Альтернативная и дополнительная коммуникация с детьми с ТМНР
рабочая программа

Корчагина Анастасия Валерьевна

Программа предназначена для развития коммуникации с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития  для безречевых детей. Данная нозологическая категория детей нуждается в особенной методике формирования и развития коммуникативных навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adk_3.docx116.06 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ

«СКОЛКОВСКИЙ»

Рассмотрена и утверждена        Утверждена приказом № методическим объединением        от

ГБУ ЦССВ «Сколковский»

Адаптированная дополнительная коррекционная программа

«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

с детьми с ТМНР

(с выраженной интеллектуальной и двигательной патологией)

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 7–18 лет

Направленность - социально-педагогическая Уровень программы: начальный (базовый).

Разработчики программы:

Учитель-дефектолог высшей категории Захарова И.И. Воспитатель первой категории Манджиева Б.Ц.

Воспитатель Корчагина А.В

Москва, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел программы

  1. Пояснительная записка3

  2. Актуальность программы4

  3. Направленность программы4
  4. Новизна/целесообразность программы5
  5. Цель программы5
  6. Задачи программы5

  7. Планируемые результаты реализации программы6

  8. Краткая характеристика целевой группы обучающихся9
  9. Срок реализации программы10
  10. Нормативно-правовые акты и документы11

  1. Содержание программы

  1. Содержание изучаемого курса12
  2. Календарно-учебный график17
  1. Методическое и организационно-педагогическое обеспечение программы
  1. Методические и теоретические основы программы
  2. Формы и методы обучения………………………………………………...…28
  3. Формы организации………………………………………………………..…29
  4. Виды занятий…………………………………………………………….……29
  5. Формы контроля и методы оценки……………………………..……………30
  6. Формы подведения итогов реализации программы. Критерии оценки………………………………………………………………………….30
  7. Материально-техническое обеспечение программы……………………….30

  1. Список литературы…….………………………………………………………31
  2. Приложнние…………………………………………………………………..…31

  1. Пояснительная записка.

Данная дополнительная адаптированная коррекционная программа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) с особыми потребностями в обучении ГБУ ЦССВ «Сколковский» относится к базовому уровню. Программа предназначена для работы с детьми школьного возраста с ТМНР с интеллектуальными нарушениями от 7 до 18 лет, с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей. Программа является дополнительной адаптированной программой для детей с ТМНР. В основу программы были положены программы общего и коррекционного обучения:

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 386 с.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных        образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.

Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие, – Москва: Аркти, 2005. – 176 с.

Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с

Программы специальных коррекционных учреждений VIII вида / Под ред. И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение, 1999.

Черити Роуленд. Матрица коммуникации. Орегонский институт здоровья и науки https://www.communicationmatri.x.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook-Russian.pdf

Дополнительная адаптированная коррекционная программа социально-педагогической направленности для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей с ТМНР (Утверждена методическим объединением ГБУ ЦССВ «Сколковский»)

  1. Актуальность программы.

 Актуальность программы определяется необходимостью социализации детей с ТМНР, подготовки их к дальнейшей жизни. Это требует от воспитанников наличия определенных коммуникативных навыков и умений, эффективных моделей поведения в обществе, что относится к основным жизненным компетенциям. У детей с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации, является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные дополнительные средства общения могут использоваться вместо звучащей речи и/ или дополнять её.

  1. Направленность программы.

Социально-педагогическая направленность обусловлена содержанием программы, которое нацелено на развитие у детей коммуникативных способностей, формирование жизненных компетенций, эффективных моделей поведения в обществе. Так же программа направлена на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач для детей с ТМНР. нормализацию жизни и социализацию детей этой категории.

  1. Новизна/целесообразность программы.

 Поддержка детей с системным нарушениям речи с применением методов альтернативной дополнительной коммуникации развивается в России последние 15 лет и уже находится на том этапе, когда можно делать выводы о ее эффективности, основываясь на длительной работе с детьми. В государственных учреждениях внедрение альтернативной дополнительной        коммуникации (далее АДК) для детей с выраженными интеллектуальными и двигательными нарушениями идет с трудом по ряду причин. Эта программа предлагает новые подходы и методы для обучения этой категории детей коммуникации, в том числе с помощью средств АДК. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают современным требованиям и вызовам к воспитанию детей с ТМНР. Методы альтернативной коммуникации нужно использовать с детьми, имеющими нарушения в развитии, как можно раньше, это способствует развитию ребенка.

  1. Цель программы:

Развитие и формирование коммуникативных навыков ребенка, что открывает возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициатив, основанных на сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Создание развивающей образовательной среды, в которой обучающиеся имеют доступные средства АДК в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя. Такой подход благотворно влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка.

  1. Задачи программы:

Основные задачи программы:

  1. Обучающие - освоение доступных средств невербальной коммуникации:

жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы и т.д.

  1.  Развивающие - формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью средств АДК.
  2. Воспитательные – сформировать ключевые коммуникационные компетенции для детей с ТМНР0 для их социализации.
  1. Планируемые результаты реализации программы.

Программа подразумевает два уровня   овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

В результате комплексной целенаправленной деятельности воспитанники начнут вступать в эмоциональный контакт с взрослыми сосредоточивать взгляд на предмете, показывать жестом на предмет, картинку; проявлять двигательные, эмоциональные, голосовые реакции. Предполагается, что значительно повысится уровень развития умения детей с ТМНР пользоваться доступными невербальными средствами коммуникации и общения (понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, «взглядом», предметами, шумовыми, голосовыми, речеподражательными реакциями). Программа для формирования учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания по предмету, реализуется в процессе всего обучения. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации, взаимодействие с взрослыми и сверстниками: принятие контакта, инициированного взрослым; ориентация в учебной среде (пространство, материалы); направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание; подражание простым движениям и действиям с предметами; выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, подними и др.); выполнение простых действий с картинками, с предметами (по подражанию). В процессе обучения осуществляется мониторинг развития коммуникативных навыков всех детей, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.

Минимальный уровень достижений

Умение устанавливать зрительный контакт с собеседником.

Умение указывать взглядом на объект при выражении своих желаний. Выражение своих желаний и обращение к собеседнику. Умение указывать на согласие или отрицание при ответе на вопрос.

Расширение пассивного словарного запаса (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён детей и взрослых в группе. Понимание простых слов, обозначающих предметы и понятия

Достаточный        уровень        достижений        для        всех        неговорящих        детей        и подростков.

Узнавание и указание взглядом и жестом. Выражение приветствия и прощание (мимикой, жестом, с помощью кнопок). Использование звучащего предмета для привлечения к себе внимания и выражение своих желаний. Выражение своих желаний и обращение (мимикой, жестом, с помощью кнопок). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.

Выражение (мимикой, жестом, с помощью кнопок) согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание). Выражение (мимикой, жестом, с помощью кнопок) своих желаний, согласия и несогласия, обращение за помощью.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, продукты, транспорт.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, а также эмоциональное состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

В сфере развития коммуникации планируется уделять много внимания   развитию АДК, умению устанавливать необходимые контакты в коллективе с педагогами, и другими людьми. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит овладению основами  коммуникативной деятельности, поскольку именно они обеспечивают  овладение        комплексом        жизненных        компетенций.         В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей        его   психофизического развития и особых образовательных потребностей.         Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими        и        психическими возможностями) в решении   повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных   контактов и        жизненного опыта.

Дети должны приобрести опыт конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Научится взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой    деятельности распознавание символов и связывание их с реальными предметами и событиями.

Будет уделено повышенное внимание формированию элементарных навыков АДК, знанию символов простой функциональной коммуникации («пить», «есть», «туалет» и т. д) символов организации рутин (расписание режима дня, планирования активностей), общению посредством этих символов в специально созданной ситуации.

  1. Краткая характеристика целевой группы обучающихся.

 В настоящее время уже стал общепринятым термин «дети с тяжелыми множественными нарушениями развития» (ТМНР). Дети с ТМНР – это дети, у которых имеется два или более выраженных первичных нарушения. Это очень разнородная полиморфная группа детей с разными сочетаниями двигательных, сенсорных, интеллектуальных нарушений. Степень выраженности этих нарушений различна, структура дефекта развития крайне вариативна в силу многообразия сочетаний двигательных, интеллектуальных, сенсорных, речевых нарушений. А сочетание всех составных элементов множественного нарушения не просто сумма отдельных нарушений, а сложная структура, в которой все имеющиеся нарушения оказывают влияние друг на друга. Из разнородной группы детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно выделить детей с   выраженной интеллектуальной и двигательной патологией. Эта группа детей, у которых тяжело поражена кора головного мозга. Вследствие чего двигательные и интеллектуальные нарушения сопровождаются нарушениями зрения, слуха, эпиактивностью. В этом случае обязательно будет существенно нарушена речь, особенно произносительная сторона. Распространенными являются вторичные осложнения, такие как контрактуры, вывихи тазобедренного сустава, сколиоз, а также проблемы с инфекцией дыхательных путей. Находясь на постоянной форме пребывания в центрах содействия семейному воспитанию (ЦССВ) такие дети испытывают ряд психологических трудностей. Недостаток внешних стимулов с самого рождения негативно влияет на развитие ребёнка. Дефицит сенсорных, эмоциональных стимулов являются причиной депривации таких детей очень часто дети этой категории страдают невыразительностью эмоций, не имеют самых простых коммуникативных навыков. Это воспринимается взрослым как пассивность и нежелание вступать в любую деятельность. Программа написана именно для этой категории детей.

  1. Срок реализации программы

Один учебный год.

Формы обучения – очная форма

Режим занятий: по 15-20 минут 5 раз в неделю индивидуально с каждым ребенком.

Формы организации деятельности: формы организации деятельности воспитанников на занятии: индивидуальная, индивидуальные занятия.

  1. Нормативно-правовые акты и документы

Дополнительная адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа для детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии с особыми потребностями в обучении ГКУ ЦССВ «Сколковский» разработана в соответствии с: Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным законом от 11.06. 2001№"О дополнительном образовании «Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №

28        "Об        утверждении        санитарных                правил        СП                                2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи” СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; СанПиН 2.4.3259-15        "Санитарно-эпидемиологические                требования        к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ №35850 от 3 февраля 2015                года                «Об        утверждении        федерального                государственного образовательного        стандарта                образования        обучающихся                с        умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов»; ФЗ от                        08.08.2001г.                №                123-ФЗ.

«Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»; Федеральным законом от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Письмом Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г.

№09-3242 «О направлении информации»; «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №

196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции Приказа Мин просвещения РФ от 30.09.2020 № 533; Приказом Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074, от 30 августа 2016 г.

№ 1035 и от 31 января 2017 г. № 30; Письмом Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г.№09-3242 «О направлении информации»; Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от        04.05.2011 N 99-ФЗ. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным        программам дошкольного образования        (Утвержден приказом Министерства науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014); Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Содержание изучаемого курса.

В традициях отечественной психологической теории деятельности подчеркивается роль общения как ведущего вида деятельности в определенные периоды развития. Альтернативная коммуникация предполагает, что человек общается с собеседником без использования речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющая речь. Все не голосовые системы коммуникации называются

альтернативными и могут быть использованы как дополнительные и /или альтернатива речи. АДК является средством общения с людьми, по тем или иным причинам не владеющими устной речью. Дети учатся распознавать символы и соотносить их с реальными предметами, и использовать эти символы как сигналы в коммуникации с другими людьми.

АДК объединяет самые разнородные средства общения разной модальности (визуальные средства, жестовый язык, коммуникация с помощью предметов и др.)

Среди коммуникативных трудностей у детей можно выделить: трудности понимания речи, отсутствие или недостаток средств общения, трудности взаимодействия. Каждый из этих пунктов влияет на построение программы помощи и развития, и должен быть принят во внимание при проведении диагностики. В качестве инструмента диагностики нами была использована матрица коммуникации (см. Приложение 1) Автор этой методики Черити Роуланд, доктор философии Орегонского университета здоровья и науки (Oregon Health & Science University) https://www.communicationmatri.

x.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook-Russian.pdf

В   соответствии с этой диагностической матрицей, выделив в качестве основания сформированность или несформированность базовых основ общения (коммуникации) детей делят на группы.

Группа 1. Дети с ненамеренным поведением.

Ребенок не контролирует поведение, однако оно отражает его общее состояние (например, комфортно ему или нет, голоден ли он или хочет спать). Лица, осуществляющие уход за таким ребенком, получают представление о его состоянии, интерпретируя его поведение, например, движения тела, выражения лица и издаваемые им звуки. У типично развивающихся детей эта стадия наступает в период от рождения до того, как им исполнится 3 месяца. У этих детей не сформированы базовые основы коммуникации.

 Группа 2. Дети с намеренным поведением.

Ребенок контролирует поведение, но еще не использует его для намеренного общения. Лица, осуществляющие уход за таким ребенком, получают представление о его потребностях и желаниях, интерпретируя его поведение, например, движения тела, выражения лица, голосовые сигналы и взгляды. У типично развивающихся детей эта стадия наступает в возрасте от 3 до 8 месяцев. Это без речевые дети, стремящиеся к контакту, способные поддерживать невербальный диалог и ответить доступным способом. Коммуникативные акты возможны.

 Группа 3. Дети использующие нестандартную форму общения.

Поведение намеренно используется этими детьми для общения. Коммуникативное поведение является «нестандартным», потому что в более сознательном возрасте оно не является социально приемлемым. К коммуникативному поведению относятся движения тела, голосовые сигналы, выражения лица и простые жесты (например, хватание людей за одежду). У типично развивающихся детей эта стадия наступает в возрасте от 6 до 12 месяцев.

Группа 4. Дети использующие стандартное общение.

Стандартное досимвольное поведение намеренно используется детьми для общения. Коммуникативное поведение является «до символьным», потому что в нем нет никаких символов, и «стандартным», потому что такое поведение является социально приемлемым, и мы продолжаем использовать его в сознательном возрасте, сопровождая или дополняя речевое общение. Значения некоторых жестов могут быть присущи только той культуре, в которой они используются. К коммуникативному       поведению относятся показывание пальцем, кивки или качание головой, махание рукой, объятия, а также перевод взгляда с человека на желаемый     объект. Некоторые из этих жестов (и особенно показывание пальцем) требуют хороших зрительных навыков и могут быть бесполезными для   лиц с сильными нарушениями зрения. На данной стадии также могут использоваться некоторые голосовые интонации. У типично развивающихся детей эта стадия наступает в возрасте от 12 до 18 месяцев.

 Группа 5. Дети использующие конкретные символы в общении.

Для общения используются символы, физически напоминающие обозначаемый ими объект. Конкретные символы своим внешним видом, сенсорным ощущением, движениями или звучанием напоминают объект, который обозначают. К конкретным символам относятся картинки, предметы (например, шнурок, используемый для обозначения обуви), образные жесты (например, похлопать по стулу в знак приглашения присесть) и звуки (например, жужжание, используемое для обозначения пчелы). Большинство детей пропускают эту стадию. Для некоторых людей конкретные символы могут быть единственным видом символов, имеющим смысл; для других они могут служить в качестве перехода к использованию абстрактных символов. Типично развивающиеся дети пользуются конкретными символами в сочетании с жестами и словами, как правило, в возрасте от 12 до 24 месяцев, но не в качестве отдельной стадии.

Группа 6. Дети использующие абстрактные символы в общении.

Для общения используются символы: речь, жесты, слова, набранные шрифтом Брайля или печатными буквами. Эти символы являются

«абстрактными», потому что они физически НЕ напоминают обозначаемый ими объект. Их используют по одному. У типично развивающихся детей эта стадия наступает в возрасте от 12 до 24 месяцев.

Группа 7. Дети использующие сочетания символов в общении.

Из символов (конкретных или абстрактных) составляются двух- или трехсимвольные сочетания («хочу сок», «я хочу гулять») в соответствии с правилами грамматики. Ребенок понимает, что значение сочетания символов в некоторых случаях зависит от того, в каком порядке эти символы расположены. У типично развивающихся детей эта стадия наступает приблизительно в возрасте 24 месяцев.

В результате комплексной, целенаправленной деятельности воспитанники начнут вступать в эмоциональный контакт со взрослым, сосредотачивать свой взгляд на предмете, показывать жестом на предмет, картинку, проявлять двигательные, эмоциональные, голосовые реакции

Программа рассчитана на 1 учебный год по 15-20 минут индивидуальных занятий с каждым ребенком ежедневно на пятидневную рабочую неделю. В группе из 6 детей проводится 15-20 минут индивидуальных занятий с каждым ребенком ежедневно. Всего - занятий. Итого: 320-360 часов в группе Занятия проводятся с детьми школьного возраста (от 7-18 лет)

2.2 Календарно-учебный график

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

1

Диагностика коммуникативных умений и навыков.

Установление контакта с воспитанником. Привлечение внимания голосом, звучащей игрушкой. Наблюдение за ребенком

Диагностика по матрице коммуникации (Приложение 1).

сентябрь

2

Связь приветственного жеста со словом. Форма приветствия

«привет».

Установление контакта с воспитанником. Пальчиковая            гимнастика. Приветствие с помощью жеста «привет».

сентябрь

3

Связь жеста «пока” со словом. Форма прощания «пока».

Установление контакта с воспитанником. Пальчиковая гимнастика.

Закрепление предыдущего занятия: “приветствие с помощью жеста «привет».

сентябрь

Прощание с помощью жеста «пока». Игра “Знакомство с Куклой Машей.”

3

Связь жеста со словом. Форма согласия «да».

Установление контакта с воспитанником. Пальчиковая гимнастика. Знакомство с утвердительным жестом “да”.

Закрепление предыдущего занятия. Приветствие и прощание с помощью жестов “привет «и «пока».

сентябрь

4

Связь отрицательного жеста со словом «нет».

Установление контакта. Пальчиковая гимнастика. Выражение отрицания с помощью жеста. Связь жеста со словом «нет». Закрепление: жесты “привет”, “пока”, “да”, “нет”

сентябрь

5

Выражение согласия – несогласия жестом, карточкой, сигнальной кнопкой.

Установление контакта. Пальчиковая гимнастика. Выражение согласия-несогласия жестом и карточкой.

сентябрь

6

Жест- изображение благодарности «спасибо»

Установление контакта. Пальчиковая гимнастика. Выражение благодарности с помощью жеста “спасибо.”

Закрепление жестов: “привет», «пока”, “да”, “нет”, “спасибо.”

октябрь

8

Обращение с просьбой о помощи. Карточка, кнопка и жест “помоги мне.”

Установление контакта. Пальчиковая гимнастика. Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста и карточки.

Игра «Спасибо»

Закрепление жестов: “привет», «пока”, “да”, “нет”, “спасибо”

октябрь

9

Люди и их имена.

Установление контакта. Пальчиковая гимнастика. Рассматривание фотографий. сотрудников воспитателей. Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена с использованием фотокарточек. Фотоальбом

октябрь

10

Жест изображающий «есть» (кушать)

Установление контакта. Пальчиковая гимнастика. Обращение с просьбой “есть «с помощью жеста, с помощью кнопки и пиктограммы.

октябрь

11

Жест изображающий «пить»

Установление контакта. Пальчиковая гимнастика. Обращение с просьбой “пить «с помощью жеста, кнопки и пиктограммы. Игра “В гостях у куклы Маши”

октябрь

12

Выражение жестом согласия–несогласия, благодарности, своих желаний. Приветствия (прощания) с помощью жеста.

Установление контакта. Пальчиковая гимнастика. Закрепление умения выражать жестом: согласие, несогласие, благодарность, приветствие, прощание с использованием жестов. Игра “В гостях у куклы Маши.”

ноябрь

13

Понимание слов, обозначающих овощи

Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами (овощами). Игра “Фермер”

Сюжетно ролевая игра “Репка.”

ноябрь

14

Понимание слов, обозначающих фрукты.

Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. Игра “В Гостях у бабушки.”

ноябрь

15

Понимание слов, обозначающих предметы одежды.

Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами одежды: куртка, штаны, свитер, колготки, шапка. (“Одень куклу Машу”).

ноябрь

16

Понимание слов, обозначающих предметы обуви.

Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. (Игра “Прогулка с Машей”)..

декабрь

17

Понимание слов, обозначающих предметы посуды.

Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами (“Помой посуду”).

декабрь

18

Понимание слов, обозначающих предметы мебели.

Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами (Кукольный театр «Три медведя”).

декабрь

19

Понимание слов, обозначающих бытовые приборы: вентилятор, массажер, чайник, блендер.

Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. (Занятие по кулинарии).

декабрь

20

Понимание слов, обозначающих действие предмета (сидеть).

Знакомство с пиктограммой “сидеть.” Игра на подражание «Делай, как я…»

декабрь

21

Понимание слов, обозначающих действие предмета (рисовать).

Знакомство с пиктограммой “рисовать.” Игра “Нарисуй Машу.”

январь

22

Понимание слов, обозначающих действие предмета (играть).

Знакомство с пиктограммой “играть.” Выбери игру: “Шляпа”, “Мяч”, “Бубен”.

январь

23

Понимание слов, обозначающих действие предмета (гулять).

Знакомство с пиктограммой “гулять.” Игры на свежем воздухе (“Снеговик”, “Снежный ком”).

январь

24

Понимание слов, указывающих на лицо: “я - он - она.”

Связь жеста и слова. Игра “Моя семья” Упражнение на развитие коммуникации (игра в паре “Передай мяч”).

январь

25

Понимание слов, указывающих на лицо и принадлежность (я, он, она, мой, твой ее и др.).

Связь жеста и слова (“Колобок”, “Курочка-Ряба”)

февраль

26

Понимание простых предложений.

Выполнение простых инструкций. Игры по интересам. Игры “Дай мячик”, “Где кубик”

февраль

27

Эмоции: радость, удивление. Пиктограммы «радость» и

«удивление».

Знакомство с положительными эмоциями: определение эмоции «радость» и «удивление» на картинке. “Курочка-Ряба”- сюжетно-ролевая игра

февраль

28

Эмоции. Пиктограмма «радость».

Закрепление. Знакомство с положительными эмоциями. Умение показать эмоцию «радость» на картинке. Игра “Два веселых гуся.”

“Ау”-игра -драматизация.

февраль

29

Эмоции. Пиктограмма

«удивление».

Закрепление. Знакомство с положительными эмоциями. Умение показать «удивление» на картинке. “Делаем сюрприз для Маши”.

март

30

Эмоции: негативные переживания. Пиктограмма

«грусть»

Знакомство с негативными эмоциями. Знакомство с пиктограммой. Умение показать грустное лицо (“грусть”) на картинке. Просмотр мультфильма “Поросенок Фунтик”

март

31

Эмоции: негативные переживания. Пиктограмма

«страх»

Знакомство с негативными эмоциями. Умение показать «страх» на пиктограмме и на картинках.

март

32

Эмоции: негативные переживания. Пиктограмма

«злость».

Знакомство с негативными эмоциями. Знакомство с пиктограммой “злость”. Умение показать

«злость» на картинках. Использование графического изображения. “Просмотр

март

мультфильмов “Приключения Буратино” и “Бармалей”

33

Понимание слов, обозначающих природные явления (снег, солнечно, дождь, гроза).

Знакомство с пиктограммами «снег», «солнечно»,

«дождь», «гроза». Использование графического изображения. Игра “Погода и времена года.”

апрель

34

Понимание слов, обозначающих природные явления (“солнечно”).

Знакомство с пиктограммами «солнечно». Использование графического изображения.

апрель

35

Понимание слов, обозначающих природные явления (“дождь”).

Знакомство с пиктограммами «дождь». Использование графического изображения.

апрель

36

Понимание слов, обозначающих природные явления (“гроза”).

Знакомство с пиктограммами «гроза». Использование графического изображения.

апрель

37

Состояние природы и погоды (дождь, гроза, ясно, солнечно, снег).

Знакомство с пиктограммами (дождь, гроза, ясно, солнечно, ясно, снег). Использование графического изображения.

апрель

38

Состояние природы и погоды (дождь, гроза).

Закрепление. Использование графического изображения пиктограмм “дождь”, “гроза”

май

39

Состояние природы и погоды (ясно, солнечно).

Закрепление. Использование графического изображения пиктограмм “ясно”, “солнечно”

май

40

Использование электронного устройства (коммуникатора) для обозначения расписания ежедневных рутин.

Использование электронного устройства.

май

41

Закрепление предыдущего урока.

Использование электронного устройства для обозначения расписания ежедневных рутин, одежды, обуви, животных, бытовых приборов.

Использование электронного устройства.

май

42

Диагностика АДК .

Матрица коммуникации (Приложение 1).

май

                3. Методическое и организационно-педагогическое обеспечение программы

3.1.Методические и теоретические основы программы.

Методологической основой программы является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Луконина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина и дополненная исследованиями ученых-дефектологов в отношении особенностей формирования речи у детей с интеллектуальными нарушениями (Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). а так же исследованиями зарубежных авторов Течнера С.Ф., Уайда Р. 

Программа построена на следующих принципах:

  1. Принцип «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский)
  2. Принцип «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я. Гальперин)
  3. Онтогенетический принцип
  4. Принцип комплексности
  5. Принцип практической направленности

Программа является дополнительной адаптированной программой для детей с ТМНР. В основу нашей программы были положены программы общего и коррекционного обучения авторов Л. Б. Баряевой, Т.В. Волосовец, Е.А. Екжановой, А. Р. Маллер, Е. А. Стребелевой.

3.2. Формы и методы обучения

               На всех этапах обучения используются следующие методы:

- наглядные методы обучения:

  • демонстрация - обучение, в котором обязательно присутствуют опыты, изучение реального обсуждаемого объекта, кинофильмы и т. п.
  • иллюстрирование - наглядное обучение, в процессе которого теоретическая часть сопровождается графическими подтверждениями: карточками ПЕКС, фотографиями и т. п.
  • наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а также для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;
  • показ способов и действий с коммуникативными средствами (планшетом коммуникатором коммуникативными кнопками), последовательности выполнения действий - направлены на приобретение детьми умений изображения и способов действия с предметами и материалами;

словесные методы

  • рассказ - последовательное изложение небольшого по объему материала. Различие с объяснением в том, что рассказ носит повествовательный характер и служит для сообщения обучающимся каких-либо фактов, примеров. В рассказе мы знакомим воспитанников с понятиями и явлениями.
  • объяснение   - истолкование явлений, понятий, закономерностей. Преподносится в виде монолога.

практические методы

  • упражнения - многократное выполнение заданий с целью улучшения качества знаний.

3.3. Форма организации– индивидуальные занятия

3.4. Виды занятий:

-комбинированное занятие

в процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик.

-тематическое занятие - занятие полностью посвящено конкретной теме, например, развитие устного счета;

-комплексное        занятие, состоящее        из        отдельных различных тематических занятий. Комплексные занятия объединяют различные занятия, в том числе музыкальные, познавательные, развивающие речь и т.д. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

-интегрированное занятие - занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные        каким-либо        тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих     видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

 3.5. Формы контроля и методы оценки

Входной контроль производится в начале года. Определяется уровень развития детей. Формы проведения: обследование.

Итоговая аттестация воспитанников проводится в конце обучения по программе. Определяется изменения уровня развития детей, их результатов обучения.

3.6. Формы подведения итогов реализации программы.

Критерии оценки.           

Итоговая аттестация проводится в конце мая – это мониторинг достижения планируемых результатов для оценки уровня достижения воспитанников по завершению обучения        и фиксируется в Матрице коммуникации (Приложение 1)

  1. . Материально-техническое обеспечение программы

Коммуникатор

Карточки Пекс (набор карточек пиктограмм)

Символические предметы

Коммуникативные кнопки

Коммуникативное расписание

Ламинатор

Ноутбук

Цветной принтер

Фотоальбом

                     Кукольный театр

                     Планшет

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Примерная адаптированная основная образовательная        программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 386с.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 стр.

3. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие, – Москва: Аркти, 2005. – 176 с.

     4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с

5. Программы специальных коррекционных учреждений VIII вида / Под ред. И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение, 1999.

6. Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / [пер. с англ. И. А. Чистович]. - Москва : Теревинф, 2014. - 428 с. 

     7.Черити        Роуленд.        Матрица        коммуникации.        Орегонский        институт        здоровья        и        науки          2011Г. - 28с.  https://www.communicationmatri. x.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook-Russian.pdf

Приложение 1. Матрица коммуникации

ФИО тестируемого___________________________________________________________

1.Ненамерен ное

поведение

А.1

Выражен ие дискомф орта

А.2

Выражает комфорт и удовольствие

А.3

Проявл яет интерес к людям

2. На меренное поведение

Б.1

Протесту ет

Б.2

Продолжает действие

Б.3

Желает получить большее

Б.4

Привле кяет вниман ие

3.Неконвен цио

нальная коммуника ция

С.1

Отказы вается от

чего-нибу дь

С.2

Просит продолж ить

чем-то занимать

ся

С.3

Желает заняться чем то новым

С.4

Просит чего-то больше («еще»)

С.5

Выбирае т

С.6.

Просит новый предме т

С.8

Привле кяет вниман ие

С.9

Демонстри рует привя занность

4.Конвенци ональная символичес кая

С.1

Отказы вается от

чего-нибу дь

С.2

Просит продолж ить

чем-то занимать ся

С.3

Желает заняться чем то новым

С.4

Просит чего-то больше («еще»)

С.5

Выбирае т

С.6.

Просит новый предме т

С.8

Привле кяет вниман ие

С.9

Демонстри рует привя занность

С. 10

При ветст вует людей

С.1 1

Де Ли т ся

С12

Прив ле кает вним ание к чему- либо

С.13

Исполь зует формы вежлив ого обраще ния

С. 14

Отвечает на вопросы» да» или

«нет»

С.15

Зада ет воп рос ы

С.16

Назы вает предм еты и людей

С17

коммун ицируе т

5.

6.

Абстрактн ые символы

С.1

Отказы вается от

чего-нибу дь

С.2

Просит продолж ить

чем-то занимать ся

С.3

Желает заняться чем то новым

С.4

Просит чего-то больше («еще»)

С.5

Выбирае т

С.6.

Просит новый предме т

С.7

Просит отсут ствующий предмет

С.8

Привле кяет вниман ие

С.9

Демонс трирует привя занность

С. 10

При ветст вует людей

С.1

1

Де Ли т ся

С12

Прив ле кает вним ание к чему- либо

С.13

Исполь зует формы вежлив ого обраще ния

С. 14

Отвечает на вопросы» да» или

«нет»

С.15

Зада ет воп рос ы

С.16

Назы вает предм еты и людей

С17

коммун ицируе т

7. Язык

С.1

Отказы вается от

чего-нибу дь

С.2

Просит продолж ить

чем-то занимать ся

С.3

Желает заняться чем то новым

С.4

Просит чего-то больше («еще»)

С.5

Выби рает

С.6.

Просит новый предме т

С.7

Просит отсут ствующий предмет

С.8

Привле кяет вниман ие

С.9

Демонс трирует привя занность

С. 10

При Ветст вует людей

С.1 1

Де Ли т ся

С12

Прив ле кает вним ание к чему- либо

С.13

Исполь зует формы вежлив ого обраще ния

С. 14

Отвечает на вопросы» да» или

«нет»

С.15

Зада ет воп рос ы

С.16

Назы вает предм еты и людей

С17

коммун ицируе т

Отказ

Получение желаемого

Социальное взаимодействие

Информация

Конкретны е символы

С.1

Отказы вается от

чего-нибу дь

С.2

Просит продолж ить

чем-то занимать ся

С.3

Желает заняться чем то новым

С.4

Просит чего-то больше («еще»)

С.5

Выбирае т

С.6.

Просит новый предме т

С.7

Просит отсут ствующий предмет

С.8

Привле кяет вниман ие

С.9

Демонстри рует привя занность

С. 10

При ветст вует людей

С.1 1

Де Ли т ся

С12

Прив ле кает вним ание к чему- либо

С.13

Исполь зует формы вежлив ого обраще ния

С. 14

Отвечает на вопросы» да» или

«нет»

С.15

Зада ет воп рос ы

С.16

Назы вает предм еты и людей

С17

коммун ицируе т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ"

Исследования показывают, что речь и альтернативные способы коммуникации могут поддерживать друг друга. Для детей, которые находятся в группе риска, что речь у них не разовьётся, помощь должна осуществ...

Календарно - тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Целью программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умен...

рабочая тетрадь по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в ко...

презентация " Альтернативная и дополнительная коммуникация"

В данной презентации раскрыты виды альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ....

Коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация» в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС.

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Они не испытывают мотивации к общению, не умеют осуществлять речевое взаимодействие. Всё...