Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи рассчитана на подростков с 7-11 классы
рабочая программа (7 класс)

Рылова Надежда Александровна

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи рассчитана на подростков с 7-11 классы. Количество часов – 35. При необходимости возможна интеграция данного курса с курсом Основы духовно-нравственной культуры народов России и курсом преподавания русской литературы в классах с 5-11. Может быть дополнен и расширен блок, посвященный изучению духовной жизни человека в произведениях русской классики. Программа предназначена для учителей русского языка и литературы, МХК, преподавателей курса ОДНКНР, а также для классных руководителей в качестве дополнения к программе воспитательной работы. Программа направлена на преодоление пассивной духовной и гражданской позиции учащихся, на становление активно воспринимаемого духового модуса личности учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_rabote.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

Образование-2009-2

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

ул. 60 лет СССР, 7А, г.Ноябрьск , 629806, тел./факс 8(3496) 42-49-72, e-mail:

ОКПО 41244197, ОГРН 1028900708077, ИНН/КПП 8905020128/890501001

от «____» ______________ 2019 г. №________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №2 УИИЯ

_____________ И.Л. Гребнева

«ПОДВИГ ОБЩЕНИЯ»

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 12-17 лет

Разработчики:

Рылова Н.А.,

учитель русского языка и литературы

Г. Ноябрьск

Салехардская епархия

Ноябрьское благочиние

89822687167

2019 г.

Программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

  1. Пояснительная записка

Школа безусловно должна внести свою лепту в формирование духовно-нравственного модуса личности учащегося. Усилия педагогов должны быть направлены на преодоление пассивной духовной и гражданской позиции учащихся, на становление активно воспринимаемого духового модуса личности учащегося.

Современная ситуация требует от каждого учебного предмета духовно-личностной направленности, когда высшей целью своей работы учитель видит не сумму знаний, а созидание культурно-нравственного и гражданского фундамента личности учащегося. Учащиеся не пробуждаются к внутреннему росту без ценностно-смысловых ориентаций.

Ценностные ориентации помогают организации личностных свойств учащихся, упорядочивают их внутренний мир. Они создают определенную «ось сознания», которая уравновешивает поступки, поведение и деятельность человека. Ученик – личность не только растущая, но и сомневающаяся, ищущая свой путь истины. Чтобы крушений и ошибок на этом пути было меньше, ему необходима помощь учителя-наставника.

Актуальность данной программы заключается в пристальном внимании к понятийному аксиологическому аппарату, в подробном рассмотрении классификации ценностей, их роли в жизни человека, поскольку данные знания сформированы у учащихся недостаточно. Кроме того, в программе предусмотрена возможность рассмотрения новых аспектов уже изученных этических понятий.

Понимание духовной жизни народа, объяснение рожденных в ней слов и образов возможно лишь при знании ключевых текстов, составляющих данную культуру. Для русской культуры таким ключевым текстом является Библия, а также жития святых, которые знакомят учащихся с ценностями православной культуры.

Учащиеся, с которыми проводится специальная работа по развитию их ценностного сознания, имеют четкие представления о ключевых этических понятиях. Такие учащиеся от эмпирического определения понятий поднимаются до обобщенно-абстрактного уровня, умеют включить усвоенные понятия в различные связи с другими общественно-политическими, эстетическими категориями. На уроках духовного общения юное поколение учится философски размышлять о вещах вечных и серьезных. Это проблема не только умственного, но и духовно-нравственного развития.

Учащиеся должны не просто получить какую-то сумму нравственных знаний, а пережить их, принять как необходимые и ценностные. Для этого необходимо использовать в работе необычные типы уроков: урок-открытие, урок-прозрение, урок особого психологического резонанса.

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи рассчитана на подростков с 7-11 классы. Количество часов – 35.

При необходимости возможна интеграция данного курса с курсом Основы духовно-нравственной культуры народов России и курсом преподавания русской литературы в классах с 5-11. Может быть дополнен и расширен блок, посвященный изучению духовной жизни человека в произведениях русской классики.

Программа предназначена для учителей русского языка и литературы, МХК, преподавателей курса ОДНКНР, а также для классных руководителей в качестве дополнения к программе воспитательной работы.

  1. Содержание учебного курса

Введение - 1 час.

Общее знакомство с понятийным аппаратом курса: дух и душа, духовная жизнь народа, патриотизм, духовно-нравственные ценности.

Духовно-нравственные ценности. Их роль в воспитании и жизни человека – 6 часов.

Понятие «ценности». Отражение ценностной оси в пространстве культуры. Понятие идеала. Личностные и надличностные ценности.

Классификация ценностей.

Витальные ценности (жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека – сытость, покой, бодрость – сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и тд.)

Социальные ценности (социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, равенство полов, личная независимость, активное участие в жизни общества).

Политические ценности (свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.)

Моральные ценности (добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям)

Эстетические ценности (красота, идеал, стиль, гармония, следование традициям или новизна, культурная самобытность)

Религиозные ценности (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, Священное Писание и Предание)

Фундаментальные ценности:

-Земля – общий дом человечества, вступающий в новую цивилизацию XXI века;

-Родина – исторически сложившаяся общность людей, связанных патриотизмом, национальным языком и культурой;

-Отчий дом – малая родина, родной очаг для каждого человека с его бытом, укладом жизни, этическими нормами, представлениями, взглядами;

-Семья – социальная, естественная микросреда, дающая жизнь, воспитание, развитие личности людей;

-Труд – основа жизнедеятельности человека; как творчество, как способ личного самоутверждения, как нравственный долг;
-Культура – сфера духовности, восприятие величайшего наследия в области литературы, искусства, народного творчества и воспроизведение культурных ценностей в новых поколениях;

-Дружбу народов – взаимодействие и сотрудничество людей разных национальностей во имя мира, труда, культуры, прогресса общества;

-Человек – высшая ценность, как основа существования рода человеческого;

-Окружающая природа – ценность, обеспечивающая жизнь и здоровье людей, развивающая представления о прекрасном, пробуждающая в человеке чувства добрые.

Центральные категории этики – 4 часа

Понятия добро, зло, совесть, долг, память, милосердие, великодушие, покаяние. Их отражение в культуре и жизни человека.

Активное и пассивное добро. Различие понятий добро и добродушие. Понятие добро в условиях современного духовного кризиса.

Совесть – «тайник души». Феномен совести.

Понятия дух, душа – 2 часа

Понятия дух и душа, дух и духовность.

Духовная основа человеческого общежития (чувство долга, ответственности за свои действия перед людьми и природой, милосердия, любви к ближнему, сострадания, жалости, терпимости, искренности, вины, раскаяния и т.п.)

Разграничение понятий душевность и духовность – 1 час.

Разграничение понятий душевность и духовность. Какими знаниями и умениями обладает духовный человек.

Эмоциональная сфера сознания человека.

Причины возникновения бездуховности и бездушия.

Нравственные идеалы и ценности библейских легенд и притч – 7 часов

Философско-символическое значение библейских образов.

История Каина и Авеля. Понятия черной зависти и благочестия. Понятия черной и белой зависти. Составляющие этих понятий.

Черная зависть: себялюбие, высокомерие, корысть.

Белая зависть: любовь к людям, сорадость успеху, трудолюбие.

Символическая семантика имени Каина.

История Вавилонской башни. Понятия славы и тщеславия. Градация понятий гордость и гордыня.

История Великого потопа. Понятия смирения и гордыни. Благородство Ноя. Символика ноева ковчега. Значение образа-символа радуги.

Притча о блудном сыне. Истинные и мнимые ценности человеческого бытия. Понятия терпеливость и нетерпение, гнев и раскаяние.

Притча о талантах. Свободный выбор человека. Особый талант – быть человеком.

Притча о милосердном самарянине. Понятия «милосердие», «милость», «милостыня». Душевный отклик на чужую боль.

Притча о сеятеле. Понятие истины. Как произрастает истина. Сердце-затворник, сердце-камень, сердце-пустоцвет и доброе, плодоносное сердце. Духовный рост человека.

Ключевые ценности и символы православной культуры на материале древнерусского жития – 4 часа.

Специфика житийного портрета. Красота телесная и духовная.

«Житие Александра Невского». Осмысление понятия праведности в богословском и светском толковании. Язык иконы Александра Невского.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Личность протопопа Аввакума в контексте истории XVII века. Духовная жизнь протопопа. Отражение в расколе особенностей русского национального характера.

«Житие Сергия Радонежского». Личность Сергия в контексте истории и православной веры. Добродетели Сергия: трудолюбие, смиренномудрие, кротость. Сергий-политик и Сергий-молитвенник.

Язык иконы Сергия Радонежского. Символическое значение иконы «Троица».

Понятия «домостроя» и «домостроевщины» - 2 часа.

Культурно-историческая основа памятника «Домострой».

Забытые традиции «Домостроя». Разграничение понятий «домострой» и «домостроевщина». Нравственные ценности «Домостроя».

Духовная жизнь человека в произведениях русской классики – 6 часов.

Роман И.С. Шмелева «Лето Господне». Мир русского бытового православия. Сочетание веры в Христа и святых с культом природы. Священное время, смысл и цветовая символика православных праздников. Духовный рост человека. Ценностная основа бытия русского человека: дом-храм, Москва-матушка, церковь-священный сад, Земля-матушка.

И. С. Тургенев «Записки охотника». «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Живые мощи». Высшие духовные ценности русского народа. Природа и мироздание в сознании тургеневских крестьян.

Н.С.Лесков «Святочные рассказы». «Фигура». Подвиг самоотречения ради ближнего. «Христос в гостях у мужика», «Пугало». Подвиг христианского прощения

«На краю света». Кого можно назвать истинным христианином.

Итоговое занятие – 2 часа

Повторение изученного. Планирование исследовательской работы по изученному материалу.

3. Планируемые результаты освоения учебного курса «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи».

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических, духовных потребностей.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли ценностной шкалы в жизни человека;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

Список литературы.

  1. Архиепископ Пражский Сергий (Королев) «О подвиге общения». Из книги «Мысли из бесед…»«Духовно-нравственное воспитание», 2009г., №1.
  2. Домострой, М. – «Советская Россия», 1990.
  3. «Дух, оживляющий школу». «Русский педагогический вестник, издаваемый П. Гурьевым», №1, 1859г.// «Духовно-нравственное воспитание», 2008г., №4.
  4. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Воспитать полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно…». XVII Международные Рождественские образовательные чтения// «Духовно-нравственное воспитание», 2009г., №2.
  5. Крылова Л. А. Культурологический аспект преподавания литературы в школе. – Петропавловск: Северо-Казахстанский университет, 1990.
  6. Колесов Д.В. Домострой без домостроевщины. – М., «Художественная литература», 1991.
  7. Лебедев Ю.В. Николай Семенович Лесков// Литература в школе, 2000г.№6.
  8. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 12 томах. - М.: Издательство «Правда», 1989.
  9. Лесков Н.С. Христос в гостях у мужика// Литература в школе,1992г., №5-6.
  10. Милюкова И. «Это чувство должно родиться в самом человеке…» Роль и место ценностей патриотизма в системе ценностных ориентаций современной молодежи// «Духовно-нравственное воспитание», 2009г., №3.
  11. Святое Евангелие, Общество памяти игумении Таисии, Манкт-Петербург, 2010г.
  12. Тютчев Ф.И. Стихотворения/ Сост. И подгот. текста Л. Озерова. – М.: Худож. Лит., 1986.
  13. Е.В. Яхненко. Древнерусские традиции в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»// Литература в школе, 2003г.№2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА»

В статье раскрыта тема с постановкой целей и задач, реальными способа-ми и методами их решения. Рассмотрены ценностные аспекты физической культуры и спор-та для детей и молодёжи. Сделаны конкретные и ...

Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)

Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения

В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.  Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальны...