Технологическая карта внеурочного занятия "Кто сказал, что нет Мологии"
учебно-методический материал (11 класс)
Форма занятия: путешествие из прошлого в настоящее и будущее
Представленный методический материал иллюстрирует именно такие подходы: на литературно-краеведческом материале продемонстрировать методические приёмы (педагогические технологии) как средство развития самостоятельной деятельности учащихся и стимулирования их к самостоятельному поиску и исследованию.
Содержательный компонент продукта – это развёрнутые сценарии открытых муниципальных уроков, разработанных и проведённых автором в городе Рыбинске в 2017-2018 учебном году. Тематическая линия уроков связана с образовательной целью – обращение к региональному и муниципальному краеведческому ресурсу для воспитания гражданско – патриотических качеств личности.
Педагогическая идея занятий сопряжена с логикой проекта «Региональная идентичность»: последовательное и системное формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству.
Материал адресован широкой педагогической общественности и будет полезен в проведении уроков, внеурочных мероприятий, посвящённых культурному наследию Ярославского края.
Ссылки на ресурс:
https://yadi.sk/d/rJFuz-3RjNpJE - Открытое занятие «Расскажи мне, мама, о Мологе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya.docx | 550.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Тема занятия «Кто сказал, что нет Мологи…»
Форма занятия: путешествие из прошлого в настоящее и будущее
Дидактические средства: музейные экспонаты[1], фрагменты из книги воспоминаний Павла Зайцева «Записки пойменного жителя», текст стихотворения З.Горюновой «Расскажи мне, мама, про Мологу…», презентация «Улыбнись, Россия» (выполнена учащимся к занятию), фрагменты из фильма «Раскинулось море широко» (1986 год) – автор и режиссёр Николай Макаров, карточки с заданиями для групповой и парной работы.
Оборудование: шаблоны контурной карты «Рыбинский край в начале XX века», цветные стикеры, шаблоны листочков для групповой работы, макеты.
Этап | Виды работы, формы, методы, приемы, виды и формы контроля | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Мотивирование учебной деятельность Цель этапа: настрой учащихся на путешествие по родному краю (история Мологи). | Приём интриги | Приветствует обучающихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Демонстрирует цифры: «14 апреля 1941», «14 июля 1972», « здесь дата занятия». Просит детей прокомментировать эти даты. Оценивает готовность учащихся к занятию. | Проверяют свою готовность к занятию, комментируют даты (в случае затруднения будут отвечать в ходе занятия), согласовывают совместные действия для достижения высокого результата. | Л: фокусируют внимание, уважение к окружающим; Р: осуществляют самоконтроль готовности к уроку; К: планируют сотрудничество с учителем, экскурсоводом, одноклассниками |
Актуализация знаний Цель этапа: формулирование заданий, близких жизненному опыту детей; | Беседа эвристической направленности, приём «До…» | Читает наизусть стихотворение Зинаиды Горюновой «Расскажи мне, мама, о Мологе» Предлагает ответить на вопросы: - Что вы можете сказать об авторе стихотворения, опираясь только на текст (учитель дополняет предположения конкретными фактами биографии Горюновой Зинаиды). - Почему лирический герой просит мать рассказать именно о Мологе? - Как вы считаете, мать уже рассказывала сыну о Мологе? - В какой части стихотворение приобретает не эмпирический, а философский смысл? - А что вы знаете о Мологе? - Как называется наука, изучающая малую родину человека? Предлагает обучающимся сформулировать тему урока. | Строят предположения об авторе стихотворения. Записывают в маршрутный лист адрес сайта, где можно узнать об авторе более подробную информацию- http://www.goldring.ru/news/show/68145/ Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположение о теме занятия.
Дают определение понятию «краеведение». Записывают тему в маршрутный лист. | Л: определяют границы собственного знания и «незнания»; Р: высказывают свое основе учебного материала; формулируют тему занятия; П: ориентируются в своей системе знаний; - находят ответы на вопросы в тексте; - проводят сравнение; К: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Целеполагание, постановка проблемы. Цель этапа: составление маршрута путешествия.
| Приём «Открытый микрофон» Визуализация темы занятия через видеоряд. | В стихотворении рефреном звучат слова «Расскажи мне, мама, про Мологу, только не печально, А СВЕТЛО». Проблемный вопрос: - Как можно «светло» рассказать о Мологе? Предлагает детям просмотр видеоряда контрастных по настроению фотографий с изображением Мологи. | Высказывают свои суждения по решению проблемы. Определяют маршрут исследования, как можно светло рассказать о Мологе, используя экспозицию «Музей Мологи». | Л.: осмысливают тему на новом уровне, определяют алгоритм выполнения задачи. К.: вступают в диалог и поддерживают таковой на нескольких уровнях: культурного текста, собеседников. П.: умеют извлекать информацию из разных текстов. |
Поиск путей решения проблемы Цель: отбор и систематизация информационного материала из экспозиций музея и сообщения экскурсовода. | Экскурсия по музею (проводит сотрудник музея) | Экскурсовод ведёт детей по маршруту, заранее определённому согласно теме занятия и форме проведения (путешествие): - выставка «Мологские святыни»; - выставка «Неизвестная Молога - Русская Атлантида»; - макет Мологи (быт и уклад старинного города). | Повторяют понятия «музейный предмет», «музейный экспонат», «артефакт», «музейная экспозиция». Запоминают информацию, определяя главное и второстепенное, фиксируют в маршрутных листах. Рассматривают выставки. Слушают записи голосов мологжан с мультимедийных планшетов. Смотрят фильм «Затопленные святыни». | Л.: формируется мотивация к изучению документов, фотографий об истории Мологи. К.: интерпретируют информацию, вступают в многоуровневый диалог: с музейными предметами, экскурсоводом, учителем, одноклассниками. П.: умеют извлекать информацию из разных текстов, осуществляют сотрудничество с экскурсоводом, учителем. |
Решение проблемы Цель: определение темы каждой остановки путешествия по Мологе | Приём «Инпут» («Сигнал») Приём „Think – pair – share“ ( «Подумай – обсуди в паре – поделись») | Предлагает обучающимся объединиться в группы. Выдаёт каждому карточки с цифрами «1», «2», «3» (по количеству групп). Просит подойти по одному ученику с указанной цифрой, выдаёт им карту путешествия, а те, в свою очередь, собирают свою группу. Организует работу групп: «Исследователи» (исследуют культурные тексты, связанные с Мологой), «Архивариусы» (работают с фотоматериалами), «Наследники» (рассматривают альбомы с фотографиями мологжан, читают их воспоминания, изучают информацию о дальнейшей судьбе Мологи и мологжан). Учитель создает ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выполнении практической работы: а именно, каждая группа проводит сопоставление исторического факта с литературным текстом (на основе документальной повести П. Зайцева «Записки пойменного жителя» и сборника очерков А.Б. Козлова «Мозаика былого» ). | Объединяются в группы.
Проводят исследование. Выбирают формат презентации конечного результата своего продукта: «фишбоум», «инфографика», «ментальная карта», буклет, мини-экскурсия. | Л.: осмысливают тему на новом уровне, определяют алгоритм выполнения задачи. К.: вступают в диалог и поддерживают таковой на нескольких уровнях: культурного текста, собеседников. П.: проводят самостоятельный поиск информации, проводят отбор и сравнивают по выделенным признакам. |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Презентация интеллектуального продукта | Предлагает группам представить результаты работы. Выслушивает ответы групп, обобщает, дополняет. | Участвуют в презентации результатов групп, занимая позицию активного собеседника. | Л.: осмысливают тему на новом уровне, определяют алгоритм выполнения задачи. К.: вступают в диалог и поддерживают таковой на нескольких уровнях: культурного текста, собеседников. П.: умеют извлекать информацию из разных текстов |
Систематизация знаний | Диалог. Блиц-тест. | Выслушивает ответы групп, обобщает, дополняет. Предлагает пройти обобщающий блиц-опрос[2]- https://vk.com/app5671337_-37887683#631174 | Участвуют в диалоге, проходят онлайн-тест «Молога – русская Атлантиды». | Л.: выражают своё отношение к Мологе как скрепе человека с его малой родиной. К.: вступают в диалог, умеют слушать собеседника и в то же время отстаивать своё мнение, аргументируя его. П.: умеют проводить исследование, устанавливать причинно-следственные связи. |
Выбор и комментирование домашнего задания | Инструктаж | Проводит инструктаж по домашнему заданию: Мини-проект «Тихо: звучат песни Мологского края» или оформить страницу в культурном дневнике «Молога – наша Атлантида» | Обсуждают домашнее задание, определяются с выбором (или на занятии, или дома). | Л.: осмысливают домашнее задание и определяют своё участие в нём, составляют алгоритм выполнения задачи. К.: вступают в диалог и обсуждают варианты предложенных заданий; П.: умеют |
Рефлексия учебной деятельности | Приём «SMS» (или синквейн, или игровое задание «Билет на выход», или «Лови ошибку») | Создает учебную ситуацию, которая обеспечивает анализ результатов деятельности; Рефлексию содержания результатов; Обеспечивает понимание практической значимости полученных знаний. | Проводят анализ достигнутых результатов; Осуществляют рефлексию учебной деятельности. | Л.: проявляют личностное отношение к учебно-познавательной и исследовательской деятельности; К.: умеют проводить оценку и самооценку деятельности; П.: осмысливает и оценивает способы и приёмы работы с учебным материалом. |
Приложение 2
Материалы к занятию
Биографическая справка о З.Горюновой
Историческая справка.
К истории создания экспозиции «Музей Мологи» (ст. из газеты «Рыбинская неделя» (06.08.2022)
Задания для работы в группах
- «Исследователи» (работа с литературными материалами: П.Зайцев «Записки пойменного жителя», стихи С. Хомутова, Г.Горюновой и др.)
Алгоритм исследования фотографии «Портрет Павла Зайцева»:
- Как раскрывается внутренний мир писателя?
- Создайте словесный портрет Павла Зайцева.
2. Страница литературной карты Мологи.
- Найдите на карте Ярославской области родину Павла Зайцева (Брейтовская волость, Мологский район, хутор Ножевской.
- Опираясь на текст произведения П.Зайцева[3], подготовьте краткий литературный портрет Мологи («соловьиное щёлканье над Мологой», «соловьиные трели», «заячьи пляски», «мягкая, чистая вода Мологи», «на сказку была похожа» и т.д.).
3. Поэтический фотоальбом.
- Вернитесь к фотографиям с изображением пейзажей Мологи.
- Подберите к ним поэтические названия из стихотворений разных поэтов на сайте «Молога»
4. Творческий продукт (на выбор группы: аннотация к повести П.Зайцева, информационный материал для Литературной карты.
«Архивариусы» (работа с фотоматериалами Мологи)
Алгоритм работы:
- познакомьтесь с Памяткой архивариусу.
«Архивы давно уже стали важной частью жизни нашего общества. Значение архивов колоссально. Каждый человек, когда имеет возможность посетить архив и соприкоснуться с архивными материалами, испытывает необычайное чувство чего-то неизвестного, чувство особого интереса к информации, содержащейся в этих материалах. Листая архивное дело, он как бы листает живые страницы далекой и близкой истории своей Родины. Можно уверенно утверждать, что архивный документ – это многовековая историческая память народа.
Бережно хранят архивы документы о давнем прошлом народов нашей страны, о трудностях и испытаниях, выпавших на их долю. Но не только хранят, но и создают все условия для того, чтобы исторический опыт изучался, становился достоянием науки, народа, практики.
Архивариус стоит на службе неумолкающей памяти человечества».
Учебная ситуация: найдены несколько фотографий с изображением провинциального города (известно, что этот город находится (находился) на Ярославской земле.
Учебная задача: определить фотоматериалы, относящиеся к Мологе, дать краткое описание[4].
2. | |
3. | 4. |
3.Творческая группа «Наследники»:
- выйдите по данной ссылке http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=99&st=70 на «Форум Ярославского историко-родословного общества»:
А) Познакомьтесь с контентом форума:
- кто является модератором форума?
- что объединяет участников форума?
- какие темы интересуют его участников?
Б) Выйдите по данной ссылке https://vk.com/muzej.mologi в группу VK «Музей Мологского края». Присоединитесь к группе. Познакомьтесь с её участниками. Оставьте комментарий-отзыв о сегодняшнем событии.
Приложение 3[5]
Фильм «Раскинулось море широко» (автор и режиссёр Николай Макаров)
Сценарный план урока «Расскажи мне, мама…» с сайта учителя Беляковой Л.М.
Приложение 4
Материалы для контроля
Тест «Молога раскрывает секреты»:
https://vk.com/app5671337_-37887683
Рефлексия
Домашнее задание (на выбор обучающегося): мини-проект «Тихо: звучат песни Мологского края» или оформить страницу в культурном дневнике «Молога – наша Атлантида»
Образовательная экскурсия
Экспозиция «Музей Мологи» Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Использованные ресурсы
1.Записки пойменного жителя. [Текст] / Павел Зайцев. – Рыбинск: Медиарост, 2011. – с.89.
2. Молога. До, во время и после затопления. [Текст] / Павел Зайцев. – Рыбинск: Медиарост, 2016. – с.587.
3. Г. Высоцкая «Молога. Город-призрак. Русская Атлантиды». [Электронный ресурс]. URL: https://www.chitalnya.ru/work/1107016/ (дата доступа: 2.08.2022)
4. Рыбинск. Мозаика былого. [Текст] /А.Б. Козлов. – Рыбинск: Медиарост, 2019. – с.234.
[1] Занятие проводится в музейном пространстве экспозиции «Музей Мологи» Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
[2] Составитель теста директор экспозиции «Музей Мологи» Анатолий Клопов
[3] При подготовке к занятиям детям было рекомендовано прочитать повесть П. Зайцева.
[4] Ответ: 3 – Афанасьевский монастырь, 4 – Воскресенский собор
[5] Некоторые материалы данного занятия репродуцированы из Открытого муниципального урока «Расскажи мне, мама, о Мологе…», который был проведён автором (Л.Б.) в связи с Днём памяти города Мологи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС
Образовательные: · Сформировать знания о глобусе как модели Земли.· Расширить представления детей о глоб...
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...
Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа
Технологическая карта - новый вид методической продукции...
Технологическая карта внеурочного занятия «Творческая палитра. Аппликация в технике «Квиллинг».
Цель деятельности педагога: Познакомить с новым видом ДПТ и новым приемом работы с бумагой (скручивание), учить выполнять собственную творческую работу в технике квиллинг, развивать мелкую...
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)
внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1. Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...
Технологическая карта внеурочной деятельности по экологии
Создать условия для формирования новых понятий при изучении темы «Сосна. Определение возраста дерева».Научить определять возраст дерева.Прививать навыки экологический просвещенного человек...
Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.
Комбинированный урок изучения нового материала по внеурочной деятельности....