Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
рабочая программа на тему
Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних из неблагополучных и социально-незащищенных семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
Составитель социальный педагог Ефремова Е.С.
Пояснительная записка:
Согласно самому общему определению, социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.
На данный момент социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач нашего государства.
Все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать особое внимание на регуляции социального поведения детей из неблагополучных и социально-незащищенных семей к современным условиям. Данная программа «Мир, в котором я живу» составлена на основе личного опыта работы и направлена на социализацию несовершеннолетних из неблагополучных семей, а также из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проходящих реабилитацию в ГКУСОН КЦСОН АО Ахтубинский район.
Цель: Создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие воспитанникам отделения овладеть навыками социализации.
Задачи программы:
1.Формирование у воспитанников умения ориентироваться в социальной среде:
2.Формирование основ морали, представлений о добре и зле, укрепление позитивной нравственной самооценки и самоуважения:
3.Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать:
4.Развитие волевой регуляции поведения и деятельности:
5.Формирование духовно- нравственных качеств личности:
6. Формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
7.Принятие воспитанниками базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций, формирование основ российской гражданской идентичности.
8.Формирование отношения к семье как к основе российского общества, знакомство с традициями российской семьи.
9. Формирование у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью, привитие навыков ЗОЖ.
Программа состоит из 5 взаимосвязанных блоков:
- «Я и моя Родина»
- «Это Я, это все мои друзья»
- «Моя семья»
- «Что такое хорошо»
- «Я расту здоровым»
Методы и формы работы:
Теоретические:
Занятия
Дискуссии
Устные журналы
Виртуальные экскурсии
Экскурсии
Просмотр наглядных пособий
Чтение литературы
Просмотр детских художественных фильмов и мультфильмов
Практические:
Конкурсы
Выставки
Соревнования
Праздники
Викторины
Эколого-туристские походы
Акции
Этапы реализации Программы:
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы социализации несовершеннолетних.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по социализации воспитанников.
3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по социализации несовершеннолетних.
Задачи:
1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2.Разработать методические рекомендации по социализации.
3.Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4.Вовлекать в систему социализации воспитанников , представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5.Проводить мониторинг реализации программы.
6.Принимать участие в конкурсах, перекликающихся с темами социализации.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы отделения социальной реабилитации детей ГКУСОН КЦСОН АО Ахтубинский район.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
В результате реализации Программы ожидается:
•Осознание воспитанниками себя, как граждан России, ответственных за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
•Формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
•Понимание необходимости мирного сосуществования людей различных национальностей и концессий;
•Уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России;
•Осознание себя как личности, осознание собственной значимости для общества;
•Развитие умения вступать во взаимодействие с другими;
•Применять на практике полученные в ходе программы навыков самоконтроля и самоанализа;
•Способность на моральные суждения и оценки, умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
•Сформировать у воспитанников понимание семейных ценностей: любовь к родителям, уважение старших, послушание, забота о близких;
•Осознание здоровья, как высшей ценности жизни, понимание опасности приема ПАВ, желание вести ЗОЖ.
Формы и методы оценки процесса и результата:
Диагностика знаний, умений и навыков в начале и в конце программы:
• методы наблюдения;
• методы тестирования, анкетирования, тестирования;
• выполнение индивидуальных и коллективных практических заданий;
• открытые занятия;
•анализ документации.
Основные направления программы социализации воспитанников:
1 блок «Я и моя Родина».
Основная цель данного блока конкретизируется в следующих задачах:
• Формирование основ российской гражданской идентичности;
• Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• Формирование уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
№п/п | Цель воспитательной деятельности. | Количество часов. | Формы и виды работы |
1. | Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине. Расширение представлений о городах России. | 5часов | «Наша родина - Россия», «Символы России», «Великие даты» занятия; «Достопримечательности Москвы», «Северная столица», «Золотое кольцо России» виртуальные экскурсии. |
2. | Прививать любовь к малой родине. Учить бережному отношению к тому месту, где живешь. | 4часа(теория) 21час (экскурсии и практическая деятельность) | «Астраханский кремль» виртуальное путешествие; «Ахтубинск и Ахтубинский район» викторина; выставка рисунков «Я люблю Ахтубинск»; занятие «Красная книга Астраханской области»; эколого- краеведческий поход на г.Богдо и oз.Баскунчак; поход на берег реки Ахтуба, экологические акции «Чистые берега», «Покорми птиц»; экскурсия в Ахтубинский краеведческий музей. |
3. | Познакомить воспитанников с их правами, а также с их обязанностями перед государством. | 2часа | «Я ребенок, я имею право», «Священный долг» занятия; «Наши права» выставка рисунков, деловая игра «Самоуправление». |
4. | Познакомить с многообразием национального состава России, с основными традиционными религиями России. Формировать нравственное представление о толерантности. | 7часов | «Сила России в единстве народов» занятие, «Религии России» презентация; «Мы все разные» игра дискуссия; «Толерантность» психологическая игра; «Рождество Христово» беседа, «Широкая масленица» литературно- музыкальная гостиная, «Пасхальные узоры» выставка рисунков. |
2 блок «Это Я, это все мои друзья»
Цель данного блока:
• Формирование положительной Я- концепции;
• Формирование потребности в общении и коммуникативных умений;
• Формирование и развитие социально значимых свойств личности.
• Учить воспитанников приемам регуляции поведения и разрешения конфликтных ситуаций.
№п/п | Цель воспитательной деятельности. | Количество часов. | Формы и виды работы. |
1. | Создание условий для более близкого знакомства детей, формирование навыков активной позиции. | 2часа | Игра «Снежный ком», упражнение «Моя визитка», «Моя любимая игрушка». |
2. | Стимулирование внутригруппового общения. | 2часа | . Тренинг общения «Я и Мы», социоигры «Разведчики», «Найди пару», «От улыбки солнечной одной», упражнение «Подарим друг другу улыбки». |
3. | Развитие межличностного общения в группе. | 2часа | Игры: «Конспиратор», «Закончи предложение», час общения «Добрые слова», групповое пение: «Улыбка», «Дружба», «Если с другом вышел в путь» |
4. | Развитие коммуникативных способностей, умения взаимодействия с другими людьми. | 2часов | Ролевые игры: “Знакомство”, “Приветствие”, “Разговор по телефону”, «Поздравление», «Учимся благодарить». Упражнение – разминка «Подари другу хорошее настроение» |
5. | Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом. | 2часа | Час общения «Мы – дружные ребята», инсценировка «Друзья», коллективный просмотр мультфильмов: «Приключения кота Леопольда», «Зима в Простоквашино». Упражнения «Друг». |
6. | Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых). | 2часа | «Догадайся о выборе»; разбор жизненных ситуаций «Я на улице», «Общественный транспорт»; ролевая игра «Встреча с другом»; групповое чтение «Злая мать и добрая тётя» В. Осеева; просмотр видеофильма “Внимание, черепаха”. |
7. | Снятие страха, агрессии, напряжения. | 2часа | Арт – терапия: лепка «Пластилиновая живопись», «Страшная маска», рисование; игры: «Шалтай-болтай», «Клякса», групповая игра «Смотри на руки», «Театр вещей». |
8. | Развитие положительной самооценки, позитивного отношения к своему « Я» и к «Я» другого, самоорганизации. | 2часа | Диагностика самооценки “10 моих “Я” и “Самореклама”; подвижная игра “Тропинка”, игра “Самый-самый”, “Это – Я”(составление автопортрета), Упражнение «Мое отражение в волшебных зеркалах». |
9. | Формирование и развитие волевых качеств. | 2часа | Упражнения «Копилка трудностей», «Хочу-могу-надо». В. Осеева «Берёза», Зощенко «Глупая история», Е. Пермяков «Надёжный товарищ» групповое чтение; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» (просмотр на DVD). |
3 блок «Моя семья»
Цель блока:
•Формирование у детей отношения к семье, как к ценности.
•Формировать у учащихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, уважение старших, послушание, забота о близких;
•Формировать ценностное отношение к своему дому.
№п/п | Цель воспитательной деятельности. | Количество часов. | Формы и виды работы. |
1. | Способствовать укреплению авторитета семьи, формировать у детей позитивный образ семьи. | 6часов | «Моя семья», «Мой дом» занятия; «Семейный портрет», «Герб моей семьи» рисование; «Моя семья» (первичная диагностика); «Синяя чашка» А.Гайдар групповое чтение. |
2. | Познакомить детей с семейными традициями. | 4часа | «Петр и Февронья», «Семейные традиции», «Имянаречение» занятия; «День именинника», «Чаем угощаем» развлечения. |
3. | Формирование уважительного отношения к родственникам, пробуждать интерес к жизни старшего поколения. | 4часа | «Радость послушания» занятие, В.Осеевой «Просто старушка» инсценировка: изготовление поделок на «День пожилого человека», «День матери»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» сказкатерапия.. |
4. | Формировать эмоционально – ценностное отношение к своему дому, показать значимость дома в жизни каждого человека. | 4часа | «Мой дом» занятие; «Гость в дом-радость в нем» развлечение; «Дом моей мечты» рисование; упражнение «Наполни дом»; «Кошкин дом» С.Я.Маршак (просмотр м/ф на DVD), « Теремок» инсценировка. «Моя семья»(конечная диагностика) |
4 блок «Что такое хорошо»
Цель блока:
• Формирование нравственных ценностей на основе ознакомления воспитанников с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;
•Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
№ п/п | Цель воспитательной деятельности. | Количество часов. | Формы и виды работы. |
1. | Формировать нравственные качества личности (доброта, храбрость, правдивость, заботливость, бескорыстие скромность, сострадание и т.д.), учить детей анализировать свои поступки. | 10часов | «Добрым быть не сложно», «Лучше горькая правда», «Колокольчики добра», «Заколдованное сердце» занятия; «Звездный мальчик» урок добра; акция «Твори добро»; «Снежная королева», «Королевство кривых зеркал», «Чебурашка и Крокодил Гена» (просмотр на DVD); «Илья Муромец и Соловей разбойник», Н.Артюхова «Трусиха», Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», В.Осеева «На катке» групповое чтение; игры «Гневная гиена», «Вежливо-невежливо», «Два волшебника», «Цветик- семицветик». |
2. | Формировать у воспитанников нравственную категорию- трудолюбие, воспитывать ответственное отношение к учебе. Показать ценность труда, учить бережному отношению к его результатам. | 6часов (теория) 5часов (экскурсии) | «Все работы хороши», «Твой главный труд-учеба», «Труд кормит, а лень портит», «Город мастеров», «Мама повар- что ж такого!» занятия, «Азбука бережливости» деловая игра, «Парикмахерская», «Библиотека», «Почта», «Служба спасения» экскурсии; «Первоклассница» (просмотр на DVD). |
5 блок «Я расту здоровым»
Цель блока:
•Формирование у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
•Формирования навыков ЗОЖ
•Формирование негативного отношения к вредным привычкам
•Профилактика употребления ПАВ.
№ п/п | Цель воспитательной деятельности. | Количество часов. | Формы и виды работы. |
1. | Сформатировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. | 6часов | «Если хочешь быть здоровым», «Твой режим дня», «Береги зрение» устные журналы; «В гостях у Мойдодыра» познавательное занятие; встреча с врачом педиатром «Чистота- тоже красота», «Профилактика респираторных заболеваний»; «Загадки доктора Пилюлькина» викторина; спортивные эстафеты(в течение года). |
2. | Формировать сознательное отношение к своему здоровью – как норме поведения, прививать навыки ЗОЖ. | 6часов | «Здоровье в порядке- спасибо зарядке», устный журнал; «О спорт- ты мир» день здоровья; «Правильно ли ты питаешься?» тест; «Правильное питание. Мусорная еда» диспут; «Юные олимпийцы» презентация спортивных секций нашего города, посещаемых воспитанниками; посещение спортивных соревнований в спортивном комплексе(в течении года) |
3. | Обучать воспитанников необходимым знаниям и практическим навыкам по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ, учить владеть собой в сложных ситуациях | 14часов | «Давайте задумаемся», «Умей сказать нет», «Детство без допинга» устные журналы; «Профилактика приема ПАВ» 10 дневная программа реализуемая психологом Ахтубинского наркологического диспансера; конкурс плакатов «Скажи нет!» |
Используемая литература:
1. Конвенция о правах ребенка. Издательство: Риор, 2011г.-24с.
2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
3. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово – РС2, 2002. – 136 с.: ил.
4. .Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. – № 3. – с. 47-51
5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. «Эксмо», М. 2010г.
6. Праздники Православной Церкви/авт.-сост.Е.В.Тростникова.-М.:ЭКСМО, 2009.-304с.-(Православная библиотека)
7. Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 кл. нач. шк./Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. –М.:АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998. – 256 с.: ил.
8. Ивашова А. Сотрудничество. Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог.-2003.-N 28.
9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006. – 303с.
10. «Семья и школа», научно-методический журнал, 1983-1990 г.г.
11. СемьЯ, Т.М. Афанасьева, учебное пособие, М., 1988 г.
12. Б.И. Хасан. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: организационно-методическое пособие. – Красноярский государственный университет, 2003.
13. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб, 1984
14. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001
15. Токаева Т.Э. Мир физической культуры и здоровья. – Пермь. Книжный мир, 2002.
16. «Психологический словарь» АПН СССР, под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., 1983 г.
17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка //РАН Институт русского языка.-«АЗЪ», 1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"
Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...
Статья «Учусь у времени, в котором я живу, творю с детьми , которые рядом».
В данный статье содержатся размышления о проектной деятельности как технологии , позволяющей активизировать работу учащихся как в учебной, так и внеклассной деятельности....
Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"
Ханты-Мансийский автономный округ Югра богат своими традициями. В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»...
Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса
Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, ...
Программа социализации "Мир, в котором я живу"
Программа социализации обучающихся «Мир, в котором я живу» является подпрограммой Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ Озерищенская СОШ.Программа разработана для обучающихс...
Программа спецкурса "Край, в котором я живу"
Основы экологической культуры могут быть заложены в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Программа курса «Край, в котором я живу» предусматривает различ...