenii.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Погорельская СОШ» имени Героя Советского Союза Н. И. Черкасова
Тверская область
Зубцовский район
Программа курса по социализации
«Социализация без проблем»
для 5-9 классов общеобразовательных учреждений
(детей, родителей, учителей)
63 часа
(2012 – 2013 учебный год)
Педагог-психолог: Самсонова Л. М.
Утверждаю:
Директор школы: ……………………………… / Н. А. Прокофьева/
Согласовано:
Заместитель директора по ВР: …………………. / Т. П. Велесова /
«Социализация без проблем»
ПРОГРАММА ДЛЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в России принят Федеральный государственный образовательный стандарт по основной школе и готовится новый проект стандартов по старшей школе, в которых выдвигаются на первый план такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способность быть открытым, способным свободно выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
В то же время негативные изменения, происходящие в современном обществе: агрессивное влияние СМИ, разрушение традиционного семейного уклада (увеличивающееся растущее количество неполных и возникновение однополых семей), расслоение общества, тенденция к акцентуации человека на себе, размывающиеся с каждым годом стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения) – все это искажает, затрудняет процесс социализации у детей и подростков. Пропаганда стиля «унисекс», освоение профессий противоположного пола, а также абсолютное преобладание педагогов женского пола в сфере образования становится причиной искажения половой идентичности у подростков, Парадокс, который мы имеем в итоге – юноши с феминными чертами личности и девушки-подростки с высоким уровнем маскулинности.
В связи с этим особого внимания требуют вопросы социализации детей и подростков, а также повышения психологической компетентности родителей и педагогов в этой области.
В условиях реформ российского общества существенно меняются содержание, механизмы и критерии социализации. Приоритетными становятся такие аспекты социализации как адаптация к школе как в начальном звене, так и при переходе на новое звено, профилактика детских страхов, развитие межличностного общения между сверстниками, формирование полоролевых стереотипов.
Программа «Социализация без проблем» может выступить вспомогательным звеном, опорой для формирования успешной социализации у детей и подростков, испытывающих трудности в данной области.
Методологической основой программы стали философские теории социализации личности. Анализ изученной нами литературы показал, что теоретическая разработка проблем социализации впервые стала осуществляться в рамках западной социологии. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было введено в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.
С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своего потенциала и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.
В российской социальной философии значимый вклад в теорию развития личности внес Л. Выготский, который подчёркивал социальный характер воспитания личности. Современными российскими учеными, занимающимися проблемами социализации, являются Г. Андреева, Е. Ануфриев, В. Добреньков, И. Кон, А. Мудрик, В. Ядов и другие. В их интерпретации социализация определяется как процесс становления личности, интеграции индивида в общество и различные типы социальных общностей.
Теоретические разработки, касающиеся проблем идентификации «Я» в становлении личности, многочисленны; среди них можно выделить работы А. Адлера, У.Джеймса, Д. Парфита, 3. Фрейда, Ю. Хабермаса, М. Хайдегтера, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Юнга, в отечественной – В. Абраменковой, М. Бахтина, В. Мухиной, Л. Поповой.
При составлении программы также делался упор на теоретические и практические исследования зарубежных и отечественных авторов в области возрастной и гендерной психологии. Так концепция С.Холла о подростковом периоде, который он назвал «периодом «бури и натиска», раскрывает представления о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных аспектах этого возраста. В теориях Э. Эриксона, Ж. Пиаже подчеркнута роль социальных факторов в развитии личности подростка.
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его последователей Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович мы подчеркнули главные новообразования дошкольного, младшего школьного и подросткового периодов.
В области гендерной психологии ключевыми являются труды почетного профессора Стенфордского университета, члена Национальной академии наук США Элинор Маккоби. В ее трудах («Развитие половых различий, 1966; «Два пола: растущие отдельно и потом сходящиеся», 1998 г.) сформулированы основные теоретические выводы по данной проблеме. В последние десятилетия эта область знаний сильно разрослась и специализировалась как на Западе, так и в России. Социально-ориентированные гендерные исследования описаны в трудах И. Кона («Мальчик – отец мужчины», 2009 г.; «Два разных мира»), В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман (Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителя, школьным психологам, 2005).
Итак, понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом. Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем является все же детство и юность. Именно этот возраст охватывает программа «Социализация без проблем». Поскольку благоприятной средой для социализации являются семья и школа, программа предполагает блоки для родителей и педагогов.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – расширение теоретической и практической компетентности всех участников образовательного процесса по вопросу успешной социализации учащихся.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Способствовать:
- личностному развитию детей и подростков: формированию ценностных идеалов, развитию навыков самоконтроля и самоанализа, позитивной самооценки, укрепление смелости и самостоятельности в достижении цели, ответственности за свои поступки;
- повышению коммуникативной компетентности, освоению гендерных стереотипов поведения у подростков;
- актуализации позитивного личного опыта родителей и педагогов в области преодоления страхов, в формировании межличностного общения;
- повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу социализации детей и подростков.
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ
Программа «Социализация без проблем» направлена на три целевые группы:
- Учащиеся школ среднего звена, испытывающие потребность в помощи по преодолению страхов или подростки 11-16 лет, испытывающие трудности в межличностном общении со сверстниками, в том числе противоположного пола;
- Родители детей, испытывающих трудности в преодолении страхов, в межличностном общении
- Педагоги, участвующих в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в преодолении страхов, в межличностном общении.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа «Социализация без проблем» является блочно-модульной. Она включает в себя три содержательных блока, разработанных для трех целевых групп.
Блок для детей направлен на актуализацию их способностей к самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию. Он включает в себя 63 учебных часов занятий, которые содержательно объединены в 4 модуля. Этот же блок предполагает дополнительных 9 учебных часов для оценки продуктов деятельности детей. Минимальный объем модуля составляет 16 учебных часов, максимальный – 22 учебных чесов.
Блоки для родителей и педагогов ориентированы на актуализацию их личностных ресурсов, позитивного жизненного опыта с целью выстраивания конструктивных отношений с детьми. Эти блоки предусматривают по 18 учебных часов, которые распределены на 4 модуля. Направления работы блоков для последних групп схожи и перекликаются с содержанием блока для детей.
Количество участников в каждом модуле индивидуально, но не превышает 10–12 человек.
Порядок формирования групп: группы формируются педагогом-психологом или администрацией школы на основании предварительной диагностики.
Форма обучения: очная; занятия для детей проходят в тренинговом режиме, встречи со взрослыми – в форме мини-лекций и практических занятий. В отдельных модулях предполагаются домашние задания. Для всех целевых групп разработаны диагностические сессии на начальном и конечном этапах модуля.
Сроки реализации программы: количество встреч рассчитано на учебный год.
Режим проведения занятий зависит от модуля. В целях достижения эффективных результатов работы занятия с детьми проводятся не реже 1 раза в неделю.
Встречи с родителями и педагогами осуществляются 1–2 раза в месяц.
СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ»
Каждый блок состоит из четырех тематически самостоятельных и, в то же время, взаимодополняющих модулей. Каждый модуль имеет самостоятельные цели, поэтому они могут использоваться самостоятельно или в составе других модулей в зависимости от запроса целевой группы.
1. БЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
«ПОМОГУ СЕБЕ САМ»
Модуль 1. «Детские страхи: как помочь себе с ними справиться»
Цель: снятие состояния тревожности, страха, переключение энергии тревоги и страха в конструктивное русло.
Задачи:
- диагностика и отслеживание в динамике текущих состояний ребенка;
- снятие барьеров общения у детей через коррекцию самооценки и повышение уверенности в себе;
- развитие самоконтроля и самоанализа;
- экстравертирование глубинного потенциала, нахождение путей самовыражения интровертной натуры.
Модуль 2. «Я – младший подросток: курс самопознания»
Содержание модуля разработано на основе программы Л.Ф. Анн. «Психологический тренинг с подростками»
Цель: актуализировать способности младших подростков к самопознанию.
Задачи:
- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
- развитие чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- раскрытие в себе качеств важных для эффективного межличностного общения.
Модуль 3. «Я – старший подросток: курс саморазвития»
Цель: актуализировать способности к самопознанию и саморазвитию
Задачи:
- познакомить с факторами социализации, подвести детей к осознанию влияния каждого фактора на формирование их личности;
- формирование навыков активного самоанализа, понимания и осознания своих чувств и мотивов поступков;
- укрепление чувства взрослости, содействие осознанию ответственности за свою жизнь и поступки, развитие навыков самоорганизации;
- содействие укреплению устойчивого положения и статуса среди сверстников, поиску единства со сверстниками по интересам.
Модуль 4. «Девочка. Девушка. Женщина. - Мальчик. Юноша. Мужчина»
Содержание модуля разработано на основе программы Ю.В. Васильковой «Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков»
Цель: формирование адекватных стереотипов мужского и женского поведения, развитие полового сознания, разрешение внутриличностных проблем.
Задачи:
- уточнение представлений подростков о стереотипах мужского и женского характера, поведения;
- осознание необходимости мужчинам и женщинам учитывать особенности друг друга при общении;
- содействие осознанию своих проблем в межполовом общении и необходимости их решения;
- развитие черт мужественности у юношей, женственности у девушек.
2. БЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПОМОГУ СВОЕМУ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВЗРОСЛЕЕ»
Модуль 1. «Психология о детских страхах»
Цель: актуализация позитивного личного опыта родителей для оказания профилактической помощи детям в преодолении страхов
Задачи:
- помочь родителям актуализировать личный опыт преодоления состояний тревоги, страха;
- познакомить их с возможными причинами и способами преодоления страхов у детей.
Модуль 2. «Родителям о младшем подростке»
Цель: повышение теоретической и практической компетентности об особенностях младшего подросткового возраста.
Задачи:
- познакомить с психологическими особенностями, характерными для данного возраста;
- способствовать осознанию роли семьи в успешной социализации подростка;
- познакомить со способами выстраивания конструктивных отношений с подростком.
Модуль 3. «Родителям о старшем подростке»
Цель: повышение теоретической и практической компетентности родителей об особенностях и потребностях старшего подросткового возраста
Задачи:
- познакомить с психологическими особенностями и потребностями, характерными для старшего подросткового возраста;
- способствовать осознанию и принятию родителями нового статуса подростка, как самостоятельной личности, необходимости оказания эмоциональной и информационной поддержки детей;
- формировать навыки конструктивного общения, учитывая особенности возраста.
Модуль 4. «Родителям об особенностях воспитания мальчиков и девочек»
Цель: развитие навыков эффективного родительства.
Задачи:
- познакомить с особенностями развития мальчиков и девочек;
- уточнить представления о специфике влияния пап и мам на детей противоположного пола;
- информировать об особенностях воспитания в неполных семьях с учетом пола ребенка.
3. БЛОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ПОМОГУ УЧЕНИКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ»
Модуль 1. «Психология о детских страхах»
Цель: повышение профессиональной компетентности в области оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в преодолении страхов.
Задачи:
- помочь актуализировать личный опыт преодоления состояний тревоги, страха;
- познакомить с возможными причинами и способами преодоления страхов у детей.
Модуль 2. «Педагогам о младшем подростке»
Цель: повышение теоретической и практической компетентности об особенностях младшего подросткового возраста.
Задачи:
- познакомить с основными новообразованиями и задачами младшего подросткового возраста;
- познакомить со способами выстраивания конструктивных отношений с подростком;
- способствовать эффективному взаимодействию с младшим подростком в успешной социализации подростка.
Модуль 3. «Педагогам о старшем подростке»
Цель: повышение теоретической и практической компетентности об особенностях и потребностях старшего подросткового возраста
Задачи:
- познакомить с основными новообразованиями и задачами старшего подросткового возраста;
- способствовать осознанию и принятию нового статуса подростка, как самостоятельной личности, необходимости оказания эмоциональной и информационной поддержки;
- формировать навыки конструктивного общения, учитывая особенности возраста.
Модуль 4. «Педагогам об особенностях воспитания мальчиков и девочек»
Цель: формирование этики отношений педагога с учащимися разного пола.
Задачи:
- познакомить с психологическими особенностями гендерного обучения;
- уточнить представления о специфике воспитательных воздействий на мальчика и девочку.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы дополнительного образования «Социализация без проблем» предполагается достичь результатов в области личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития учащихся:
- в личностном развитии происходит формирование образа мира, его влияния на личность, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- социальное развитие предполагает освоение основных социальных и гендерных ролей, норм и правил;
- в познавательном плане – развитие логического и творческого мышления;
- в коммуникативной сфере у детей и подростков формируется компетентность в общении, сознательная ориентация на позиции других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение строить продуктивное сотрудничество со сверстниками (своего и противоположного пола) и взрослыми.
В отношении родителей и педагогов, освоивших тот или иной модуль, ожидается:
- понимание причин особенностей в поведении детей, сильных и уязвимых сторон изучаемого возраста детей;
- умение конструктивно выстраивать отношения с подростками;
- возможность использовать личный опыт в оказании помощи детям, испытывающим проблемы в преодолении страхов, в межличностном общении;
- применение в профессиональной практике полученный теоретический и практический опыт.
Реализует программу социально-психологическая служба МБОУ «Погорельская СОШ»
Апробация. Апробация данной программы будет осуществляться в течение 2012–2013 г.г. на базе МБОУ «Погорельская СОШ». Блок для детей и подростков «ПОМОГУ СЕБЕ САМ» направлен на коррекцию страхов, тревожности, повышению самооценки, развитию коммуникативных навыков. Тренинги с подростками посвящены формированию гендерных стереотипов.
Блок для педагогов «ПОМОГУ УЧЕНИКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ» осуществляется с педагогом-психологом и социальным педагогом, в рамках тематического методического объединения «Работа психолога и социального педагога по сопровождению мальчиков и девочек». Блок для родителей «ПОМОГУ СВОЕМУ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВЗРОСЛЕЕ» апробируется на базе школы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ для ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ»
№ бл-ов | Наименование модулей | Кол-во учебных часов | |||||
Диагностические сессии | Мини-лекции | Практические занятия | Тренинги | Оценка работ | Всего | ||
1. | Модуль 1. «Детские страхи: как помочь себе с ними справиться» | 2 | 3 | 10 | 3 | 18 | |
Модуль 2. «Я – младший подросток: курс самопознания» | 2 | 12 | 2 | 16 | |||
Модуль 3. «Я – старший подросток: курс саморазвития» | 2 | 12 | 2 | 16 | |||
Модуль 4. «Девочка. Девушка. Женщина. Мальчик. Юноша. Мужчина» | 2 | 18 | 2 | 22 | |||
2. | Модуль 1. «Психология о детских страхах» | 1 | 2 | 3 | |||
Модуль 2. «Родителям о младшем подростке» | 1 | 2 | 2 | 5 | |||
Модуль 3. «Родителям о старшем подростке» | 1 | 2 | 2 | 5 | |||
Модуль 4. «Родителям об особенностях воспитания мальчиков и девочек» | 1 | 2 | 2 | 5 | |||
3. | Модуль 1. «Психология о детских страхах» | 1 | 2 | 3 | |||
Модуль 2. «Педагогам о младшем подростке» | 1 | 2 | 2 | 5 | |||
Модуль 3. «Педагогам о старшем подростке» | 1 | 2 | 2 | 5 | |||
Модуль 4. «Педагогам об особенностях развития мальчиков и девочек» | 1 | 4 | 5 | ||||
Итого: | 13 | 16 | 18 | 52 | 9 | 108 |
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ»
№ п/п | Наименование модулей | Всего учебных часов | Из них | ||||
Диагностичес-кие сессии | Мини-лекции | Практичес-кие занятия | Тренинг | Оценка работ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | БЛОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ПОМОГУ СЕБЕ САМ» | ||||||
1.1 | Модуль 1. «Детские страхи: как помочь себе с ними справиться» | 18 | 2 | 3 | 10 | 3 | |
1.1.1 | Диагностика детских страхов | 2 | 2 | ||||
1.1.2 | «Мир животных» | 1 | 1 | ||||
1.1.3 | «Страх, страх, не пугай! Лучше заходи на чай» (страх темноты) | 1 | 1 | 1 | |||
1.1.4 | «Семья» | 2 | 1 | 1 | |||
1.1.5 | «Сверстники и друзья» | 2 | 1 | 1 | |||
1.1.6 | «У страха глаза велики» (страх сказочных героев) | 1 | 1 | ||||
1.1.7 | «Я и моя школа» | 2 | 1 | 1 | |||
1.1.8 | «Люди вокруг тебя» | 1 | 1 | ||||
1.1.9 | «Позы и жесты» | 1 | 1 | 1 | |||
1.1.10 | «Чувства, эмоции, мимика» | 1 | 1 | 1 | |||
1.1.11 | «Разговор, общение» | 1 | 1 | ||||
1.2 | Модуль 2. «Я – младший подросток: курс самопознания» | 16 | 2 | 12 | 2 | ||
1.2.1 | Анкетирование | 2 | 2 | ||||
1.2.2 | Каков я на самом деле? | 2 | 2 | ||||
1.2.3 | Кто Я? Моя индивидуальность | 2 | 2 | ||||
1.2.4 | Чувство собственного достоинства | 2 | 2 | ||||
1.2.5 | Мои права и права других людей | 3 | 2 | 1 | |||
1.2.6 | Я в своих глазах и в глазах других людей | 3 | 2 | 1 | |||
1.2.7 | Подростки глазами взрослых | 2 | 2 | ||||
1.3 | Модуль 3. «Я – старший подросток: курс саморазвития» | 16 | 2 | 12 | 2 | ||
1.3.1 | Анкетирование
| 2 | 2 | ||||
1.3.2 | Факторы социализации и их влияние на тебя | 2 | 2 | ||||
Мои слабости. Мои проблемы | 2 | 2 | |||||
1.3.4 | Тайм-менеджмент | 3 | 2 | 1 | |||
1.3.5 | Стресс-менеджмент | 3 | 2 | 1 | |||
1.3.6 | Самоменеджмент | 2 | 2 | ||||
1.4 | Модуль 4. «Девочка. Девушка. Женщина. Мальчик. Юноша. Мужчина» | 22 | 2 | 18 | 2 | ||
1.4.1 | Анкетирование на выявление представлений о критериях поведения мужчин и женщин | 2 | 2 | ||||
1.4.2 | Он и она: характер, поведение, образ жизни | 2 | 2 | ||||
1.4.3 | Настоящий мужчина | 3 | 2 | 1 | |||
1.4.4 | Настоящая женщина | 3 | 2 | 1 | |||
1.4.5 | Уметь принять | 2 | 2 | ||||
1.4.6 | Мы такие разные | 2 | 2 | ||||
1.4.7 | Стратегия взаимоотношений | 2 | 2 | ||||
1.4.8 | Наши разногласия | 2 | 2 | ||||
1.4.9 | Давайте говорить друг другу комплименты | 2 | 2 | ||||
1.4.10 | Мужественность и женственность | 2 | 2 | ||||
2 | БЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПОМОГУ СВОЕМУ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВЗРОСЛЕЕ» | ||||||
2.1 | Модуль 1. «Родителям о детских страхах» | 3 | 1 | 2 | |||
2.1.1 | Знакомство с причинами детских страхов | 1 | 1 | ||||
2.1.2 | Знакомство со способами преодоления детских страхов | 2 | 2 | ||||
2.2 | Модуль 2. «Родителям о младшем подростке» | 5 | 1 | 2 | 2 | ||
2.2.1 | Анкетирование | 1 | 1 | ||||
2.2.2 | Психология младшего подростка. Личные трудности и проблемы подростков. | 2 | 2 | ||||
2.2.3 | Родители и подростки. Роль семьи в успешной социализации подростка | 2 | 2 | ||||
2.3 | Модуль 3. «Родителям о старшем подростке» | 5 | 1 | 2 | 2 | ||
2.3.1 | Анкетирование | 1 | 1 | ||||
2.3.2 | Психология старшего подростка: Сфера - родственных отношений; - межличностных отношений; - социально-ролевых отношений; - самоотношения | 2 | 2 | ||||
2.3.3 | Родители и подростки: как строить отношения? | 2 | 2 | ||||
2.4 | Модуль 4. «Родителям об особенностях развития мальчиков и девочек» | 5 | 1 | 4 | |||
2.4.1 | Психологические аспекты гендерного обучения | 1 | 1 | ||||
2.4.2 | Папа-проводник для дочери в мир мужчин | 1 | 1 | ||||
2.4.3 | Роль отца в воспитании сына как успешного мужчины 21 века | 1 | 1 | ||||
2.4.4 | Эффективное материнство: как строить отношения с мальчиком | 1 | 1 | ||||
2.4.5 | Эффективное материнство: как строить отношения с девочкой | 1 | 1 | ||||
3 | БЛОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПОМОГУ УЧЕНИКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ» | ||||||
3.1 | Модуль 1. «Педагогам о детских страхах» | 3 | 1 | 2 | |||
Знакомство с причинами детских страхов | 1 | 1 | |||||
3.1.2 | Знакомство со способами преодоления детских страхов | 2 | 2 | ||||
3.2 | Модуль 2. «Педагогам о младшем подростке» | 5 | 1 | 2 | 2 | ||
Анкетирование | 1 | 1 | |||||
3.2.2 | Психология младшего подростка. Личные трудности и проблемы подростков. | 2 | 2 | ||||
3.2.3 | Этика отношений педагога с подростками | 2 | 2 | ||||
3.3 | Модуль 3. «Педагогам о старшем подростке» | 5 | 1 | 2 | 2 | ||
3.3.1 | Анкетирование | 1 | 1 | ||||
3.3.2 | Психология старшего подростка: сфера - родственных отношений; - межличностных отношений; - социально-ролевых отношений; - самоотношения | 2 | 2 | ||||
3.3.3 | Этика отношений педагога со старшими подростками | 2 | 2 | ||||
3.4 | Модуль 4. «Педагогам об особенностях развития мальчиков и девочек» | 5 | 2 | 3 | |||
3.4.1. | Мальчики и девочки учатся по-разному: психологические аспекты гендерного обучения | 2 | 2 | ||||
3.4.2 | Этика отношений педагога с детьми разного пола | 3 | 3 | ||||
ИТОГО: | 108 | 13 | 16 | 18 | 52 | 9 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В, Лобанова Л.Б, Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь/ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2007
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2004. – 271 с.
3. Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страхов у детей: Тренинг – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 288 с.
4. Василькова Ю.В. «Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков. – СПб.: Речь, 2010. – 126 с.
5. Гариен М. «Мальчики и девочки учатся по-разному!: Руководство для педагогов и родителей: Перевод с англ. / М. Гариен. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 301 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо», 2002
7. Грецов А.Г. Практическая психология для мальчиков. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
8. Данилова В.Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. Пособие для самообразования. – М.: Интерпракс, 1994, 128 с
9. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010.
10. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика – учителям, воспитателям, родителя, школьным психологам. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 160 с
11. Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение , 1993
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Мужские сказки: тайный шифр. – СПб.: Речь, 2009
13. Кон И.С. Мальчик – отец мужчины. – М.: Время 2009
14. Костяк Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст: книга для родителей/ Т.В. Костяк. – М.: Изд.центр «Академия», 2008.
15. Кунигель Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Издательство «Речь», 2006
16. Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться (Я-Ты-Мы): методическое пособие для учителя начальной школы. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998
17. Мамонтов С.Ю. Страх. Практика преодоления. – СПб.: Питер, 2002
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с.
19. Психология подростка. Учебник.// Под ред. Члена-кор. РАО А.А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 с.
20. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2003.
21. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007.- 218 с.
22. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М: ВАКО, 2006
23. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001.– 160 с.
24. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
25. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001. – 280 с.
26. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – М.: Генезис, 2005. – 207 с.
27. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – М.: Генезис, 2005. –167 с.
28. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – М.: Интерпракс, 1994. – 160 с.
29. Шишова Т.Л. «Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов». – М.: «Искатель», 1997.
30. Я – ты – мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с.
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении
Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении
Программа предоставляет возможность краткосрочной работы. Требуется немного времени и по продолжительности каждого занятия, и по общему числу занятий. Краткосрочность - важное условие возможности включения психокоррекционных методов в реальность школьной жизни.
Подбор детей для занятий.
Для занятий берутся дети, вызывающие беспокойство учителей. Используются также данные обследований детей. Для контроля результатов обследование проводится до и после окончания цикла занятий. Для занятий отбираются дети с "плохим поведением".
Цикл занятий предполагает работу одновременно с детьми, испытывающими различные трудности поведения. Взаимодействие детей с полярными проявлениями в поведении позволит им лучше понять друг друга, увидеть сильные и слабые стороны своего поведения.
Организация и содержание коррекционной работы.
Занятия проводятся в группе из 4-10 детей. Продолжительность одного занятия 45-60 минут. Число занятий - 10. В зависимости от организационных возможностей занятия проводятся с различной частотой. Лучше проводить их ежедневно, но можно через день и даже по 1 разу в неделю.
Более частые занятия приводят к более явным результатам, интенсифицируя внутреннюю психологическую работу. Кроме того, меньше вероятность того, что кто-то из детей заболеет и пропустит часть цикла. Встречаться с детьми лучше не в классной комнате, а в помещении, позволяющем проводить игровые занятия. Потребуются стулья по числу участников, бумага для рисования (большие листы) и карандаши.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе.
Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.
1. Знакомство с помощью игры «МЯЧ»
1) Участник называет свое имя и передает мячик соседу, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники.
2) Участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору.
3) Участник называет свое имя и имя того, кому бросает мяч.
2. Обсуждение правил: не обижать друг друга и не обсуждать ни с кем занятия.
3. Поменяться местами по какому-либо признаку. Все сидят на своих местах, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: "Меняются местами те, у кого... (например, в одежде есть синий цвет)", те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремится занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становится водящим. Игра прекращается, когда признаки начинают повторяться.
4. Лишний стул.
5. "Что я люблю" с запоминанием других. Каждый участник говорит, что он любит. Затем другие участники должны вспомнить, кто что любит.
6. Один начинает предложение, другой его заканчивает. Например, первый участник говорит: "Сегодня утром...", сосед должен повторить начало фразы и закончить ее, например: "Сегодня утром шел снег", затем он говорит свое начало фразы, его сосед ее заканчивает.
7. Путаница. Выбирается водящий а остальные участники образуя круг начинают запутываться, меняя своё положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Задача водящего- распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение.
8. Релаксационные упражнения на руки
Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте всё сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.)
9. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель: повышение психологической безопасности участников группы.
1. Слон. Каждый из участников выбирает, кем он будет: слоном, креветкой, бегемотом или др. Слон изображается так: одной рукой участник берет себя за нос, другая рука "продевается" в образовавшееся кольцо, эта рука "помахивает" как хобот слона; крокодил изображается двумя вытянутыми вперед руками, которые то соединяются, разъединяются, как пасть крокодила; бегемота изображают с помощью локтей: кисть правой руки кладется на левое плечо, другая рука также сгибается в локте, кисть ее оказывается в подмышечной впадине, для изображения бегемота локти сходятся и расходятся; жирафа можно изобразить с помощью поднятой вверх руки, кисть становится головой жирафа и поворачивается в разные стороны; креветка делается с помощью двух кулаков, приставленных к глазам, большой палец помещается между указательным и средним пальцами, движения таких кулаков напоминают движения глаз; лягушка - это кулак, ритмично "шлепающийся" на развернутую ладонь другой руки. Когда все решат, кто они, водящий показывает, кто он и затем - кого он выбирает, кто будет следующим водящим. Этот участник также сначала показывает, кто он и затем - кого он выбирает. Все участники внимательно следят за происходящим, чтобы не пропустить момент, когда выберут их.
2. Пианино. Каждый из участников кладет правую ладонь на бедро соседа справа, а левую ладонь - на бедро соседа слева, при этом руки участников оказываются перекрещенными. Задание для группы заключается в том, чтобы хлопать ладонью по ноге строго по очередности расположения ладоней, ладони - как клавиши пианино. (Для участника это означает, что хлопает он, затем двое его соседей, затем снова он).
3. Поменяться местами. См. занятие 1, упр.З
4. Молекулы. Освобождается пространство. Участники прижимают согнутые в локтях руки к своему телу, ладони "разворачивают" вовне. Задание выполняется с закрытыми глазами. По сигналу участники движутся то быстро, то медленно, по команде открывают глаза и находят себе пару или образуют группы из заданного количества участников.
5. "Что я не люблю" с запоминанием других. Каждый участник говорит, что он не любит, затем все вспоминают, что назвал каждый из участников.
6. Колечко.
7. Релаксационные упражнения.
Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте ещё потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растёт. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.
8. Совместный рисунок. Каждый участник рисует на доске или на листе бумаги линию, "закорючку", делается это в порядке очередности. В результате получается какой-то общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать название рисунку, дать имя, если получился персонаж.
9. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 3.
Цель: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.
1. жмурки. Требуется свободное пространство. Водящему завязывают глаза. Участники двигаются поблизости от водящего. Он должен поймать участника и назвать его имя, тогда участник становится водящим.
2. Добрый -злой мяч. Участники становятся в широкий круг. Кидают друг другу мячик. "Добрый мяч" легко поймать, "злой" -трудно. Научившись кидать добрый-злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи, тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч "добрым" или "злым".
3. Бросать друг другу мяч с любым вопросом "о тебе". Вопросы могут быть самыми разными - об увлечениях, семье, о том, что делал сегодня. Получивший мяч дает ответ на вопрос, затем кидает мяч другому участнику со своим вопросом.
4. "Кто я такой". Участники по кругу называют относящиеся к ним понятия (ученик, сын, пассажир и т.д.), стремясь дать их как можно больше.
5. Релаксационные упражнения.
А теперь представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камушке, на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, но солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на тёплом солнышке. Но берегитесь, приближается ещё большая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своём домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь как можно сильнее её втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните головку, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте голову сильнее. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть вашу головку. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности.
6. Рассказать про себя что-нибудь хорошее. Каждый участник рассказывает о своих навыках, умениях, качествах, событиях жизни, в случае затруднений ему оказывается помощь.
7. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 4.
Цель: Дифференциация представлений о себе. Обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников.
1. Калека XX века. Участники становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Если кто-то не смог поймать мяч, он становится "калекой". Тот, кто посылал ему мяч, называет часть тела, которую теперь нельзя будет использовать. Участник убирает названную руку за спину или поджимает ногу или закрывает глаз и т.п. Если в дальнейшем участник удачно поймает мяч, способность использовать часть тела возвращается к нему. Дети должны сами найти выход из ситуации, когда у многих участников не используются многие части тела.
2. Кошки-мышки. Участники образуют замкнутый круг, взявшись за руки. Два участника остаются вне круга. Один - кошка, другой - мышка. Мышка убегает от кошки, может пробегать через круг, кошка пытается поймать мышку, она может быть только за границами круга. Участники помогают мышке тем, что опускают или поднимают руки, чтобы мышка могла спрятаться или выйти из круга.
3. Дарить друг другу (воображаемые) подарки. Подарки изображаются движениями без слов. Участники угадывают, что это такое.
4. Что у меня не получается и что у меня получается. Участники по кругу выполняются это задание, все внимательно слушают, при необходимости задают уточняющие вопросы, следят, соответствует ли действительности то, о чем говорится.
5. Совместная история из отдельных предложений. Каждый участник по кругу говорит свое предложение. Следующий добавляет к предложениям свое, между ними должна быть смысловая связь.
6. Драматизация рассказанной истории. Участники распределяют роли и разыгрывают историю, затем проводится обсуждение.
7. Релаксационные упражнения.
А теперь представьте, что вы пытаетесь жевать очень тягучую большую жвачку. Вам очень трудно её жевать, челюсти движутся с трудом, но вы пытаетесь её прокусить. Надавливайте сильнее. Вы так стараетесь сжать её зубами, что напряглась даже шея. А теперь остановитесь, расслабьтесь. Почувствуйте, как свободно свисает ваша нижняя челюсть, как это приятно — расслабиться. Но давайте опять примемся за эту жвачку. Двигайте челюстями, пытайтесь её прожевать. Сильнее сжимайте её, так, чтобы она выдавливалась сквозь зубы. Хорошо! Вам удалось ее продавить сквозь зубы. А теперь расслабьтесь, приоткройте рот, пусть ваши челюсти отдохнут. Как хорошо вот так отдохнуть и не бороться с этой жвачкой. Но пора с ней покончить. На этот раз мы её разжуем. Двигайте челюстями, сдавливайте её как можно сильнее. Вы стараетесь изо всех сил. Ну, всё, наконец-то вы с ней справились! Можно отдохнуть. Расслабьтесь, пусть отдохнет всё ваше тело. Почувствуйте, как расслабились все ваши мускулы.
8. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 5.
Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе.
1. Кошки-мышки. См. встречу 4, упражнение 2.
2. Пианино. См. встречу 2, упражнение 2.
3. крокодил. Каждый участник называет какой-нибудь предмет или что-то другое, например, животное, своему соседу, чтобы другие этого не слышали. Затем по очереди участники изображают этот предмет пантомимически, другие угадывают. Задача участника показать как можно понятнее заданное слово.
4. Обсуждение по командам, почему хорошо или плохо: а) иметь кошку; б) быть ребенком. Одна команда называет положительные стороны, другая - отрицательные, затем команды меняются ролями.
5. Совместный рисунок. См. встречу 2, упражнение 7.
6. Релаксационные упражнения.
А вот прилетела надоедливая муха. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать её без помощи рук. Правильно, сморщивайте нос, сделайте столько морщин на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом — вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что когда вы крутили носом, и щёки, и рот, и даже глаза помогали вам и они тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось всё лицо — это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хорошенько, попытайтесь просто сдавить эту муху между морщинками. Ещё сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до одной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое это приятное чувство!
7. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 6.
Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни.
1. Калека XX века. См; встречу 4, упражнение 1.
2. Недостающий стул. Или "стул есть - никак не сесть". Стулья в количестве: число участников минус один - ставятся спинками в центр круга, образуется круг. Участники -идут друг за другом вокруг стульев, водящий задает темп, меняет его. По его сигналу участники должны быстро занять место. Участник, которому не удалось занять стул, становится водящим. Другой вариант - участник без места выбывает из игры, забирает стул из круга; игра заканчивается, когда не остается стульев.
3. Сказать, что нравится в любом участнике группы. Упражнение выполняется с мячом. Участник кидает мяч и говорит, что ему нравится в том участнике, кому он посылает мяч. Используется стандартное начало фразы: "Мне нравится в тебе то, что ты..."
4. Что хорошего со мной уже произошло в этом году и что я хочу, чтобы произошло. Каждый участник отвечает на эти вопросы.
5. Человек и его тень...
6. Красный уголек. Участники сидят на стульях в произвольном порядке. Водящий подходит к каждому . Участники шёпотом сообщают водящему на ухо выбранный для себя персонаж (фильма или сказки, например: Баба-Яга, Царевна- Лягушка, трансформер Галь-ватрон). Водящий запоминает все образы и затем подзывает участников к себе: "Ко мне идёт Баба-Яга" и т.д. Если водящий забыл персонаж какого-либо участника, то последний назначает водящему фант: проскакать на одной ножке, прокричать петухом, сказать каждому комплимент и т.п. После выполнения фанта участник в награду называет своего героя. В конце концов, за водящим выстраиваются все участники, держась друг за друга и образуя цепочку. Водящий ведет за собой группу, преодолевая препятствия в виде хаотично расставленных стульев, одновременно рассказывая историю. История должна быть не слишком короткой, любого содержания, но в ней должно прозвучать словосочетание "красный уголек"; как только эти слова будут произнесены, участники должны очень быстро занять места на стульях, стульев на один меньше, чем частников. Оставшийся без стула участник становится водящим.
7. Релаксационные упражнения.
Ого! К нам приближается симпатичный маленький слонёнок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас наступит на ваш живот, не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону. Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твёрдым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но кажется, он сворачивает в сторону... теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его- как следует. Насколько так лучше, правда?.. Но вот слонёнок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот. Сильнее. Если слонёнок наступит на твёрдый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Уф, опять он свернул, можно расслабиться. Успокойтесь, улягтесь поудобнее, расслабьтесь. Замечаете разницу между напряженным и расслабленным животом? Как это хорошо, когда ваш живот расслаблен. Но вот слонёнок перестал крутиться и направился прямо на вас! Сейчас точно наступит! Напрягите живот как можно сильнее. Вот он уже заносит над вами ногу, сейчас наступит?.. Фу, он перешагнул через вас и уже уходит отсюда. Можно расслабиться. Всё хорошо, вы расслабились и чувствуете себя хорошо и спокойно.
