Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми – инвалидами
консультация
Консультация по вопросу коммуникации детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование средств альтернативной
и дополнительной коммуникации
в работе с детьми – инвалидами»
(Консультация)
Подготовила учитель высшей категории:
Светлакова Валентина Алексеевна
ГБОУ школа-интернат №16
Пушкинского района,
г. Санкт-Петербург
2024 г.
«Использование средства альтернативной и дополнительной
коммуникации в работе с детьми - инвалидами»
Коммуникация – это обмен информацией между собеседниками.
Под средствами общения мы понимаем те операции, с помощью которых каждый участник отношений строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.
Существует три категории общения.
1. Экспрессивно – мимические средства общения – улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела.
2. Предметно – действенный средства общения: локомоторные и предметные движения, приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей.
3. Речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Речь у детей возникает в том случае когда имеется эмоциональный контакт со взрослым (он обуславливает желание ребёнка что – то сказать взрослому).
При оценке ограничений детей с ТМНР мы отмечаем, что они испытывают затруднения во всех областях жизнедеятельности:
- не могут самостоятельно передвигаться, удерживать своё тело в сидячем положении;
- имеют трудности с целевым использованием рук и постоянно нуждаются во внешней помощи при удовлетворении всех своих потребностей;
- не могут объясняться с другими при помощи речи;
- имеют существенные затруднения в восприятии, обработке и воспроизведении информации;
- затрудняются по собственной инициативе вступать и поддерживать контакт с другими людьми;
- не могут адекватно выражать эмоциональные состояния и вести себя в определённых ситуациях, демонстрируют деструктивные действия и др.
Критерии, взятые за основу педагогического обследования детей с ТМНР, базируются на том, что основным в обучение таких детей является привитие им жизненных умений навыков. Поэтому в процессе диагностики педагог изучает сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений.
Критерии, взятые за основу педагогического обследования детей с ТМНР, базируются на том, что основным в обучение таких детей является привитие им жизненных умений навыков. Поэтому в процессе диагностики педагог изучает сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений.
Традиционно коммуникация делится на вербальную и невербальную.
Альтернативная и дополнительная коммуникация – это общий термин, обозначающий все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие устную и письменную речь людей, которые имеют трудности в понимании и/или использовании общепринятой системы коммуникации.
Альтернативную коммуникацию можно рассматривать в разных аспектах:
- как способ коммуникации, отличный от речи;
- как ряд инструментов и стратегий, использование которых решают повседневные коммуникативные проблемы;
- как метод коммуникации в дополнение к традиционным методам обучения устной и
письменной речи в случае их нарушения; - как поддержка или замена устной и/или письменной речи и так далее.
- поддерживающая коммуникация;
- вспомогательная коммуникация;
- дополнительная коммуникация;
- тотальная коммуникация;
- альтернативная аугментативная коммуникация.
Основные средства: вокализация, мимика, пантомимика, жесты, показ жестом или
взглядом.
Системы коммуникации: русский жестовый язык, Макатон, Сигналонг, жестовая речь Пагет Гормана. Главное преимущество - не требуют дополнительных устройств и могут использоваться в любой момент, основной недостаток - не все могут понимать такие системы.
Так же существует коммуникация с использованием дополнительных средств, например, коммуникативных книг и досок, компьютеров, синтезаторов голоса и др.
Можно выделить две группы таких средств: это низко технологичные устройства (коммуникативные книги, карты, карточки, визуальное расписание, рамки E-Tran) и высокотехнологичные устройства: компьютеры и планшеты со специальным программным обеспечением, технические устройства c разным набором озвучиваемых слов и т.д.
Визуальная поддержка – это вспомогательное средство коммуникации, позволяющее донести информацию до человека, имеющего трудности в понимании и использовании звучащей речи, а также средство, поддерживающее процессы внимания, памяти, мышления и др. человеку, испытывающему в этом сложности.
Лёб система – система вступления в коммуникацию с неговорящими умственно
отсталыми детьми. Она включает 60 символов (пиктограмм), разделенных на 10 тематических групп:
- Общие знаки взаимопонимания.
- Слова, обозначающие качества.
- Сообщение о состоянии здоровья.
- Посуда, продукты питания.
- Предметы домашнего обихода.
- Личная гигиена.
- Игры и занятия.
- Религия.
- Чувства.
- Работа и отдых
Система средств дополнительной коммуникации необходима в случае выраженной дефицитарности усной речи при необходимости невербальной поддержки.
«Дополнительная» указывает на то, что обучение альтернативным формам коммуникации несет в себе двойную цель: поддерживать развитие речи и обеспечивать альтернативную коммуникацию, если способность говорить так и не разовьется.
Выводы:
Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия,
но многие люди не могут использовать речь для полноценного общения.
Успешное социальное и эмоциональное развитие не возможно без свободной коммуникации. Ребенок должен быть способен выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно.
Коммуникация — это не только слова и речь. Коммуникация – основа жизни человека.
Успешное развитие не возможно без коммуникации. Об этом всегда нужно помнить.
Для чего же нужна коммуникация? Коммуникация нужна, чтобы:
- кому-то что-то сообщить,
- на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
- получить опыт.
Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Социальная работа с детьми инвалидами"
защищалась работа на российской конференции г.Ярославль 2012 г I место...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....
4.3. Работа с детьми -инвалидами и (или) детьми с ограниченными возможностями здоровья
Справка, копии дипломов...
План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...
Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...
Выступление социального педагога "Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и их семьями"
Выступление...
Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Эта статья о том, какие методы помогают учителю успешнее работать на уроках русского языка и литературы с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем....