Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения
методическая разработка
В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_vospitaniya_slaboslyshashchih_1.docx | 49.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих
умственно отсталых обучающихся третьего года обучения.
Составитель: Тимофеева Н.В.
Москва 2021 год
Программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих
умственно отсталых обучающихся третьего года обучения.
Программа нравственного развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной отсталостью на ступени начального общего образования направлена на обеспечение их нравственного развития в единстве урочной, внеурочной в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа обеспечивает:
организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Программа нравственного развития разработана образовательной организацией с учетом специфики образовательных потребностей слабослышащих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, включая:
- становление и развитие личности;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся, через систему студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
- участие родителей обучающихся (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- достижение предметных и личностных результатов в обучении и развитии обучающихся.
Программа нравственного развития призвана направлять
образовательный процесс на воспитание умственно отсталых обучающихся в
духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего
народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного
поведения.
Целью нравственного развития и воспитания обучающихся является
социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым
национальным ценностям российского общества, общечеловеческим
ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств,
нравственного сознания и поведения.
Задачи нравственного развития слабослышащих умственно отсталых обучающихся в области формирования личностной культуры:
формирование мотивации универсальной нравственной компетентности
— «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-
продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо»
и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника
поступать «хорошо»;
формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;
формирование представлений о базовых национальных, этнических и
духовных традициях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры :
воспитание положительного отношения к своему национальному
языку и культуре;
формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным
делам;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры :
формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
Основные направления нравственного развития слабослышащих
умственно отсталых обучающихся.
Общие задачи нравственного развития умственно отсталых обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно
связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений нравственного развития обучающихся
основано на определённой системе базовых национальных ценностей и
должно обеспечивать усвоение их обучающимися на доступном для них
уровне.
Организация нравственного развития обучающихся осуществляется по
следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
воспитание нравственных чувств, этического сознания и нравственного
поведения.
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Все направления нравственного развития важны, дополняют друг друга
и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных,
нравственных и культурных традиций. Образовательная организация может
отдавать приоритет тому или иному направлению нравственного развития,
конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями
виды и формы деятельности в зависимости от ступени образования и от
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
В основе реализации программы нравственного развития лежит принцип системно-деятельностной организации воспитания. Он
предполагает, что воспитание, направленное на нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности
школьников.
Содержание различных видов деятельности слабослышащих умственно отсталых обучающихся интегрирует в себя и предполагает формирование заложенных в программе нравственного развития общественных идеалов и ценностей.
Для обучающихся с умственной отсталостью слова учителя, поступки,
ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают
большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем
своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления
ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях
между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом
определяет качество нравственного развития детей.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример окружающих имеет огромное
значение в нравственном развитии личности умственно отсталого
обучающегося.
Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также
множеством примеров нравственного поведения, которые широко представ-
лены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных
религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Фе-
дерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. Важно использовать и примеры реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Нравственное развитие умственно отсталых обучающихся лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и
интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции
проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать
стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного
коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека ―
любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу,
народу, России;
элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего
села, города;
уважение к защитникам Родины;
положительное отношение к своему национальному языку и культуре;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице,
к невыполнению человеком своих обязанностей.
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в ко-
тором находится образовательная организация.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания :
различение хороших и плохих поступков; умение отдифференцировать
плохой поступок от хорошего, способность признаться в плохом поступке и
проанализировать его;
представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;
представления о правилах поведения в образовательной организации,
дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное от-
ношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных
на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
представления о недопустимости плохих поступков, каприз и упрямства;
знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни:
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, веду-
щей роли образования, труда в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
элементарные представления об основных профессиях;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при выполнении коллективных заданий, общественно-полезной деятельности;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
умение соблюдать порядок на рабочем месте.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание):
различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; формирование элементарных представлений о красоте;
формирование умения видеть красоту природы и человека;
интерес к продуктам художественного творчества;
представления и положительное отношение к аккуратности и опрятно-
представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и
неряшливости.
Условия реализации основных направлений нравственного
Развития слабослышащих умственно отсталых обучающихся
Направления коррекционно-воспитательной работы по нравственному
развитию слабослышащих умственно отсталых обучающихся реализуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом.
Содержание и используемые формы коррекционно-воспитательной
работы должны соответствовать ступени обучения, уровню
интеллектуального развития обучающихся, а также предусматривать учет
психофизиологических особенностей и возможностей обучающихся.
1. Совместная деятельность образовательной организации, семьи
и общественности по нравственному развитию обучающихся
Нравственное развитие слабослышащих умственно отсталых обучающихся осуществляются не только образовательной организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства. Взаимодействие образовательной организации и семьи имеет решающее значение для осуществления нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют организации дополнительного образования, культуры и спорта.
Таким образом, важным условием эффективной реализации задач нравственного развития обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательной организации.
При разработке и осуществлении программы нравственного развития
обучающихся образовательная организация может взаимодействовать, в том
числе на системной основе, с традиционными религиозными организациями,
общественными организациями и объединениями граждан ― с патриотичес-
кой, культурной, экологической и иной направленностью, детско-юношески-
ми и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяю-
щими в своей деятельности базовые национальные ценности. При этом могут
быть использованы различные формы взаимодействия:
участие представителей общественных организаций и объединений, а
также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их
родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий
в рамках реализации направлений программы нравственного развития
обучающихся;
реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой нравственного развития обучающихся и одобренных педагогическим советом образовательной организации и родительским комитетом образовательной организации;
проведение совместных мероприятий по направлениям нравственного
развития в образовательной организации.
2. Повышение педагогической культуры родителей
(законных представителей) обучающихся
Педагогическая культура родителей (законных представителей)
умственно отсталых обучающихся — один из самых действенных факторов
их нравственного развития. Повышение педагогической культуры родителей
(законных представителей) рассматривается как одно из ключевых
направлений реализации программы нравственного развития обучающихся.
Права и обязанности родителей (законных представителей) в
современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской
Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17,
18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы образовательной организации по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении нравственного развития обучающихся должна быть основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и образовательной организации в разработке содержания и реализации программ нравственного
развития обучающихся, в оценке эффективности этих программ;
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям
(законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития
педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
Содержание программ повышения педагогической культуры родителей
(законных представителей) должно отражать содержание основных
направлений нравственного развития обучающихся.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения
педагогической культуры родителей необходимо согласовывать с планами
воспитательной работы образовательной организации. Работа с родителями
(законными представителями), как правило, должна предшествовать работе с
обучающимися и подготавливать к ней.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных
представителей) могут быть использованы различные формы работы
(родительское собрание, родительская конференция, организационно-
деятельностная и психологическая игра, собрание, диспут, родительский
лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и
ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др).
Планируемые результаты нравственного развития слабослышащих
умственно отсталых обучающихся
Каждое из основных направлений нравственного развития
обучающихся должно обеспечивать формирование начальных нравственных
представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения окружающей
действительности и форм общественного нравственного взаимодействия.
В результате реализации программы нравственного развития должно
обеспечиваться:
приобретение обучающимися представлений и знаний (о Родине, о
ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, социально одоб-
ряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
переживание обучающимися опыта нравственного отношения к
социальной реальности (на основе взаимодействия обучающихся между
собой на уровне класса, образовательной организации и за ее пределами);
приобретение обучающимся нравственных моделей поведения, которые он усвоил вследствие участия в той или иной общественно значимой деятельности;
развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.
При этом учитывается, что развитие личности обучающегося,
формирование его социальных компетенций становится возможным
благодаря воспитательной деятельности педагогов, других субъектов
нравственного развития (семьи, друзей, ближайшего окружения,
общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
По каждому из направлений нравственного развития должны быть
предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть
достигнуты обучающимися.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека ―
положительное отношение и любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России;
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье,
между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания ―
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни :
положительное отношение к учебному труду; элементарные представления о
различных профессиях;
первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания
нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно-
полезной и личностно значимой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание) ―
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование установок на здоровый образ жизни, включая правильное питание, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных)
ситуациях;
- развитие умений использовать сформированные навыки устной и письменной коммуникации, слухового восприятия (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и /или кохлеарных имплантов), различные ассистивные средства для здорового и безопасного образа жизни.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни организована по следующим направлениям:
создание экологически безопасной, здоровьесберегающей
инфраструктуры общеобразовательной организации; организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся; организация физкультурнооздоровительной работы; реализация дополнительных образовательных курсов; организация работы с родителями (законными представителями).
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопа-
сного образа жизни — комплексная программа формирования у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни вносит вклад в достижение требований к
личностным результатам освоения АООП: формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий, овладение начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Она направлена на
развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью
действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически
безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития,
информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
При выборе стратегии реализации настоящей программы необходимо
исходить из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательной организации, требующий создание соответствующей инфраструктуры, благоприятного психологического климата, обеспечение
рациональной организации учебного процесса.
Наиболее эффективным путём формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность понимать своё состояние, обеспечивающая усвоение
способов рациональной организации режима дня, двигательной активности,
питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового об-
раза жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не
становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и
социуме.
Реализация программы проходит в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической
работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни является составной частью адаптированной
образовательной программы и проектируется в согласовании с
другими ее компонентами: планируемыми результатами, программой
формирования базовых учебных действий, программами отдельных учебных
предметов, внеурочной деятельности, нравственного развития.
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в
сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи программы:
формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного
для человека и окружающей среды;
формирование познавательного интереса и бережного отношения к
природе;
формирование представлений об основных компонентах культуры
здоровья и здорового образа жизни;
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
формирование представлений о рациональной организации режима
дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
формирование установок на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся
с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на
основе использования навыков личной гигиены;
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь,
наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу
по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния
здоровья;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Основные направления, формы реализации программы
Системная работа по формированию экологической культуры, здорово-
го и безопасного образа жизни организована по следующим направлениям:
1. Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфра-
структуры образовательной организации.
2. Реализация программы формирования экологической культуры и
здорового образа жизни в урочной деятельности.
3. Реализация программы формирования экологической культуры и
здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
4. Работа с родителями (законными представителями).
5. Просветительская и методическая работа со специалистамиобразова-
тельной организации.
Экологически безопасная, здоровьесберегающая инфраструктура обра-
зовательной организации включает:
• соответствие состояния и содержания здания и помещений образова-
тельной организации экологическим требованиям, санитарным и гигиениче-
ским нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья
и охраны труда обучающихся;
• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучаю-
щихся, а также для хранения и приготовления пищи;
• организацию качественного горячего питания обучающихся, в том
числе горячих завтраков;
• оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
• наличие помещений для медицинского персонала;
• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную
работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психоло-
ги, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию образовательной организации.
Реализация программы формирования экологической культуры
и здорового образа жизни в урочной деятельности.
Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в
содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих
формированию у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура»,
«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Ручной труд»
Реализация программы формирования экологической культуры
и здорового образа жизни во внеурочной деятельности
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного обра-
за жизни осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях
(социальном, духовно-нравственном, спортивно-оздоровительном, общекультурном). Приоритетными могут рассматриваться спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направления (особенно в части экологической составляющей).
Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направ-
лением внеурочной деятельностислабослышащих обучающихся с умственной отсталостью,
основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающе-
гося с умственной отсталостью средствами физической культуры, формиро-
ванию культуры здорового и безопасного образа жизни. Взаимодействие
урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направ-
лении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в
ходе активного использования обучающимися с умственной отсталостью
освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-
оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях фи-
зическими упражнениями. Образовательная организация предусматривает:
организацию работы спортивных секций и создание условий для их
эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
(дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
проведение просветительской работы со слабослышащими обучающимися с умственной отсталостью (по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся,
профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т.п.).
Реализация дополнительных программ
В рамках указанных направлений внеурочной работы разработаны
дополнительные программы экологического воспитания обучающихся с
умственной отсталостью и формирования основ безопасной жизнедеятельности.
Во внеурочной деятельности экологическое воспитание осуществляется в рамках духовно-нравственного воспитания. Экологическое воспитание
направлено на формирование элементарных экологических представлений,
осознанного отношения к объектам окружающей действительности,
ознакомление с правилами общения человека с природой для сохранения и
укрепления их здоровья, экологически грамотного поведения в школе и дома.
Основными источниками содержания выступают экологические образы
в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе,
искусстве, а также элементы научного знания.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура,
экологически безопасное поведение.
При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной
деятельности на первое место выдвигается опыт применения формируемых
усилиями всех учебных предметов базовых учебных действий, ценностных
ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения,
направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической
безопасности человека и природы. В связи с этим необходимо продумать
организацию системы мероприятий, позволяющих обучающимся с
умственной отсталостью использовать на практике полученные знания и
усвоенные модели, нормы поведения в типичных ситуациях.
Формы организации внеурочной деятельности: спортивно-
оздоровительные мероприятия, досугово-развлекательные мероприятия,
ролевые игры, занятия, развивающие ситуации, общественно полезная
практика, спортивные игры, соревнования, дни здоровья, занятия в кружках,
прогулки, тематические беседы, праздники, недели здорового образа жизни,
мини-проекты, экологические акции, походы по родному краю и т.д .
Просветительская работа с родителями
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления
здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:
проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов,
конференций, круглых столов и т.п.;
организацию совместной работы педагогов и родителей (законных
представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных
мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по
профилактике вредных привычек и т. п.
В содержательном плане просветительская работа направлена на
ознакомление родителей широким кругом вопросов, связанных с особеннос-
тями психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, соз-
данием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в
семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения,
повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных
привычек, дорожно-транспортного травматизма и т. д.
Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности
администрации образовательной организации, всех специалистов, работаю-
щих в образовательной организации (педагогов-дефектологов, педагогов-
психологов, медицинских работников и др.).
Просветительская и методическая работа
с педагогами, специалистами
Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами,
направленная на повышение квалификации работников образовательной ор-
ганизации и повышение уровня их знаний по проблемам охраны и укрепле-
ния здоровья детей, включает:
• проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круг-
лых столов, родительских собраний, педагогических советов по данной про-
блеме;
• приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных
представителей) необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и роди-
телей (законных представителей) к совместной работе по проведению при-
родоохранных, оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Планируемые результаты освоения программы формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа
Важнейшие личностные результаты:
ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым
организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
потребность в занятиях физической культурой и спортом;
негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие
психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости ее охраны;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном
поведении и поступках;
стремление заботиться о своем здоровье;
готовность следовать социальным установкам экологически культурного
здоровьесберегаюшего, безопасного поведения (в отношении к природе и
людям);
готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены;
овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе
с выполнением различных социальных ролей;
освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире;
овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать
решения.
Реализация программ духовно-нравственного развития, воспитания и формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в урочной и внеурочной деятельности.
Направление духовно-нравственного воспитания | Область образовательной деятельности. |
Урочная деятельность | |
Воспитание гражданственности, к правам, свободам и | патриотизма, уважения обязанностям человека |
любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России; элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в ко- тором находится образовательная организация. | «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» |
Воспитание нравственных чувств различение хороших и плохих поступков; умение отдифференцировать плохой поступок от хорошего, способность признаться в плохом поступке и проанализировать его; представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе; представления о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное от- ношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; представления о недопустимости плохих поступков, каприз и упрямства; знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений). | и этического сознания : «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» «Окружающий мир», «Чтение» «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир» |
Воспитание трудолюбия, труду, жизни : положительное отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно- полезной и личностно значимой деятельности. | творческого отношения к учению, «Русский язык», «Развитие речи», «Чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология» «Изобразительное искусство», «Технология» «Изобразительное искусство», «Технология» «Изобразительное искусство», «Технология» |
Воспитание ценностного формирование представлений об ценностях (эстетическое различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; формирование элементарных представлений о красоте; формирование умения видеть красоту природы и человека; интерес к продуктам художественного творчества; представления и положительное отношение к аккуратности и опрятно-представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. | отношения к прекрасному, эстетических идеалах и воспитание): «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Технология», «Чтение» «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Технология», «Чтение» «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Технология», «Чтение», «Окружающий мир» |
Направление духовно-нравственного воспитания | Область образовательной деятельности. |
Внеурочная деятельность | |
Воспитание гражданственности, к правам, свободам и | патриотизма, уважения обязанностям человека |
любовь к близким, к образовательной организации, своему селу, городу, народу, России; элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города; уважение к защитникам Родины; положительное отношение к своему национальному языку и культуре; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в ко- тором находится образовательная организация. | День знаний, праздник «первый звонок», «А ну-ка ,мальчики» (концерт),праздник мам. Конкурс рисунков на асфальте «Дорогая моя столица», праздничный концерт «Дорогая моя столица», эссе «Любимые места Москвы», конкурс чтецов, посвященный 75-летию битвы под Москвой, конкурс чтецов « Солдатские сердца прочнее стали», общешкольное мероприятие , посвященное «75-летию битвы под Москвой, конкурс строя и песни, классный час ко дню защитников Отечества, оформление стенда «Я помню, я горжусь» этические беседы «правила поведения в школе и дома» этические беседы «правила поведения в школе и дома» конкурс рисунков «Бессмертный полк», классные часы «Международный день мира» |
Воспитание нравственных чувств различение хороших и плохих поступков; умение отдифференцировать плохой поступок от хорошего, способность признаться в плохом поступке и проанализировать его; представления о правилах поведения в образовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное от- ношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений). | и этического сознания : театрализованное представление «Хорошие и плохие поступки», игра-путешествие «Природа и мы» Беседы «События в Москве и мире» Совместные экскурсии с родителями и детьми, театрализованные представления с участием родительской общественности, классные часы о правилах поведения раз в месяц. Беседы, конкурсы рисунков, оформление тематических стендов Классные часы, беседы, оформление стэндов |
Воспитание трудолюбия, труду, жизни : положительное отношение к учебному труду; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно- полезной и личностно значимой деятельности. | творческого отношения к учению, Акция «Не забудем родных учителей», конкурс презентаций «профессия моих родителей» Лего-конструривание, изобразительная деятельность Изобразительная деятельность, конкурс рисунков Конкурс поделок |
Воспитание ценностного формирование представлений об ценностях (эстетическое различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; формирование элементарных представлений о красоте; формирование умения видеть красоту природы и человека; интерес к продуктам художественного творчества; представления и положительное отношение к аккуратности и опрятно-представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. | отношения к прекрасному, эстетических идеалах и воспитание): участие в конкурсе поделок и рисунков, экскурсии экскурсия в парк, в усадьбу «Коломенское», знакомство с народными промыслами беседы, просмотр видеофрагментов нравственного содержания |
Направление экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. | Область образовательной деятельности. |
Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем | Урочная деятельность |
основы экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни | «Физическая культура» «Ручной труд» «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» «Изобразительное искусство» |
Внеурочная деятельность | |
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях (социальном, духовно-нравственном, спортивно-оздоровительном, общекультурном) | |
социальное | Прогулки тематические беседы занятия в кружках экологические акции Веселые старты «С днем рождения, Москва», праздник Гимнастики, спортивные соревнования «Папа, мама, я – дружная семья» |
спортивно-оздоровительное | спортивно- оздоровительные мероприятия, спортивные игры соревнования недели здорового образа жизни Соревнования по спортивной игре «Дартс», лыжные соревнования «Веселые старты», соревнования по прыжкам в высоту, соревнования по бадминтону, соревнования по настольному теннису |
общекультурное | досугово-развлекательные мероприятия, ролевые игры общественно полезная практика праздники развивающие ситуации мини-проекты Праздник «Зимние забавы», конкурс «Смотр строя», международный день леса, единый классный час «Всемирный День Земли», игра –путешествие «Природа и мы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...
Письмо и развитие речи рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс (у/о)...
Чтение и развитие речи рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Рабочая программа по чтению и развитию речи 9 класс (у/о)...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...
Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся третьего года обучения, имеющих общее недоразвитие речи
Рабочая программа коррекционных логопедических занятий с группой обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...