Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)
рабочая программа на тему
Правовая социализация, профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_socializacii_vospitannikov.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» «Утверждаю»
на Педагогическом Совете школы-интерната Директор Колычёвской специальной
30.08.2011г. (коррекционной) школы-интерната
для детей-сирот:
_______________________________
В.В.Саполновский
Программа социализации
воспитанников школы-интерната
Программа рассчитана
на весь период пребывания воспитанников
в учреждении
2011 -2012 год
(социальный педагог Пинегина С.В.)
МОУ Колычёвская специальная (коррекционная) школа-интернат
готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида становится более сложной, но вместе с тем более значимой.
Практика и специальные исследования указывают на следующие проблемы трудовой, бытовой и психологической адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Это тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснованная удовлетворенность заработком; имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство.
Причины затруднения связаны не только с особенностями психофизического развития детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья, вследствие умственной отсталости и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей.
Задача программы – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Учащиеся школ-интернатов ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача нашей школы – интерната создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.
“Правовая социализация”
Подростки должны учиться защищать свои права. Государство уже сегодня предоставило детям достаточно прав, гарантий и льгот, предусмотренных законодательными нормами, которые важно знать и уметь реализовывать в повседневной жизни.
Курс занятий по правовой социализации направлен на приобщение к социальной жизни, на усвоение системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, помочь стать воспитаннику личностью, способной функционировать в данном обществе.
Изучение курса позволяет воспитанникам получать систематизированное представление о правах человека, документах, в которых прописаны права человека, законах, обязанностях, куда можно обратиться, если твои права нарушены.
Курс рассматривается, как один из путей, содействующий социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности к самостоятельной жизни.
Правовая социализация включает в себя гражданско-правовое образование с целью защиты прав и социальных гарантий ребенка.
Цель: Подготовка воспитанников интерната к жизни в правовом государстве, в гражданском обществе.
Задачи:
· Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.
· Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.
· Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.
· Овладение детьми знаниями, навыками и умениями поведения.
· Формирование умения пользоваться элементами социальной инфраструктуры.
Программа включает в себя:
1. Занятия правового всеобуча “Ты и закон” :
– знакомство с основными правами человека, правами ребенка, уважения и достоинства прав и свобод других людей, понимания ценностей своей личности и ценности других людей, равенства людей в своих правах;
– знакомство с важнейшими сторонами частной и общественной жизни, которая раскрывается с позиции права, а также во взаимодействии норм права и морали;
– изучение основных Международных документов по правам человека (Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка);
– изучение Российских законов (Конституция РФ)
– трансформация полученных знаний в устойчивые жизненные позиции и поступки (уважение прав и свобод, уважение законов и их выполнение).
2. Оформление уголка по правовой грамотности.
3. Социальная защищенность, охрана и защита имущественных прав детей (проводится совместно с Отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области, через работу с государственными административными и государственными правовыми службами: народные суды, службы судебных приставов, отделы внутренних дел, паспортные столы, комитеты по социальной защите населения, инспекторами по охране прав детства, сберкассами, главами администраций города и района и др.).
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
1–3 классы | 4–6 классы | 7–9 классы |
|
|
|
“Профессиональное самоопределение воспитанников”.
Еще не повзрослев, не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, выпускники специального (коррекционного) учреждения VIII вида должны определиться в таком важном вопросе, как выбор профессионального пути. Взрослые люди – учителя и воспитатели, психолог, социальные педагоги считают необходимым ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии, на самостоятельность и ответственность в принятии решения.
Являясь частью программы по социализации, настоящая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, стремления к получению новой информации и адекватному планированию предполагаемого места работы; устойчивости интересов, реализма профессиональных предпочтений; соответствия между предпочтениями и способностями.
Цель программы: Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального пути.
Задачи:
· Обогащение представлений детей о мире профессии;
· Выявление интересов, склонностей и способностей;
· Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
· Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
· Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
· Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
· о видах профессий;
· о медицинских и профессиональных требованиях;
· об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
· о повышении квалификации и профессионального роста;
· о состоянии рынка труда.
1–3 классы | 4–6 классы | 7–9 классы |
Коррекционные занятия: “Труд кормит, а лень портит”. “Кем быть, каким быть?” “Профессии добра”. “Чему научат в школе” (о трудовом обучении в интернате). “В школе-интернате много профессий”. “Старание и творчество в каждой работе”. Практические занятия: Экскурсии Рисуночные методики: “Кем я буду, когда вырасту?”, “Я на работе” | Коррекционные занятия: “Выбор профессии – выбор жизненного пути”. “Профессии важные и нужные во все времена” “Успех в профессии – успех в жизни”. “Куда пойти учиться”. “Хочу , могу, умею – три составляющих профессионального выбора” Практические занятия: · Встречи с людьми разных профессий · Экскурсии на предприятия и в учреждения города Анкетирование: выявление личностных интересов и склонностей, свойств и качеств личности | Коррекционные занятия: “Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения”. “Межличностное взаимодействие”. “Планирование профессионального пути”. “Применение полученных знаний в решении ситуаций выбора профессии”. Практические занятия: · Экскурсии в учебные заведения: ПУ, ПЛ · Экскурсии на предприятия города. Методика: “Профессиональная готовность”, “Самооценка профессиональной направленности” |
“Безопасность жизни”
Программа рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Изучение курса позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Цель программы: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
· научить правилам поведения на дороге , в транспорте, в лесу, дома, на воде;
· научить правильно пользоваться бытовой техникой;
· научить оказывать первую медицинскую помощь;
· ознакомить с трудными ситуациями и научить справляться с ними.
Знания и умения воспитанников, полученные в ходе усвоения программы:
В результате усвоения программы у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
· правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
· различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения;
· группы дорожных знаков;
· возраст, дающий право на получение удостоверения водителя, на право управления велосипедом, мопедом, мотоциклом;
· правила оказания первой медицинской помощи;
· правила поведения на воде, на природе;
· возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения;
· безопасное поведение в быту.
У воспитанников должны выработаться следующие умения:
· уметь правильно оказать первую медицинскую помощь;
· уметь пользоваться бытовой техникой;
· иметь представление о спасении на воде;
Воспитанники должны иметь представление:
· об основных положениях здорового образа жизни.
Программа состоит из цикла занятий по следующим направлениям:
· Правила безопасности дорожного движения.
· Правила безопасности в быту.
· Правила безопасности на природе.
· Правила противопожарной безопасности.
В занятиях по программе используются такие формы работы как: рассказ педагога, просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, походы, игры. Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: ГИБДД, ВДПО, пожарная часть.
1–3 классы | 4–6 классы | 7–9 классы |
Целевые прогулки. Беседы. Практические занятия. · Конкурсы рисунков по дорожной, противопожарной тематике. · Конкурсы “Это должен каждый знать обязательно на 5!” · “Что говорят знаки” · Обучение правилам поведения на воде | Экскурсии. Внеклассные занятия. Практические занятия. · Конкурсы рисунков по противопожарной и дорожной тематике. · Викторины. · Учебная тренировка по эвакуации. · По стране Светофории. | Экскурсии. Внеклассные занятия. Практические занятия. · Как пользоваться огнетушителем. · Учебная эвакуация. · Оказание первой помощи. · Игра-путешествие “Я и улица моя” |
“Культура поведения и общения”
Воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.
С раннего возраста, когда закладывались основы личности, большинство находились в депривированных условиях: нередко недоедали, не имели чистой постели, а главное запечатлели в соей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми.
Поэтому для них характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность. Дети, проживающие в интернате, растут в особом, полуизолированном от реальности мире, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.
Цель программы: Нравственное воспитание и развитие личности ребенка.
Задачи:
· Формирование представлений о нравственных нормах общения и выработка навыков этического поведения.
· Формирование культуры речевого общения.
Методы, используемые на занятиях:
Беседа-диалог, обращение к “миру добрых мыслей”, творческие задания, практическая деятельность, просмотр видеосюжетов, тестирование.
Содержание занятий:
1–3 классы | 4–6 классы | 7–9 классы |
Для чего нужна речь? · Речь – средство передачи мыслей и чувств. · Глаза в глаза (умение вести разговор) · Доброе слово, что ясный день · Самолюб никому не люб. · Чего в других не любишь, того, и сам не делай. · Наше настроение · Хорошо ли быть злым? · Наши мечты.
| · От чего зависит настроение. · Поговорим о доброте. · Учимся справляться с гневом. · Ссора. · Как справиться с упрямством. · Чувства одинокого человека. · Учимся понимать чувства других людей. · Учимся доброжелательности. · Учимся анализировать поведение в конфликтной ситуации. · Поступки добрые и злые. · Цени доверие. · Любим добрые поступки. · Умеем общаться. · Помоги понять себя. | · Вежливость, как основа воспитанности. · Точность, обязательность, аккуратность. · Правила на каждый день. · Дома и в гостях · Раздели печаль и радость другого. · Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке. · Дружба начинается с улыбки. · Дружили мальчик с девочкой. · Умей быть собой. · За общим столом. · Родительский дом. · Добрыми делами славен человек. · Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы – интерната для детей с ОВЗ.
Здоровье подрастающего поколения - это проблема не только медицинская и социальная , но и конечно воспитательная. Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных...
Рабочая программа «Шаг за шагом» по социализации воспитанников школы-интерната 6-8 класс
Цель программы:социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома. Задачи программы:формирование понятия о необходимости здорового обра...
Трудовое воспитание, как основа социализации воспитанников школы-интерната
Социальная реабилитация, как возможность умственно-отсталых детей включиться в общественно полезный труд в качестве квалифицированного рабочего, ...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»
В данном материале раскрывается значение предмета "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни»
Тема:«Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни» Автор: социальный педагог ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа ...