Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"
рабочая программа на тему

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  социализации  воспитанников    "Мир, в котором я живу"

Составитель социальный педагог Ефремова Е.С.

Пояснительная записка:

Согласно самому общему определению, социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.  

На данный момент социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач нашего государства.

 Все  больше требуются активные волевые личности, умеющие  организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу  и самостоятельно преодолевать трудности.  В этой связи возникла необходимость акцентировать особое  внимание на  регуляции социального поведения  детей из неблагополучных и социально-незащищенных семей к современным условиям. Данная программа «Мир, в котором я живу» составлена на основе личного опыта работы  и направлена  на социализацию несовершеннолетних из неблагополучных семей, а также из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, проходящих реабилитацию в  ГКУСОН КЦСОН  АО Ахтубинский район.

Цель: Создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие  воспитанникам отделения овладеть навыками социализации.

Задачи программы:

1.Формирование у воспитанников  умения ориентироваться в   социальной среде:

2.Формирование основ морали, представлений о добре и зле, укрепление позитивной нравственной самооценки и самоуважения:

3.Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать:

 4.Развитие волевой регуляции поведения и деятельности:

 5.Формирование  духовно- нравственных качеств личности:

6. Формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

  7.Принятие воспитанниками базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных    традиций, формирование основ российской гражданской идентичности.

  8.Формирование отношения к семье как к основе российского общества, знакомство с традициями российской семьи.

 9. Формирование у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью, привитие  навыков ЗОЖ.

Программа состоит из 5 взаимосвязанных блоков:

  1. «Я и моя Родина»
  2. «Это Я, это все мои друзья»
  3. «Моя семья»
  4. «Что такое хорошо»
  5. «Я расту здоровым»

Методы и формы работы:

Теоретические:

Занятия

Дискуссии

 Устные журналы

Виртуальные экскурсии

Экскурсии

 Просмотр наглядных пособий

Чтение литературы

Просмотр детских художественных фильмов и мультфильмов

 Практические:

Конкурсы

Выставки

Соревнования

Праздники

Викторины

Эколого-туристские походы

Акции

Этапы реализации Программы:

I этап: проектный

Цель: подготовка  условий создания системы социализации несовершеннолетних.

Задачи:

1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу по социализации воспитанников.

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по социализации несовершеннолетних.

Задачи:

1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.Разработать методические рекомендации по социализации.

3.Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.

4.Вовлекать в систему социализации воспитанников ,  представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5.Проводить мониторинг реализации программы.

6.Принимать участие в конкурсах, перекликающихся с темами социализации.


III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.Обобщить результаты работы отделения социальной реабилитации детей ГКУСОН  КЦСОН АО Ахтубинский район.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.Спланировать работу на следующий период.

В результате реализации Программы ожидается:

•Осознание воспитанниками себя, как граждан России, ответственных за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

 •Формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;

•Понимание необходимости мирного сосуществования  людей различных национальностей и концессий;

•Уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России;

•Осознание себя как личности, осознание собственной значимости для общества;

•Развитие умения вступать во взаимодействие  с другими;

•Применять на практике полученные в ходе программы навыков самоконтроля и самоанализа;

•Способность на  моральные  суждения и оценки, умение самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;

•Сформировать  у воспитанников  понимание  семейных ценностей: любовь к родителям, уважение старших, послушание, забота о близких;

•Осознание здоровья, как высшей ценности жизни, понимание опасности приема ПАВ, желание вести ЗОЖ.

 Формы и методы оценки процесса и результата:

Диагностика знаний, умений и навыков в начале и в конце программы:

• методы наблюдения;

• методы тестирования, анкетирования, тестирования;

• выполнение индивидуальных и коллективных практических заданий;

• открытые занятия;

 •анализ документации.

Основные направления программы социализации воспитанников:

1 блок  «Я и моя Родина».

Основная цель данного блока  конкретизируется в следующих задачах:

• Формирование основ российской гражданской идентичности;

• Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• Формирование уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

№п/п

Цель воспитательной деятельности.

Количество часов.

Формы и виды работы

1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине.

Расширение представлений о городах России.

5часов

 «Наша родина - Россия», «Символы России», «Великие даты»  занятия;  «Достопримечательности Москвы», «Северная столица», «Золотое кольцо России»  виртуальные экскурсии.

2.

Прививать любовь к малой родине. Учить бережному отношению к тому  месту, где живешь.

4часа(теория)

21час (экскурсии и практическая деятельность)

«Астраханский кремль» виртуальное путешествие; «Ахтубинск и Ахтубинский район» викторина; выставка  рисунков «Я люблю Ахтубинск»; занятие «Красная книга  Астраханской области»;

 эколого- краеведческий поход на г.Богдо и  oз.Баскунчак; поход на берег реки Ахтуба, экологические акции «Чистые берега», «Покорми птиц»;  экскурсия в Ахтубинский краеведческий музей.

3.

Познакомить воспитанников с их правами, а также с их обязанностями перед государством.

2часа

«Я ребенок, я имею право», «Священный долг» занятия; «Наши права» выставка рисунков, деловая игра «Самоуправление».

4.

Познакомить с многообразием национального состава России, с основными традиционными религиями России.  Формировать нравственное представление о толерантности.

7часов

«Сила России в единстве народов» занятие, «Религии России» презентация; «Мы все разные» игра дискуссия; «Толерантность» психологическая игра;  «Рождество Христово» беседа, «Широкая масленица» литературно- музыкальная гостиная, «Пасхальные узоры» выставка рисунков.

2 блок  «Это Я, это все мои друзья»

Цель данного блока:

• Формирование положительной Я- концепции;

• Формирование потребности в общении и коммуникативных умений;

•  Формирование  и развитие  социально значимых свойств личности.

 •   Учить воспитанников приемам регуляции поведения и разрешения конфликтных ситуаций.

№п/п

Цель воспитательной деятельности.

Количество часов.

Формы и виды работы.

1.

Создание условий для более близкого знакомства детей, формирование навыков активной позиции.

2часа

Игра  «Снежный ком», упражнение  «Моя визитка», «Моя любимая игрушка».

2.

Стимулирование внутригруппового общения.

2часа

. Тренинг общения «Я и Мы»,  социоигры «Разведчики», «Найди пару», «От улыбки солнечной одной», упражнение «Подарим друг другу улыбки».

3.

Развитие межличностного общения в группе.

2часа

Игры: «Конспиратор», «Закончи предложение»,  час общения «Добрые слова», групповое пение: «Улыбка», «Дружба», «Если с другом вышел в путь»

4.

Развитие коммуникативных способностей, умения взаимодействия с другими людьми.

2часов

Ролевые игры: “Знакомство”, “Приветствие”, “Разговор по телефону”, «Поздравление», «Учимся благодарить». Упражнение – разминка «Подари другу хорошее настроение»

5.

Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом.

2часа

Час общения  «Мы – дружные ребята», инсценировка «Друзья», коллективный просмотр мультфильмов:

«Приключения кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».

Упражнения «Друг».

6.

Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых).

2часа

«Догадайся о выборе»; разбор жизненных ситуаций «Я на улице», «Общественный транспорт»; ролевая игра «Встреча с другом»; групповое чтение

«Злая мать и добрая тётя» В. Осеева; просмотр видеофильма “Внимание, черепаха”.

7.

Снятие страха, агрессии, напряжения.

2часа

Арт – терапия: лепка «Пластилиновая живопись», «Страшная маска», рисование; игры: «Шалтай-болтай», «Клякса», групповая игра «Смотри на руки», «Театр вещей».

8.

Развитие положительной самооценки, позитивного отношения к своему « Я» и к «Я» другого,  самоорганизации.

2часа

Диагностика самооценки “10 моих “Я” и “Самореклама”; подвижная игра “Тропинка”, игра “Самый-самый”, “Это – Я”(составление автопортрета), Упражнение «Мое отражение в волшебных зеркалах».

9.

Формирование и развитие волевых качеств.

2часа

 Упражнения «Копилка трудностей», «Хочу-могу-надо». В. Осеева «Берёза», Зощенко «Глупая история», Е. Пермяков «Надёжный товарищ» групповое чтение;   Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» (просмотр на DVD).

3 блок «Моя семья»

Цель блока:

 •Формирование у детей отношения к семье, как к ценности.

 •Формировать у учащихся базовые семейные ценности: любовь к родителям, уважение старших, послушание, забота о близких;

 •Формировать ценностное отношение к своему дому.

№п/п

Цель воспитательной деятельности.

Количество часов.

Формы и виды работы.

1.

Способствовать укреплению авторитета семьи, формировать у детей позитивный образ семьи.

6часов

«Моя семья», «Мой дом» занятия; «Семейный портрет», «Герб моей семьи» рисование; «Моя семья» (первичная диагностика); «Синяя чашка» А.Гайдар групповое чтение.

2.

Познакомить детей с семейными традициями.

4часа

«Петр и Февронья», «Семейные традиции», «Имянаречение» занятия; «День именинника», «Чаем угощаем» развлечения.

3.

Формирование уважительного отношения к родственникам, пробуждать интерес к жизни старшего поколения.

4часа

«Радость послушания» занятие, В.Осеевой «Просто старушка» инсценировка: изготовление поделок  на «День пожилого человека», «День матери»;  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» сказкатерапия..

4.

  Формировать эмоционально – ценностное отношение к своему дому, показать значимость дома в жизни каждого человека.

4часа

«Мой дом» занятие; «Гость в дом-радость в нем» развлечение; «Дом моей мечты» рисование; упражнение «Наполни дом»; «Кошкин дом» С.Я.Маршак (просмотр м/ф на DVD), « Теремок» инсценировка. «Моя семья»(конечная диагностика)

4 блок «Что такое хорошо»

Цель блока:

• Формирование  нравственных ценностей  на основе  ознакомления воспитанников с правилами  нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;

 •Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;

№ п/п

Цель воспитательной деятельности.

Количество часов.

Формы и виды работы.

1.

Формировать нравственные качества личности (доброта, храбрость, правдивость,

заботливость, бескорыстие скромность, сострадание и т.д.), учить детей  анализировать свои поступки.

10часов

«Добрым быть не сложно», «Лучше горькая правда», «Колокольчики добра», «Заколдованное сердце» занятия; «Звездный мальчик» урок добра; акция «Твори добро»; «Снежная королева», «Королевство кривых зеркал», «Чебурашка и Крокодил Гена» (просмотр на DVD); «Илья Муромец и Соловей разбойник», Н.Артюхова «Трусиха», Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», В.Осеева «На катке» групповое чтение;  игры «Гневная гиена», «Вежливо-невежливо», «Два волшебника», «Цветик- семицветик».

2.

Формировать у воспитанников нравственную категорию- трудолюбие,  воспитывать ответственное отношение к учебе. Показать ценность труда, учить бережному отношению к его результатам.

6часов

(теория)

5часов

(экскурсии)

«Все работы хороши», «Твой главный труд-учеба», «Труд кормит, а лень портит», «Город мастеров», «Мама повар- что ж такого!»  занятия, «Азбука бережливости» деловая игра, «Парикмахерская», «Библиотека», «Почта», «Служба спасения» экскурсии; «Первоклассница» (просмотр на DVD).

5 блок  «Я расту здоровым»

Цель блока:

•Формирование  у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

•Формирования навыков ЗОЖ

•Формирование негативного отношения к вредным привычкам

•Профилактика употребления ПАВ.

№ п/п

Цель воспитательной деятельности.

Количество часов.

Формы и виды работы.

1.

Сформатировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

6часов

 «Если хочешь быть здоровым»,  «Твой режим дня», «Береги зрение»  устные журналы; «В гостях у Мойдодыра» познавательное занятие; встреча с врачом педиатром «Чистота- тоже красота», «Профилактика респираторных заболеваний»; «Загадки доктора Пилюлькина» викторина;  спортивные эстафеты(в течение года).

2.

Формировать  сознательное отношение к своему здоровью – как норме поведения, прививать навыки ЗОЖ.

6часов

«Здоровье в порядке- спасибо зарядке», устный журнал; «О спорт- ты мир» день здоровья; «Правильно ли ты питаешься?» тест; «Правильное

питание. Мусорная еда» диспут; «Юные олимпийцы» презентация спортивных секций нашего города, посещаемых воспитанниками; посещение спортивных соревнований в спортивном комплексе(в течении года)

3.

Обучать воспитанников  необходимым знаниям и практическим навыкам по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления ПАВ, учить владеть собой в сложных ситуациях

14часов

«Давайте задумаемся», «Умей сказать нет», «Детство без допинга» устные журналы; «Профилактика приема ПАВ» 10 дневная программа реализуемая психологом Ахтубинского наркологического диспансера; конкурс плакатов «Скажи нет!»

Используемая литература:

1.       Конвенция о правах ребенка. Издательство: Риор, 2011г.-24с.

2.        Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

3.       Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово – РС2, 2002. – 136 с.: ил.

4.        .Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. – № 3. – с. 47-51

 5.    Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. «Эксмо», М. 2010г.

 6.     Праздники Православной Церкви/авт.-сост.Е.В.Тростникова.-М.:ЭКСМО, 2009.-304с.-(Православная библиотека)

  7.     Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 кл. нач. шк./Н.М.  Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. –М.:АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998. – 256 с.: ил.

 8.        Ивашова А. Сотрудничество. Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог.-2003.-N 28.

 9.        Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006. – 303с.

10.    «Семья и школа», научно-методический журнал, 1983-1990 г.г.

11.     СемьЯ, Т.М. Афанасьева, учебное пособие, М., 1988 г.

12.        Б.И. Хасан. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций: организационно-методическое пособие. – Красноярский государственный университет, 2003.

13.     Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб, 1984

14.      Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней. – М.: Изд. Центр  «Академия», 2001

15.      Токаева Т.Э. Мир физической культуры и здоровья. – Пермь. Книжный мир, 2002.

 16.      «Психологический словарь» АПН СССР, под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., 1983 г.

17.    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.    Толковый словарь русского языка  //РАН Институт русского языка.-«АЗЪ», 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"

Рабочая программа курса "Край, в котором я живу"...

Статья «Учусь у времени, в котором я живу, творю с детьми , которые рядом».

В данный статье содержатся размышления о проектной деятельности как технологии , позволяющей активизировать работу учащихся как в учебной, так и внеклассной деятельности....

Познавательно-игровая программа "Югра - край, в котором мы живем"

Ханты-Мансийский автономный округ Югра   богат своими традициями.  В настоящее время перед нами стоит проблема сохранения культуры народа Ханты, бережного к ней отношения. Одним из самы...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»...

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса

Рабочая программа факультатива «Мир, в котором мы живем» для учащихся 6 класса способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, ...

Программа социализации "Мир, в котором я живу"

Программа социализации обучающихся «Мир, в котором я живу» является подпрограммой Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ Озерищенская СОШ.Программа разработана для обучающихс...

Программа спецкурса "Край, в котором я живу"

Основы экологической культуры могут быть заложены в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Программа курса «Край, в котором я живу» предусматривает различ...