Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)
рабочая программа на тему
Отчет о реализации рабочей программы духовно нравственного воспитания (гражданско патриотическое направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_realizatsii_rabochey_programmy_grazhdansko-patrioticheskoe_napravlenie_.docx | 43.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
Тюменская область
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА –
ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Отчет о реализации рабочей программы
духовно нравственного воспитания
(гражданско патриотическое направление)
Воспитатель: Звягина С.В.
г. Нефтеюганск-2017
- Тема, цель и задачи школы на 2016-2017 учебный год
Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.
Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.
Задачи:
1. Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.
2. Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися адаптированной основной образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.
*кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических, организационных.
Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для овладения воспитанниками социальными (жизненными) компетенциями
Задачи:
• Сформировать представления о гражданских и национальных правах и свободах человека.
• Развивать нравственно-личностные качества: доброту, отзывчивость, честность, трудолюбие, правдивость. Учить следовать им в повседневной жизни.
• Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной.
II. Основные требования к результатам реализации программы
Личностные результаты обеспечивают овладение обучающимися комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений воспитанников.
Программа определяет два уровня овладения личностными результатами.
Достаточный уровень — сформированы практически все наиболее необходимые умения и навыки. Воспитаннику интересна доступная ему деятельность; он проявляет в ней достаточную самостоятельность, трудолюбие, способен к простейшему самоконтролю и саморегуляции. Воспитанник пытается оценить свое поведение с помощью воспитателя. Оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на высоком уровне.
Минимальный уровень — сформированы только минимально необходимые элементарные навыки и умения самообслуживания. Воспитанник способен к продуктивной деятельности, под руководством взрослого. Частично овладевает вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта. В редких случаях бывает увлечен, заинтересован в своей деятельности. Оценить свое поведение и быть самокритичным воспитанник не может. Оцениваемые компоненты жизненной компетентности находятся преимущественно на среднем уровне.
Раздел | Достаточный уровень усвоения программы | Минимальный уровень усвоения программы |
Патриотизм и гражданственность | - Может назвать государственные символы РФ - Может назвать государственные символы ХМАО - Может назвать государственные символы г. Нефтеюганска - Знает основные культурные традиции России - Добросовестно выполняет различные общественные поручения - Участвует в творческих делах | - Может назвать государственные символы РФ - Знает некоторые культурные традиции России - Выполняет различные общественные поручения с помощью педагога - Участвует в творческих делах |
Первый уровень результатов:
- сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
- получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
- умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
- умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу
- сформировано умение беречь природу;
- накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
- обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися программы следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения, обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Условия реализации программы
Программа реализуется в течение 1 года, включает в себя 34 воспитательных занятия направленных на достижение цели и решение поставленных задач продолжительность одного занятия 40 минут, занятия проводятся 1 раз в неделю. Так же программа реализуется за счет режимных моментов в интернате, практических занятий, мероприятий.
Эффективное усвоение воспитанниками материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.
Соблюдение календарно-тематического планирования
№ п.п | Тема занятия | Кол-во занятий | Содержание работы | Используемые методы и средства |
«Мы вместе» (10 часов) I Четверть | ||||
Моя семья и кто в ней я.
| 1 | Воспитанники делятся мнениями о самом дорогом в жизни | - Словесный метод. - Наглядный метод. | |
Творим добро своими руками | 1 | Формирование навыка определения конечного результата, цели своей деятельности | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | |
Составление родословной своей семьи | 1 | Знакомство со своей родословной | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | |
Я несу ромашки маме | 1 | Формирование первичных семейных представлений | - Словесный метод - Беседа | |
«Загляните в семейный альбом» | 1 | Воспитание уважительного отношения к институту семьи | - Чтение стихотворений по теме (Сергей Есенин, Самуил Маршак и т.д.) - Обсуждение | |
«С кого пример в жизни брать» | 1 | Воспитание уважительного отношения к старшим | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | |
«Тепло родного очага» | 1 | Воспитание уважительного отношения к старшим; | - Словесный метод - Беседа | |
«Мой любимый школьный двор» | 1 | Воспитание доброжелательного отношения к месту где ты живешь | - Словесный метод - Беседа | |
«Мои права и обязанности» | 1 | Формирование знаний о правах и обязанностях ребенка. | - Сюжетно ролевая игра | |
«Мой папа-лучше всех» | 1 | Воспитание уважительного отношения к институту семьи | - Беседа - Наглядный материал - Видеоролик | |
«Край, в котором мы живем» | 1 | Воспитать нравственно- патриотические чувства, любовь и гордость за свой край. | - Словесный метод - Практический метод | |
Гимн, герб и флаг ХМАО | 1 | Формирование знаний о символах нашего округа. | - Словесный метод - Практический метод | |
«Имена героев на карте района» | 1 | Формирование навыков работы со справочной литературой и картой. | - Рассказ - Беседа - Практический метод | |
«Мир дому твоему» | 1 | Формирование правильного отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям. | - Работа с художественной литературой - Беседа - Наглядный материал | |
«Родной край люби и знай» | 1 | Воспитать нравственно- патриотические чувства, любовь и гордость за свой край. | - Беседа - Практический метод | |
«Что дает наш край стране» | 1 | Воспитать нравственно- патриотические чувства, любовь и гордость за свой край. | - Беседа - Работа с художественной литературой | |
III Четверть | ||||
Посещение памятника мэру города Владимиру Петухову. | 1 | Обучение правилам поведения в общественном месте. | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | |
Моя родина (11 часов) | ||||
«С чего начинается Родина»
| 1 | Знакомство с символикой России (гимн, герб, флаг, президент, столица) | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | |
«Я пою о России» | 1 | Воспитание любви к Родине, родному краю. | - Беседа - Наглядный материал - Видеоролик | |
Государственные праздники РФ | 1 | Формирование знаний о праздниках нашего государства | - Беседа - Наглядный материал | |
Мой любимый государственный праздник | 1 | Применение полученных знаний на практике (Дети изображают на рисунке любимый праздник, никому, не говоря какой праздник они рисуют, затем отгадывают друг у друга) | - Беседа; - Метод демонстрации; - Применение учебно-наглядных пособий. | |
«Школа-часть малой родины» | 1 | Формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина». | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | |
Мои родственники по всей России. | 1 | Воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране. | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | |
Дружественные народы России. | 1 | Воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране. | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | |
«Если бы я был президентом страны» | 1 | Формирование знаний об истории президентства; функциях и полномочиях Президента РФ. | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | |
«Великие люди России» | 1 | Знакомство детей со знаменитыми соотечественниками- деятелями науки и искусства, воспитывать уважение к известным людям России. | - Сюжетно-ролевая игра - Обсуждение | |
«Мой гражданский поступок» | 1 | Формирование умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий. | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | |
«Я живу в России» | Формирование знаний о символах нашего государства. | - Рассказ - Беседа - Наглядный материал | ||
«Это важно помнить» (6 часов) IV Четверть | ||||
«Дети блокады» | 1 | Формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества; | - Словесный метод. - Наглядный метод. - ТСО: компьютер, | |
«Если б не было войны» | 1 | Воспитание чувства патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; | - Словесный метод. - Наглядный метод. - ТСО: компьютер, | |
История олимпийских игр | 1 | Знакомство детей с историей возникновения Олимпийских игр, с их символикой и традициями. | - Словесный метод. - Наглядный метод. - ТСО: компьютер, | |
Акция «Письмо солдату» | 1 | Воспитание уважительного отношения к защитникам Родины, к старшему поколению; | - Словесный метод. - Наглядный метод. - ТСО: компьютер, | |
Акция «Здесь живет ветеран войны» | 1 | Воспитание чувства патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; | - Словесный метод. - Наглядный метод. | |
«След войны в моем доме» | 1 | Воспитание чувства патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; | - Беседа |
III.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
Оценка достижения планируемых результатов программы определяется путем определения социальной роли воспитанника в группе и поведения демонстрируемым на занятиях.
Программа подразумевает проведение занятий с воспитанниками, разделенными на 2 группы.
Воспитанники средней группы при диагностике задавались следующие вопросы:
1. Для меня семья - это…
2. Я люблю своих родителей за…
3. Мы всей семьѐй …
4. Для семьи я могу …
5. Традициями нашей семьи являются …
6. Для меня труд – это …
7. Я люблю доводить дело до конца, потому что …
8. Меня не надо дважды просить выполнить какое – то дело, потому что…..
9. Я могу организовать трудовое дело для …
10. Если потребуется выбирать между отдыхом и помощью в работе, то я…
11. Когда моя работа закончена, то я чувствую…
Воспитанники старшей при диагностики задавились такие вопросы как:
- Я знаю важные даты истории моей страны:
- Я знаю важные даты истории моего поселка:
- Я могу назвать имена людей, которые прославили нашу Родину:
- Я могу назвать имена людей, которые прославили наш поселок:
- Мне нравится участвовать в таких мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию, как:
- Я испытываю чувство гордости за свою страну, когда...
- Я испытываю чувство гордости за свою школу, когда...
- Я считаю, что могу сделать для своей Родины:
Группа | I полугодие | |
кол-во часов | ||
по плану | фактических | |
Младшая группа | 16 | 16 |
Старшая группа | 16 | 16 |
Статистическая справка о выполнении воспитательной программы
VI. Выводы и перспективы:
Целью работы являются создание условий для овладения воспитанниками социальными (жизненными) компетенциями. Все занятия, были провидены в соответствии с календарно-тематическим планированием, составленным при разработке воспитательной программы.
Эффективное усвоение воспитанниками материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.
Занятия были продуманны и отличались как по виду деятельности, так и по сложности освоения программного материала. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия за 2014, 2015,2016 год.
Оценка достижения планируемых результатов программы определяется путем педагогического наблюдения за поведением воспитанников и демонстрируемыми ими знаниями по разделам программы. Все диагностические занятия проводятся в процессе практической направленности.
По результатам тестирования можно увидеть, что у детей изменилось отношение к Родине, родному краю, ответы детей уже, осознанные и уверенные.
21 воспитанник знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона, имена и отчества родителей; адрес школы, 15 детей знают герб, флаг России и своего города, 6 воспитанников имеют представление о Президенте, часть детей знает представителей других национальностей, населяющих нашу страну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...
Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я-патриот России!»
Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 5 классов составлена на основе Федеральных государственных образова...
Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»
АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...
МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО
Рассказывается об опыте работы школьного музея ГБОУ СОШ № 11 г Кинеля Самарской области...
МУЗЕЙ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО
в статье описывается опыт работы школьного музея "Времён связующая нить"...
Трансляция педагогического опыта коллегам на педагогическом совете школы - отчет о реализации рабочей программы дополнительного образования детей в 2019-2020 учебном году
Доклад о реализации рабочей программы кулинарного кружка "Едим дома" в 2019-2020 учебном году...
Духовно нравственного воспитания (гражданско-патриотическое направление)
Рабочая программа воспитателя...