Программа социализации подростков "Лидер"
проект по теме
Данная программа может быть использована в любом образовательном учреждении и при организации работы в городском лагере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lider.doc | 99.5 КБ |
otzyvy.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
«ЛИДЕР»
Выполнила
заместитель директора по ВР
Вишневская Т.М.
2012 год
г. Сланцы
Лучший пример лидерства -это лидерство на примере.
Джерри Макклейн
Пояснительная записка
Программа социализации «Лидер» - развивающая программа для школьников подросткового возраста.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном обществе становится конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, поскольку именно этот возраст является определяющим в его становлении и развитии. Для собственной успешности в обществе необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими качествами личности должен обладать настоящий лидер?
- Любознательный, творческий, инициативный
- Реалистичный, честный, самокритичный, ответственный и трезво оценивающий не только свои успехи, но и неудачи
- Настойчивый, способный самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя
- Требовательный не только к другим, но и, в первую очередь, к себе
- Надежный, держащий слово, на него можно положиться
Это – те качества, которые помогут молодому человеку приобрести уверенность в своих силах, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться не только в профессиональной, но и в социальной сфере.
Ученическое самоуправление - одна из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской деятельности.
Актуальность программы «Лидер» состоит в том, что позволяет решать задачи нескольких Государственных программ и приоритетных направлений: НОИ «Наша новая школа»; проект «Инновационная Россия 2020» (Ключевые меры государственной политики по развитию сферы образования и социализации подростков»); ФГОС НОО, ООО, СОО; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; ДЦП «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы».
В рамках государственной программы по профильному обучению, данная программа поможет учащимся определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык организационной работы, каждый получит уверенность в своих силах, что немаловажно для самостоятельной взрослой жизни.
Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.
Цель:
Создание благоприятных условий для воспитания у школьников лидерских качеств, формирование активной гражданской позиции, реализация «Я – концепции» каждого подростка: я - хочу, я - могу, я - должен!
Задачи:
- формировать у подростков духовные и нравственные ценности, правовую культуру, толерантность;
- развивать творческие способности ребят в процессе коллективной деятельности;
- развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности;
Основные принципы деятельности:
- принцип ориентации на учащихся. Постоянный анализ потребностей учащихся. Комплексный подход в работе, использование всех возможностей в сфере обучения, предоставлении информации;
- принцип толерантности. Взаимопонимание, терпимость и уважение индивидуальной позиции каждого ученика;
- принцип командности. Формирование единого стиля, единого информационного поля, достижение поставленных целей;
- принцип успешности. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы
Механизм реализации Программы
Программа рассчитана на 3 года.
Участники программы – учащиеся 5-11, проявляющие лидерские способности и активно участвующие в общественной жизни класса и школы.
Содержание программы «Лидер» структурировано по 4 направлениям:
- Школа лидера
- Коллективная творческая деятельность
- Работа органов ученического самоуправления
- Социальное проектирование
Программа реализуется через
- конкурсы
- деловые и ролевые игры, семинары
- дискуссионные программы
- презентации, защиты и реализацию социально значимых проектов
- игры, способные поднять творческую активность, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств
- коллективные творческие дела
- участие в обучающих семинарах ГОУ ДОД «Центр «Ладога» и в тематических сменах ЛОГУ «Молодежный»
- вожатскую практику в летнем лагере «Алые паруса» на базе МОУ «Сланцевская СОШ №2»
Содержание Программы
Направление «Школа лидера»
Цель: стимулирование учащихся к инициативной творческой деятельности
Задачи:
- формировать умение вносить свой вклад в деятельность коллектива;
- повысить статус актива в жизни класса;
- воспитывать социальную ответственность за себя и других;
- подготовить будущих членов школьного совета старшеклассников;
- дать возможность проверить свои педагогические возможности на практике.
Примерный план занятий Школы лидера для активов 5-7 классов:
Тема | Цель | Время проведения | |
1 | Общение. Тренинг эмоциональной раскрепощенности. | Знакомство с членами группы. | сентябрь |
2 | Портрет лидера. Лидер и его команда. Ролевая игра «Самоуправление в классе» | Совместное составление общего портрета лидера. Развитие умения отстоять собственную точку зрения. | октябрь |
3 | Стадии развития коллектива. Стили общения. Дискуссия «Худой мир лучше доброй ссоры?» | Раскрытие понятия «коллектив». Умение работать в группе. | ноябрь |
4 | Я-концепция. Метод ассоциаций в понимании себя и другого. Успех – фантазия или реальность. | Изучение своих личностных особенностей. Создание позитивного восприятия себя и окружающих. | декабрь |
5 | Как организовать свое дело. КТД. | Создание социально-значимого проекта для учащихся начальной школы (разработка игровой программы для малышей) | январь |
6 | Конкурсная программа «Лидер и его команда» | Подведение итогов и результатов курса обучения в «ШЛ». | февраль |
7 | Реализация программы «ЧИЖ» в летнем лагере | Летняя практика для учащихся, выбравших педагогическую специальность | июнь |
Направление «Коллективная творческая деятельность»
Цель: забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни
Задачи:
- развивать волевые, умственные способности и коммуникативные качества;
- воспитывать ответственность за жизнь всего коллектива.
Примерный круг коллективных творческих дел:
Тема | Цель | Время проведения | |
1 | Деловая игра «Выборы» | Выборы школьного совета старшеклассников. Выработка плана работы на учебный год. | сентябрь |
2 | Ролевая игра «День Учителя» | Ориентирование учащихся на педагогические профессии. | октябрь |
3 | Осенний выезд старшеклассников «Посвящение» | Знакомство с вновь принятыми в 10 класс учащимися. Посвящение 9-классников в «старшеклассники». Развитие творческого потенциала классных коллективов | ноябрь |
4 | В гостях у Нового Года | Забота о младших (подготовка новогодних праздников для 1-4 классов – 8-е классы, для 5-6 – 9-е классы, для 7-8 – 10 класс, для старшеклассников – 11 класс). Развитие творческих способностей учащихся. | декабрь |
5 | Зимний сбор актива | Корректировка плана работы на 2-е полугодие. Развитие умений и навыков работы в разновозрастных группах. | январь |
4 | Игры «Зарница», «Зимние забавы» | Привлечение внимания к службе в армии и изучение истории ВОв, в том числе и на территории Сланцевского района (военно-спортивная игра на местности «Зарница»). Расширение знаний о русских традициях (проводы зимы) | февраль |
5 | Игра «Пешком по городу» | Знакомство с историей микрорайона Лучки, расширение знаний о своей Малой Родине | апрель |
6 | Последний Звонок. Праздник «За честь школы» | Подведение итогов года пол номинациям | май |
Направление «Работа органов ученического самоуправления»
Цель: создание условий для самоопределения, саморазвития личности, создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности ребенка, установление гуманных нравственно-здоровых отношений в социальной среде.
Задачи:
- развивать коммуникативные, организационные, творческие способности;
- формировать чёткую и осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение к себе и другим;
- развивать навыки самостоятельного проявления инициативы, принятия решения и реализация их в интересах ученического коллектива.
Этапы деятельности:
- формирование активов классов по секторам:
- учебный
- культмассовый
- «Забота»
- спортивный
- дисциплины и порядка;
- формирование школьного совета старшеклассников (председатели активов классов и их заместители);
- формирование активов школы по названным секторам с кураторами-педагогами и организация их деятельности;
- отчет председателей активов классов на школьном совете старшеклассников;
- конкурсные программы «Лидер» среди учащихся 8-9 / 10-11 классов, «Лидер и его команда» для учащихся 5-7 классов;
- творческий отчет школьного совета старшеклассников на празднике «За честь школы» и подведение итогов конкурса «Лучший класс».
Направление «Социальное проектирование»
Цель: поддержка и развитие детской инициативы, вовлечение детей и подростков в общественно-полезную деятельность
Задачи:
- формирование ответственности перед собой, родителями, обществом;
- осознание общественной и личной значимости;
- ориентация на ценности отечественной культуры.
Направления проектирования:
- граждано-патриотическое (проблемы школы, микрорайона, города – «Школьная пресса», «Ящик гласности», работа отряда «ЧИЖ» в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса»)
- спортивно-оздоровительное (популяризация здорового образа жизни – «Все на спортплощадку!», «Мы выбираем…!», «Скажем НЕТ …», «Даешь, молодежь!»)
- познавательное (встречи в клубах «Что? Где? Когда?» и «Дебаты», День Российской науки)
- трудовое, волонтерское («Школьный двор», «Помоги ближнему», работа вожатых в летнем лагере)
Ожидаемые результаты реализации программы «Лидер»
Закончив работу по программе «Лидер», учащиеся становятся членами общества, готовыми к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем на своем жизненном пути.
Ключевые навыки и умения, формируемые у ребят в ходе реализации данной программы:
- аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения);
- проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
- коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
- рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
- Исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).
Таким образом, результатами успешности данной Программы являются:
- Саморазвитие и самореализация личности школьника.
- Приобретение необходимых навыков и умений общения и социального проектирования.
- Появление интереса к социально значимой деятельности в рамках школы и в социуме.
- Осознание учащимися своей значимости в учебно-воспитательном процессе.
- Профессиональное самоопределение выпускников.
Список литературы
- НОИ «Наша новая школа»
- Концепция духовно-нравственного развития
- Концепция воспитания в Ленинградской области
- Кондратьева О.Г. Социальное проектирование: пособие для проведения учебного занятия/О.Г.Кондратьева, Байкальск, 2005г.
- Селевко Г.К. Утверждай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
- Иванов И.П. «Коллективное творческое дело».
- Щуркова Н.Е. «Собрание пестрых дел». С., 1998.
- Горохова Е.В. «Хочу быть лидером». Н.Н., 2000.
- Григоренко Ю.Н. «Коллективно-творческие дела». М., 1999.
- Прутченков А.С. «Схема подготовки социального проекта». М., 2001.
- Газман О.С. «Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы». М., 2003.
- Иванов И.П. «Энциклопедия КТД». М., 1989
- Караковский В.А. «Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса». М., 1993
- Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». М., 1986
Предварительный просмотр:
Отзывы о деятельности в школьном совете старшеклассников
Юлия Бойцова, выпускница 2013 года
Я всегда старалась быть в центре всех дел, во всем участвовать. Это было мне интересно! Общение, новые друзья, новые знания по многим вопросам. В школе – свой маленький мир, и сделать его интереснее и насыщеннее – была наша задача, членов совета старшеклассников. В 2012 году, благодаря нашему руководителю Вишневской Т.М., у нас появилась возможность выезжать на областные мероприятия. И я увидела, что жизнь может быть еще интереснее. От ребят из других районов мы пополнили свою копилку интересных школьных дел. Знакомство со студентами дало навыки общения взрослых людей. А бессонные ночи подготовки к «Дебатам»!! А первый выход на сцену!! Да, не все учителя понимали наши поездки и волновались за наши учебные успехи. Однако мы не могли отказаться от очередной поездки. А чего стоили наши походы в районную администрацию с просьбой возобновить «Дебаты» в городе! Но мы своего добились – «Дебаты» вернулись в город»!
Спасибо школе, что дала нам возможность для раскрытия себя самих, для общения, для уверенности»
Ксения Вишневская, студентка ЛГУ им. А.С.Пушкина
О работе педагога я мечтала уже давно, класса с 5-го. Ведь у меня и мама, и бабушка – учителя. Вот только с выбором направления я определилась только в 9 классе – учитель истории. Очень трудно учиться в школе, где работает мама: всем кажется, что к тебе относятся как-то по-особому и не так требовательно. Поэтому приходилось доказывать всем, что я сама чего-то стою, без маминой помощи. Была членом совета старшеклассников, вела занятия в школе молодого лидера. А в 8 классе ездила в лагерь «Интеллект» на смену лидеров ученического самоуправления. И вот отсюда началась моя уверенность в себе, в своих силах. А потом – центр «Ладога», лагерь «Молодежный». Общение с талантливыми людьми благотворно повлияло на мой характер. Теперь мне не составляет труда выступить на сцене или организовать какое-либо мероприятие. Смена «Ключи к успеху» подготовила меня к работе в летнем лагере. Я стала уверенней в себе и завела много новых друзей. Благодаря этой смене появились новые мысли, идеи стали смелее и креативнее. Работа вожатой в городском лагере при школе «Алые паруса» помогла мне раскрыться, способствовала раскрепощению моей внутренней энергии. Я стала более уверена в своих силах и способностях, подтвердила свое призвание стать учителем. Здесь я поняла, что хочу работать с детьми!!! Я это могу и хочу! Поэтому поступила в ЛГУ и жду лета, чтобы работать в лагере «Салют», куда меня уже пригласили.
Киселева Софья, председатель ШСС
У каждого своя жизнь. Каждый хочет по-разному её прожить. Сейчас мне ещё всего 16 лет, вроде бы всё ещё впереди. Но чтобы в будущем всё сложилось хорошо, надо позаботиться об этом заранее. Сейчас моя жизнь состоит в основном из учебы в школе. Но просто учиться, на мой взгляд, это скучно. Поэтому я состою в школьном совете старшеклассников. Я президент своей родной школы номер два. Я чувствую себя частичкой школы, мне приятно осознавать, что многое зависит и от меня тоже. Я всегда в курсе того, что происходит в школе. Я всегда рада участвовать в разных мероприятиях. Мне приятно быть авторитетом для младших ребят. Я знаю, что все мои труды не зря, это подготовка к взрослой жизни. Благодаря совету я многому научилась. Я стала серьёзнее, ответственнее, стала более уверенной себе, во мне стали раскрываться новые положительные качества. Когда я первый раз ездила в поездку от совета в Центр "Ладога" на смену "Школа Актива", я попробовала себя в роли спикера в игре «Дебаты». Поначалу я не верила, что смогу выступать перед большой аудиторией, но переборола свой страх и у меня всё получилось. Я попала в десятку лучших спикеров, за что была награждена поездкой в лагерь "Орлёнок" на Чёрном море. Это действительно незабываемая награда. Я подружилась со многими ребятами, получила много новых навыков, которые в будущем мне обязательно пригодятся. Я теперь не только просто ученица, а ещё и участница различных школьных, городских, районных, областных и всероссийских олимпиад, конкурсов и мероприятий. За различные победы я получаю грамоты, дипломы и сертификаты, которые мне помогут поступить в тот ВУЗ, в котором я бы хотела продолжить своё развитие. Я понимаю теперь, чтобы чего-то добиться, надо не сидеть на месте, а добиваться своей цели и стремиться к успеху. С большим желанием можно добиться многого, главное - верить в себя.
Андрей Чапышев, 10 класс
Для меня школьный совет старшеклассников - один из этапов моего социального становления личности и один из самых важных, потому что большой промежуток моей жизни занимает деятельность в совете. ШCC помогает мне получать организаторские, коммуникативные способности, лидерские качества. С 6 класса меня выдирали командиром класса, мне понравилось и у меня получалось, я захотел стать лидером не только класса, но и школы. Следующий мой этап - совет старшеклассников, в котором я и по сей день. Школьный совет открыл для меня мир, в котором интересное было и вне школы: все возможные поездки, семинары, слёты, опыт участия в которых вывел меня на новый уровень, мне стало ещё более интересно заниматься внеклассной деятельностью. Я стал председателем совета старшеклассников в прошлом году, что дало мне колоссальный опыт во взаимодействии и управлении. К сожалению, в этом году был более достойный кандидат на место председателя школьного совета – моя одноклассница. Но я с удовольствием работаю и в роли «простого» члена совета. Теперь я делюсь своим опытом с другими и помогаю своим друзьям преодолеть себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей....
Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...
Программа социализации школьников
В работе приводится перечень мероприятий по социализации школьников с первого до одиннадцатого класса....
Программа социализации воспитанников посредством ручного труда "Мастерилка"
Программа разработана для детей младшего школьного возраста, расчитана на 3 месяца....
программа социализации
программа социализации...
Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса
Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...
Программа социализации обучающихся «Я счастлив жить в России» (на основе программы школы)
Социализация обучающихся обеспечивается в ходе реализации программы «Я счастлив жить в России»...