А теперь представьте, что вам нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяните живот, постарайтесь, чтобы он прилип к позвоночнику. Станьте тоньше, ещё тоньше, ведь вам очень нужно пробраться через забор. А теперь передохните, уже не надо утоньшаться. Расслабьтесь и почувствуйте, как живот «распускается», становится тёплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяните живот. Подтяните его к самому позвоночнику. Станьте совсем тоненьким, напрягитесь. Вам очень нужно протиснуться, а щель такая узкая... Ну всё, вы пробрались, и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откиньтесь на спину, расслабьте живот, пусть он станет мягким и теплым. Как вы хорошо себя чувствуете. Вы всё сделали замечательно.
8. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 7.
Цель: Тренировка навыков взаимодействия в группе. Отреагирование негативных эмоций.
1. жмурки. См. встречу 3, упражнение 1.
2. Слон. См. встречу 2, упражнение 1.
3. Дарить друг другу (воображаемые) подарки. См. встречу 4, упражнение 3.
4. Поменяться местами. См. встречу 1, упражнение 3.
5. Что в моей жизни, у меня уже стало лучше. Участники рассказывают о том, какие изменение произошли в их жизни за последнее время. Необходимо участие каждого, при затруднениях оказывается помощь.
6. Школа зверей. Каждый из участников придумывает себе роль - какого-нибудь зверя и действует в соответствии с ней.
7. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 8.
Цель: тренировка навыков взаимодействия в группе.
1. Кошки-мышки. См. встречу 4, .упражнение 2
2. Лабиринт. Стулья или другие предметы расставляются в комнате так, что получается лабиринт. Участники разбиваются на пары, один из них ведущий, другой – ведомый, участники делают сцепление между собой с помощью согнутых указательных пальцев. Ведомый закрывает глаза, и ведущий проводит его через лабиринт. Задача ведущего – провести партнера так, чтобы он не задел за предметы. Затем участники меняются ролями. После выполнения задания проводится его обсуждение всей группой, выявляется наиболее успешная пара.
3. Отказаться или согласиться что-то сделать для другого. Все участники становятся в тесный круг. Один из участников просит другого сделать что-либо, другой должен либо отказаться, либо согласиться и выполнить эту просьбу.
4. Совместная история из отдельных предложений. См. встречу 4, упражнение 5.
5. Драматизация рассказанной истории. См. встречу 4, упражнение 6.
6. Красный уголек. См. встречу 6, упражнение 6.
7. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 9.
Цель: работа с социальными ролями, "премирование" различных социальных ролей.
1. Недостающий стул. См. встречу 6, упражнение 2.
2. Пианино. См. встречу 2, упражнение 2.
3. Отказаться или согласиться что-то сделать. См. встречу 8, упражнение 3.
4. Роли хорошего -плохого учеников ("Школа"). Участники получают роли - послушного, упрямого, озорного и другого ученика, учителя. Роли в игре отличаются от тех, которые свойственны ребенку в жизни. Разыгрывается сюжет из школьной жизни.
5. Падишах. Водящий играет роль падишаха. Он сидит на центральном месте, другие участники составляют очередь на прием к падишаху, каждый приносит ему подарок, это могут быть воображаемые предметы или концертные номера. Падишах либо одобряет подарок (без слов, жестами), и приглашает участника быть около него, либо отвергает подарок, и участник снова занимает очередь и готовит другой подарок. Участники могут объединяться в пары или небольшие группы.
6. Релаксационные упражнения.
А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой с илистым дном луже. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся... Не правда ли, какое это приятное чувство?.. Опять шагните в лужу. Вдавливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Всё сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло. Всё, напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах лёгкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливается тепло.
7. Рефлексия занятия.
ЗАНЯТИЕ 10.
Цель: завершение работы. Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.
1. Путаница. См. встречу 1, упражнение 7.
2. Слон. См. встречу 2, упражнение 1.
3. Падишах. См. встречу 9, упражнение 5.
4. "Каким я буду через год" - обсуждение. По ходу обсуждения отмечаются и усиливаются позитивные реальные предположения.
5. Совместный рисунок "Каким я буду через год". Каждый участник рисует свой рисунок на общем большом листе бумаги.
Занятия с десятью детьми, набранными в данную коррекционную группу, проводились два раза в неделю. Дети начали заниматься с удовольствием, хотя и несколько настороженно. На первых занятиях приходилось не раз напоминать правила. Понравились и запомнились такие игры как «Перемена мест», «Слон», «Пианино».
Интересно было наблюдать за тем, как дети может быть впервые внимательно рассматривали друг друга, ища общие признаки, как старались взаимодействовать в игре «Пианино». У отдельных ребят возникали большие затруднения. «Слон» нравится детям артистичным и раскованным. Некоторые ребята старались точно выполнять задание, другие импровизировали, а многие сначала «стеснялись», и только потом втянулись в игру.
«Путаница» долго не получалась. Дети расцеплялись, а ведущий не мог понять принцип «спутывания». Совместный рисунок в конце второго занятия показал стремление понять друг друга, положительный эмоциональный настрой детей и получился солнечным и добрым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей....
Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...
Программа социализации школьников
В работе приводится перечень мероприятий по социализации школьников с первого до одиннадцатого класса....
Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"
Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца....
Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса
Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...
Программа социализации подростков "Лидер"
Данная программа может быть использована в любом образовательном учреждении и при организации работы в городском лагере....
Программа социализации обучающихся «Я счастлив жить в России» (на основе программы школы)
Социализация обучающихся обеспечивается в ходе реализации программы «Я счастлив жить в России»...