Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
рабочая программа (8, 9 класс) на тему
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.docx | 107.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Елисеевская основная
общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом № ______ от ______________
Директором школы
________________ Вохмяниной Е. Н.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся на ступени основного общего
образования.
«Радуга»
8-9 классы (III ступень)
Классный руководитель: Антонова Оксана Владимировна
2016-2018гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования является частью содержательного раздела Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ Елисеевская оош. Программа разработана в соответствии с Конституцией России, международными, федеральными и региональными нормативно-правовыми документами, определяющими обязанности системы общего образования по внедрению новых стандартов, технологий, программ воспитания.
- Нормативные документы международного права
- Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989г.)
- Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека (2010г.)
- Нормативные документы федерального уровня
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ (от 17 ноября 2008 г. № 1662-р)
- Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 №124
- Федеральный закон РФ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (2010 – 2014гг.)
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и Распоряжение Правительства России от 15 октября 2012 года №1916-р «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
- Федеральный закон РФ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»" , Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025г.
- Письмо Минобрнауки РФ от13 мая2013г. № ИР-352/09 «О направлении письма о Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)»
- Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»» от 18 ноября 2013г. №ВК-844/07
- Распоряжение Правительства России от 30 июля 2014 года №1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации для восстановительного правосудия в отношении детей, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность»
- Региональный уровень
- Закон Красноярского края «О защите прав ребенка», 2 ноября 2000 года N 12-961
- Закон Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.10.2002 № 4-608 с.12-13
- Распоряжения Губернатора Красноярскогокрая от 20.02.2013 № 44-рг «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Краснояр.крае до2017года» и от 25.12.2013 № 263-уг
- Указ Губернатора Красноярского края от 21.03.2014 № 52-уг «Об утверждении Концепции развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 гг.»
- Концепция развития воспитательной компоненты в системе общего образованияя Красноярского края до 2020г. (проект)
- Решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Красноярского края и Письма Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае, Министерства образования и науки Красноярского края
- Школьный уровень
4.1 ФГОС ООП ООО Елисеевской оош.
- Устав МОБУ Елисеевской оош
- Комплексная программа воспитательной работы МОБУ Елисеевской оош.
Данные документы обращают внимание классного руководителя на необходимость координационного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. В них говорится о том, что классный руководитель должен уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи семье в решении проблем воспитания. Документы указывают на то, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности. Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.
Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество.
К.Д. Ушинский
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевой фигурой в решении задач воспитания школьников является классный руководитель.
Цель деятельности классного руководителя – воспитать у школьников положительное отношение к учению, ответственность за учебные обязанности, выработать потребность в познавательной деятельности, научить рационально использовать время, сплотить коллектив.
Задачи деятельности классного руководителя:
- Формировать гражданскую ответственность учащихся, любовь к Родине;
- Воспитывать культуру поведения, правовое сознание, нравственные качества;
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к природе, к школьному имуществу;
- Способствовать сплочению коллектива;
- Продолжить воспитание сознательного отношения к учёбе.
Педагог, как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.
Объективно и закономерно, что каждый ребенок стремиться не просто к объединению, а к общению, взаимодействию с теми, кто разделяет его интересы и занимается той деятельностью, которая наиболее близка ему по духу, отвечает его возможностям и склонностям. Внеклассная работа планируется по программе «Радуга». Девиз программы – «Семь цветов у радуги – семь дорог у нас»
Цель и задачи программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать
нравственный портрет идеально воспитанного школьника:
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- соблюдающий нормы и правила общения;
- проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
- умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- честный и справедливый;
- творящий и оберегающий красоту мира;
- доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
усвоение обучающимся базовых общенациональных ценностей, духовных традиций народов России;
формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения,
ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
формирование экологической , культуры здорового и безопасного образа жизни;
В области формирования социальной культуры:
формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, российской гражданской нации;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государств;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания людей и сопереживания им, приобретение опыта оказания помощи людям;
усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиями религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимания значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
укрепление отношения к семье как основе российского общества;
формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни, как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
формирование начального опыта заботы о социально психологическом благополучии своей семьи;
приобщение к традициям своей семьи, культурно-историческим и этническим традициям семей своего народа, других народов России.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.
Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно- нравственное его совершенствование.
В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной
жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.
Уклад школьной жизни – это процесс формирования жизни обучающихся, организуемый педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и
спорта, традиционных российских религиозных организаций. В основе программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы.
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В
содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально- педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В
пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым
другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным
жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в
воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски
смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы
личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм, происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть
свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка
формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной,
информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии
согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных
религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы
воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и
социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.
Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и
есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно- нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных
ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: -общеобразовательных дисциплин;
-произведений искусства;
-периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
-духовной культуры и фольклора народов России;
-истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
-жизненного опыта своих родителей и прародителей;
-общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
-других источников информации и научного знания.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет
собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Школе как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
Программа воспитания и социализации обучающихся реализуется по следующим направлениям:
Направление | Цели и задачи | Базовые национальные ценности | Тематика мероприятий | |
8 класс | 9 класс | |||
-гражданско-патриотическое | воспитание, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; | любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества свобода совести и вероисповедания. | Мои права и обязанности», «Я уважаю твоё право», «Ты и закон», «Проступок, правонарушение, преступление», «Отстаивая свои права, не забывай о правах других», «Что мы знаем о народах, населяющих Россию». «Символы нашего города (края)», «Гимн нашей Родины – России», «Родина и Отечество», «Символы российских городов», «Родной край и я в нём» «Герои Великой Отечественной войны 1941- 1945гг» «История появления гимна России, Посещение музеев, исторических мест города, края, конкурсы знатоков, спортивные конкурсы, конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, праздничные мероприятия по плану школы. Встречи с интересными людьми. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945гг и труда, тружениками тыла. Встречи с участниками войны в Афганистане. Акция «Ветеран живёт рядом», операция «Забота». КТД – «В моей семье живёт герой» (подборка материалов о героических страницах прошлого семьи) | «От правовых знаний к гражданской позиции», «Свобода мысли, совести, религии и убеждения», «Право на образование, «Защищать Родину – это почётный дол», «Я патриот своей Родины», «Семейные праздники и традиции». «Символы нашего города (края)», «Гимн нашей Родины – России», «Родина и Отечество», «Символы российских городов», «Родной край и я в нём» «Патриотизм и верность воинскому долгу (основные качества защитника Отечества)» «Герои нашего времени». Посещение музеев, исторических мест города, края, Конкурсы знатоков, спортивные конкурсы, конкурсы рисунков, конкурсы чтецов, праздничные мероприятия по плану школы. Встречи с интересными людьми. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945гг и труда, тружениками тыла. Встречи с участниками войны в Афганистане. Акция «Ветеран живёт рядом», операция «Забота». КТД – «В моей семье живёт герой» (подборка материалов о героических страницах прошлого семьи) |
- нравственное | воспитание нравственных чувств и этического сознания; | нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; уважение к родителям; уважение достоинства человека; забота и помощь; равноправие, ответственность и чувство долга, мораль, честность, щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога. | - акции милосердия, доброты, помощи нуждающимся; - классные часы по правовой тематике; - диспуты, беседы о гуманизме и нравственности; часы и уроки раздумий о милосердии и доброте: «Свеча на ветру», «Десять заповедей человечности», «Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства»; - диспуты: «Дети большого города», «Говорят, о любви все сказано», «Чью старость ты утешил?», «О красоте, моде и хорошем вкусе» Нравственные понятия: добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье; - вечера, праздники, дисковечера: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», бюро добрых услуг «Незабудка», праздники «Благо дать», «Люди в белых халатах», «Вера. Надежда. Любовь», «Что в имени твоем», «Бабушки и внучки», «Согрей теплом души своей», праздник благодарности «Чувство милосердия вечно. Оно старо, как мир, в котором мы живем», вечер поэзии «Песнь любви», «Миллион алых роз», «Праздник нашей школы», акция «Подарок школе», «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», «Хочу быть услышанным», «Школа русской культуры», «Человек XXI века», «Хрусталики души», «Калейдоскоп творчества», конкурс «Веселые артисты», акции «Теплый дом» и «Дом добра», концерт учителей для детей «Здравствуйте, мы вам рады»; - организация работы с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутришкольном учете, и с родителями; - организация работы по профилактике асоциальных явлений в подростковой среде; - активизация работы по развитию толерантности, преодолению ксенофобии (фестивали национальных культур, школьные гражданские форумы по проблемам толерантности); - привлечение работников правоохранительных органов, общественности к организации мероприятий; | «Нравственные понятия: добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье», «По каким критериям надо судить о воспитанности людей?», «Сделаем мир добрее», «Свобода и ответственность» - акции милосердия, доброты, помощи нуждающимся; - классные часы по правовой тематике; - диспуты, беседы о гуманизме и нравственности; часы и уроки раздумий о милосердии и доброте - организация работы с подростками, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, на внутришкольном учете, и с родителями; - организация работы по профилактике асоциальных явлений в подростковой среде; - активизация работы по развитию толерантности, преодолению ксенофобии (фестивали национальных культур, школьные гражданские форумы по проблемам толерантности); - привлечение работников правоохранительных органов, общественности к организации мероприятий; |
- трудовое | воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; | стремление к познанию и истине; творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие; научное знание, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, выбор профессии. | «О самообразовании и самоконтроле» «Трудовая дисциплина», «Уют и красота в доме» «Куда пойти учиться», «Трудовые будни – встречи с людьми различных профессий «Люди нашего села», «Трудовое право и подросток». Тренинги самопознания и саморазвития: «Учимся рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы», «Начатое дело доводим до конца» «Нравственное развитие в труде» «Мотивы труда и трудовой деятельности», «Наши родители на работе», «Династии», Ученье – труд», «Лучший плакат на тему труда», «Трудовые традиции в нашей школе» Работа в кружках, спортивных секциях, клубах и других формах дополнительного образования. Объединения по интересам. | «Как справиться с экзаменационным стрессом», «Трудовая деятельность как благодля себя и общества», «Верить в успех» «Свобода выбора и необходимость» Тренинги самопознания и саморазвития: «Учимся рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы», «Начатое дело доводим до конца», «Нравственное развитие в труде» «Мотивы труда и трудовой деятельности», «Наши родители на работе», «Династии», Ученье – труд», «Лучший плакат на тему труда», «Трудовые традиции в нашей школе» Работа в кружках, спортивных секциях, клубах и других формах дополнительного образования. Объединения по интересам. |
-социальная ответственность и компетентность | формирование социальной ответственности. | правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны; | Мои первые документы», свидетельство о рождении, паспорт, другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери? «Как не стать жертвой преступления», встреча с представителями правоохранительных органов, составление общих правил безопасности. «Моя семья», для чего нужна семья, порядок и правила заключения брака, права и обязанности в семье. «Школьный двор», проект направлен на разработку макета школьного двора. «Поможем сделать деревню чище», проект направлен на эффективные способы утилизации мусора. | «Защита права собственности» (что такое право собственности, формы собственности) Встреча с юристами. «Отрасли права» (гражданское право, административное право, семейное право, трудовое право). «Право на труд», встреча со специалистами центра занятости. «Сохраним объект культурного наследия», проект направлен на сохранение памятников культуры. «Сохраним книги – сбережём лес», проект направлен на сохранение книжного учебного фонда. |
- экологическое и культуры здорового и безопасного образа жизни | воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; | жизнь, эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. | - спортивное шоу «Веселая арена», веселый урок здоровья, медицинский лекторий «Подросток и косметика», «Даем бой курению», «Вредные привычки и как от них избавиться»; - просмотр фильмов «Подросток и алкоголь», «Подросток и курение»; - «круглый стол» «Час вопросов и ответов»; - военно-спортивные праздники; - туристические походы; спортивные и военно-спортивные праздники, - игры «Шахматы», соревнования по волейболу, баскетболу, зимним видам спорта; - экзамен ГИБДД «Наших правил ровно пять, ты их должен выполнять»; - викторина «Огонь – друг, огонь – враг»; - организация совместной деятельности с учреждениями здравоохранения, привлечение медперсонала к организации мероприятий; | «Права и обязанности общественных, объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды», «Зачем нужна экологическая грамотность», «Сохранить природу – сохранить жизнь» «Зачем мне нужен режим дня», «Гигиена сна, или сколько я должен спать», Социальные проекты – «Наши пернатые друзья», «Цветник на участке школы», «Приют для бездомных животных», «как сохранить здоровье», »Экологический лекторий». Просветительские проекты – «По страницам красной книги», «Я выбираю здоровый образ жизни», «Врачи в годы войны», «Культурные традиции здоровья разных народов». Общественно-значимые проекты - посильное участие в массовых мероприятиях школы по охране окружающей природы, организация информационных стендов, уголков, совместная просветительская деятельность с медицинскими учреждениями. |
- эстетическое | воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. | красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, художественное творчество. | «Готовим праздник: как мы выглядим?» «Внешний облик и внутренняя красота» «О моде и о себе» «Современное искусство» «Мисс осень» Беседы по различным направлениям устного народного творчества, о культурных традициях разных народов, об искусстве Диспуты: «Поговорим о красоте и вкусе» Разумное и нравственное всегда совпадают» «Кому нужна культура» | «Готовим праздник: оригинальные идеи оформления и проведения» «Идеалы, эталоны, шаблоны» «Основы имиджелогии для подростка» «Искусство танца» Беседы по различным направлениям устного народного творчества, о культурных традициях разных народов, об искусстве совпадают» «Кому нужна культура» Дискуссия: »Красивым: быть или стать?» «Гармония есть или может быть?» |
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание социальной ответственности и компетентности;
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
Базовые национальные ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества свобода совести и вероисповедания.
Воспитание социальной ответственности и компетентности.
Базовые национальные ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны;
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Базовые национальные ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; уважение к родителям; уважение достоинства человека; забота и помощь; равноправие, ответственность и чувство долга, мораль, честность, щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога.
На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется
цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
усвоение обучающимся базовых общенациональных ценностей, духовных традиций народов России;
формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям,
представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
формирование экологической , культуры здорового и безопасного образа жизни;
В области формирования социальной культуры:
формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, российской гражданской нации;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государств;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания людей и сопереживания им, приобретение опыта оказания помощи людям;
усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиями религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимания значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
укрепление отношения к семье как основе российского общества;
формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни, как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь;
формирование начального опыта заботы о социально психологическом благополучии своей семьи;
приобщение к традициям своей семьи, культурно-историческим и этническим традициям семей своего народа, других народов России.
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся.
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования могут быть достигнуты определённые результаты, которые распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение учеником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде растущий человек получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии обучающийся действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Направления воспитания и социализации обучающихся | Уровни результатов | ||
1- й уровень | 2- й уровень | 3- й уровень | |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | •Представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; •системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; Знание основных положений Конституции РФ, символов государства, субъекта РФ в котором находится ОО, основных прав им обязанностей граждан России; •знание национальных героев и важнейших событий истории России; •знание государственных праздников, их истории и понимание значения для общества; •понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной бязанности гражданина. | •Ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам РФ, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению; •уважительное отношение к органам охраны правопорядка; • уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины | •Опыт участия в гражданской жизни; •первоначальный опыт социальной и межкультурной коммуникации |
Воспитание социальной ответственности и компетентности | •Знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности; •сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллективы, сообщество городского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах | •Позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина; •ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм | •Умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм; •умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания; •умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах; •умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском поселении; •первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности |
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | •Нравственное представление о дружбе и любви; •знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; •понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи; •понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; •понимание сыновнего долга как конституционной обязанности; •понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; •осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода; •понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира; •понимание взаимосвязи физического, нравственного(душевного)и социально- психологического(здоровья семьи и школьного коллектива)здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие; •понимание возможного негативного влияния на морально психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; •понимание необходимости Самодисциплины. | •Ценностное отношение к школе, своему городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; •желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; •уважительное отношение к родителям; •уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; •сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; •чувство дружбы к представителям всех национальностей РФ; •потребность в выработке волевых черт характера; •стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания | •Умение выполнять правила культуры поведения, общения и речи независимо от внешнего контроля; •умение преодолевать конфликты в общении; •умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; •установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; •умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские отношения, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; •умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды; •готовность сознательно выполнять правила для обучающихся; •готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; •способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя. |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | •знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами; •знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни; •знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья; •знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России; •знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений; •знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека; •знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; •знание и выполнение санитарно- гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; •понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности; •осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности. | •Ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; •резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ; •отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению экологических проблем на различных территориях; •проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм. | •Умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; •умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека; •умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека; •умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах; •умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение; •умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья; •умение рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного, и социально психологического здоровья; •овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с решением местных экологических проблем и здоровьем людей; •начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни; •формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей; •опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения. |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | •Общие представления о трудовом законодательстве; •знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений; •знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека; •понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; •понимание нравственных основ образования; •понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; •осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ. | •Ценностное отношение к труду; •уважительное отношение к продуктам труда других людей и своим собственным; •сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов | •Самоопределение в области своих познавательных интересов; •умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; •умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач; •умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах; •умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников; •начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, быту; •начальный опыт разработки и реализации, индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; •начальный опыт участия в общественно значимых делах. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) | •Представление об искусстве народов России; •понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира | •Ценностное отношение к прекрасному; •интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности | •Способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; •умение выражать себя в видах творчества; •опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; •опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; •опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; •опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. |
Календарно-тематическое планирование классных часов в 8 классе
016-2017 у.г.
№п.п | Дата проведения | Тема проведения | Форма проведения |
3.09.16 | День знаний (информационный). Инструктаж о культуре поведения в столовой, школе. | Инструктаж. Лекция, беседа. | |
10.09.16 | «Как не стать жертвой преступления». Инструктаж о правонарушениях и их последствиях | Инструктаж. Лекция, беседа. | |
17.09.16 | Ставим условие: долой сквернословие | Беседа, игра | |
24.09.16 | Инструктаж о предупреждении употребления наркотических средств, алкоголя, курения, покупке сигарет и алкоголя. | Инструктаж. Лекция, беседа. | |
1.10.16 | О товариществе и дружбе. Экскурсия на природу. | Беседа, прогулка, наблюдение. | |
8.10.16 | Просмотр фильма «Доживём до понедельника» (ко дню учителя и году кино) | Беседа, диспут | |
15.10.16 | Страдания от кибермании | Беседа | |
22.10.16 | Готовим «Осенний бал». Инструктаж по технике безопасности на осенних каникулах. Правила поведения в общественных местах. | Беседа, оформление. | |
29.10.16 | «Год кино» (викторина). Итоги I четверти | Инструктаж. Лекция, беседа. | |
12.11.16 | Живи без пива! | Беседа | |
19.11.16 | Как поддержать природу. Инструктаж по технике безопасности на водоёмах. | Инструктаж. Лекция, беседа. | |
26.11.16 | Нужны ли нам мигранты? | Беседа | |
3.12.16 | Доходы из отходов | Беседа | |
10.12.16 | Железная воля, стальной характер | Беседа | |
17.12.16 | Просмотр фильма «Белое солнце пустыни», диспут «Нравственные понятия: добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье» | Беседа, диспут | |
24.12.16 | Инструктаж по технике безопасности на зимних каникулах. Правила поведения в общественных местах. Итоги 2-й четверти. | Инструктаж. Лекция, беседа. | |
14.01.17 | Кем я хочу стать? | Беседа | |
21.01.17 | Что день грядущий мне готовит? | Беседа | |
28.01.17 | Алкогольная трясина | Беседа | |
4.02.17 | Куда пойти учиться? | Беседа | |
11.02.17 | Трудовое право и подросток. | Беседа | |
18.02.17 | Афоризмы газетной полосы (информационный) | Беседа | |
25.02.17 | Моя профессия | Беседа | |
4.03.17 | Инструктаж по технике безопасности в лесу и на полянах (клещи, разведение костров) | Инструктаж. Лекция, беседа. | |
11.03.17 | Семь чудес России. Храм Христа Спасителя | Беседа | |
18.03.17 | Инструктаж по технике безопасности на весенних каникулах. Правила поведения в общественных местах. | Инструктаж. Лекция, беседа. | |
1.04.17 | Русские иконописцы. | Беседа | |
8.04.17 | Православие и другие религии. | Беседа | |
15.04.17 | Я и закон. | Беседа | |
22.04.17 | Моя профессия | Беседа | |
29.04.17 | Как я знаю себя. Вредные привычки. | Беседа | |
6.05.17 | Великая битва за Москву | Беседа | |
13.05.17 | Моя профессия. | Беседа | |
20.0517 | Инструктаж по технике безопасности на летних каникулах. Правила поведения в общественных местах. | Инструктаж. Лекция, беседа. |
Тематика родительских собраний в 8-9 классах
8 класс
1. Семья и ее влияние на ребёнка.
2. Моя семья - моя радость.
3. Дети и деньги.
4. Кто они, современные подростки?
9 класс
- Родители и подростки.
- Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка
- Как уберечь своих детей от наркотиков?
- Подсказки для родителей ( о способах сохранения контактов)
План работы по четвертям
Направление | 1 четверть (9 нед) | ||||||||
1нед | 2нед | 3нед | 4 нед | 5 нед | 6 нед | 7 нед | 8 нед | 9 нед | |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | «Как не стать жертвой преступления». Инструктаж о правонарушениях и их последствиях | Правила поведения в общественных местах | |||||||
Воспитание социальной ответственности и компетентности | День знаний (информационный). | О товариществе и дружбе. Экскурсия на природу. | Просмотр фильма «Доживём до понедельника» (ко дню учителя и году кино) | Готовим «Осенний бал». | Итоги I четверти | ||||
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Инструктаж о культуре поведения в столовой, школе | Ставим условие: долой сквернословие | Просмотр фильма «Доживём до понедельника» (ко дню учителя и году кино) | Страдание от кибермании | Инструктаж по технике безопасности на осенних каникулах. | Осенний бал: Мисс Осень. | |||
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Инструктаж о предупреждении употребления наркотических средств, алкоголя, курения, покупке сигарет и алкоголя. | Экскурсия на природу | Страдание от кибермании | ||||||
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Экскурсия на природу. | Готовим «Осенний бал». | Генеральная уборка класса. | ||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) | Дежурство по школе | Ставим условие: долой сквернословие | Дежурство по школе | Готовим «Осенний бал». | «Год кино». |
Направление | 2 четверть (7 нед) | |||||||||||||||||||||||
1нед | 2нед | 3нед | 4 нед | 5 нед | 6 нед | 7 нед | ||||||||||||||||||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | День народного единства (общешкольный классный час) | Нужны ли нам мигранты? | Правила поведения в общественных местах. | |||||||||||||||||||||
Воспитание социальной ответственности и компетентности | Живи без пива! | Нужны ли нам мигранты? | Доходы из отходов | Инструктаж по технике безопасности на зимних каникулах. Правила поведения в общественных местах. Итоги 2-й четверти. | ||||||||||||||||||||
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Нужны ли нам мигранты? | Железная воля, стальной характер | Просмотр фильма «Белое солнце пустыни», диспут «Нравственные понятия: добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье» | |||||||||||||||||||||
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Живи без пива! | Как поддержать природу. Инструктаж по технике безопасности на водоёмах. | Доходы из отходов | |||||||||||||||||||||
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Дежурство по школе | Доходы из отходов | Дежурство по школе | Генеральная уборка класса. | ||||||||||||||||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) | Просмотр фильма «Белое солнце пустыни», диспут «Нравственные понятия: добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье» | |||||||||||||||||||||||
Направление | 3 четверть (10 нед) | |||||||||||||||||||||||
1нед | 2нед | 3нед | 4 нед | 5 нед | 6 нед | 7 нед | 8 нед | 9 нед | 10 нед | |||||||||||||||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Трудовое право и подросток. | Афоризмы газетной полосы (информационный) | Правила поведения в общественных местах. | |||||||||||||||||||||
Воспитание социальной ответственности и компетентности | Кем я хочу стать? | Что день грядущий мне готовит? | Трудовое право и подросток. | Афоризмы газетной полосы (информационный) | Инструктаж по технике безопасности на весенних каникулах. | |||||||||||||||||||
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Алкогольная трясина | Правила поведения в общественных местах. | ||||||||||||||||||||||
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Алкогольная трясина | Инструктаж по технике безопасности в лесу и на полянах (клещи, разведение костров) | ||||||||||||||||||||||
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Кем я хочу стать? | Дежурство по школе | Моя профессия | Дежурство по школе | Куда пойти учиться? | Дежурство по школе. Генеральная уборка класса. | ||||||||||||||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) |
| Семь чудес России. Храм Христа Спасителя | ||||||||||||||||||||||
Направление | 4 четверть (8 нед) | |||||||||||||||||||||||
1нед | 2нед | 3нед | 4 нед | 5 нед | 6 нед | 7 нед | 8 нед | |||||||||||||||||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Православие и другие религии. | Я и закон. | Великая битва за Москву | |||||||||||||||||||||
Воспитание социальной ответственности и компетентности | Православие и другие религии. (толерантность) | Я и закон. | Дежурство по школе | Моя профессия. | Инструктаж по технике безопасности на летних каникулах. Правила поведения в общественных местах. | |||||||||||||||||||
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Православие и другие религии. | Как я знаю себя. | Правила поведения в общественных местах. | |||||||||||||||||||||
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Вредные привычки. | Инструктаж по технике безопасности на летних каникулах. | ||||||||||||||||||||||
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Дежурство по школе Моя профессия | Дежурство по школе. Генеральная уборка класса | ||||||||||||||||||||||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) | Русские иконописцы. | Как я знаю себя. |
План-анализ результатов воспитательной работы
за 2015 – 2016 учебный год
1.Анализ изменений по количественному составу учащихся 8 класса
В 2015 - 2016 учебном году в 8 классе обучалось 5 учащихся , в течение учебного года не было движения в классе
2.Анализ результатов успеваемости учащихся 8 класса
По результатам 2015-2016 учебного года в 8 классе: 3 хорошиста –_______________.; с одной «4» - 1 уч-ся –______________(обществознание).
3.Анализ участия учащихся в жизни класса
Активно участвовали в жизни класса - 80 % учащихся
4.Анализ участия родителей в жизни класса
Активно участвовали в жизни класса - 80 % родителей, которые посетили 4 родительских собрания.
5.Анализ участия учащихся в жизни школы
Активно участвовали в жизни школы - 100 % учащихся
6. Анализ участия родителей в жизни школы
Активно участвовали в жизни школы - 80 % родителей
7.Анализ эффективности проводимых внеклассных мероприятий
За 2015 – 2016 учебный год было проведено 34 классных часа, из них тематических классных часов -34. Из них 5 классных часов ( в том числе общешкольный) по правонарушениям, 3 классных часа о вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков. В классе детей с вредными привычками не замечено.
1 открытое мероприятие – День матери.
8. Достижения в развитии класса
В ходе тематических классных часов и внеклассных мероприятий были созданы условия для развития логического мышления, речи, памяти, творческих способностей, высокого уровня воспитанности учащихся.
Активно участвовал в различного уровня олимпиадах ___________., в проектной деятельности по математике получил диплом 2-й степени на международном конкурсе.
10. Проблемы в развитии класса
Рассеянность внимания на уроках в классном коллективе, отсутствие интереса к спорту отдельных учащихся, увлеченность посторонними занятиями отдельных учеников. Отстранение от работы в общественной жизни школы у____________________
11. Пути решения проблем, перспективы развития
Взять на контроль увлеченных посторонними занятиями на уроках отдельных учеников. Продолжить в 2016-2017 учебном году проводить тематические классные часы профориентационной направленности.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
В 8 классе обучается _ учеников. Из них _ мальчика, _ девочки. Возрастной состав класса однороден: все 2_ года рождения.
Класс сформирован в 200_/20_ учебном году.
В 2014 году прибыл _________.
Основная часть класса занимается хорошо. Два ученика слабо успевают по многим предметам. Трое хорошистов.
Все ученики принимают участие в жизни класса и школы. Двое детей класса менее активны, но по мере возможностей стараются участвовать в классных и школьных мероприятиях.
Двое ребят с ослабленным здоровьем, часто во время занятий жалуются на недомогания. Много пропусков занятий по причине болезни. Одна ученица – инвалид, но занимается на общих основаниях по желанию матери и ее самой.
Часть учащихся класса в свободное от учёбы время занимаются в спортивных секциях и различных мероприятиях школы и села.
В данном учебном году стоит продолжить усиление контроля над успеваемостью, посещаемостью уроков и поведением учащихся.
Социальный паспорт класса
Девочки | Мальчики | Дети-инвалиды | Неполных семей | Дети на опеке | Малообесп-е | Имеют несов. Братьев и сестер | Образов-е родит-ей | |||||
Год рождения | Количество | Год рождения | Количество | |||||||||
высшее | Ср.спец | Среднее | Основное |
Список класса
№ п/п | № личного дела | ФИО | Дата рождения | ФИО родителей | Место работы родителей | Адрес |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования. Воспитание и социализация обучающихся....
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и
Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся эстетического аспекта общекультурного направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Краски ра
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся по эстетическому направлению с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского ...
Подкопаева Е.А. Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519
Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы...
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
Программа направлена на: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;формирова...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 5-7 классы (III ступень)
Воспитательная программа для 5-7 класса с планированием по четвертям....
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования...