Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности».
план-конспект
Индивуально-подгрупповое открытое занятие для детей с ТМНР и интелектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_shkolnye_prinadlezhnosti.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №5».
Конспект
логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.
Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности».
Логопед высшей квалификации
Горбачева О.Ю
г.Пушкин
2023 г.
Конспект логопедического занятия с детьми с логопедическим заключением системное недоразвитие речи с использованием средств альтернативной коммуникации.
Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности».
Цель: овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепить знания по теме: «Школа. Школьные принадлежности», обучать соотнесению изображения с пиктограммой, глобальному чтению.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать потребность в коммуникации, развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения, использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
- Воспитывать уважение друг к другу, вежливость.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка:
- пополнять словарный запас;
- развивать умение использовать усвоенный словарный запас в коммуникативных ситуациях;
- формировать умение использовать средства альтернативной коммуникации (карточки, пиктограммы, коммуникатор Гоу Толк, коммуникативные кнопки на одно высказывание);
- учить узнавать и различать напечатанные слова, буквы.
2. Развивать познавательные психические процессы, общую и мелкую моторику;
Оборудование: фотографии детей, предметные и сюжетные картинки, разрезные картинки, визуальное расписание, презентация «Приветствие», пиктограммы «привет», «пока», «мне нравится», набор карточек «Тихое чаепитие», цветные стаканчики, карандаши, коммуникативные кнопки, коммуникатор ГОУ ТОЛК, пособие Е.Круогла «Сложи слово» по теме, пиктграммы PECS , смартфон, разрезные буквы, напечатанные слова : школа, ручка, учитель.
Ход занятия.
Логопед предлагает, прежде чем, приступить к занятию, поприветствовать друг друга. Читает стихотворение А. Кондратьева "Здравствуйте":
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку
- Здравствуй! –
улыбнётся он в ответ.
И наверное
Не пойдёт в аптеку
и здоровым будет много лет.
- Когда люди говорят-"Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Давайте и мы с тобой поприветствуем друг друга, а сделать это можно следующим образом.
Приветствие
Логопед рассказывает о различных способах приветствия [слайды]:
- Пожать руку;
- Кивнуть головой
- Помахать рукой
- Приветствие кепкой
- Поднятие руки или кисти
- Поздороваться ладонями
- Поздороваться кулачками
- Поклониться (по-японски)
- Ладони сложить как для молитвы (по-индийски) - А мы еще можем поприветствовать друг друга, показав карточку «привет».
- Ребята, покажите жестом и на фотографии, кто сегодня занимается? (жест «я»).
Мотивационный этап.
(логопед предлагает собрать картинку из 2-х частей)
Л.: Ребята, чтобы узнать тему занятия, соберите части, чтобы получилась целая картинка.
Л.: Молодцы! Это карандаши. Карандаши относятся к школьным принадлежностям. Сегодня на занятии мы будем говорить о школьных принадлежностях.
Основной этап.
Стук в дверь, появляется Лиса с корзиной.
- Я Лиса-краса, в кабинеты учителей я заходила, что увидела, то и прихватила.
Л: Лиса, мы покажем тебе то, что надо брать в школу. Пойдем вместе с нами в путешествие по дороге знаний, а за каждое выполненное задание будем получать блинчик.
(поощрительные смайлики).
В ходе занятия на полоске для визуального расписания прикрепляются символы задания, при выполнении под карточку размещается смайлик.
Дидактическая игра «Да и нет», «Что это?».
Выбрать из корзины Лисы только школьные принадлежности, ответить самим или с помощью коммуникативной кнопки:
-Карандаш нужен в школе?
-А кукла? И т.п.
Дидактическая игра «Сортировка».
Л:
-Целая коробка, всех цветов набор,
Если пожелаешь, тут найдешь любой.
-Ребята, посмотрите, как много у Лисы осталось карандашей! Давайте для каждого найдем стаканчик такого же цвета.
Дети распределяют карандаши, и нажимают на Гоу Толке цвет, называют.
Лиса:
До чего же хороши у меня карандаши,
Красный, желтый, голубой,-выбирай себе любой!
Дидактическая игра «Собери слово». Глобальное чтение. (Пособие Е. Круогла.)
Л: Следующая остановка нашего путешествия «Собери слово». Нужно к картинке прикрепить соответствующее слово (глобальное чтение), и собрать из букв это же слово. Молодцы!
-Нам помощь больше не нужна,
Мы выучили буквы.
Сами читаем все слова,
Спросите у Лисы и куклы!
А теперь пора на перемену! В школу мы идем осенью, значит и переменка у нас будет осенняя!
Физминутка
Если листья пожелтели, (поднимают руки, вращения ладонями)
Дождь холодный моросит, (стучат пальчиками по парте)
Птицы к югу полетели ,(машут руками)
Значит осень к нам спешит! (топают ногами)
Задание «Найди одинаковое и обведи».
Л: Ребята, помогите Лисе найти все одинаковые школьные вещи на картинке и обведите.
-Посмотрите-ка вокруг!
Ручкой мы рисуем круг,
Тетрадь с портфелем обведем,
Лису в школу отведем!
Д: Обводят одинаковые тетради, портфели по образцу.
Дидактическая игра «Да, нет». Понимание обращенной речи и назначения предметов. (Коммуникативные кнопки.)
-Ручкой пишут?
-Ножницами можно рисовать?
-Карандашом едят кашу?
-Рисуют на стенах?
-Карандашом рисуют в альбомах?
-Осенью холодно? И т.п.
Молодцы!
Заключительный этап.
Л.: Сегодня на занятии мы рассказали Лисе о школьных принадлежностях.
Игра «Лото»
Логопед демонстрирует школьные принадлежности, просит детей найти и прикрепить на свои карты лото соответствующие картинки, назвать их и нажать на картинку на коммуникаторе.
Л: Ребята, теперь Лиса сможет правильно собрать портфель. А мы с вами молодцы, в конце учебного дня нас ждет угощение!
Дидактическая игра «Тихое» чаепитие».
Л: Найдите среди карточек любимые угощения и составим предложения и выберите настоящие любимые сладости!
Дети составляют с помощью пиктограмм в коммуникативных альбомах предложения и получают подарки.
-Мне нравится…
-Я люблю…
Итог занятия.
Л: Спасибо ребята и Лиса за хорошее занятие! До свидания! До встречи!
Логопед и дети прощаются с помощью коммуникатора с использованием пиктограммы «Пока», жеста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный словарь по теме "Школа. Школьные принадлежности" для 2 класса.
Предлагаемое пособие представляет собою электронный словарь по английскому языку к учебнику «Enjoy English-2» М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубаневой для 2 класса.Он раз...
Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...
Проект "Играем с чистоговорками" по лексической теме "Школа.Школьные принадлежности" И.Н.Думитраш, учитель-логопед.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий. Могучий и поистине волшебный русский язык» К.Г.Паустовский Возможность говорить, общаться-это удивительный дар...
Методическая разработка на тему: "Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ"
Исследования показывают, что речь и альтернативные способы коммуникации могут поддерживать друг друга. Для детей, которые находятся в группе риска, что речь у них не разовьётся, помощь должна осуществ...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков по звонкости-глухости: [п] – [б]. Лексическая тема «Профессии наших мам»
Конспект открытого логопедического занятия...
Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми – инвалидами
Консультация по вопросу коммуникации детей с ОВЗ...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная и дополнительная коммуникация» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью.
Важнейшей особенностью курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) и умеренной, тяжелой, глубокой ...
- Мне нравится (1)